Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ » Теория систем и системный анализ: учебный курс

Тема 2. Основные понятия
18.01.2012, 19:50

Понятие системы и среды
Понятие системы уточняется и совершенствуется вместе с развитием самого системного анализа. Так, основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи определил систему как комплекс взаимодействующих элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Таким образом, исходным моментом в определении системы является ее сопоставление со средой, т.е. среда - это все то, что не входит в систему, а система - это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Между средой и системой существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процессвзаимодействия среды и системы. Выделение системы из среды и определение границ их взаимодействия является одной из первоочередных задач системного анализа. От правильности определения границ зависят не только выполняемые функции, эффективность и качество системы, но и нередко сама ее жизнедеятельность. С другой стороны, диалектической основой системных исследований является принцип системности, суть которого сводится к тому, что система как нечто целое обладает свойствами, не присущими составляющим ее элементам (свойство целостности, эмерджентности). В этом случае при определении системы необходимо исходить из двух основополагающих понятий [2, 3]:

  • система как совокупность взаимодействующих элементов;
  • система как целостное образование, обладающее новыми системообразующими свойствами.

С учетом вышеизложенного перечислим следующие отличительные свойства системы:

  • система есть нечто целое;
  • система есть множество элементов, свойств и отношений;
  • система есть организованное множество элементов;
  • система есть динамическое множество элементов.

Тогда определение системы можно сформулировать следующим образом: система есть конечное множество элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного временного интервала [2].

В данном случае под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. При этом ответ на вопрос: что является такой частью? - не может быть однозначным и зависит от целей рассмотрения объекта как системы. Объективно с точки зрения элементов внешней среды любая система существует как источник удовлетворения ее потребностей. Из этого следует, что простейшая модель взаимодействия между системой и средой выглядит следующим образом (рис.1.1).

ris_1-1.gif (1960 bytes)

Рис.1.1. Модель взаимодействия системы и среды

Элементы внешней среды задают системе множество целей и ограничений – Z = {z k} и поставляют множество ресурсов – X = {x }.

Выходом из системы является множество конечных продуктов и услуг (КП) – Y = {y i ), ориентированных на удовлетворение потребностей внешней среды. При этом множество конечных продуктов и ресурсов можно классифицировать на следующие группы: материальные, информационные, финансовые, трудовые, энергетические. В ряде случаев в классификаторе выходов системы помимо полезных конечных продуктов необходимо выделять отходы, т.е. конечные продукты, оказывающие негативное влияние на внешнюю среду.

Один из вариантов модели взаимодействия предприятия "как системы” с элементами ее внешней среды представлен на рисунке 1.2 [2].

ris_1-2.gif (18348 bytes)

Рис. 1.2. Модель взаимодействия предприятия с элементами внешней среды

Рассмотрим фрагмент модели взаимодействия учебного заведения с элементами внешней среды [2].

В качестве конечных продуктов учебного заведения можно рассматривать следующие множества:

  • инженерные и научные кадры:

y- инженерные кадры, подготовленные по типовым учебным планам;

y- инженерные кадры, подготовленные по заказам органов власти и управления;

y- инженерные кадры, подготовленные по заказам финансовых институтов;

y- инженерные кадры, подготовленные по заказам конкретного предприятия и т.д.;

y- кадры высшей квалификации;

  • информационную продукцию вуза:

y- учебно-методическая литература;

y- научно-техническая литература;

y- отчетная информация о деятельности вуза;

y- научно-технические разработки вуза.

В качестве входных ресурсов учебного заведения выделим:

  • финансовые ресурсы:

x- средства федерального бюджета для организации учебного процесса;

x- средства местного бюджета для организации учебного процесса;

x3 - средства внебюджетных фондов для организации учебного процесса;

x- средства благотворительных фондов для организации учебного процесса;

x5 - кредиты банков для организации учебного процесса;

x- финансовые ресурсы для организации научно-исследовательской деятельности;

x- финансовые ресурсы для организации административно-хозяйственной деятельности;

  • абитуриентов, поступающих в вуз:

x8 - на основе госбюджетного финансирования;

x9 - по заказам органов власти и управления;

x10 - по заказам финансовых институтов;

x11 - по заказам конкретных промышленных предприятий;

x12 - на личные сбережения родителей.

В качестве ограничений, определяющих деятельность вуза, можно рассматривать следующие:

  • ограничения по учебной деятельности:

z1 - требования государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов по конкретной специальности;

z2 - требования органов власти и управления к качеству подготовки специалистов;

z3 - требования финансовых структур к качеству подготовки специалистов;

  • ограничения по научно-исследовательской деятельности:

z4 - требования федеральных органов к качеству выполнения госбюджетных тем;

z5 - требования заказчиков к качеству выполнения хоздоговорных тем.

Понятие проблемной ситуации
Как было показано в предыдущем подразделе, взаимодействие между системой и средой построено по следующей схеме: среда поставляет системе ресурсы, устанавливает цели, ограничения, а получает из системы и потребляет ее конечные продукты (КП). Характерно, что КП системы принципиально не могут быть созданы в среде (в противном случае нет необходимости выделять систему из среды).

Возникшая либо назревающая степень неудовлетворения элементов внешней среды конечными продуктами системы либо низкая эффективность взаимодействия элементов внешней среды с системой порождают новое понятие системного подхода - "проблемная ситуация”. В этом случае очевидно, что перечень проблемных ситуаций можно определить исходя из анализа взаимосвязи элементов множеств:

X = {x }, Y = {y i ), Z = {z k}.

При проведении данного этапа системных исследований рекомендуется, прежде всего, четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место [5]. При этом содержание деятельности включает следующие этапы [2, 5]:

  • установление содержания проблемы, т.е. уяснение, существует ли в действительности проблема либо является надуманной;
  • определение новизны проблемной ситуации;
  • установление причин возникновения проблемной ситуации;
  • определение степени взаимосвязи проблемных ситуаций;
  • определение полноты и достоверности информации о проблемной ситуации;
  • определение возможности разрешения проблемы.

Определение существования проблемы предполагает проверку истинности или ложности формулировки проблемы и ее принадлежности. Проверка истинности существования проблемы должна определяться, прежде всего, по наличию в системе совокупности экономических и социальных потерь, а ее значимость - по критерию экономического либо социального эффекта, получаемого в системе после ликвидации проблемной ситуации. Оценка же степени проблемности должна производиться путем сопоставления фактических (в данный момент либо в будущем) значений целей с их плановыми либо нормативными значениями.

Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления и установления возможных прецедентов или аналогий. Наличие прошлого опыта или нормативных рекомендаций позволяют существенно облегчить работу экспертов по выработке и принятию решений по ликвидации проблемы.

Установление причин (как в системе, так и во внешней среде) возникновения проблемы позволяет глубже понять закономерности функционирования объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, приведшие к проблемной ситуации.

При анализе проблемной ситуации необходимо установить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими проблемами. При этом необходимо провести классификацию этих проблем на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные. Анализ взаимосвязей проблем создает возможности четкого и глубокого выявления причинно-следственных зависимостей и способствует выработке комплексного решения, что, в свою очередь, позволяет выдавать рекомендации по изменению не только исследуемой системы, но и внешней среды.

Большое значение в анализе имеет определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации. В случае полной информации нетрудно сформулировать сущность проблемы и комплекс характеризующих ее условий. Если же имеет место неопределенность информации, то необходимо рассмотреть две альтернативы: провести работу по получению недостающей информации; отказаться от получения дополнительной информации и принимать решение в условиях имеющейся неопределенности. Выбор той или иной альтернативы в каждом конкретном случае надо производить исходя из схемы "затраты - эффект”.

Важной составной частью анализа проблемной ситуации является определение степени разрешимости проблемы. В данном случае уже на предварительном этапе необходимо хотя бы приблизительно оценить возможность разрешения проблемы, поскольку не имеет смысла заниматься поиском решений для неразрешимых в данный момент времени проблем.

Сложность и многообразие систем и проблемных ситуаций требуют разработки формальных процедур организации такого рода деятельности. В [2, 6] предлагается следующий перечень методов, позволяющих систематизировать анализ и оценку проблемных ситуаций:

  • анкетное обследование;
  • прогнозирование на базе временных рядов;
  • производное прогнозирование (использование уже полученных прогнозов для оценки каких-либо ситуаций. Например, компания, производящая запчасти к автомобилям, может воспользоваться прогнозами об объемах продаж автомобилей);
  • моделирование на базе факторного и регрессионного анализа (установление причинно-следственных связей между некоторыми факторами и переменной величиной, которую необходимо определить);
  • метод мозгового штурма;
  • метод Дельфи;
  • метод разработки сценариев.

Более подробная информация по некоторым методам будет представлена в следующих разделах учебного пособия.

Продолжая рассматривать пример анализа взаимодействия учебного заведения с элементами внешней среды, выделим следующий перечень проблемных ситуаций [2]:

  • на взаимосвязи y4 - низкое качество подготовки специалистов, несоответствующее требованиям современного производства;
  • на взаимосвязи x1 - низкий уровень финансирования учебного процесса со стороны государства;
  • на взаимосвязи x3 - низкие объемы и темпы привлечения внебюджетных средств при организации целевой и коммерческой подготовки студентов;
  • на взаимосвязи x8 - низкий конкурс при поступлении в вуз по ряду специальностей и т.д.

Понятие цели системы
Понятие цели и связанные с ним понятия целенаправленности, целеустремленности, целесообразности трудно сформулировать ввиду их неоднозначного толкования. Так, в БСЭ цель определяется как "заранее мыслимый результат созидательной деятельности человека”. Кроме того, в литературе имеется еще ряд альтернативных вариантов определения цели системы [2,3]:

  • "желаемое состояние выходов системы”;
  • "определенное извне или установленное самой системой состояние ее выходов”;
  • "идеальный образ того, чего человек либо группа людей хочет достичь”;
  • "предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия”;
  • "требуемые внешней средой результаты деятельности системы, заданные на множестве выходных конечных продуктов”.

В данном случае при определении понятия цели будем исходить из следующих предпосылок. Поскольку проблемная ситуация идентифицируется с анализом взаимоотношений системы с элементами внешней среды, то цели системы должны выражаться через идеальный информационный образ этих взаимоотношений. Таким образом, главная трудность формирования целей связана с тем, что цели являются как бы антиподом проблем. Формулируя проблемы, мы говорим в явном виде, что нам не нравится. Говоря о целях, мы пытаемся сформулировать, что мы хотим. При формулировке цели не следует подменять ее средствами. Предположим, вы хотите "улучшить информационное обслуживание своей фирмы” - приобретение необходимого количества ПЭВМ является лишь одним из возможных действий в этом направлении. В дальнейшем будем исходить из следующей классификации целей [2, 3] (рис. 1.3).

ris_1-3.gif (2690 bytes)

Рис.1.3. Классификация целей

Конечные цели характеризуют вполне определенный результат, который может быть получен в заданном времени и пространстве. В этом случае цель можно задать в виде желаемых значений (или области желаемых значений) параметров состояния системы. Таким образом, конечная цель может быть представлена как некоторая точка (или область) в пространстве состояний.

Бесконечные цели определяют, как правило, общее направление деятельности. Бесконечная цель может задаваться как вектор в пространстве состояний системы, например, в виде функций максимизации или минимизации параметров состояния.

Выбор того или иного класса целей зависит от характера решаемой проблемы. Очевидно, что при определении целей необходимо исходить из общественных интересов системы. При этом формулировка целей может выражаться как в качественной, так и в количественной форме, должна быть четкой и компактной, носить повелительный характер.

По отношению к состоянию целей система может находиться в двух режимах: функционирования и развития. В первом случае считается, что система полностью удовлетворяет потребности внешней среды и процесс перехода ее и ее отдельных элементов из состояния в состояние происходит при постоянстве заданных целей. Во втором случае считается, что система в некоторый момент времени перестает удовлетворять потребностям внешней среды, и требуется корректировка прежних целевых установок.

Учитывая, что практически все системы относятся к классу многопродуктовых (многоцелевых) систем, следует рассматривать простые (частные) цели системы и сложные (комплексные) цели. Так, например, для достижения успеха в бизнесе можно ограничиться заданием целей в основных областях деятельности (производство, финансы, коллектив, экология) [2]:

  • максимизация объема выпуска продукции;
  • минимизация затрат ресурсов;
  • максимизация прибыли;
  • максимизация эффективности инноваций;
  • минимизация финансовых затрат;
  • минимизация социальной напряженности;
  • минимизация загрязнения окружающей среды.

Современная концепция управления по целям является одним из эффективных средств организации корпоративного управления. Она основана на том, что каждый член организации представляет себе цели организации и стремится к их достижению. При этом для такого управления характерны следующие особенности [2]:

    1. деятельность сотрудников должна оцениваться по ее результатам (достижениям), а не по количеству отработанного времени;
    2. сотрудники должны знать цели организации и стремиться к их достижению;
    3. сотрудники должны иметь право отстаивать свои собственные цели.

Установление личных целей придает человеку осмысленное поведение и высокую мотивацию. Римский философ Сенека однажды высказался: "Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным”. Многочисленные социологические исследования в этом направлении показывают, что человек всегда стремится достичь разумного компромисса между личными и профессиональными интересами. Личные интересы, как правило, определяются человеком в виде определенного стандарта удовлетворения своих потребностей. Одним из возможных вариантов задания таких стандартов для определения личных целей является следующий, включающий семь направлений целеполагания:

  • карьера;
  • душевное состояние;
  • вера (религия), идеалы;
  • финансы;
  • физическое состояние;
  • друзья;
  • семья.

Содержательная формулировка целей является необходимым, но не достаточным условием осуществления целеполагания. Для конкретизации целей необходимо задать критерии достижения целей и ограничения, при которых осуществляется поиск возможных вариантов решения [2,3].

Критерий – мера близости к цели. В этом смысле критерий – это модель цели. Критерий достижения целей отождествляется с показателем эффективности системы и может выражаться как в качественной, так и в количественной форме. От критериев требуется как можно большее сходство с целями для того, чтобы оптимизация решения в системе выбранных критериев соответствовала максимальному приближению к цели.

Наряду с выбранными критериями большое влияние на выбор того или иного варианта решения оказывает система выделенных в задаче ограничений. Ограничения - это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений. Требования системности при рассмотрении вопроса требуют учета всех возможных ограничений: организационных, экономических, правовых, технических, психологических и т.д. При этом качественные ограничения формулируются, как правило, в терминах "не разрешается”, "не допускается”, а количественные - "не более”, "не менее”, "в интервале от-до”. Ограничения, как правило, дополняют (конкретизируют) сформулированные ранее цели и в ряде случаев могут сделать цели нереализуемыми. В этом случае необходимо через проведение ряда итерационных процедур снять часть ограничений.

При формировании целей и ограничений используется так называемое пространство целеполагания. Пространство целеполагания – совокупность систем, предъявляющих требования к исследуемой системе. Для организационных систем это пространство включает такие системы окружающей среды (см. рис. 1.2):

  • вышестоящие организации, местные и федеральные органы управления;
  • подведомственные организации;
  • потребители и поставщики.

В пространство целеполагания также включается сама система, предъявляющая собственные требования.

Нужно отметить, что установить правильную систему целей намного важнее, чем найти наилучший вариант решения. Не самый лучший вариант приведет все-таки к целевому результату. Выбор же неправильной цели приводит не столько к решению самой проблемы, сколько к появлению новых проблем.

Примеры целей для ликвидации проблемных ситуаций по y4 и x[2]:

    1. повышение качества подготовки специалистов, проходящих обучение на контрактной основе;
    2. обеспечение среднего балла по диплому для специалистов, обучаемых на контрактной основе, не ниже 4,5;
    3. увеличение объема привлекаемых внебюджетных средств от контрактного обучения до N рублей;
    4. обеспечение 100%-го выполнения договорных обязательств с предприятиями, получающими молодых специалистов.

Понятие функций системы
Наличие проблемной ситуации и сформулированной цели системы как прообраза ее будущего состояния требует реализации определенных действий по достижению заданных целевых результатов.

В этом случае определим функцию системы как способ (совокупность действий) достижения системой поставленных целей [3, 7].

В действующих системах множество функций задается, как правило, в уставе организации, множестве должностных инструкций. В этом случае задачей системного анализа является выявление соответствия между целями организации и множеством ее нормативных функций.

Для определения множества функций вновь проектируемых систем либо определения множества вариантов решения каких-либо проблемных ситуаций с успехом могут быть использованы некоторые формальные приемы системного анализа: метод декомпозиции; использование стандартных моделей сложных систем; IDEF0-методология; метод формирования иерархических содержательных моделей и др. Перечисленные методы будут рассмотрены ниже.

Например, при реализации цели "Обеспечение качества подготовки специалистов, соответствующего требованиям конкретного предприятия”

можно сформулировать следующие функции (виды деятельности) [2]:

  1. заключение договоров по целевой подготовке специалистов;
  2. перевод студентов на индивидуальное обучение;
  3. подготовка цикла специализированных занятий, соответствующих требованиям предприятия;
  4. развитие материальной базы учебного процесса и т.д.

В ряде случаев для генерации множества функций рекомендуется привлекать внешних экспертов, специалистов, не обремененных прошлым системы, не знающих ее внутренних ограничений и противоречий.

Понятие структуры системы
Рассмотренные выше этапы создания системы для конкретной проблемной ситуации (формирование целей и способов их достижения, т.е. функций) объективно требуют следующего логического шага - выявления таких элементов и отношений между ними (внутреннего устройства системы), которые реализуют целенаправленное функционирование системы.

Элементы любого содержания, необходимые для реализации функций, назовем частями или компонентами системы. Совокупность частей (компонентов) системы образует ее элементный (компонентный) состав. При этом те элементы системы, которые рассматриваются как неделимые, будут называться элементарными. Часть системы, состоящая более чем из одного элемента, образует подсистему. Вместе с тем каждую из подсистем, реализующих конкретную функцию, можно, в свою очередь, рассматривать как новую систему и т.д.

Упорядоченное множество отношений между частями, существенное по отношению к цели, необходимое для реализации функции, образует структуру системы.

Понятие структуры происходит от латинского слова structure, означающего строение, расположение, порядок, а наиболее точное определение структуры выглядит следующим образом: "Под структурой понимается совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними” [2]. При этом понятие "связи” может характеризовать одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Отношения между элементами системы могут быть самыми разнообразными. Можно выделить следующие типы отношений:

  • классификационные ("род – вид”);
  • отношения типа "часть- целое”;
  • пространственные отношения;
  • временные отношения;
  • материальные (вещественные, энергетические, информационные) связи;
  • определяющие отношения (определяющие свойства, в том числе через математические, логические соотношения между свойствами элементов);
  • эмпирические отношения.

К последнему типу относятся весьма разнообразные отношения, присутствующие в реальных системах, например: "руководить”, "владеть”, "нравиться” и т.д.

При проведении анализа используются два определяющих понятия структуры: материальная структура и формальная структура [3].

В общем случае под формальной структурой понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения системой поставленных целей. Из определения следует, что формальная структура описывает нечто общее, присущее системам одного типа. В свою очередь, материальная структураявляется носителем конкретных типов и параметров элементов системы и их взаимосвязей.

Приведенные рассуждения позволяют сделать два вывода относительно сущности формальных структур: фиксированной цели соответствует, как правило, одна и только одна формальная структура; одной формальной структуре может соответствовать множество материальных структур.

При проведении системного анализа на этапе изучения формальных и материальных структур системы аналитики решают обычно следующие задачи:

  • определение соответствия существующей структуры новым целям и функциям системы;
  • определение необходимости реорганизации существующей структуры либо проектирования принципиально новой структуры;
  • определение вида распределения (перераспределения) новых и старых функций системы по элементам структуры.

Пример. Рассмотрим формальную структуру часов. Вне зависимости от индивидуальных особенностей самых разнообразных часов (электронных, механических, песочных, солнечных и т.д.) в состав структуры часов входят два основных элемента: датчик времени и индикатор времени. Еще один элемент - эталон времени – может включаться в структуру часов или быть внешним элементом [3]. На рис. 1.4   приведена формальная структура часов.

ris_1-4.gif (2337 bytes)

Рис. 1.4. Формальная структура часов

Основные функциональные элементы структуры:

Датчик времени – процесс, соответствующий ходу времени (электрический ток, равномерное раскручивание пружины, равномерная струйка песка, вращение Земли вокруг своей оси и т.д.).

Индикатор времени – устройство, преобразующее и отображающее состояние датчика в сигнал времени для пользователя.

Эталон времени служит для синхронизации часов, т.к. с течением времени показания часов будут отличаться от эталона (например, это сигналы точного времени по радио).

В структуру часов входят основные отношения между функциональными элементами:

1 – однозначное соответствие временного процесса и его отображения на индикаторе;

2 – соответствие временного процесса эталону;

3 – периодическое сравнение и устранение расхождения показаний и эталона;

4 – поступление энергии;

5 – регулировка индикатора;

6 – показания часов.

Рассмотрим типовые структуры, используемые при построении административных, производственно-технологических и вычислительных систем (рис. 1.5) [2].

ris_1-5.gif (4239 bytes)

Рис. 1.5. Типы (виды) структур:
а) линейная; б) кольцевая; в) сотовая; г) многосвязная; д) колесо; 
е) иерархическая; ж) звездная; з) графовая; и) матричная

Линейная структура (рис.1.5, а) характеризуется тем, что каждая вершина связана с двумя соседними. При выходе из строя хотя бы одного элемента (связи) структура разрушается.

Кольцевая структура (рис.1.5, б) отличается замкнутостью, любые два элемента обладают двумя направлениями связи. Это повышает скорость общения, делает структуру более живучей.

Сотовая структура (рис.1.5, в) характеризуется наличием резервных связей, что повышает надежность (живучесть) функционирования структуры, но приводит к повышению ее стоимости.

Многосвязная структура (рис.1.5, г) имеет структуру полного графа. Надежность функционирования максимальная, эффективность функционирования высокая за счет наличия кратчайших путей, стоимость - максимальная.

Частным случаем многосвязной структуры является структура "колесо” (рис. 1.5, д).

Иерархическая структура (рис.1.5, е) получила наиболее широкое распространение при проектировании систем управления, чем выше уровень иерархии, тем меньшим числом связей обладают ее элементы. Все элементы, кроме верхнего и нижнего уровней, обладают как командными, так и подчиненными функциями управления. Каждый уровень такой системы характеризуется уровнем иерархии, который определяется как отношение числа исходящих связей к числу входящих.

Звездная структура (рис.1.5, ж) имеет центральный узел, который исполняет роль центра, все остальные элементы системы являются подчиненными.

Графовая структура (рис.1.5, з) является инвариантной по отношению к иерархической и используется обычно при описании производственно-технологических систем.

Матричная структура (рис.1.5, и) используется, в частности, для описания матричной схемы управления оргсистемой.

В целом структура является материальным носителем целевой деятельности по ликвидации проблемной ситуации и от ее эффективности во многом зависит конечный результат этой деятельности. При выборе варианта структуры целесообразно использовать некоторые обобщенные показатели эффективности. В литературе рассматриваются два класса таких показателей:

  • показатели, описывающие статические параметры системы;

  • показатели, описывающие ее динамические свойства.

К первой группе показателей относятся число уровней иерархии, характер взаимосвязей между элементами, степень централизации (децентрализации) управления. Вторая группа показателей описывает эффективность функционирования системы: оперативность, централизацию, периферийность, живучесть. Кратко остановимся на характеристиках вышеперечисленных показателей [2].

Оперативность оценивается временем реакции системы на воздействие внешней среды либо скоростью ее изменения и зависит, в основном, от общей схемы соединения элементов и их расположения.

Централизация определяет возможности выполнения одним из элементов системы руководящих функций. Численно централизация определяется средним числом связей центрального (руководящего) элемента со всеми остальными.

Периферийность характеризует пространственные свойства структур. Численно периферийность определяется показателем центра тяжести структуры, при этом в качестве единичной оценки меры связности выступает "относительный вес” элемента структуры.

Живучесть системы определяет ее способность сохранять значения показателей при повреждении части системы. Этот показатель может характеризоваться относительным числом элементов (или связей), при уничтожении которых остальные показатели не выходят за допустимые пределы.

Задача оптимизации структуры с целью получения наибольшей эффективности системы является актуальной и требует определенного математического аппарата для своего решения. В качестве такого аппарата используется теория графов и целочисленное программирование.

Внешние условия системы
Системное проектирование организации позволяет создать идеально-нормативную систему, которая может служить эталоном реальных систем, функционирующих в условиях ограничений, накладываемых внешней средой. При несоответствии существующей структуры системы нормативному набору функций, приводящему к достижению целей и невозможности ее реорганизации за счет внутренних ресурсов системы, должны рассматриваться варианты целенаправленного воздействия на систему элементов внешней среды.

При исследовании системы в окружающую среду включаются лишь следующие элементы [2, 7]:

а) изменение свойств (параметров) которых влияет на систему;

б) свойства (параметры) которых изменяются вследствие изменения состояния системы.

В большинстве случаев в качестве элементов внешней среды, активно воздействующих на систему, рассматриваются:

  • внешние ресурсы (финансовые, материальные, трудовые);
  • ограничения (законодательные акты, нормативно-правовые документы и т.д.), задаваемые, как правило, в виде некоторых информационных ресурсов;
  • потребители конечного продукта.

Иногда, после определения множества необходимых ресурсов, становится очевидной нереальность заданных целевых результатов и требуется корректировка исходных целей либо изменение множества функций по реализации целей.

В случае, если внешних ресурсов достаточно, то можно говорить о ликвидации анализируемой проблемной ситуации. В противном случае речь должна пойти о переосмыслении проблемы и формулировании новой системы целей.

Пример. В качестве ресурсов внешней среды при реализации функции "подготовка специалистов, соответствующих требованиям конкретного предприятия”, можно рассматривать следующие [2]:

  • финансовые ресурсы, поступающие от предприятия в виде денежной компенсации за дополнительную подготовку;
  • материальные ресурсы, представленные в виде оригинального оборудования, приборов и устройств, которыми студент должен научиться пользоваться;
  • постановления министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, регламентирующие права и обязанности вуза, предприятия и студента.

Основные этапы системной деятельности
Использование приведенных понятий и определений системной деятельности позволяет выявить наличие либо отсутствие проблемной ситуации, выявить основные направления (цели) ее ликвидации, определить, какие функции системы при этом надо реализовать и какой структурой, выяснить имеются ли для этой реализации соответствующие ресурсы.

Легко заметить, что цепочка "проблемная ситуация – цели – функция – структура - внешние ресурсы” образует логически обоснованную (на содержательном уровне) последовательность системной деятельности (рис.1.6) [2,3].

ris_1-6.gif (3157 bytes)

Рис.1.6. Модель этапов системной деятельности

На рисунке сплошной линией показана последовательность функционирования системы, а пунктирной – последовательность анализа или проектирования системы.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно дать еще одно определение системы [2]:

Система – целенаправленно функционирующая структура, способная к разрешению проблемной ситуации при определенных внешних условиях.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0