8.1. Понятие и основные этапы инновационного проекта (создание и реализация)
Понятие инновационный проект может рассматриваться как:
- форма целевого управления инновационной деятельностью;
- процесс осуществления инноваций (инновационный процесс);
- система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Как процесс осуществления инноваций – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.
В то же время инновационный проект – это комплект документов, необходимых для реализации целей проекта.
Учитывая все три аспекта, можно дать следующее определение.
Инновационный проект – это комплект документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени.
Создание и реализация проекта включают следующие этапы:
- формирование инвестиционного замысла (идеи);
- исследование инвестиционных возможностей, технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план);
- подготовку контрактной документации;
- строительно-монтажные работы, эксплуатацию объекта.
Содержание, цель и примерное соотношение затрат (трудоемкости) каждого этапа представлены на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Этапы создания и реализации инновационного проекта
8.2. Бизнес-план инновационного проекта
Бизнес-план – это документ, призванный высветить курс предприятия, как правило, на ближайший год в развитии его стратегии.
Бизнес-план выполняет 4 основные функции:
- является инструментом оценки деятельности предприятия за определенный период;
- используется для разработки концепции перспективного развития предприятия;
- является инструментом добывания средств;
- является инструментом реализации стратегии предприятия.
Инвестор не вложит деньги в бизнес, не увидев качественного бизнес–плана, при этом особое внимание обращается на 4Д предпринимателя:
- деловую репутацию;
- денежный поток по обслуживанию долга;
- дополнительное обеспечение гарантий;
- долю собственного капитала (
50 %).
Бизнес-план инновационного проекта по форме является его технико-экономическим обоснованием, позволяющим оценить преимущества производственного и рыночного, финансового и технического характера, учесть влияние на процесс его разработки и реализации факторов внешней и внутренней среды. С другой стороны, бизнес-план выполняется как заявка на финансирование, ориентируясь на типовую структуру, и содержит следующую информацию:
- общие сведения о заявителе;
- научно-технический задел по проекту (публикации, диссертации, изо-бретения и др.);
- сроки выполнения проекта;
- объем финансирования;
- описание продукции, ее преимущества перед аналогами в стране и за рубежом;
- возможные области применения; перспективы совершенствования продукта (при эксплуатации и гарантийном обслуживании);
- оценку рынков сбыта, их насыщенности;
- анализ конкурентоспособности продукции и оценку конкурентов;
- цены на новую продукцию и аналогичную продукцию у конкурентов;
- каналы товародвижения (персональные продажи, наличие посредников);
- организацию рекламы;
- сервис и гарантии после реализации продукции;
- наличие технической документации;
- наличие опытных образцов;
- календарный план выполнения основных этапов проекта;
- прогнозируемый объем производства продукции;
- описание имеющихся и требуемых для производства продукции обо-рудования и помещений;
- сведения о количестве и квалификации производственного персонала;
- о необходимой кооперации при производстве;
- о необходимости поставок комплектующих изделий и материалов;
- об охране интеллектуальной собственности;
- о наличии сертификатов (соответствия, качества, экономических и др.).
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи. Разработка даже самого маленького локального бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление занимают около двух недель довольно напряженной работы, а крупный бизнес-план – несколько месяцев.
Серьезные инвесторы требуют, чтобы бизнес-план им представлялся лично руководителем организации, что требует его активного участия в разработке бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Повышает шансы в поиске партнеров и инвесторов наличие в составе организации команды, разрабатывающей бизнес-план и готовой его реализовать.
Структура разделов бизнес-плана как официального документа и последовательность его разработки не совпадают (таблица 8.1).
Таблица 8.1.
Структура и последовательность разработки бизнес-плана
Перспективная бизнес - идея (замысел) |
1. Сбор и анализ информации о продукции (услуге) |
Раздел 3. Описание продукции |
2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта |
Раздел 4. Маркетинг и сбыт продукции |
3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли |
Раздел 2. Описание предприятия и отрасли |
4. Возможности инноватора, план проведения НИОКР |
|
5. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами |
Раздел 5. Производственный план |
6. Расчет потребного капитала и источников финансирования |
Раздел 7. Финансовый план. Отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; финансовые результаты; налоги |
7. Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности |
Раздел 8. Эффективность проекта. Анализ чувствительности проекта: индекс доходности; срок окупаемости; чистый приведенный доход; внутренняя норма доходности |
8. Разработка организационной структуры, право-вого обеспечения и графика реализации проекта |
Раздел 6. Организационный план |
9. Решение вопроса рисков и гарантий |
Раздел 9. Риски и гарантии |
10. Подбор материалов и составление приложений |
Приложения |
11. Составление краткого содержания проекта |
Раздел 1. Резюме |
12. Составление аннотации на проект |
Аннотация |
13. Оформление титульного листа |
Титульный лист |
|