Согласно концепции маркетинга предпринимательская деятельность существует для удовлетворения нужд и потребностей покупателя.
Нужда - это надобность в чем-либо, которая должна быть удовлетворена; базовая характеристика потребностей.
Потребность - желание, принявшее конкретную форму в рамках культурных, эстетических, исторических, географических и других факторов, определяющих поведение индивидуума в социально-экономической системе.
Прежде чем разрабатывать маркетинговые планы, необходимо разобраться в рынках [8, 9].
Потребительский рынок - отдельные лица или домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как субрынок совершеннолетних молодых потребителей, субрынок пожилых людей и др. На поведение покупателя оказывают влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), факторы социального порядка (референтные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения).
Поведение потребителей - сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и подверженный влиянию психологических, социологических, экономических и других факторов.
До начала планирования своей маркетинговой деятельности фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка - понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. Это позволит деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.
Тестовые задания
8-1. Почему в маркетинге придается такое значение исследованию потребностей потенциальных покупателей:
1) выявляя эти потребности, производитель товаров точнее ориентируется на личную значимость товара;
2) производителю товаров яснее представляются социально значимые результаты использования товаров;
3) это основа, которая позволяет производителю товаров активизировать сбыт своих продуктов;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет?
8-2. К социальным потребностям относятся:
1) взаимопомощь;
2) сопричастность;
3) эгоизм;
4) чувство общности;
5) все ответы верны.
8-3. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
1) реклама;
2) друзья, знакомые;
3) средства массовой информации;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет.
8-4. Коммерческие источники информации - это:
1) продавцы;
2) реклама;
3) выставки;
4) соседи;
5) все ответы верны.
8-5. На потребности оказывает влияние:
1) национальность;
2) история;
3) пол и возраст;
4) социальное положение;
5) все ответы верны.
8-6. К субъектам, принимающим решение о покупке, относятся:
1) покупатель;
2) инициатор;
3) пользователь;
4) влияющее лицо;
5) все ответы верны.
8-7. Стиль жизни личности представляет собой:
1) правила поведения в обществе;
2) навыки социального взаимодействия;
3) определенный тип поведения личности;
4) все ответы верны;
5) правильного ответа нет. |