Главная » Учебно-методические материалы » МЕНЕДЖМЕНТ » Стратегический менеджмент: учебно-методическое пособие. Тонких А.И.

Введение
19.01.2012, 19:10

Стратегический менеджмент является быстроразвивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а другие переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины: теория управления, менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать.

Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами. В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансовопромышленных групп (ФПГ), коммерческие фирмы наряду с группами, за многими из которых стоят коммерческие банки, стали приобретать промышленные предприятия, участвовать в приватизации, инвестиционных конкурсах, активно проводить скупку акций привлекательных предприятий. Следовательно, центральным направлением развития предприятия теперь является переход от нынешнего состояния интеграции к устойчивому и эффективному развитию интеграционных процессов, что невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

В настоящее время у директоров бывших государственных предприятий и руководителей новых компаний растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития предприятия в долгосрочной перспективе.

В данном курсе рассматриваются исторические предпосылки развития теории стратегического менеджмента, в том числе в сфере антикризисного управления, теоретические основы стратегического менеджмента и его технологии, методы управленческого и портфельного анализа, процедуры принятия управленческих решений и способы достижения конкурентных преимуществ в условиях жесткой конкурентной борьбы на национальных и мировых рынках товаров и услуг.

Работающие в сложных российских условиях и выходящие на международную арену предприятия и коммерческие организации встречаются сегодня с жесткой конкурентной борьбой. Добиться успеха в этой борьбе можно только при использовании возможностей стратегического менеджмента как концепции управления фирмой, позволяющей взглянуть на организацию как на единое целое.

Процесс управления предприятием охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Каждому отведена определенная роль в этом стратегическом процессе. Сделать правильный стратегический выбор - значит связать бизнес-решения и конкурентоспособные действия в единое целое. Это единство действий и подходов будет отражать текущую стратегию. Новые действия и подходы, находящиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии.

Хорошо продуманное стратегическое видение готовит предприятие к будущему, устанавливает долгосрочные направления развития и определяет намерения предприятия занять конкретные деловые позиции.

Разработка стратегии является одной из основных функций стратегического менеджмента. Из всего того, что делает менеджер и что в такой значительной степени влияет на благополучие предприятия, главным является разработка долгосрочной программы, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий таким образом, чтобы достичь намеченных результатов, которые позволили бы успешно работать, несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы.

Программа и содержание курса «Стратегический менеджмент» разработаны на основе образовательного стандарта по дисциплине «Стратегический менеджмент» для специальности 080503 «Антикризисное управление». В разделе учебно-методических материалов представлены тематический план и программа курса, тематика и содержание семинарских занятий, приведены контрольные вопросы и задания по темам курса, экзаменационные вопросы. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы располагается в конце пособия.

Методологической основой курса является общая теория систем и системный анализ, основные принципы которых изучаются студентами в курсах «Менеджмент» и «Теория управления». С позиций системного подхода рассматриваются механизмы включения инновационных технологий, маркетинговой и финансовой деятельности предприятий и организаций всех форм собственности и направлений деятельности в общую концепцию стратегического развития рассматриваемого объекта управления.

Курс «Стратегический менеджмент» входит в число специальных дисциплин, таких как «Международный и финансовый менеджмент», «Управленческие решения и информационные технологии управления», «Антикризисное управление и инновационный менеджмент», которые закладывают основу для профессиональных навыков у студентов по выбранной специальности «Антикризисное управление».





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА