Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент на промышленном предприятии: учебное пособие. Кошкин Л.И., Хачатуров А.Е., Булатов И.С. |
21.12.2011, 02:17 | |
Концепция всеобъемлющего управления качеством (Total Quality Management – TQM) сложилась в середине 80-х годов. Считается, что толчком для ее формирования стала необходимость защиты американского и европейского рынков от экономической экспансии Японии (родоначальники этой концепции американцы А. Шухарт, У. Эдвардс Деминг, Дж. М. Джуран, Фейгенбаум, Ф. Кросби, японцы К. Исикова, Тагути). Сущность этой концепции заключается в том, что вся организация фокусируется на достижении одной цели: удовлетворение потребностей потребителя. Стратегия качества служит основой для принятия других стратегических решений, а забота о качестве служит средством для успешной реализации других решений (концепция У. Эдвардса Деминга). В соответствии с этой концепцией, высокое качество обеспечивается путем включения ответственности за него в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего. Работники изучают принципы управления качеством одновременно с обучением на производственном оборудовании. Роль специально выделенной функции контроля качества при этом уменьшается, а роль контроля качества на каждом рабочем месте возрастает. Большую роль в развитии такого подхода сыграли так называемые "кружки качества” – группы служащих или рабочих, которые добровольно собираются на регулярные собрания для обсуждения проблем качества и разработки предложений по его улучшению. Концепция всеобъемлющего управления качеством предусматривает также реализацию принципа комплексного профилактического обслуживания. На производственных рабочих возлагается обязанность проводить профилактику и обслуживать оборудование, чтобы исключить его поломки или отказы (концепция Фила Кросби). Многие положения концепции TQM нашли отражение в разработанной Международной Организацией Стандартизации серии стандартов ISO 9000, устанавливающих определенный минимум требований, которые должны быть соблюдены для обеспечения качества и регулирования отношений между производителем и потребителем продукции. Стандарты ISO 9000 определяют, что нужно сделать для обеспечения качества, а концепция TQM – как это сделать. Концепция TQM базируется на следующих фундаментальных принципах:
Подходы к понятию "качество” за последние десятилетия претерпели значительные изменения. В 60-х годах качество определяли как "соответствие техническим условиям”, в 70-х - как "соответствие требованиям клиента”, в 80-х качество стало синонимом "удовлетворения клиента”, а в 90-х годах качество – это уже "радость клиента”. Международный стандарт ISO 8402-86 определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В 1994 году это определение было уточнено: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В понятии "качество” следует выделить два аспекта: во-первых, качество товаров или услуг представляет собой набор характеристик, которыми обладает конкретный товар или услуга, во-вторых, качество - это отсутствие недостатков у конкретного товара или услуги. Различие между двумя этими аспектами имеет важные последствия для конкретного управления качеством. Качество как свойство продукции или услуг рассматривают как пригодность для использования (наиболее принятое определение), то есть товар или услуга обладает требуемыми свойствами, и эти свойства не имеют дефектов. Свойства товара или услуги являются теми характеристиками, которые отвечают потребительским запросам. В этом случае мы говорим о высоком качестве как условии, при котором продукция или услуги характеризуются наибольшей совокупностью свойств или большей специализацией одного конкретного свойства. Качество как отсутствие недостатков удовлетворяет или превосходит ожидания потребителя. Недостаток – это любое несоответствие характеристикам (свойствам), заложенным в товаре или услуге. Уменьшение количества недостатков приводит к снижению неудовлетворенности потребителя и позволяет снизить затраты, поскольку устранение дефектов удорожает производство. Всеобъемлющее управление качеством представляет собой особый, специально разработанный процесс управления, позволяющий удовлетворять спрос всех потребителей на все товары и услуги, представляемые компанией. Повышение качества путем снижения количества недостатков приводит к уменьшению расхода ресурсов на каждую единицу продукции, т.е. росту эффективности производства. А повышение качества продукции при той же цене вызывает повышение спроса и, как следствие, увеличение дохода. Организационное обеспечение качества осуществляется не за счет создания отдельных служб независимого контроля (как, например, традиционные отделы технического контроля на российских предприятиях), а возложением ответственности за качество на производственные подразделения. В программы профессиональной подготовки инженеров и производственных рабочих включают вопросы обеспечения качества. Работники операционной (производственной) системы организации наиболее заинтересованы в обеспечении соответствия качества техническим условиям, хотя конечный успех организации зависит от функционального и конструкционного качества продукции. Изменения качества продукции зависят от конкретных причин, которые необходимо установить и устранить. Для того чтобы исключить случайные изменения качества продукции применяют следующие методы статистического контроля качества.
Управление качеством осуществляют путем планирования качества, контроля качества и совершенствования качества. Планирование качества состоит из нескольких основных этапов.
Схема процесса контроля качества (петля обратной связи) представлена на рис.6. Процесс (стадия) производства имеет результат, который сравнивается с помощью сенсорного устройства с желаемым результатом. Если сравнение неблагоприятно, то осуществляется корректировка процесса для обеспечения реального результата с желаемым. Рис.6. Петля обратной связи Непрерывное повышение качества осуществляют на основе структурированного процесса, который включает семь основных этапов.
Концепция всеобъемлющего управления качеством тесно связана с проблемами социальной ответственности и деловой этики. По тому, как решаются эти проблемы, судят обо всей организации, о ее качестве. Это объясняется двумя причинами: во-первых, в свою деятельность организации вовлекают огромные, как правило, ограниченные ресурсы и, во-вторых, деятельность организаций вызывает социальные последствия в таких важных областях, как воздействие на окружающую природную среду, безопасность продукции, безопасность и права личности рабочего. Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептуру, образец-эталон. | http://www.14000.ru/ |