* При описании системного подхода использованы некоторые идеи и положения, опубликованные а работах:
Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. — Донецк, 1971;
Романов В.Н. Системный анализ для инженеров. — СПб, 1998;
Цыгичко В.Н. Руководителю — о принятии решений. — М.: 1996 и др.
Характерные черты развития социально-экономических систем:
• интеграция научных знаний, рост количества междисциплинарных проблем;
• комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
§ усложнение решаемых проблем и объектов;
§ рост количества связей между объектами;
§ динамичность изменяющихся ситуаций;
§ дефицитность ресурсов;
§ повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;
§ глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;
§ усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения.
Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.
Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 3.1.
Исследование сущности управления следует начинать, кок отмечает В.А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различая управление функционированием системы в заданных условиях и управление развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Таблица 3.1
Основные термины и понятия в области системного подхода
Термины и понятия
|
Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
|
1 |
2
|
1. Система
|
Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий
особое единство с внешней средой м представляющий подсистему системы более высокого порядка (глобальной). Единство
системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов |
2. Системный анализ
|
Анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития |
3. Структура системы
|
Совокупность компонентов системы, находящихся в определен
ной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы |
4. Содержание системы
|
Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств
производства и предметов труда |
5. Связи (в системе и
с внешней средой) |
Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческого решения. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время |
6. Вход системы
|
Компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы,
комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п. |
7. Энергия системы
|
Люди и орудия труда, новшества, информация собственная.
Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии |
8. Вещество системы |
Предметы труда — все, что проходит обработку в системе |
9. Выход системы |
Выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.) |
10. Цель системы
|
Конечное состояние системы или ее выхода, к которому оно
стремится в силу своей структурной организации. Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей |
11. Внешняя среда
системы
|
Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в
котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению |
12. Обратная связь
|
Требования, рекламации, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая из сферы потребления изготовителю, либо непосредственно к поставщикам входа системы |
13. Способ принятия
управленческого
решения |
Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения.
Определяет скорость и качество принятия решения |
14. Организация
управления |
Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и во времени, принятие, документальное
оформление, контроль и координация выполнения решения |
15. Коррелятор организации управления |
Оператор накопления информации, контроля и регулирования
параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности |
16. Информация
|
Необходимое отраженное разнообразие. Необходимое — степень описания системы. Отраженное — отражающее содержание, структуру, связи и способ принятия решения |
17. Аппарат сравнения
|
Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность |
18. Отношения
в системе
|
Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная
выполнением главной цели. Рациональное построение памяти
системы как способности хранить информацию обеспечивает
минимальные затраты на принятие решений |
19. Построение системы
|
Определение количества компонентов системы, необходимого
для нормального функционирования по достижению ее целей,
структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и
установление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начиная с нижнего уровня иерархии |
20. Функционирование системы
|
Организация взаимодействия энергии и вещества системы по
достижению запланированных целей; координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы |
21. Развитие системы
|
Процесс совершенствования системы на основе изучения
механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития
потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы |
22. Активаторы системы |
Операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать |
23. Дезактиваторы
системы |
Операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению |
24. Поведение системы |
Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей.
Изучение механизмов действия объективных экономических законов, научных подходов к управлению и применение их к изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или разумного поведения |
25. Противоречия
в системе |
Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию |
26. Вмешательство
|
Способ воздействия субъекта (более высокого уровня) управления на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления |
27. Обучение системы |
Процесс накопления знаний и привития системе навыков в принятии рациональных управленческих решений |
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.
В.А. Елисеев рассматривает сущность управления как совокупность организации управления, процесса управления и информация. На рис. 3.1 показаны взаимосвязи этих понятий.
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

Рис. 3.1. Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления |