Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие. Тонких А.И.

3. Методология разработки стратегических решений
19.01.2012, 19:13

3.1. Суть проблемы

В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения. Ежедневно любому опытному руководителю приходится принимать множество самых разнообразных решений. Особенно напряженно рабочее время проходит у высших руководителей компаний. В один и тот же день директору, возможно, приходится определять стратегические направления развития компании, разрешать конфликты, возникающие между подчиненными, возлагать на кого-то ведение ежедневных хозяйственных дел.

В настоящее время при принятии решений используют два пути. Первый путь, заключается в рассмотрении того, как принимают решения люди вообще и руководители в частности. Как поведет себя человек, знающий все возможные варианты действий и их последствия, какие логические цепочки выстраиваются у него в голове, по каким правилам он делает выбор? Данный путь получил общее название «теория принятия решений» и изучается такими научными дисциплинами, как философия, психология, математика и экономика.

Второй путь основывается на практических рекомендациях, которые могут улучшить процесс принятия управленческих решений благодаря разработке систематических и логических процедур. Для этого необходимо изучить структуру и динамику действий и решений менеджеров, определить ключевые проблемы, выделить контролируемые и самостоятельные факторы и зависимости между ними и разработать рекомендации, которые способны помочь компании достичь поставленных целей. Сторонники второго подхода не претендуют на объяснение причин, лежащих в основе различных типов поведения внутри организации.

Эти два подхода (их еще называют описательным и рекомендательным) являются взаимодополняющими; четкое теоретическое понимание того, как функционирует компания, - неоценимая отправная точка для исследования того, как она должна работать.

3.2. Классификация принимаемых решений

С точки зрения принятия решений задача руководства фирмы заключается в формировании и направлении процесса оптимального использования ресурсов на пути к достижению поставленных целей. В этом плане все решения делятся на три категории: оперативные решения, стратегические, управленческие, или административные, решения.

Оперативные решения. Их цель - максимизация прибыли от текущих операций. В качестве ключевых оперативных решений выступают вопросы ценообразования, маркетинговая стратегия, разработка производственных планов и поддержание необходимых уровней запасов, а также выделение средств на исследования и разработки, маркетинг и различные производственные операции.

Стратегические решения. Данный вид решений связан скорее с внешними, нежели с внутренними проблемами компании, в особенности с решением об изменении номенклатуры производимой продукции и выбором сегментов рынка, т. е. это проблема избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития.

К стратегическим проблемам можно отнести следующие вопросы: каковы цели и задачи компании? Должна ли фирма диверсифицировать свою деятельность, если да, то по каким направлениям и в какой степени? Как оптимизировать производственный процесс и упрочить положение компании на рынке?

Рассмотрение стоящих перед компанией стратегических проблем открывает один из самых важных аспектов всего процесса принятия решений: подавляющее большинство решений должно быть принято в рамках ограниченности совокупных ресурсов. Вне зависимости от размеров компании стратегические решения связаны с выбором альтернативных направлений использования ресурсов.

Управленческие, или административные, решения. Данный вид решений связан со структурированием ресурсов компании и направлен на увеличение потенциала их использования. Одна часть задачи управленца связана с самой организацией: структурирование полномочий и обязанностей персонала, построение производственных и информационных потоков, каналы распределения и размещение оборудования. Другая часть состоит в получении и использовании ресурсов: поиск источников сырья, обучение персонала, финансирование, приобретение оборудования.

3.3. Баланс приоритетов между стратегическими и оперативными решениями

Баланс внимания управленцев к стратегическим и оперативным решениям в конечном счете определяется внешней средой, в которой функционирует фирма.

Если спрос на рынках сбыта продукции растет, технология остается стабильной, а требования и предпочтения покупателей меняются медленно, компания продолжает эффективную работу, сфокусировав внимание на текущей хозяйственной деятельности. Её продукты, рынки и конкурентные стратегии развиваются медленно и постепенно. В таких условиях большинство фирм обычно фокусирует внимание на оперативных решениях. Решения, рассчитанные на длительную перспективу, обсуждаются очень редко.

Если же внешняя среда оказывается бурной и изменчивой и (или) уровень спроса близок к насыщению, компания не может позволить себе заниматься исключительно оперативными вопросами. Постоянная эффективная деятельность (а иногда и само выживание) фирмы невозможна, если её руководство не уделяет особого внимания постановке и решению стратегических задач. Рано или поздно большинству менеджеров в каждой отрасли приходится становиться стратегами.

Таким образом, в этой обстановке появилась необходимость уделять равное внимание и стратегическим, и оперативным решениям. Поэтому для стратегической и оперативной деятельности требуются совершенно различные административные структуры.

Вопросы для самоконтроля

1.    Какие пути используются при принятии решений?

2.    Какие вопросы рассматриваются при принятии оперативных решений?

3.    Какие вопросы рассматриваются при принятии стратегических решений?

4.    Какие вопросы рассматриваются при принятии административных решений?

5.    Что учитывается при анализе баланса внимания управленцев к стратегическим и оперативным решениям?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ