Главная » Учебно-методические материалы » МАРКЕТИНГ » Стратегический маркетинг: учебник. Фатхутдинов Р.А.

5.6. Управляемая подсистема (2)
26.01.2012, 20:33

5.6.2. Ресурсосбережение

Уровень развития общества определяется эффективностью использования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособности. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на:

• абсолютные;

• структурные;

• относительные;

• удельные.

Эти показатели ресурсоемкости должны прогнозироваться и анализироваться как в стратегическом маркетинге, так и в производственном менеджменте.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели по стадиям жизненного цикла — затраты на:

> стратегический маркетинг (на единицу товара);

> НИОКР (на единицу товара);

> организационно-технологическую подготовку производства нового товара;

> производство товара;

> подготовку товара к функционированию;

> эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

> восстановление (ремонт) товара;

> утилизацию (экономию) товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара или за его жизненный цикл:

> структура затрат по стадиям жизненного цикла товара, %;

> сырье и материалы, % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара;

> комплектующие покупные изделия или запасные части, % от полных затрат;

> топливно-энергетические ресурсы в натуральном выражении и % от полных затрат;

> заработная плата промышленно-производственного персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара, % от полных затрат;

> амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии, %.

К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конкретного вида угля на выработку 1 кВт∙ч электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяйственной продукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

Например, удельная материалоемкость создания товара определяется по формуле

где       Муд.с — удельная материалоемкость создания товара, кг/единица полезного эффекта или денежное выражение материальных затрат/ единица полезного эффекта товара;

Мм — затраты на маркетинговые исследования по данной группе товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

Мниокр — затраты на проведение НИОКР по данной группе товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

Мотпп — затраты на организационно-технологическую подготовку нового товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

N — предполагаемое количество товара, которое будет выпущено по данной конструкторской (технологической) документации, шт. (или др. измерители);

Пс — суммарный полезный эффект использования товара за его нормативный срок службы, единица полезного эффекта в натуральном, денежном выражении или в баллах.

Удельная материалоемкость производства товара определяется по формуле

где       Мпр — расход материалов на производство единицы товара в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость подготовки товара к функционированию определяется по формуле

где    Мподг — расход материалов на подготовку товара к функционированию (на транспортирование, монтаж, строительство, при необходимости технической и ремонтной базы, отладку и пуск) в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость эксплуатации и технического обслуживания товара за его нормативный срок службы определяется по формуле

где       Тсл — нормативный срок службы товара, лет;

Мэ.t — расход материалов на эксплуатацию товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражении;

Mo.t — расход материалов на техническое обслуживание в году t.

Удельная материалоемкость восстановления (ремонтов) товара за его срок службы определяется по формуле

где       Мр.t — расход материалов на восстановление (ремонт) товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость товара за его жизненный цикл определяется по формуле

По аналогичным формулам определяются удельные показатели по расходу остальных элементов структуры ресурсоемкости товара:

√ удельная энергоемкость (по стадиям жизненного цикла, в натуральном выражении по видам энергии и стоимостном выражении);

√ удельная зарплатоемкость (трудоемкость);

√ удельная фондоемкость (отношение амортизации основных производственных фондов, приходящихся на единицу товара, к его полезному эффекту).

Удельные показатели по совокупности ресурсов определяются аналогично. Например, удельные затраты по созданию товара определяются по следующей формуле:

где       Зм, Зниокр, Зотпп — соответственно сметные стоимости маркетинговых исследований, НИОКР, ОТПП.

Удельная себестоимость товара или удельные производственные затраты

где       С—себестоимость товара.

Удельные затраты по подготовке товара к функционированию

где       Зподг — стоимость подготовки к функционированию.

Удельные затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара за срок его службы

где       Зэ.t — затраты на эксплуатацию товара в году t;

Зo.t — затраты на техническое обслуживание в году t.

Удельные затраты на восстановление (ремонты) товара за срок его службы

где       Зр.t — затраты на ремонты товара в году t.

Удельные затраты за жизненный цикл товара

По сложным товарам рекомендуется анализировать структуру затрат на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам) товара, с применением метода функционально-стоимостного анализа.

Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет найти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако окончательное решение может быть принято только по комплексному показателю либо его обратному значению — эффективности товара.

Факторы ресурсосбережения, механизм действия закона масштаба, показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов были рассмотрены в п. 2.2 "Закон экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда".

5.6.3. Повышение качества сервиса товаров

Повышение качества сервиса товара является одним из условий фактического удовлетворения потребностей покупателей и реализации стратегии организации путем продажи товара. Место этого показателя в системе показателей конкурентоспособности товара показано на рис. 5.12.

К определению состава показателей качества сервиса товара следует подходить комплексно, рассматривая их поочередно с позиции покупателя.

Рис. 5.12. Место качества сервиса товара в системе показателей его конкурентоспособности

Повторяем, что каждая группа товаров будет иметь свои показатели качества сервиса и их значимости. На рис. 5.12 показаны показатели первого уровня (с одной цифрой) системы показателей конкурентоспособности товара. Ниже, с двумя цифрами через одну точку — показатели второго уровня, с тремя цифрами — показатели третьего уровня, которые здесь подробно не рассматриваются. Для конкретных товаров и условий рынка довольно легко определить показатели третьего уровня по названию показателя второго уровня. Например, 4.5 — документальное оформление товара, 4,3.1 — показатель полноты сопроводительной документации, 4.3.2 — показатель достоверности информации, 4.3.3 — показатель качества оформления документации.

В общем случае к частным показателям качества сервиса товара могут относиться следующие: 1) качество (достоверность, добросовестность, этичность) рекламы на товар; 2) гарантийный срок бесплатного технического обслуживания покупателя; 3) качество маркировки и упаковки товара; 4) коэффициент полноты, достоверности и качества оформления сопроводительной документации на товар; 5) имидж торговой марки и торгового центра; 6) качество обслуживания покупателя в торговом центре; 7) трудоемкость подготовки товара к функционированию или употреблению; 8) качество послепродажного обслуживания покупателя и утилизации товара.

Используя способ элиминирования, т.е. оставляя показатели качества товара, его цены и затрат в сфере потребления как составляющих конкурентоспособности на прежнем уровне, неизменными, можно определить зависимость объема продаж от интегрального показателя качества сервиса товара. Теоретически зависимость будет иметь следующий вид (рис. 5.13).

Рис. 5.13. Зависимость объема продаж от качества сервиса товара

Анализ рис. 5.13 показывает, что до точки А объем продаж растет очень медленно в связи с низким качеством сервиса товара. Достигнув по качеству сервиса уровня конкурентов, производитель увеличивает объем продаж (от точки "А" до точки "Б"). Затем объем продаж опять затормаживается, несмотря на повышение качества сервиса товара. Это свидетельствует о том, что сдерживающим фактором в конкуренции (узким местом) является уже другой показатель конкурентоспособности, в связи с чем нужно проводить системный анализ проблемы.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ