В качестве показателей эффективности функционирования организации применяются показатели рентабельности продаж, капитала, активов, продукции, а также производительности труда, оборачиваемости капиталов, ликвидности. Каждый показатель выполняет свою роль. К единому интегральному показателю их привести довольно трудно. В связи с этим на стадии стратегического маркетинга предлагается прогнозировать и нормировать абсолютные или относительные значения использования важнейших ресурсов — основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. А на стадии тактического маркетинга должен рассчитываться интегральный показатель эффективности использования ресурсов в организации за анализируемый период:

где a1, а2, а3 — весомости соответствующих видов ресурсов в себестоимости продукции, (определяются на основе анализа структуры себестоимости);
Ктр, Косн, Коб — коэффициент использования трудовых ресурсов, основного и оборотного капитала соответственно.
Расчет этих коэффициентов приводится ниже.

где Пт.ф — фактическая производительность труда, равная отношению добавленной стоимости (суммы фонда оплаты труда и чистой прибыли) к среднегодовой численности персонала;
Пт.н — нормативная производительность труда, установленная на стадии стратегического маркетинга;

где fф — фактическая фондоотдача как отношение общего объема продаж к стоимости капитала организации (основные фонды плюс нематериальные активы);
fн — нормативная фондоотдача;

где Ос.ф — фактическая оборачиваемость оборотного капитала как отношение общего объема продаж к среднему остатку оборотного капитала к концу анализируемого периода;
Ос.н — нормативная оборачиваемость.
На основе условных данных, приведенных в табл. 13.2, выполним расчет и анализ эффективности использования ресурсов.
Таблица 13.2
Исходные данные для расчета интегрального показателя эффективности использования ресурсов
Показатели
|
Условные обозначения |
Нормативные значения |
Фактические (с учетом инфляции) |
1. Общий объем продаж, тыс. у.е. |
V |
16500 |
14355 |
2. Балансовая прибыль, тыс. у.е. |
Пб |
1705 |
1542 |
3. Фонд оплаты труда (ФОТ) (год), тыс. у.е. |
Ф
|
5000
|
2635
|
4. Среднегодовая численность персонала, чел. |
Ч
|
125
|
120
|
5. Среднегодовая стоимость нематериальных активов, тыс. у.е. |
Ан
|
50
|
45
|
6. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. у.е. |
Фср
|
8320
|
8400
|
7. Средний остаток оборотного капитала (на конец года), тыс. у.е. |
Оср
|
1420
|
1465
|
8. Себестоимость продукции, тыс. у.е. |
С |
11000 |
9761 |
9. Доля материальных затрат в себестоимости продукции |
а3
|
0,63
|
0,61
|
10. Доля ФОТ в себестоимости продукции |
а1 |
0,27 |
0,27 |
11. Доля амортизации в себестоимости продукции |
а2
|
0,10
|
0,12
|
На основе данных табл. 13.2 по формулам (13.1)...(13.4) выполним расчет интегрального показателя эффективности использования ресурсов:

Расчеты показывают, что нормативы эффективности использования ресурсов, установленные на стадии стратегического маркетинга, не выполнены на 14%. Значит, необходимо принимать дополнительные меры по повышению эффективности. |