Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 2)

Тема 13. Конкурентноспособность новшества
18.01.2012, 19:25

Конкурентоспособность продукции – это характеристика товара, отличающая его от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкурентоспособность товара определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей с разным уровнем достатка.

С точки зрения анализа конкурентоспособности ее можно условно разделить на три следующие составляющие:

  • назначение;
  • функциональную эффективность (полезный эффект);
  • экономичность потребления или эксплуатации.

Назначение товара определяет круг работ, для выполнения которых он может быть использован, а следовательно и круг его потенциальных покупателей, круг возможных изделий-конкурентов, т. е. нацеливает выпуск товара на конкретный сегмент рынка. Назначение товара является исходным направлением борьбы на рынке (за что и в каких условиях).

Функциональная эффективность и экономичность потребления, наряду с ценой, определяют позиции товара в уже заданных назначением товара условиях конкуренции. Функциональная эффективность и экономичность потребления, как и качество товара вообще, закладываются на стадии проектирования и изготовления и не могут (в отличие от цены) быть предметом оперативного воздействия в ходе сбыта. Возможности ценового воздействия на конкурентоспособность очень ограничены и определяются разницей между достигнутым уровнем продажных цен и ценами нижнего предела, обеспечивающими рентабельность производства. Достижение оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства также закладывается на стадиях разработки и изготовления.

Однако увязывать рыночные перспективы товара только с качеством и издержками производства представляется неверным. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность поставщика, его престиж, уровень технического обслуживания и др.

Таким образом, управлять конкурентоспособностью товара – значит обеспечивать оптимальное соотношение названых трех составляющих, кото-рые определяются такими базовыми производственными факторами, как технический уровень продукции, технический уровень производства, уровень организации производства и управления (см. рис. 13.1).

Для успешного продвижения товара на рынке организация должна иметь преимущества в конкурентной борьбе за счет использования своих организационных сил и опыта (конкурентной силы). Оценка конкурентной силы организации определяется на основе анализа ключевых факторов успеха (КФУ) и конкурентных критериев, которые делят участников рынка на лидеров и аутсайдеров. Исследование конкурентов и их сравнительная оценка (в баллах) являются основой для определения конкурентных преимуществ и возможностей организации и ее основных соперников.

В качестве конкурентных критериев необходимо использовать:

  • преимущества во внешней среде;
  • преимущества во внутренней среде;
  • преимущества рыночные.

Рис. 13.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность промышленной продукции

Количественную оценку конкурентоспособности товара можно осуществлять путем сравнения интегральных показателей качества, характеризующих способность товара удовлетворять определенные общественные потребности, и затрат на их удовлетворение у инновации и лучшего аналогичного образца-конкурента. Для этого необходимо:

  • выбрать лучший образец, аналогичный по назначению и условиям эксплуатации с оцениваемой инновацией;
  • определить перечень нормативных, технических и экономических параметров, подлежащих исследованию (см. табл. 13.1);
  • сравнить (по каждой из групп параметров) имеющиеся параметры с соответствующими параметрами потребности, необходимыми потребителю;
  • на основе единичных показателей рассчитать групповой показатель качества (полезный эффект товара).

Метод сравнения (расчет параметрического показателя) позволяет придать количественную оценку даже таким параметрам, которые не имеют естественной физической меры (наглядность, комфортность и др.).

Конкурентоспособность анализируемого товара определяется по формуле

      (13.1)

где K ат – конкурентоспособность анализируемого товара на конкретном рынке в долях единицы;

Е ат – эффективность анализируемого товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта / единица валюты;

Е кт – эффективность лучшего товара-конкурента, используемого на данном рынке;

K1,K2,...,Kn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Эффективность товара рассчитывается по формуле

      (13.2)

где Q – интегральный показатель качества товара по техническим параметрам;

q i – единичный параметрический показатель по i-му параметру;

d i – вес i-го параметра;

n – число параметров, подлежащих рассмотрению;

З с – совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара в условиях конкретного рынка, величина которых определяется по формуле

      (13.3)

где Зм.ниокр – стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

З отпп – стоимость организационно-технологической подготовки производства новшества;

З изг – затраты на производство нового товара;

З вн - затраты на внедрение нового товара у потребителя (диффузия);

З эот – затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт (сервис) в t-году (без амортизации);

Т – нормативный срок службы товара;

З ликв – затраты на демонтаж и ликвидацию элементов основных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара (сопутствующие затраты).

Если эти затраты меньше доходов, то со знаком "минус", если больше – то "плюс".

Показатель конкурентоспособности анализируемого товара с конкури-рующим по техническим параметрам характеризует технический уровень товара:

      (13.4)

где K ту – технический уровень товара;

Q ат – интегральный показатель качества анализируемого товара;

Q кт – интегральный показатель качества конкурирующего товара по техническим параметрам.

Единичный параметрический показатель q определяется по формуле

     (13.5)

где P – величина параметра реального товара;

100 – величина параметра гипотетического товара, удовлетворяющего потребность на 100 %.

p – вероятность достижения параметра реального товара; вводится для получения более точного результата с учетом случайности, что позволяет снизить риск осуществления проекта.

Вес i-го параметра d (значимость параметра в общей оценке качества товара) оценивается с применением экспертных методов (например, метода расстановки приоритетов).

Конкурентоспособность организации определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются, по следующей формуле:

(13.6)

где K ij – конкурентоспособность i-го товара на j-ом рынке (см. формулу (13.1));

a i – удельный вес i-го товара организации в объеме продаж;

i – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.

Для рынков промышленно-развитых стран i принимается равным единице, для остальных стран – 0.5.

Данные для расчета и анализа конкурентоспособности товара, организации (фирмы) и ее конкурентов, а также финансового состояния организации, привлекательности товара и др., позволяющие сформировать портфель новшеств и инноваций, представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Исходные данные для расчета и анализа конкурентоспособности товаров, организации и ее конкурентов (форма)

ПОКАЗАТЕЛИ

Фактические значения показателей конкурентов
(наименование и год)

Показатели организации

№1

№2

№3

№4

фактически
(год)

прогноз
(год)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), наименование товаров, единица полезного эффекта

 

 

 

 

 

 

1.1. Показатели назначения

 

 

 

 

 

 

1.2. Показатели надежности, в т. ч.:

  • нормативный срок службы (использования, хранения);
  • коэффициент безотказности;
  • коэффициент готовности;
  • коэффициент сохраняемости.

 

 

 

 

 

 

1.3. Показатели экологичности

 

 

 

 

 

 

1.4. Показатели эргономичности

 

 

 

 

 

 

1.5. Показатели эстетичности (дизайна)

 

 

 

 

 

 

1.6. Показатели технологичности

 

 

 

 

 

 

1.7. Показатели стандартизации и унификации

 

 

 

 

 

 

1.8. Показатели патентной чистоты и патентоспособности

 

 

 

 

 

 

1.9. Показатели совместимости и взаимозаменяемости

 

 

 

 

 

 

1.10. Номер сертификата, кем и когда выдан, срок действия

 

 

 

 

 

 

1.11. Показатели сервиса товара

 

 

 

 

 

 

2. Совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара, всего, в т.ч.:

 

 

 

 

 

 

2.1. Затраты на стратегический маркетинг (на единицу конкретного товара), р. и % от совокупных затрат

 

 

 

 

 

 

2.2. Затраты на НИОКР (то же)

 

 

 

 

 

 

2.3. Затраты на ОТПП (то же)

 

 

 

 

 

 

2.4. Затраты на производство

 

 

 

 

 

 

2.5. Затраты на сервис

 

 

 

 

 

 

2.6. Затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (утилизацию) за нормативный срок службы товара

 

 

 

 

 

 

3. Качество сервиса товара

 

 

 

 

 

 

3.1. Имидж организации-изготовителя

 

 

 

 

 

 

3.2. Юридическая надежность организации

 

 

 

 

 

 

3.3. Финансовая надежность (устойчивость) организации

 

 

 

 

 

 

3.4. Качество информации о товаре

 

 

 

 

 

 

3.5. Качество упаковки товара

 

 

 

 

 

 

3.6. Качество обслуживания торговой организации

 

 

 

 

 

 

3.7. Качество доставки и установки (монтажа) товара

 

 

 

 

 

 

3.8. Качество гарантийного обслуживания товара

 

 

 

 

 

 

3.9. Качество ремонта товара

 

 

 

 

 

 

4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации, доли единицы

 

 

 

 

 

 

5. Показатели значимости рынков, на которых представлен товар

 

 

 

 

 

 

6. Параметры товарных рынков

 

 

 

 

 

 

6.1. Показатели взаимозаменяемости товара

 

 

 

 

 

 

6.2. Объем товарного рынка

 

 

 

 

 

 

6.3. Число субъектов и их доли на рынках

 

 

 

 

 

 

6.4. Барьеры входа на рынки

 

 

 

 

 

 

7. Удельная цена товара

 

 

 

 

 

 

8. Показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот показатель равен единице

 

 

 

 

 

 





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 56
Гостей: 56
Пользователей: 0