Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Международные экономические отношения: конспект лекций. Носова Н.С., Роньшина Н.И.

Лекция № 4. Конкурентоспособность государств на мировом рынке (1)
21.12.2011, 14:52

1. «Конкурентный ромб» М. Портера

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в 1990 г. выпустил монографию «Конкурентные преимущества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей – «конкурентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.

«Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

В список факторных условий М. Портер включил следующие группы условий:

1) людские ресурсы, они разделены на отдельные группы работников, в том числе ученые высшей категории;

2) природные ресурсы, включая географическое положение страны и климат;

3) капитал, учитывая оставшиеся национальные различия в условиях финансирования и разнообразия видов национальных рынков капитала;

4) научно-информационный потенциал, т. е. все накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические и т. д.;

5) инфраструктура, а именно тип, качество и стоимость видов инфраструктуры, оказывающих влияние на конкурентоспособность. К этой группе также относится все, что влияет на качество жизни в определенной стране, делая ее привлекательным местом для проживания.

Главной идеей М. Портера является идея о том, что основные для конкурентоспособности факторы страной не наследуются, а создаются. Причем важнейшее значение имеют темпы создания и механизмы совершенствования факторов, т. е. эффективность их использования.

Также большое значение имеет классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов – неквалифицированной рабочей силы или природных ресурсов. Но М. Портер считает, что конкурентоспособность, основанная на базисных факторах, непрочна, потому что на мировой рынок могут выйти другие страны с более дешевыми природными ресурсами или трудом, может измениться производственный процесс и т. д. Например, Новая Зеландия выращивала киви и от своего монопольного господства на мировом рынке получала значительные доходы. Но позднее Италия и Чили начали продавать киви, и Новая Зеландия потеряла монопольное преимущество. Это вместе с другими причинами создало ей большие экономические трудности. Чаще всего развитые факторы создаются на основе базисных, но их намного сложнее продублировать.

В наукоемких отраслях базисные факторы не дают решающего преимущества. К тому же ТНК могут получить их в других странах за счет зарубежных инвестиций. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества на мировом рынке, фактор должен быть в высокой степени специализирован, приспособлен для нужд конкретной отрасли промышленности. Поэтому недостаток отдельных базисных факторов может быть не слабостью, а сильной стороной в конкурентной борьбе, побуждая компании осуществлять нововведения и усовершенствования.

Несмотря на глобализацию конкуренции, условия внутреннего спроса все еще имеют большое значение. При этом главную роль играет не объем внутреннего спроса, а его качество и соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке. Выигрывают в конкурентной борьбе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутренними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невелик. Например, Япония после войны, восстанавливая инфраструктуру, начала развивать транзисторную связь (этому способствовала и гористость страны, так как кабельные коммуникации стоили дороже). Остальные страны медленно отказывались от кабельной сети. Таким образом, Япония заняла лидирующие позиции.

Еще большее, чем сегментный состав спроса, значение имеют «качества» производственных и частных потребителей. Компании страны выигрывают, если их потребители являются по мировым стандартам наиболее требовательными и квалифицированными. Если японская фирма может продать видеомагнитофон у себя в стране, она его продаст в любой точке земного шара.

Компании могут финансировать нововведения и совершенствоваться в зависимости от условий спроса, характерных для данной страны. Например, в Японии приветствуется «легкая, тонкая и маленькая» продукция, так как люди живут в небольших домах, с малой звукоизоляцией. Кондиционеры здесь должны быть бесшумными, в отличие от условий в США. Также о требовательных и искушенных покупателях в отдельной стране говорят национальные увлечения. Например, в Великобритании это садоводство. Иногда происходит наоборот, когда эти национальные увлечения являются следствием развития высококонкурентоспособной национальной отрасли.

Желательно, чтобы этот национальный повышенный спрос опережал будущий спрос мирового рынка. Например, высокие требования к защите окружающей среды в Скандинавии способствовали развитию там соответствующих технологий, которые создали впоследствии для промышленности приоритетную нишу на мировом рынке.

Если состав спроса сложный и опережает международный, объем и характер развития внутреннего спроса могут увеличить конкурентное преимущество отрасли промышленности. Большой внутренний рынок оказывает влияние на инвестиционные решения в тех отраслях, где большая экономия на масштабах, высокая степень неопределенности и большие потребности в НИОКР. Положительным качеством большого рынка также является присутствие на нем внутренней конкуренции. В других условиях большой внутренний рынок может быть негативным явлением, так как фирмы утрачивают стимулы к постоянному обновлению и совершенствованию.

Родственные и поддерживающие отрасли – также важный показатель национального конкурентного преимущества. Эти отрасли предоставляют вспомогательное оборудование и полуфабрикаты высокого качества. М. Портер отметил одну особенность этой детерминанты: чаще всего конкурентоспособными являются не отдельные отрасли, а «группы», или «кластеры», отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. И эти группы имеют тенденцию к концентрации в рамках ограниченного географического пространства. Например, в США автомобильная промышленность традиционно была сосредоточена в районе Детройта, Силиконовая долина в Калифорнии – центр компьютерной промышленности. Также взаимодействие родственных отраслей может положительно повлиять на международную конкурентоспособность.

Стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция – группа сильно отличающихся друг от друга, но особенно важных для понимания конкурентных преимуществ факторов. Цели, способы и стратегии организации фирм существенно различаются в разных странах. Национальные особенности оказывают влияние на способ менеджмента фирм и виды конкуренции. В мире нет универсальных систем менеджмента. С недавнего времени отличия в деловой культуре разных стран стали причислять к факторам их международной конкурентоспособности. Например, сильно различаются «образы» Германии и Италии на мировом рынке. Италия первенствует в дизайне, в некоторых фрагментированных отраслях (мебель, светильники, упаковочные машины, шерстяные ткани, обувь). А Германия лидирует в отраслях с немаловажным техническим компонентом продукции. До недавнего времени начальство, как правило, имело техническое образование. Крайне важно, чтобы специализация страны в международном разделении труда соответствовала ее деловой культуре.

Временная перспектива имеет немаловажное значение для международной конкурентоспособности компании, в которой строится деятельность, а это зависит в первую очередь от состава ее инвесторов.

Внутриотраслевую конкуренцию можно назвать катализатором всей системы данных факторов, так как наличие «своих» конкурентов намного сильнее стимулирует развитие производства, чем иностранная конкуренция. Внутри страны компании находятся в равных условиях относительно стоимости рабочей силы, сырья, законодательства, поэтому им приходится придумывать что-то новое.

Также на конкурентоспособность государства может оказать влияние случай. М. Портер в схеме ромба случайность (как и государство) обозначил пунктиром. Случайными событиями, влияющими на развитие конкурентоспособности, могут быть: военные конфликты, политические решения иностранных правительств, изобретения, резкий подъем мирового локального спроса, резкое повышение цен на ресурсы и т. д.

Государство не было включено М. Портером в основные детерминанты ромба. Он считал, что прямое государственное вмешательство негативно влияет на конкурентоспособность. Государство играет роль катализатора. Оно не создает конкурентоспособные отрасли. Государство в любом случае должно заставлять компании ставить себе более высокие цели и подниматься на новые, более высокие уровни конкурентоспособности. Но роль государства, за исключением первых стадий международной конкурентоспособности, должна быть косвенной.

В сфере внешней торговли существует немало проблем. Одна из важнейших – одновременное обеспечение интересов как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий и фирм, которые тоже принимают участие в международном обмене. Для изучения этой проблемы необходимо выяснить, каким же образом некоторые фирмы конкретных стран получают существенные преимущества перед другими в определенных отраслях. Найти ответ на этот вопрос пытались многие экономисты. Свою теорию выдвинул и М. Портер, американский ученый-экономист. Он проанализировал деятельность компаний из десяти наиболее развитых в индустриальном плане стран, на которые в сумме приходится почти половина всего мирового экспорта товаров и услуг. Его концепция называется «международная конкурентоспособность наций».

Конкурентоспособность каждой страны на мировой арене определяется четырьмя взаимосвязанными компонентами.

1. Факторные условия. М. Портер не ограничивает факторы, имеющиеся изначально. Он добавляет и новые, которые могут возникнуть в процессе производства. Например, внедрение новых технологий при нехватке ресурсов.

2. Условия спроса. Спрос является определяющим компонентом для развития фирмы. Речь здесь идет не только о внутреннем спросе, но и о внешнем, так как возможности выхода фирмы на внешний рынок могут очень сильно влиять на ситуацию на фирме. При этом такие возможности фирмы могут определяться не только экономическими условиями, но и национальными особенностями. Подход М. Портера выдвигает на первый план требования, предъявляемые внутренним рынком для отдельных компаний.

3. Состояние отраслей. Это немаловажное условие, так как такие отрасли обеспечивают бесперебойную работу рассматриваемой отрасли, начиная от поставок оборудования и заканчивая различными финансовыми структурами и связями с клиентами и поставщиками.

4. Стратегия фирмы, которой она придерживается в данной конкурентной ситуации. Для достижения успеха в международной деятельности просто необходима гибкая стратегия на мировом рынке и соответствующая определенная структура. Стимулом для этого может служить конкуренция на внутреннем рынке. Ее отсутствие отрицательно скажется на эффективности производства и на способности серьезного конкурирования с другими фирмами.

Но для каждой страны сочетание этих условий будет своим. И в соответствии с этим М. Портер выделил четыре этапа жизненного цикла страны.

1. Этап факторов производства. На этой стадии страны используют конкурентные преимущества, связанные с дешевой рабочей силой, плодородной землей и т. д.

2. Этап инвестиций. На этом этапе от инвестиционной активности государства и фирм данной страны зависит конкурентоспособность национальной экономики. При этом очень важно умение национальных производителей – эффективно использовать и совершенствовать зарубежные технологии. Увеличение объема инвестиций ведет к возникновению более передовых факторов и созданию современной инфраструктуры.

3. Этап нововведений. Он характеризуется присутствием уже всех четырех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. При этом увеличивается количество отраслей, которые имеют возможность конкурировать на мировом уровне. В связи с ростом личных доходов населения и внутренней конкуренции, которая играет стимулирующую роль, потребительский спрос становится разнообразнее.

4. Этап богатства. Он характеризуется спадом производства. Уже существующее изобилие движет экономику. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции, при этом практически не используется активное инвестирование. В своей деятельности они используют не какие-нибудь новые стратегии, а те, что проверены временем, т. е. основанные на государственной поддержке.

Для каждой из этих стадий М. Портер выделил основные рекомендации для проведения экономической политики этих стран.

Экономикам, находящимся на стадии факторов, он рекомендует поддерживать внутреннюю макроэкономическую, а также политическую стабильность, достичь высокого уровня образования, главенства закона. Также им необходимо создавать и развивать физическую инфраструктуру, открывать рынки и использовать передовые технологии других стран.

Экономикам на стадии инвестиций он советует вкладывать средства в совершенствование физической инфраструктуры, научные исследования, развитие «кластеров». Кроме того, необходимо создать условия для опережения развития зарубежных технологий и развития мощностей по всей цепочке от добывающих до обрабатывающих отраслей.

Экономикам, находящимся на этапе нововведений, стоит уделить внимание дальнейшему развитию «кластеров»; создать сеть исследовательских организаций, что в свою очередь включает не только научные лаборатории, но и подготовку специалистов соответствующего уровня; создавать для фирм такие условия, которые бы благоприятствовали развитию новых стратегий и нововведений.

Теория М. Портера была применена на практике такими странами, как США, Австралия, Новая Зеландия. В 1990-х гг. она стала основой государственных рекомендаций для повышения конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке.

2. Экологическая политика

В мировом сообществе существуют проблемы, касающиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы называют глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привлекать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объединять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них – экологическая, демографическая, природоресурсная, разоружение и нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом.

Сегодня на первый план вышла экологическая проблема. Загрязнение окружающей среды, добыча ресурсов, демографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.

Впервые на мировом уровне об экологической проблеме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Им рассматривались вопросы, связанные с нарушением окружающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.

Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта в необходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изменение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.

Эти проблемы не только ухудшают и без того неблагополучную ситуацию, но и ускоряют темпы загрязнения окружающей среды: многие современные показатели уже несопоставимы с аналогичными в предшествующие периоды. В XX в. уничтожена четверть всех обрабатываемых земель и более двух третей лесов. За последние 30 лет загрязнение воды увеличилось более чем в 10 раз, а производство возросло в 2,5 раза. Многие специалисты говорят и о проблеме загрязнения космоса, так как за последние годы в нем накопилось множество уже не нужных нам объектов, многие из которых нельзя возвратить на Землю – это может вызвать серьезные и непоправимые последствия.

При всем этом явном и быстром ухудшении экологических показателей расходы на охрану природы возросли всего в 3,5 раза, причем существует тенденция, при которой этот разрыв увеличивается еще больше.

Сотрудничество в экологической сфере предполагает взаимодействие стран, так как многие из них (развивающиеся и страны с переходной экономикой) не имеют достаточного количества средств для преодоления экологической угрозы. Естественно, большая часть вредных выбросов приходится на развитые страны, но, по прогнозам специалистов, «вклад» в этой области развивающихся стран к середине XXI в. увеличится с 28 % (на сегодняшний день) до 40 %.

В решении этой проблемы необходимо опираться на международный уровень. Еще в 1983 г. была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию в рамках Организации Объединенных Наций.

В 1992 г. проводилась конференция в Рио-де-Жанейро по развитию и окружающей среде. На ней была принята «Повестка дня на XXI век», которая содержала ряд положений. Главными из них являются: права людей на здоровье, охрану окружающей среды, соблюдение интересов будущих поколений, внесение изменений в технологии и методы производства и потребления.

Современные экологические проблемы носят и политический характер. Это относится прежде всего к сфере создания и проведения испытаний ядерного оружия. Сотрудничество в этой сфере требует особого внимания, хотя зачастую ограничения по использованию опасных веществ, ядерного оружия и прочее идут в разрез с национальными интересами той или иной страны.

Для решения экологических проблем не применимы рыночные методы, что относится и к другим глобальным проблемам. Для этого требуются административные и другие, косвенные меры. К первым относятся запреты, ограничения, установление определенных стандартов, обязанностей проводить экспертизы и т. д. К косвенным относятся: штрафы, платежи, специальные налоги и сборы, создание природоохранных фондов и др.

Настоящий период, характеризующийся обострением экологических проблем, возникновением катаклизмов, заставил многие страны объединить усилия. Существует ряд мер, которые необходимо предпринять для обеспечения экологической безопасности: осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в этом направлении, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, привлечение к ответственности за нарушение природоохранного законодательства, обеспечение контроля за возведением экологически опасных объектов, экологическое воспитание населения и т. д.

Всем этим вопросам была посвящена конференция ООН в Киото в 1997 г., в которой приняло участие более 120 стран. Обсуждались меры по привлечению средств стран со всего мира, были установлены предельные уровни выбросов для каждой страны (причем страны могут продавать свои квоты друг другу).

В 2000 г. состоялся форум в Гааге. На нем страны попытались устранить те недостатки, которые все же существуют в рамках квотирования, и устранить недостатки в программе по сокращению выбросов в атмосферу.

Как бы то ни было, страны всего мира понимают всю значимость экологической проблемы и стараются координировать свои действия в природоохранной сфере.

Государственная политика, проводимая с определенными целями, может значительно влиять на формирование конкурентных преимуществ различных стран. В последние десятилетия она все чаще осуществляется с помощью проведения активной экологической политики в рамках экономической стратегии наиболее развитых государств. Государство вынуждено вмешиваться в решение экологических проблем, потому что рыночные механизмы сами по себе пока что не могут учитывать экологические издержки в цене товаров. Это сфера, в которой фирмы не всегда получают немедленную прибыль, но выгоды для нации в целом значительно выше выгод, получаемых отдельными компаниями.

М. Портер считает, что экологическая политика не влияет отрицательно на конкурентоспособность государств, так как страны с наиболее строгим природоохранным законодательством лучше всех экономически развиты. Наоборот, экологическая политика способствует повышению конкурентоспособности государств, отраслей и отдельных фирм. Это доказывается и научными исследованиями, и практической деятельностью фирм. На уровне государств экологически ориентированная экономика способствует повышению конкурентоспособности нации в целом, так как улучшается среда обитания, повышается качество и увеличивается продолжительность жизни трудоспособного населения. Иногда отдельная компания не получает сразу же прибыли от вложений в охрану окружающей среды, но для всей страны такие преимущества более убедительны.

Развитые страны используют экологическое законодательство и экономические рычаги природоохранной политики для повышения конкурентных преимуществ фирм и в конечном счете государства в целом. С этой целью они стимулируют ранний спрос на экологически чистую продукцию, повышают информированность потребителей, проводят сбалансированную политику в отношении иностранных инвестиций, поощряют внедрения экологически чистых технологий и развивают новые экологические отрасли. При этом особенно важно принимать первыми по сравнению с другими странами строгие стандарты и нормы, постоянно их ужесточать и контролировать их выполнение. Это дает технологическое преимущество в конкурентной борьбе.

В некоторых отраслях экономики субъектами конкурентной борьбы являются фирмы, а не государства. Фирмы рассматривают экологически ориентированное производство как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Это может достигаться за счет следующих факторов:

1) экономия сырья и энергии ведет к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов;

2) большинство экологических проблем представляют собой дополнительные возможности для фирм, главной предпосылкой которых является постоянное совершенствование технологий; наибольшие конкурентные преимущества получают фирмы, ранее других осуществляющие капиталовложения в экологически чистые технологии.

В последнее время фирмы сами требуют от государства ужесточения законодательства для приобретения преимуществ над конкурентами. Эта тенденция распространяется не только на отдельные фирмы, но и страны.

3. Стадии конкурентного развития стран

М. Портер выделил четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики в соответствии с четырьмя движущими силами – это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособности национальной экономики, что, как правило, сочетается с ростом национального благосостояния. Четвертая стадия означает постепенное замедление роста и в конечном счете упадок.

1. Стадия, движимая факторами производства. На этой стадии почти все обладающие конкурентоспособностью отрасли промышленности страны получают преимущества благодаря базисным факторам производства, в основном природных ресурсов и рабочей силы низкой квалификации. В «ромбе» выделяются лишь факторные условия, остальные его составляющие развиты слабо. Местные фирмы конкурируют исключительно на базе цены в отраслях, которые требуют недорогостоящей и широкодоступной технологии производства продукта.

Одно из главных отличий первых трех стадий конкурентного развития – это способ, которым фирмы получают технологию. На факторной стадии компании ее в основном не сами создают, а получают от других стран. Это происходит посредством имитации приобретаемого иностранного капитального оборудования. Более совершенный дизайн продукта и технологии получают посредством пассивных инвестиций в заводы «под ключ» или непосредственно от иностранных фирм, которые имеют в этой стране производство или соответствующие соглашения с местными производителями.

На внешние рынки продукция поступает в основном через иностранных посредников. На этой стадии очень небольшое число национальных фирм имеет контакты с конечными потребителями. Внутренний спрос на экспортируемые товары может быть небольшим или вовсе отсутствовать. Экономика на этой стадии чувствительна к колебаниям мирового цикла и курсов валют, воздействующих на спрос и относительные цены. Она также уязвима к потере факторного преимущества перед другими странами. Хотя обладание в изобилии природными ресурсами может обеспечивать высокий национальный доход на душу населения в течение продолжительного периода времени, факторная экономика имеет слабую базу для непрерывного роста производства.

Факторную стадию прошли почти все страны. На ней находятся практически все развивающиеся государства, а также страны с переходной экономикой. Некоторые процветающие страны с богатыми природными ресурсами (Канада и Австралия) тоже находятся на этой стадии. Немногие страны вообще идут дальше факторной стадии. В результате протекционистской защиты диапазон местной промышленности может расшириться за счет импортозамещения, но конкурентного преимущества на мировом рынке это не даст.

2. Стадия, движимая инвестициями. На этой стадии национальное конкурентное преимущество базируется на желании и способности страны и ее фирм к активному инвестированию, фирмы инвестируют в строительство современных, эффективных и часто крупномасштабных предприятий, оснащенных лучшей доступной на глобальных рынках технологией. Типично, что такая технология, как правило, на поколение отстает от мировых лидеров. Однако на этой стадии иностранная технология и методы не только применяются, в них вносятся улучшения. Способность страны впитывать и улучшать иностранную технологию – необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями, и представляет собой главное отличие от факторной стадии.

Ожесточенная внутренняя конкуренция в конкурентоспособных отраслях заставляет фирмы непрерывно инвестировать с тем, чтобы снижать издержки, улучшать качество продукции, вводить новые модели и модернизировать процессы. На современных заводах нанимают наиболее квалифицированных рабочих и растущий корпус технического персонала, все еще получающего относительно низкую зарплату. Национальные фирмы начинают устанавливать собственные каналы сбыта, а также прямые контакты с потребителями и продавать продукцию под своей маркой.

Инвестиционный путь к конкурентному преимуществу возможен только в определенном классе отраслей: там, где велика экономия на масштабе, требуются большие капиталовложения, однако доля в издержках производства расходов на зарплату значительна; производится стандартизированная продукция, технология легко передаваема и имеются множественные источники получения технологии производства продукта.

Для инвестиционной стадии характерен быстрый рост занятости, зарплаты и факторных издержек. Начинается потеря конкурентных позиций в отраслях и сегментах, чувствительных к изменению цен. Экономика становится менее уязвимой по отношению к глобальным кризисам и колебаниям курсов валют. Банкротство в некоторых отраслях и внезапная потеря преимущества в других всегда будут иметь место. Это связано с неопределенностью при выборе подходящей иностранной технологии.

Адекватная роль государства на инвестиционной стадии отражает источники конкурентных преимуществ на этом этапе. Она может быть существенной в таких областях, как направление дефицитного капитала в определенные отрасли; поддержка фирм, деятельность которых связана с риском; осуществление временного протекционизма в целях поощрения становления национальных фирм и строительства предприятий необходимого эффективного масштаба; стимулирование приобретения иностранной технологии и воздействие на него, а также содействие экспорту.

Модель развития, движимого инвестициями, требует национального консенсуса, отдающего предпочтение инвестициям и долгосрочному экономическому росту в ущерб текущему потреблению и распределению дохода. Такой консенсус был очевиден в Японии и Южной Корее. Эффективное формирование политики на этой стадии требует политического процесса, который бы позволял принимать непопулярные и трудные решения, а также обеспечивал долгосрочную перспективу. Политическое давление на правительство во время проведения такой политики зачастую ведет к тому, что, несмотря на благие намерения, некоторые важные составляющие инвестиционной модели не удается реализовать. Это ведет к неспособности преодолеть факторную стадию.

Инвестиционная стадия реализована достаточно давно, в том числе на основе перелива капитала между странами или привлечения иностранной технологии и даже персонала. Среди факторов, содействовавших ее реализации, следует упомянуть большую глобализацию рынков исходных материалов, технологии и капитала и более агрессивную национальную промышленную политику. Однако очень немногие страны выходят на эту стадию. В послевоенный период в полной мере это получилось только у Южной Кореи и Японии. Тайвань, Сингапур, Гонконг, Испания и Бразилия подают признаки достижения этой стадии, но у них не хватает некоторых существенных ее элементов – либо достаточно развитых факторов, конкурентоспособных фирм, внутрифирменных возможностей улучшать технологию, контролируемых национальными фирмами международных каналов сбыта, либо присутствия действенной внутренней конкуренции и т. д.

3. Стадия, движимая нововведениями (инновациями). На этой стадии полный «ромб» имеется в целом ряде отраслей. Работают все детерминанты, и их взаимодействие максимально. Эта стадия называется «движимой инновациями», потому что фирмы не только получают методы и технологии других наций, но и создают свои оригинальные технологии.

Факторные условия делают конкурентное преимущество все более редким. Недостаток отдельных факторов стимулирует инновации, возникают новые механизмы создания развитых и специализированных факторов и их постоянного совершенствования.

Фирмы на инновационной стадии экономики конкурируют на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности. Они продолжают конкурировать по цене, но на базе высокой производительности труда. Чувствительные по цене, менее сложные сегменты они постепенно уступают другим странам. Фирмы конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями наряду с растущей репутацией марки за границей. В тех отраслях, где структура благоприятствует разрыву стоимостной цепочки, создается зарубежное производство – либо для сокращения издержек, либо для восполнения отдельных недостатков внутреннего «ромба». Таким образом, инновационная стадия является одним из этапов значительного прямого зарубежного инвестирования.

Обычно некоторые отрасли промышленности страны опережают другие в переходе к инновационной стадии, получив конкурентные преимущества более высокого класса. Совершенствование распространяется на другие отрасли. На инновационной стадии экономика обладает наибольшей сопротивляемостью по отношению к внешним событиям и макроэкономическим колебаниям, особенно когда страна обретает способность расширять «кластеры». Промышленность менее уязвима к ценовым шокам и движению курсов валют, поскольку она конкурирует на основе технологии и дифференциации продукции. Глобализация стратегии фирм создает дополнительный буфер против таких колебаний. Умножение числа процветающих фирм уменьшает зависимость от одного конкретного сектора.

Для инновационной экономики характерна также укрепляющаяся международная позиция по ряду передовых услуг, отражающих совершенствование конкурентных преимуществ в промышленности. Все движимые инновациями экономики имеют более высокую долю внутренних услуг, чем страны на более ранней стадии развития. Однако будет ли у страны широкая база для международной конкурентоспособности в услугах, зависит от ряда факторов, в том числе от развития поддерживающих отраслей. Там, где запрещена коммерческая реклама по телевидению (например, в Германии), фирмам труднее выйти на мировой рынок.

Роль государства на этой стадии заметно отличается от предыдущих. Побудительные толчки к инновации, способность это делать и сигналы, в каком направлении идти, должны в основном исходить от частного сектора. Экономика расширяется, и государство не может уследить за каждой уже существующей и вновь создаваемой отраслью, как и за связями между ними. Усилия государства должны направляться на косвенное стимулирование. В создании факторов лидирующую роль должны играть фирмы.

Великобритания, например, вышла на инновационную стадию в первой половине XIX в. США, Германия и Швеция – XIX–XX вв., Италия и Япония – только в 1970-е гг.

4. Стадия, движимая богатством. Выход страны на эту стадию – начало упадка. Ее движущая сила – богатство, которое уже достигнуто. Проблема в том, что экономика, движимая ранее достигнутым богатством, не может это богатство поддерживать. Самая главная причина – мотивация менеджеров, инвесторов, индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям в инновации, а тем самым совершенствованию. Выдвигаются новые цели, часто весьма оправданные в социальном плане, взамен тех, которые поддерживали прогресс в экономике.

К управлению компаниями на смену предпринимателям-пионерам, создателям промышленных империй, приходят финансисты. Престиж работы в промышленности уступает место другим видам карьеры. Тенденция к увеличению налогов на богатство по мере роста благосостояния нации снижает стимулы к инвестированию в промышленность. Хроническое недоинвестирование повсюду является парадоксальным признаком экономики, движимой богатством. Преобладают инвестиции в финансовые активы. Распространяются слияния и поглощения фирм, что создает иллюзию прогресса, не формируя нового бизнеса и часто еще более замедляя инновации.

Зримые сигналы вступления экономики в эту стадию проявляются медленно, в связи с инерцией, созданной лояльностью потребителей и достаточно прочными еще позициями на рынке.

Однако как только начинается потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях и сегментах, она распространяется на другие отрасли посредством «декластеризации». Экономический спектр сужается, конкурентное преимущество утрачивается сначала в базисных отраслях промышленности и готовых изделиях, позднее – в производстве компонентов, потом – оборудования. Кое-где конкурентное преимущество сохраняется, например в отраслях, где у страны имеется уникальный спрос или хорошо развитые смежные отрасли. Иностранные фирмы, все более получающие реальное конкурентное преимущество, приобретают национальные компании и интегрируют их в свои глобальные стратегии на основе базы, расположенной в другой стране.

Многие отрасли сокращаются и начинают конкурировать на основе цены. Спектр отраслей, в которых можно удержать конкурентное преимущество, становится недостаточным для обеспечения занятости и поддержания растущего жизненного уровня.

М. Портер считает, что классическим примером страны, вышедшей на стадию, движимую богатством, в конце 1980-х гг. была Великобритания.

Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии либо, выйдя на стадию, движимую богатством, снова оказываются на факторной стадии. Наиболее важными условиями продвижения страны на более высокую стадию являются следующие.

Механизмы формирования факторов производства. Потенциал экономики ограничивается количеством и особенно качеством факторов. Хорошо функционирующие механизмы, создающие и улучшающие факторы, обеспечивают основу для конкурентного преимущества более высокого порядка, поскольку каждая из первых трех стадий требует более развитых и более специализированных факторов.

Мотивация. Для перехода на более высокие стадии требуются рабочие и менеджеры, заинтересованные в высоких заработках и соответственно в продолжительности рабочего дня, поиске путей для роста прибыльности фирмы. Для поддержания мотивации важно, чтобы работники были уверены в получении вознаграждения за упорную работу и хорошие идеи. Владельцы капитала также должны быть мотивированы на устойчивое инвестирование.

Внутренняя конкуренция. Ожесточенная конкуренция среди местных производителей в широком спектре отраслей необходима для стимулирования инноваций и совершенствования конкурентного преимущества. Конкуренция помогает преодолеть инерцию. Активное соперничество местных фирм также имеет важный побочный эффект для других детерминант «ромба».

Совершенствование спроса. Повышение качества спроса создает потенциал успеха в более сложных сегментах и передовых отраслях промышленности. К совершенствованию также побуждают требовательные покупатели. Спрос совершенствуется и по мере роста доходов и уровня образования населения. Постановка важных социальных задач, инвестиции в такие области, как здравоохранение и охрана окружающей среды, создают стимул к созданию новых отраслей промышленности.

Недостаток отдельных факторов. Отсутствие отдельных, менее развитых факторов создает стимул для повышения продуктивности, а также совершенствования конкурентного преимущества в факторах более высокого порядка при условии, что имеется соответствующая мотивация и острая внутренняя конкуренция.

Способность к созданию нового бизнеса. Переход на более высокую стадию требует наличия эффективных механизмов создания нового бизнеса либо посредством изменений в уже существующих фирмах, либо путем создания новых. Это необходимо для здоровой конкуренции, создания новых и более сложных сегментов промышленности, расширения сети поставщиков и связанных отраслей и в конечном итоге создания «кластеров» отраслей.

Все эти силы необходимы не только каждая сама по себе, они создают замкнутую систему, где взаимно усиливают друг друга. Темпы прогресса нации сдерживаются потенциалом наиболее слабого звена. До тех пор пока страна не достигнет определенного уровня доходов и накопленного богатства, проблема заключается не в том, чтобы попасть на движимую богатством стадию, а в том, что есть опасность скатиться на более низкую.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0