Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Основы менеджмента: лекции

Тема 25. Профессионализация менеджмента
27.12.2011, 15:04

1. Сущность квалифицированных кадров

 

Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, а, следовательно, и эффективности производства, являются кадры (персонал) предприятия.

Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. Под кадрами обычно понимают штатных квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности. В целом эффективность бизнеса зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. Квалификация характеризует меру овладения работниками данной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах, категориях.

Так как же заставить рабочую силу работать наиболее эффективно? Ответ на этот вопрос лежит в основе любой кадровой политики.

И на первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата является той причиной, которая приводит работника на его рабочее место. Это наиболее сильный мотивирующий фактор.

Ведь все в конечном итоге зависит от людей, от их квалификации, умения и желания работать. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

 

2. Требования к технологии менеджмента

Требования к технологии менеджмента можно свести к следующему:

-   формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;

-   информация   должна  поступать   от   всех   подразделений   фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различенные функции;

-   выбор   и   принятие   решения   должны   отражать   интересы   и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;

-   должна  строго   соблюдаться   соподчиненность   в   отношениях  в иерархии   управления,   жесткая   дисциплина,   высокая   требовательность   и беспрекословное подчинение.

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии, целевых межфункциональных групп, формальных правил и процедур, планов, горизонтальных связей.

 

3. Роль топ-менеджеров в реструктуризации производства

В рыночных условиях, где постоянны только перемены, возникает потребность в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям стать более эффективными. Обостряющая конкуренция инициирует стремление субъектов рынка догнать и перегнать остальных, пока не поздно, а для этого нужны механизмы, которые помогут решить появившиеся проблемы. Изменения в окружающей среде и кризисные явления также являются стимулами для преобразования бизнеса.

Реструктуризация предприятия — это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов организации. Ее цели:

- обеспечить стабильное и эффективное функционирование; увеличить объем поступлений в бюджеты субъектов РФ и городов;

- оздоровить   обстановку   за   счет   увеличения   рабочих   мест   и регулярно выплачиваемой заработной платы.

Чаще всего топ-менеджеров приглашают туда, где необходима реструктуризация предприятия, введение новой системы управления, отладка всех процессов работы в изменившихся экономических условиях. Проект по «подъему» организации длится от года до трех лет, компания полностью модернизируется, отстроится, наладится деятельность всех подразделений.

Успех деятельности любой компании в основном зависит от эффективности работы топ-менеджеров - директоров и его заместителей. Руководитель высшего звена должен уметь организовать работу ключевых специалистов, выстраивать стратегию развития компании, строго следовать установкам владельцев бизнеса.

4. Сущность эффективности работы менеджера

Менеджер - это руководитель, который наделен полномочиями и ответственностью, соответствующими его должности. На качество деятельности менеджера оказывают влияние трудовые отношения в коллективе и отношения собственности.

Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития, их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат. Для того чтобы в течении длительного времени предприятие развивалось оно должно быть результативным и эффективным.

Работа руководителя должна быть эффективной, иначе его предприятие не добьется успеха. Это сложная задача, требующая одновременно знаний и опыта.

Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки. При решении этой задачи теория и практика менеджмента строятся на пяти основных принципах:

-   чуткая реакция на внешние и внутренние условия;

-   планирование и выработка решения: определение цели организации и принятие наиболее эффективных решений;

-   оптимальное распределение сил и ресурсов;

-   стремление, чтобы все члены организации работали с наибольшей отдачей;

-   постоянный контроль и корректировка текущей работы, направленные на осуществление целей организации.

  Эффективные управляющие концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, в исполнении поставленных заданий принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления работ в их выполнении. Наконец, эффективные управляющие должны принимать эффективные решения.

 

5. Эффективность использования рабочего времени руководителя

 

Время - это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономические величин, но и от того, как он распоряжается самым ценным достоянием -временем. Руководитель должен сознательно и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленных целей.

Причины дефицита времени заключаются в следующем:

-    постоянная спешка;

-    отсутствие четкого распределения работ по степени их важности;

-    постоянные доработки дома;

-    большой поток рутинных дел, часто срочных, работа над которыми занимает много времени;

-    "Воры времени" - непредвиденные и обусловленные недостаточным планированием  дела.  Наиболее  крупные  воры  времени - это телефонные звонки, незваные посетители, дела, за которые менеджер берется потому, что не может отказать в просьбе;

-    суетливость; слабая мотивация труда.

Чтобы анализировать проблему, нужен достоверный учет времени. Самый эффективный способ учета времени - это ведение записей.

Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя.

Менеджеры должны стремиться к тому, чтобы, успевая решать во время рабочего дня множество разных текущих вопросов, в течение определенного времени заниматься только одной-единственной задачей, всегда завершать за один раз только одно дело, но последовательно и целеустремленно.

Делегирование является ключевой деятельностью управляющего. Под делегированием в общем смысле понимается передача задач своему подчинённому из сферы деятельности самого руководителя, но при этом начальник  сохраняет за  собой  ответственность за руководство,  которая не может быть делегирована.

Для того чтобы экономить своё время руководителю необходимо разработать рациональный подход к обладанию информацией.

Рациональное чтение предполагает, прежде всего, определение того, надо ли этот материал читать вообще, и если надо, то в каком объёме. Надо думать о том, какую информацию из него нужно получить.

Рациональное проведение совещаний.

Переговоры по телефону, чтобы не тратить слишком много времени на них, перед тем, как звонить, нужно наметить ход беседы.

Рациональное ведение корреспонденции.

В основном то, насколько эффективно менеджер распоряжается своим временем, зависит от его личности, от того, хочет ли он упорядочить свою деятельность, последовательно внедряя в работу правила и принципы самоменеджмента.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ