Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Менеджмент: учебный курс (часть 2)

Тема 8. Понятия и основные этапы иновационного проектирования
18.01.2012, 19:15

8.1. Понятие и основные этапы инновационного проекта (создание и реализация)

Понятие инновационный проект может рассматриваться как:

  • форма целевого управления инновационной деятельностью;
  • процесс осуществления инноваций (инновационный процесс);
  • система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект – это комплект документов, необходимых для реализации целей проекта.

Учитывая все три аспекта, можно дать следующее определение.

Инновационный проект – это комплект документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени.

Создание и реализация проекта включают следующие этапы:

  • формирование инвестиционного замысла (идеи);
  • исследование инвестиционных возможностей, технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план);
  • подготовку контрактной документации;
  • строительно-монтажные работы, эксплуатацию объекта.

Содержание, цель и примерное соотношение затрат (трудоемкости) каждого этапа представлены на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Этапы создания и реализации инновационного проекта

8.2. Бизнес-план инновационного проекта

Бизнес-план – это документ, призванный высветить курс предприятия, как правило, на ближайший год в развитии его стратегии.

Бизнес-план выполняет 4 основные функции:

  • является инструментом оценки деятельности предприятия за определенный период;
  • используется для разработки концепции перспективного развития предприятия;
  • является инструментом добывания средств;
  • является инструментом реализации стратегии предприятия.

Инвестор не вложит деньги в бизнес, не увидев качественного бизнес–плана, при этом особое внимание обращается на 4Д предпринимателя:

  • деловую репутацию;
  • денежный поток по обслуживанию долга;
  • дополнительное обеспечение гарантий;
  • долю собственного капитала ( 50 %).

Бизнес-план инновационного проекта по форме является его технико-экономическим обоснованием, позволяющим оценить преимущества производственного и рыночного, финансового и технического характера, учесть влияние на процесс его разработки и реализации факторов внешней и внутренней среды. С другой стороны, бизнес-план выполняется как заявка на финансирование, ориентируясь на типовую структуру, и содержит следующую информацию:

  • общие сведения о заявителе;
  • научно-технический задел по проекту (публикации, диссертации, изо-бретения и др.);
  • сроки выполнения проекта;
  • объем финансирования;
  • описание продукции, ее преимущества перед аналогами в стране и за рубежом;
  • возможные области применения; перспективы совершенствования продукта (при эксплуатации и гарантийном обслуживании);
  • оценку рынков сбыта, их насыщенности;
  • анализ конкурентоспособности продукции и оценку конкурентов;
  • цены на новую продукцию и аналогичную продукцию у конкурентов;
  • каналы товародвижения (персональные продажи, наличие посредников);
  • организацию рекламы;
  • сервис и гарантии после реализации продукции;
  • наличие технической документации;
  • наличие опытных образцов;
  • календарный план выполнения основных этапов проекта;
  • прогнозируемый объем производства продукции;
  • описание имеющихся и требуемых для производства продукции обо-рудования и помещений;
  • сведения о количестве и квалификации производственного персонала;
  • о необходимой кооперации при производстве;
  • о необходимости поставок комплектующих изделий и материалов;
  • об охране интеллектуальной собственности;
  • о наличии сертификатов (соответствия, качества, экономических и др.).

Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи. Разработка даже самого маленького локального бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление занимают около двух недель довольно напряженной работы, а крупный бизнес-план – несколько месяцев.

Серьезные инвесторы требуют, чтобы бизнес-план им представлялся лично руководителем организации, что требует его активного участия в разработке бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Повышает шансы в поиске партнеров и инвесторов наличие в составе организации команды, разрабатывающей бизнес-план и готовой его реализовать.

Структура разделов бизнес-плана как официального документа и последовательность его разработки не совпадают (таблица 8.1).

Таблица 8.1.

Структура и последовательность разработки бизнес-плана

Перспективная бизнес - идея (замысел)

1. Сбор и анализ информации о продукции (услуге)

Раздел 3. Описание продукции

2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта

Раздел 4. Маркетинг и сбыт продукции

3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли

Раздел 2. Описание предприятия и отрасли

4. Возможности инноватора, план проведения НИОКР

 

5. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами

Раздел 5. Производственный план

6. Расчет потребного капитала и источников финансирования

Раздел 7. Финансовый план. Отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; финансовые результаты; налоги

7. Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности

Раздел 8. Эффективность проекта. Анализ чувствительности проекта: индекс доходности; срок окупаемости; чистый приведенный доход; внутренняя норма доходности

8. Разработка организационной структуры, право-вого обеспечения и графика реализации проекта

Раздел 6. Организационный план

9. Решение вопроса рисков и гарантий

Раздел 9. Риски и гарантии

10. Подбор материалов и составление приложений

Приложения

11. Составление краткого содержания проекта

Раздел 1. Резюме

12. Составление аннотации на проект

Аннотация

13. Оформление титульного листа

Титульный лист





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ