Главная » Учебно-методические материалы » МАРКЕТИНГ » Маркетинг: учебник для вузов. Эриашвили Н.Д.

15.1. Понятия «рынок» и «конъюнктура»
26.01.2012, 14:00

Известно, что рынок – это сфера обмена товарами и услугами. В маркетинге к данному определению принято добавлять уточняющее понятие: «рынок страны» или «географический рынок».

Слово «рынок» имеет и другое значение: рынок конкретного товара, например вычислительной техники, где можно выделить рынки персональных компьютеров, мини-ЭВМ и т.д.

В любой стране имеются свой внутренний рынок (сфера заключения внутриторговых операций) и внешний рынок, где осуществляются экспортно-импортные связи. Любой из рынков обладает определенной структурой, под которой понимаются условия, определяющие его возможности и подлежащие выявлению в процессе исследования. Прежде всего фирму интересует монополизация рынка – численное соотношение на нем покупателей и продавцов и характер их взаимоотношений.

Экономическая конъюнктура, т.е. ситуация на рынке, определяемая совокупностью факторов и условий и выражаемая определенным соотношением спроса, предложения и динамики цен – это второй важный вопрос. Основными факторами, определяющими характер реализации товара, служат спрос, предложение и цена. Через них опосредованно проявляются и все другие, отражающие конъюнктуру, например производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, поскольку она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает их динамику. Состояние рыночной экономики отражает понятие «конъюнктура торговли».

Слово «конъюнктура» имеет латинское происхождение и означает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, преходящую обстановку, ситуацию, положение вещей. В более узком смысле – это стечение обстоятельств или событий, в особенности критическое или кризисное состояние дел. Таким образом, само понятие «конъюнктура» включает совокупность взаимосвязанных условий, определяющих переход из одного состояния в другое.

Характерными чертами конъюнктуры являются:

постоянная изменчивость – кратковременные и длительные колебания в результате влияния различных факторов;

исключительная противоречивость, выражающаяся в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций;

неравномерность, которая особенно хорошо видна, когда изменения различных показателей совпадают по направлениям, но не по темпам (неравномерность обостряет диспропорции развития отраслей народного хозяйства);

единство противоположностей, складывающееся в ходе производства, представляет собой весь процесс воспроизводства, рассматриваемый непосредственно в рыночном выражении.

Как известно, конкретный процесс воспроизводства представляет собой единство противоположностей процесса производства и обращения, а следовательно, все те дополнительные элементы неустойчивости, которые вносит сфера обращения в весь процесс воспроизводства, должны также быть предметом изучения конъюнктуры.

Конъюнктура характеризуется прежде всего соотношением спроса и предложения. Это соотношение меняется в зависимости от того или иного фактора, оказывающего непосредственное воздействие на спрос или предложение или же на спрос и предложение одновременно, и в свою очередь порождает те или иные тенденции товарного обращения. Развитие рынка происходит через постоянное преодоление противоречия между спросом и предложением, которое определяет всю диалектику данной экономической категории. На это указывал, в частности, К. Маркс, критикуя всякого рода утопические теории. Он писал, что только в подобных теориях «спрос равен предложению, производство равно потреблению»*. Поэтому можно сказать, что конъюнктура служит выражением диалектики развития внутреннего рынка при социализме.

* Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. 4. С. 49.

Если подойти теоретически к вопросу состояния рыночной конъюнктуры, то следует вспомнить классические ситуации: спрос превышает предложение – тогда цены на товары растут; предложение превосходит спрос – это вызывает падение цен; и наконец, рыночное равновесие, при котором предложение равно спросу. Последняя ситуация не является типичной для практики, о чем свидетельствует высказывание К. Маркса. Но тем не менее то или иное состояние конъюнктуры требует принятия определенных решений со стороны как продавца, так и покупателя. И чтобы принять правильное решение, необходимо обладать информацией о состоянии дел на рынке, а значит, провести его изучение.

Спрос – форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами, т.е. платежеспособная потребность.

Предложение – это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда. Предложение предопределяется производством, но не тождественно ему. Движение цен при неизменном объеме производства меняет размеры предложения. Отсюда ясно, что равенство спроса и предложения не всегда означает равенство производства и потребности.

Нормальное, соответствующее экономическим законам соотношение спроса и предложения – это их равновесие, т.е. соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом их предложения. Нарушение соответствия между спросом и предложением крайне отрицательно сказывается на развитии производства и решении социальных задач. В современных условиях все чаще имеет место отставание предложения от спроса, результатом чего является прежде всего рост цен, отрыв их от общественно необходимых затрат.

Деформация рынка, которая может возникнуть в результате систематического отставания спроса от предложения (или наоборот), искажает нормальный экономический оборот, ведет к диктату либо производителя, либо потребителя. В первом случае замедляется процесс обновления продукции, серьезно тормозится научно-технический прогресс и улучшение качества товаров и услуг, усиливается финансовая несбалансированность. Все это ослабляет действенность экономических рычагов и стимулов, дезорганизует производство и рынок. Чтобы не допускать этого, важно учиться искусству управления рынком в соответствии с его законами.

Спрос и предложение – это явления, находящиеся на поверхности экономической жизни и характерные для процесса многочисленных актов купли-продажи, совершающихся на внутреннем рынке страны, за которыми стоят глубинные процессы экономической жизни. Об этих глубинных процессах писал К. Маркс: «Отношение спроса и предложения абсолютно ничего не в состоянии объяснить, пока не раскрыт базис, на котором покоится это отношение»*. Этим базисом является производство и обусловленный им обмен, в том числе факторы, влияющие на спрос, роль которых существенно меняется в зависимости от явлений, происходящих в сфере обмена.

* К. Маркс. Капитал. Т. 3. С. 289.

Сфера обмена развивается по своим законам. Она имеет собственный цикл, отличный от цикла развития производства, хотя в общем и целом производство главенствует над обменом. Эту мысль можно подтвердить следующим высказыванием Ф. Энгельса: «Там, где существует разделение труда в общественном масштабе, отдельные процессы труда становятся самостоятельными по отношению друг к другу. Производство является в последнем счете решающим. Но как только торговля продуктами обособляется от производства в собственном смысле слова, она следует собственному движению, над которым в общем и целом главенствует движение производства, но которое в отдельных частностях и внутри этой общей зависимости следует опять-таки своим собственным законам, присущим природе этого нового фактора. Это движение имеет свои собственные фазы и, в свою очередь, оказывает обратное действие на движение производства»*.

* К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 150.

Процесс изучения конъюнктуры рынка включает прежде всего исследование развития сферы обмена в каждый данный момент, которая следует собственному движению, собственным фазам, своим собственным законам. Как писал Ф. Энгельс, производство и обмен «в каждый данный момент обуславливают друг друга и в такой степени друг на друга воздействуют, что их можно было бы назвать абсциссой и ординатой экономической кривой»*.

* К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 160.

Существенные различия в динамике конъюнктуры и цикла воспроизводства, проистекающие из различия в развитии сферы обмена и сферы производства, а также из различия значимости факторов формирования конъюнктуры и цикла (в первую очередь случайных, стихийных, временных и т.п.), требуют при проведении исследований конъюнктуры должного учета этой особенности без преуменьшения или преувеличения ее роли.

Допустим, что на рынке предлагается некоторое количество товара, причем оно меньше того, которое могло бы насытить спрос на этот товар. В таком случае на рынке установится высокая цена на него, что побудит производителей товара, предлагающих его на рынке, увеличить объемы его производства. Но по мере увеличения количества предлагаемого товара спрос на него будет постепенно насыщаться. В соответствии с этим и цена начнет понижаться. Возможен обратный вариант: количество предлагаемого на рынке товара превышает спрос. Тогда устанавливается низкая цена на него, при которой производители товара найдут для себя невыгодным поддерживать производство на прежнем уровне. В результате количество предлагаемого на рынке товара будет падать до тех пор, пока цена на него не начнет повышаться.

Итак, если спрос выше предложения, на рынке начинают действовать силы, стремящиеся увеличить количество данного товара и одновременно понизить цену на него. В противном случае, т.е. когда предложение превышает спрос, на рынке доминируют силы, стремящиеся уменьшить количество товара и в то же время повысить цену на него. Между этими противоположными точками должно быть некоторое «среднее» состояние, когда ни спрос не превышает предложение, ни предложение не превосходит спрос, иначе говоря, когда спрос и предложение уравниваются. В этом случае не окажется силы, способной изменять количество и цену товара на рынке.

Однажды реализовавшись, это «среднее» состояние рынка может сделаться постоянным или, по крайней мере, длительным только при наличии целого ряда условий, характеризующих так называемое стационарное хозяйство. Но такие условия являются «идеальным» случаем предельного характера. Тем не менее на рынке всегда существует тенденция к установлению равенства между спросом и предложением, включающая тенденцию к выравниванию и стабилизации количества цены, спроса и предложения. Поэтому можно утверждать, что реальное состояние рынка всегда колеблется около указанного «среднего» состояния, отступая от него в ту или другую сторону, но неизменно возвращаясь к нему.

Это не исключает того, что уровень самого «среднего» состояния может изменяться. Вообще говоря, спрос и предложение могут уравновешиваться при любых количествах товара и при любой абсолютной высоте цен. Тут важны не абсолютные размеры количества товаров и цен, а лишь равенство количества предлагаемого товара количеству спрашиваемого, а также равенство цены спроса цене предложения.

Состояние рынка, соответствующее равенству спроса и предложения, и дает повод для применения понятия равновесия в экономике рынка. Рынок находится в равновесии относительно данного товара или группы товаров тогда, когда спрос на этот товар равен предложению его на рынке.

Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Однако она будет весьма различной для разных товаров.

Определение понятиям «спрос» и «предложение» можно также дать относительно цены. Спрос – это количество данного товара, которое действительно может быть приобретенным по определенной цене. Цена является одним из основных факторов, влияющих на состояние спроса и предложения, а значит, и на конъюнктуру рынка.

Если производственные издержки не покрываются ценой, то для выпуска продукции необходима государственная дотация. С повышением цены предложение товаров начинает быстро расти, но затем замедляется, поскольку упирается в необходимость решения других задач: наращивание мощностей, расширение сырьевой базы и т.д. В то же время с ростом цен спрос существенно сокращается. Цена, при которой достигается соответствие спроса и предложения (точка пересечения кривых), называется ценой равновесия.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ