Главная » Учебно-методические материалы » МАРКЕТИНГ » Маркетинг: краткий курс лекций. Савельева А.В.

Тема 10. Анализ фирмы
28.12.2011, 19:30

Маркетинговая среда предприятия — это совокупность условий, факторов и активных субъектов, прямо или косвенно влияющих на деятельность предприятия.

 

Цифрами на схеме обозначены:

1 —  покупатели, 2 — конкуренты, 3 — посредники, 4 — поставщики, 5 — контактные аудитории, 6 — макроэкономика, 7 — политика и право, 8 — демография, 9 — культура, 10 — НТП, 11 — экология.

Маркетинговая среда делится на микро- и макросреду. Микросреда делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя микросреда это сама фирма, ее подразделения, организация управления, ресурсы фирмы, культура предприятия. Внешняя микросреда представляется факторами, с которыми предприятие непосредственно взаимодействует и может влиять на них.

Контактные аудитории — это организации или группы лиц, которые проявляют или могут проявлять интерес к фирме и могут оказать положительное или отрицательное влияние на достижение ее целей. К ним относятся средства массовой информации, финансовые круги, муниципальные органы власти, различные организации потребителей, организации охраны окружающей среды.

Факторы макросреды не поддаются воздействию со стороны фирмы, их можно только учитывать в своей работе, чтобы снизить отрицательное влияние и усилить положительное.

Анализ опасности и возможности внешней среды. Такой анализ проводится для того, чтобы принимать стратегические решения. Стратегия — способ достижения поставленных целей, выбранный с учетом условий внешней среды, а также сильных и слабых сторон предприятия.

При проведении анализа надо выявить изменения во внешней среде, которые воздействуют на различные аспекты деятельности предприятия, необходимо определить, какие факторы представляют опасность для фирмы, определить, какие факторы предоставляют больше возможностей для достижения целей фирмы.

Чтобы провести такой анализ составляют перечень факторов, а затем проводится оценка важности каждого фактора и степени воздействия на предприятие. Такую оценку проводят эксперты.

 

Факторы

Состояние факторы

Тенденции изменения

Характер влияния на организацию, "+”, "-”

Возможная реакция организации

1)              

экономические

 

 

 

 

·                  

уровень инфляции

1% в месяц

повышение, понижение, возможность стабилизации

"-” обесценивание денежных средств, "+” при выплатах при долгосрочных займах

предусмотреть в договорах индексацию платежей в случае их просрочки

·                  

реальные доходы потребителей

сокращение на 5% за последние полгода

не ясны

"-” спрос падает

поиск новых рынков сбыта, проведение маркетинговых исследований

 

изменение ВВП, инвестиционная активность, изменение % ставок, конъюнктура рынка, структура распределения доходов между группами населения, структура расходов на потребление.

2. Социально-демографические: численность населения, рождаемость, возрастная структура, расселение по регионам, квалификация трудовых ресурсов.

3. Научно-технические: новые технологии, новые товары, способы переработки отходов, развитие информационных технологий.

4. Политико-правовые: политическая ситуация в стране, изменения в законодательстве, деятельность профсоюзов.

5. Экологические: наличие энергии и сырья, загрязнение окружающей среды.

6. Культурные факторы: образ жизни, отношение к товарам фирмы, мода.

7. Факторы микросреды:  отношения с поставщиками, отношения с посредниками, отношения с контактными аудиториями, характеристики рынка, емкость рынка (фактическая, потенциальная), уровень насыщения рынка, темпы роста или снижения объема продаж фирмы, распределение рынка между предприятиями, стабильность спроса, динамика цен, потребности клиентов, мотивы покупок, способ приобретения товаров, способ получения информации потребителем

8. Конкуренты: основные конкуренты, их цели, стратегии, удовлетворенность положением на рынке, финансовые возможности конкурентов, сильные стороны конкурентов, слабые стороны конкурентов, возможность появления новых покупателей.

Для количественной оценки влияния факторов используется следующая форма:

Факторы

Величина или характеристика

Важность фактора (балл от 1 до 5)

Выраженность фактора (балл от -50 до 50)

Итоговая оценка (графа 3 * 4)

 

Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия. Оно начинается с анализа потенциала предприятия, которое проводится по следующей форме (аналогичной предыдущей), только в графе 4 указывается наличие на предприятии данного фактора, а оценка равна от 1 до 50 баллов.

Факторы могут подразделяться на:

1. Управление - предпринимательская культура и философия, цели и стратегия предприятия, система мотивации персонала, организационная структура и распределение функций.

2. Производство - оборудование, возможность переналадки оборудования, организация производства, технология, издержки производства, доступ к новым материалам, система контроля качества.

3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - интенсивность и результаты НИОКР, ноу-хау (управленческие методики), информационные технологии.

4. Маркетинг - товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика.

5. Кадры - оборудование, квалификация, возрастная структура кадров, качественный состав управленческого персонала.

6. Финансы - состояние финансового баланса, доля собственного капитала, возможности получения кредитов.

Затем эти показатели сопоставляются с показателями конкурентов. Сильные стороны фирмы - это те, по которым положительная разница в баллах с конкурентами самая большая, а слабые, это те, по которым отрицательная разница самая большая. Стратегия предприятия опирается на сильные стороны и минимизирует действие слабых сторон.

SWOT анализ. Для того, чтобы разработать стратегию проводят swot анализ, который позволяет выявить, как изменения внешних факторов соотносятся с сильными и слабыми сторонами организации. Для этого строится матрица swot.

 

Возможности

Опасности

 

1

новые рынки

2

расширение производства

Итого

1

новые конкуренты

2

новые технологии

Итого

Сильные стороны

1. Имеются запасы

2. Ассортимент

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

III

 

I

 

II

 
Слабые стороны

1. Нехватка оборотных средств

2. Уход квалифицированных кадров

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самые критические квадранты I и IV. В матрице приводятся не все факторы, а только те, которые набрали наибольшее количество баллов.

После построения этой матрицы проводится количественная оценка влияния каждой из сильных и слабых сторон предприятия на каждую из выявленных возможностей и опасностей. Эта оценка проставляется внутри квадрантов на их пересечении.

Оценка может проводится по определенной шкале:

- 3 — сильное негативное влияние

- 2 — среднее негативное влияние

- 1 — слабое негативное влияние

0   — отсутствие влияния

+ 1 — слабое позитивное влияние

+ 2 — среднее позитивное влияние

+ 3 — сильное позитивное влияние

Таким образом, стратегические усилия направляются туда, где влияние сильных сторон фирмы на рыночные возможности наиболее благотворны, а там, где слабые стороны фирмы обостряют рыночные опасности должны предприниматься меры по максимальному устранению отрицательного воздействия.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ