Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент на промышленном предприятии: учебное пособие. Кошкин Л.И., Хачатуров А.Е., Булатов И.С.

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
21.12.2011, 02:10
Рынок создает реальные стимулы к самореализации возможностей людей, повышению трудовой и хозяйственной активности, резкому ускорению научно-технического прогресса. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех хозяйствующих субъектов, рациональное использование производственных ресурсов, сбалансированность экономики. Рынок обладает не только механизмами принятия обществом решений о распределении имеющихся ресурсов, товаров и услуг, но именно с помощью рынка эти решения реализуются на практике. При этом определяющую роль играет государственное регулирование экономики, которое должно проводиться путем:

  • законодательной регламентации предпринимательской деятельности с целью предупреждения монополизма, поощрения здоровой конкуренции, защиты потребителей и охраны окружающей природной среды;

  • единой денежной и банковской системы, методов регулирования денежной массы (монетарная политика);

  • системы налогов, налоговых льгот и финансовых санкций (фискальная политика);

  • регулирования цен;

  • бюджетных ассигнований и проведения операций с принадлежащими государству активами;

  • целевых социально-экономических, научно-технических и инвестиционных программ.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Основные задачи государственного регулирования следующие:

  • разработка и принятие соответствующих законодательных актов, контроль за их исполнением и защита интересов предпринимателей;

  • повышение эффективности государственного регулирования и снижение издержек;

  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, контроль соблюдения ее правил;

  • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

  • сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики, структурно-инвестиционной и научно-технической политики;

  • содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

  • обеспечение свободного передвижения рабочей силы, соблюдения норм трудового законодательства, регулирования частного найма и порядка оплаты труда;

  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Направления, формы и механизм государственного регулирования подвержены постоянным изменениям, носят гибкий характер и их реализацию осуществляют через соответствующие законодательные и исполнительные органы посредством административного надзора и нормативного регулирования производства, которое все больше распространяется на новые области, такие как безопасность продукции (в частности, продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества. С целью сдерживания производства и расточительного потребления ресурсов используют налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь, на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственного бюджета. Эти средства применяют тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из затруднительного положения. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному предпринимательству обеспечивают большую свободу выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования — разработка общих принципов и реализация внешнеэкономической политики, особенно в области заграничных капиталовложений и иностранных инвестиций, государственное регулирование внешнеэкономических связей посредством таможенного, валютного и других видов контроля над внешнеторговыми операциями. Важной задачей государственных органов является оказание финансового и организационного содействия частным предпринимателям в их внешнеэкономической деятельности. Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий достигают в первую очередь путем предоставления им различных финансовых льгот из средств государственного бюджета. Особенно часто используют такое средство, как выдача экспортерам прямых субсидий из государственного бюджета для покрытия разницы между высокой внутренней ценой товара и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке или для компенсации части расходов экспортеров. Субсидии дают возможность экспортерам снижать цены вывозимых товаров и таким путем расширять экспорт. Довольно широко применяют также частичное или полное освобождение фирм, экспортирующих товары, от уплаты внутренних налогов или предоставление им налоговых льгот. Важное значение имеет предоставление отдельным экспортерам права на ускоренную амортизацию основного капитала, обеспечивающего им получение дополнительных прибылей. Используют и такую форму, как предоставление экспортерам и транспортным компаниям скидок с железнодорожных тарифов.

Устойчивое и эффективное развитие предприятий в значительной мере зависит от уровня их трансакционных издержек, которые включают затраты на поиск информации о контрагентах, действующих и перспективных ценах, ведение переговоров об условиях контрактов и заключении сделок, разработку стандартов, контроль за уровнем качества, правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности и др. Хотя трансакции в основном должны нести непосредственно заинтересованные в них предприниматели, государство, в свою очередь, берет часть этих расходов на себя, обеспечивая правовую основу и благоприятный социальный климат для предпринимательской деятельности, реализуя государственные контрактные системы, мониторинг конъюнктуры товарных рынков, стандартизацию качества товаров и услуг.

Методы государственного регулирования, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы предполагают вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др. Косвенные методы предусматривают воздействие на рыночные условия путем реализации мероприятий в области финансовой и кредитно-денежной политики, налогов, субсидий, стимулирования экспорта, валютных операций и др.

Основой коренного реформирования российской экономики должна стать широкомасштабная приватизация государственной собственности.

Приватизация представляет собой приобретение гражданами и АО (товариществами) у государства и муниципальных органов в частную собственность: предприятий, производств и их отдельных самостоятельных подразделений; оборудования, зданий, лицензий, патентов и других активов; долей (паев, акций) государства и муниципальных органов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизированным предприятиям долей в капитале иных АО (товариществ), а также объединений предприятий (ассоциаций, концернов и др.). Приватизация предприятия означает переход собственности, а значит и прав по управлению приватизируемым предприятием, от государства к отдельным гражданам, предприятиям, банкам и фирмам, представляющим негосударственный (частный) сектор экономики.

Основная цель приватизации, проводимой в странах с развитой рыночной экономикой, — повышение эффективности производства за счет оптимального распределения ответственности за его результаты. В России, где господствовали административно-командная система управления и централизованное государственное планирование, а рыночные отношения только формируются, приватизация и связанные с ней преобразования в области контроля над производством должны привести наряду с ростом эффективности к перераспределению власти в обществе, экономической и структурной перестройке. В той степени, в какой новые мотивации начинают определять поведение хозяйствующих субъектов, меняется распределение экономических ресурсов, происходит приспособление слоя управляющих к индивидуальным интересам производителей и потребителей. Приватизация должна способствовать не только повышению эффективности производства на уровне предприятий, но и росту эффективности отдельных регионов и экономики в целом путем перемещения трудовых ресурсов, инноваций и управленческих стимулов из отраслей тяжелой промышленности в потребительскую сферу.

Задачи, приоритеты и ограничения при проведении приватизации устанавливают в Государственной программе приватизации, которую разрабатывают на три ближайших года. Она состоит из заданий на текущий год и прогноза на два последующих года и содержит:

  • перечень объектов, намеченных к приватизации, и обоснования их выбора;

  • требования к местным программам приватизации;

  • задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;

  • определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизированных предприятий;

  • условия использования при приватизации иностранных инвестиций;

  • прогноз поступления средств от приватизации, их распределения и др.

Приватизацию государственного имущества организует Министерство государственного имущества (Мингосимущество) РФ и его территориальные агентства. Продавцами приватизируемых государственных предприятий и долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в федеральной собственности, является Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и назначенные им представители, а в собственности республик, автономных образований, городов и районов — соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители. Для формирования первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создают инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд вправе владеть не более 10 % голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 % своих активов.

В случае принятия решения о приватизации предприятие создает комиссию и устанавливает для нее срок подготовки плана приватизации, который не может превышать 6 месяцев со дня подачи заявки. После завершения работы комиссии по приватизации Мингосимущество РФ или другой уполномоченный на это орган ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает АО и передает его активы и права учредителю для продажи соответствующему фонду имущества.

Приватизацию государственных и муниципальных предприятий проводят путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе посредством продажи долей (акций) в капитале предприятий после преобразования их в АО. По конкурсу продают государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда покупатели должны выполнить определенные условия, устанавливаемые соответствующим органом по управлению имуществом. С аукциона продают государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуют выполнения каких-либо условий.

Независимо от способа приватизации продавец и покупатель предприятия заключают договор, в котором указывают: сведения о продавце, покупателе и посреднике; наименование предприятия и его местонахождение; состав и цену активов, в т.ч. земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды; число и цену акций АО (величину пая в товариществе); порядок передачи предприятия; формы и сроки платежа; взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия; условия, на которых предприятие было продано по конкурсу и др. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора.

После завершения в России в 1995 году первого этапа так называемой чековой (ваучерной) приватизации проходит ее более ответственный второй этап (денежная приватизация) — продажа на аукционах и инвестиционных конкурсах пакетов акций приватизированных предприятий, оставшихся в государственной собственности. Основные задачи, которые следует решить на этом этапе: во-первых, завершить передачу в частную собственность бывших государственных предприятий и провести их активную реконструкцию, что позволит реализовать преимущества рыночной экономики, стимулировать развитие фондового рынка, привлечь частные инвестиции; во-вторых, часть средств от продажи пакетов акций, находящихся в государственной собственности, реинвестировать в приватизированные предприятия, способствуя тем самым их структурной перестройке и обновлению технической базы; в-третьих, за счет средств от денежной приватизации значительно пополнить доходную часть федерального бюджета, что должно, с одной стороны, способствовать общеэкономической стабилизации, и с другой, — решению актуальных социальных проблем.

В настоящее время приватизировано более 130 тыс. предприятий, которые производят свыше 70% ВНП. В химической и нефтехимической промышленности функционируют 580 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов, почти 95% которых преобразовано в АО. В ближайшее время этот процесс будет фактически завершен, за исключением предприятий, не подлежащих приватизации по законодательству.

Не смотря на то, что в результате массовой приватизации в настоящее время около 60% предприятий стали частными, ее основные цели не были достигнуты:

  • не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

  • структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятия;

  • привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятия;

  • в некоторых отраслях не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Финансовое состояние приватизированных предприятий не позволяет инвестировать значительные средства в их реконструкцию и техническое перевооружение, совершенствовать ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка. Проводимая для увеличения собственного и заемного капитала реализация акций и облигаций предприятий не дает желаемых результатов, т.к. крупные держатели ликвидных ценных бумаг (инвестиционные и паевые фонды, страховые компании) размещают свои активы в наиболее устойчивых отраслях, главным образом нефтяной и газовой промышленности, цветной металлургии и в электроэнергетике. С точки зрения привлечения крупных инвесторов, заинтересованных в долгосрочных капиталовложениях, следует создать благоприятные условия для выкупа ими акций , приобретенных на льготных условиях членами трудовых коллективов, которые объективно желают получать различные выплаты и дивиденды от прибыли, а не инвестировать ее в долговременные проекты.

Весьма проблематично в современных условиях привлечение иностранных инвестиций. Этому препятствует неопределенность и непредсказуемость законодательной базы, нестабильность финансовой системы, государственное регулирование цен, недостаток коммерческой информации и др. Эти и ряд других факторов, в частности социально-политических, вызывают повышенные риски у иностранных инвесторов, вынуждая их занижать прогнозируемые денежные доходы, увеличивать ожидаемые сроки окупаемости вложений и т.п. по интересующим их проектам.

С точки зрения общественных интересов приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленный на получение в кратко-, средне- и долгосрочной песпективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка продуктами и услугами отечественных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народохозяйственного комплекса.

http://www.14000.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ