3. Группа всемирного банка Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл. Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе. С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений. Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ. Поэтому, хотя к середине 1993 г. членами МБРР стали 176 государств, организационная структура Банка обеспечивает доминирующее положение небольшой группе ведущих промышленно развитых стран во главе с США. Так, на 30 июня 1993 г. «семерка» — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и Канада — располагала почти половиной всех голосов в Совете управляющих МБРР, что практически может обеспечить ей право вето при решении многих вопросов деятельности Банка. Причем для принятия наиболее важных решений требуется квалифицированное большинство голосов (85% общего количества). В таких случаях решение может зависеть от позиции только одной страны — США, которые имеют более 17% всех голосов, т.е. столько же, сколько имеют вместе свыше 140 развивающихся стран с небольшими взносами (0,5% и менее у каждой). Примечательно, что в настоящее время к мелким пайщикам относятся не только такие развивающиеся страны, как Вьетнам или Лаос, но и восточноевропейские страны — Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, бывшие союзные республики СССР, большинство из которых недавно вступило в МБРР и проводит курс радикальных социально-экономических реформ, активно поддерживаемых МВФ и МБРР. Даже квоты таких крупных стран, как Китай и Индия, составляют около 3% у каждой. А квоты России и Украины равняются 1,8 и 0,8% соответственно. Характерно, что пост президента МБРР традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Так, президентом МБРР в 1968—1981 гг. являлся бывший министр обороны США Р. Макнамара, а после него О. Клаузен — бывший президент Бэнк оф Америка — одного из крупнейших американских частных банков. С конца 80-х годов этот высший пост в МБРР занимал бывший член конгресса США Б. Конейбл, а с начала 90-х годов на этом посту опять представитель финансового бизнеса Л. Престон. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне — в столице страны, имеющей наибольший пай в капитале Банка. Все это показывает, кто прежде всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно усиливается влияние других центров — Западной Европы и Японии. Формирование ресурсов МБРР. (Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В результате подписной капитал к середине 1993 г. достиг 165 млрд. долл. Таким образом, в настоящее время МБРР по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в 80-е годы, оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций МБРР, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций, i Таким способом МБРР содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией — самого МБРР и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигацииМБРР, задолженность по которым к середине 1993 г. достигла 92 млрд. долл. Получая по этим высококотируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска. Кредитная политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию. Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В области проектного финансирования МБРР накопил большой опыт, и созданные при его содействии объекты обычно отличаются высокой эффективностью. МБРР стал кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, систем связи и других отраслей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям — способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для стимулирования и развития деятельности частного капитала, как местного, так и иностранного. В указанные отрасли, куда неохотно вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отличается высокой капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского хозяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ассигнований. Причем при кредитовании аграрного сектора МБРР тесно кооперируется с MAP, направляющей туда еще большую долю своих более льготных кредитов. Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7,43% годовых. Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Именно эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов МБРР — более 7 млрд. долл. каждая, а всего 137 млрд. долл., или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 г. Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США как главного пайщика в 1960 г. создал свой филиал — MAP, которая имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год; к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР. MAP периодически испытывает кризис в связи с быстрым истощением своих финансовых ресурсов, которые в отличие от МБРР формируются не за счет облигационных займов на мировом финансовом рынке, а в основном за счет государственных взносов стран-членов, прежде всего США и других крупных доноров. Последние же не спешат осуществлять дополнительные взносы для очередного пополнения ресурсов MAP. В середине 1993 г. общая сумма подписного капитала и взносов в MAP составила около 73 млрд. долл. На 1994—1996 гг. намечено осуществить десятое пополнение ресурсов MAP на сумму, эквивалентную 18 млрд. долл., за счет дополнительных взносов 34 стран-членов. Причем в это рекордное число доноров вошли 10 стран, являющихся заемщиками МБРР, в результате чего доля семи крупнейших доноров во главе с США сокращается до 80% общей суммы взносов. Заметное сокращение доли США с начала 70-х годов обусловлено их ревностным отношением к использованию вносимых долларов для закупки товаров у партнеров-конкурентов, особенно при ухудшении американского внешнеторгового баланса. Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 г. по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения гам частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет. МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а, наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся экономику. Располагая оплаченным капиталом в 1,4 млрд. долл., МФК к середине 1993 г. предоставила свыше 7 млрд. долл. на выполнение кредитных и инвестиционных обязательств, принятых Корпорацией перед странами-членами. Масштаб ее операций не может идти в сравнение с объемом кредитов МБРР или MAP. Однако эффективность деятельности МФК не измеряется лишь суммой ее собственных вложений, обычно не превышающих 25% стоимости кредитуемых проектов. Причем инвестиции МФК в ценные бумаги (акции и облигации кредитуемых компаний) должны быть по возможности краткосрочными и перепродаваться частным инвесторам, что, в свою очередь, способствует развитию национальных финансовых рынков в соответствующих странах-членах. Именно этой стороной деятельности Корпорация выделяется среди всех крупных межгосударственных инвестиционных институтов, заметно ускоряя процесс прямого инвестирования частного капитала в экономику развивающихся стран. Примечательно, что Корпорация не отказывается поддерживать и государственные предприятия, функционирующие как самостоятельные акционерные компании при соблюдении общих правил рыночной экономики, типичных для частного предпринимательства и свободного распределения и перевода прибылей. Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно составляет 15 лет, но возможно до 20 лет. Членами МИГА могут стать только страны — члены МБРР. К середине 1993 г. конвенция, учреждающая МИГА, была подписана 107 странами. Подписной капитал МИГА — 948 млн. долл. — обеспечивает предоставление гарантий на общую сумму 745 млн. долл. Причем эти гарантии могут покрывать до 90% общего объема инвестиций, однако пока сумма гарантии на один проект не может превышать 50 млн. долл. В 1993 финансовом году МИГА предоставило гарантии по 27 проектам на сумму 374 млн. долл., обеспечивающие привлечение иностранных инвестиций в размере 1,9 млрд. долл. Среди восточноевропейских стран МИГА, как и МФК, отдает особый приоритет Польше и Чехии, создавших наиболее благоприятный климат для иностранных инвестиций. Деятельность группы МБРР свидетельствует о стремлении ее руководства и основных пайщиков найти на многосторонней основе новые, более безопасныеформы внешнеэкономической деятельности. Именно под эгидой МБРР усиливается координация многосторонних и двухсторонних программ долгосрочной помощи растущему числу заемщиков. 4. Европейский банк реконструкции и развития Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г. Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран. С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды). Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР: 1. использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела; 2. гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора; 3. сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками; 4. сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития; 5. осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями; 6. гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы; 7. стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды. При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона; объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране. Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социально-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов. В своей деятельности ЕБРР натолкнулся на сохраняющуюся сдержанность международных инвесторов и коммерческих банков в отношении расширения финансирования проектов в частном секторе. Это выявило значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Нежелание некоторых правительств предоставлять гарантии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР. Деятельность по линии технического сотрудничества прямо или косвенно поддерживает инвестиции и кредиты ЕБРР; она сосредоточена на подготовке проектов, исследованиях по секторам и консультативных услугах. Поэтому ее значение в работе ЕБРР достаточно велико. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кадров, способных работать в условиях рыночной экономики. Организационная структура ЕБРР. Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих — высший распорядительный орган ЕБРР — включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР в принципе являются прерогативой Совета управляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности банка. Часть полномочий в интересах повышения эффективности работы ЕБРР может при необходимости делегировать Совету директоров. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих вопросов: 1) прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке; 2) избрание директоров и президента ЕБРР, установление размера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а также других условий договора с президентом; 3) увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уставного капитала ЕБРР; 4) предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями; 5) утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределении его активов; 6) внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляциям, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров. Совет управляющих проводит ежегодное заседание, а также другие заседания по своему усмотрению или просьбе Совета директоров. Заседание Совета управляющих созывается Советом директоров по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее одной четверти от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Две трети управляющих составляют кворум на любом заседании Совета при условии, что такое большинство представляет не менее 2/3 от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Совет директоров — главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих. В их числе: 1) подготовка работы Совета управляющих; 2) в рамках указаний Совета управляющих определение политики и принятие решений в отношении предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР; 3) предоставление проверенной аудиторами отчетности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании; 4) утверждение бюджета ЕБРР. Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора — от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора — от остальных европейских стран; 4 директора — от неевропейских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не менее 2/3 общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании). Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голо сованиях, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих и председательствует на Совете директоров. Формирование ресурсов ЕБРР. Разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд. ЭКЮ делится на 1 млн. акций с номиналом 10000 ЭКЮ каждая, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляет 3 млрд. ЭКЮ, или 30% разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70% акций — неоплаченные и могут быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежат. Страны—члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы — 13%, остальные европейские страны — 11%, неевропейские страны — 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%). Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в пять лет. Совокупная доля стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС при пересмотре размера капитала не должна быть ниже 50% общей суммы разрешенного к подписке капитала. Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов развития. Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции). Главная цель программы — содействовать развитию частного сектора путем поддержки мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии. ЕБРР осуществляет управление этими двумя фондами. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов (начиная с технико-экономических обоснований), а другой — для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов. Другим странам и многосторонним организациям предложено вносить средства в эти фонды. Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят открытый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствует на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам. Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования: 1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства; 2) инвестирование в капитал; 3) гарантированное размещение ценных бумаг; 4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах; 5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование; 6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы). ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1994 г. Совет директоров ЕБРР одобрил около 150 проектов на сумму свыше 11 млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особняком стоит такая сфера, как приватизация. Финансовый сектор. В условиях перехода к рыночной экономике кредитно-финансовые учреждения постсоциалистических стран унаследовали серьезные проблемы: безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации и чрезмерную монополизацию финансового сектора. Это связано с тем, что акционерами кредитных учреждений являются государственные предприятия, которые одновременно выступают в качестве крупных заемщиков. Самой сложной стала проблема преобразования кре-дитно-финансовых учреждений из пассивных посредников планируемого из центра распределения кредитов в предприятия особого рода, способные выполнять важнейшую функцию использования ресурсов на основе рыночных принципов в условиях свободной конкуренции. Кредитно-финансовая система требует коренной структурной перестройки, которая позволит поднять ее до уровня рыночной экономики и подготовить к приватизации. ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время ЕБРР проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах Банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов. Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также смогут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и созданию рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков. Один из первых местных инвестиционных банков западного типа в Венгрии создается в рамках проекта Еврокорп. Проект состоит из двух частей: European Corporate Finance — для оказания помощи первоначальной капитализации Венгерского инвестиционного банка, который будет консультировать национальные и иностранные компании по вопросам финансирования коммерческих структур; European Capital Development, предполагающий инвестировать средства в акционерные капиталы венгерских мелких и средних предприятий. Проект направлен на привлечение прямых иностранных инвестиций и будет содействовать развитию рынка капиталов в Венгрии. ЕБРР участвует в первоначальном капитале банка проектного финансирования в Москве. Российский банк проектного финансирования (РБПФ) представляет собой часть многоступенчатого проекта. Это банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий и других клиентов, способствуя тем самым переходу России к рыночной экономике. Российские банки в качестве акционеров РБПФ получат доступ к западной технологии финансирования проектов; предприятия частного сектора обеспечиваются финансовой и консультационной поддержкой, а местный персонал будет обучен работать в соответствии с международными банковскими стандартами. Подбор и оценка проектов должны способствовать привлечению иностранных капиталовложений в Россию. Энергетика. Необходимость в подключении ЕБРР к развитию энергетического сектора постсоциалистических стран Европы была обусловлена разразившимся в них с 1991 г. энергетическим кризисом. Последний был вызван как сокращением поставок энергоносителей из стран бывшего СССР, так и повышением цен на них до уровня мировых. ЕБРР начал активное осуществление проектов, связанных с модернизацией действующих энергетических мощностей и рационализацией использования энергии потребителями. Осуществление этих проектов сопровождалось реформами в области ценообразования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнергию к ценам мировых рынков. Взят курс на восстановление нефте и газодобычи в России и Румынии. Позитивную роль в этом играет привлечение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологиями, позволяющими более полно и эффективно использовать имеющиеся нефтяные и газовые месторождения. Доминирующей формой сотрудничества здесь становится создание совместных предприятий с участием иностранных фирм. ЕБРР при этом предоставляет лишь часть кредита под реализацию проекта. В июле 1992 г. «семерка» на совещании в Мюнхене приняла решение о создании Фонда ядерной безопасности и обратились к ЕБРР с просьбой оказать вместе с «группой 24» помощь руководящему органу государств-доноров, который будет управлять Фондом после его создания. Задача Фонда ядерной безопасности состоит в устранении наиболее серьезных проблем, связанных с безопасностью функционирования действующих ядерных реакторов в странах Центральной и Восточной Европы, путем принятия срочных функционально-технических мер по повышению безопасности, не включенных в двухсторонние программы. Телекоммуникации. Наличие современных телекоммуникационных сетей является важнейшим фактором обеспечения интеграции внутренних рынков постсоциалистических стран и обеспечения их связи с мировыми рынками. Модернизация и развитие соответствующей инфраструктуры являются обязательным условием развития нормальной рыночной экономики. В области телекоммуникаций ЕБРР поддерживает инициативы государственного и частного секторов, которые содействуют или приводят к неуклонному расширению сетей связи, расширению ассортимента услуг и организационным реформам. Главным приоритетом ЕБРР в этом секторе является укрепление структуры государственной сети телекоммуникаций, обеспечивающей предоставление базовых услуг путем установки и эксплуатации современных телекоммуникационных систем. Транспорт. В большинстве стран к числу первоочередных задач часто относят восстановление и модернизацию существующих систем автомобильных и железных дорог в городах и сельской местности. Результатом невнимания к ним являются частые аварии, нарушение движения и другие проблемы, затрудняющие эффективные перевозки пассажиров и грузов. Поэтому в области транспорта ЕБРР уделяет первоочередное внимание проектам, решающим эти проблемы и способствующим интеграции Центральной и Восточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспортной системы, поскольку каждый вид транспорта привлекает такие транспортные потоки и осуществляет такие перевозки, с которыми он справляется наилучшим образом. ЕБРР считает, что здоровая конкуренция лучше всего будет способствовать нахождению странами Востока и Запада оптимальных решений и что развитие транспортных сетей в первую очередь должно определяться экономическими приоритетами и технической эффективностью. Для стран Восточной Европы эти соображения означают необходимость увеличения объема автодорожных перевозок и инвестиций в них, а также структурную перестройку железных дорог. На сегодняшний день немногим странам удалось добиться прогресса в структурной перестройке железных дорог и подготовке их к иной роли, которую они призваны играть в новых условиях конкурентной экономики. Вот почему ЕБРР начал исследования в восьми странах с целью определения будущей роли железных дорог и соответствующих шагов в этом направлении. Совместно с Всемирным банком ЕБРР проводит аналогичную работу в других странах региона. Особое значение придается проектам, связанным с развитием транспортного машиностроения . Кредитование — лишь один инструмент экономического развития. В равной степени важны государственная политика, организационные реформы, более совершенное планирование инвестиций; в этой связи ЕБРР делает соответствующий упор на содействие дальнейшему прогрессу в этих областях. Агробизнес. В этой сфере ЕБРР направляет основные усилия на кредитование строительства современных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, развитие инфраструктуры сбыта и распределения продовольствия. В частности, ЕБРР работает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран. Кредитование частного агробизнеса обычно осуществляется через кредитные линии, открываемые местным крупным банкам и предназначенные для использования исключительно частными предпринимателями, специализирующимися на произволе гве и переработке агропродукции. Этот механизм предназначен для последующего кредитования частною сектора как в местной, так и иностранной валюте. Приватизация. Содействие ускорению приватизации является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР по каждой стране конкретно. В число мероприятий, понимаемых в ЕБРР как приватизация, включается не только передача действующих государственных предприятий в частную собственность, но и структурная перестройка и модернизация действующих предприятий государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования, а также создание частных предприятий. В первые годы усилия ЕБРР в этой области были в основном сосредоточены на предоставлении консультационных услуг по вопросам проведения приватизации. 5. Региональные банки развития Причины и цели создания. Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х годах обусловлено рядом причин. Внутренние причины: 1) распад колониальной системы, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии, их борьба за новый экономический порядок; 2) необходимость решения региональных специфических задач, которые не всегда учитываются группой МБРР; 3) развитие регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран в целях коллективного решения проблем национальной экономики и противостояния иностранной конкуренции. В числе внешних факторов: 1) перемещение основных потоков иностранных частных инвестиций в промышленно развитые страны, что вызывает замещение их в развивающихся странах государственными иностранными инвестициями, а последних международными; 2) политика «регионализма» промышленно развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в сфере их влияния. Различия и общие черты. Разница между этими банками обусловлена уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторического развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты. Во-первых, эти банки преследуют единые цели, вытекающие из потребностей развивающихся стран. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики. Во-вторых, примерно 1/3 членов банков развития — промышленно развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР — Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать своеобразный филиал — Африканский фонд развития (АФР, 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка принимаются и промышленно развитые страны. Благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняется влияние промышленно развитых стран на региональные банки развития. В-третьих, у региональных банков развития однотипные порядки формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, кредитная политика, во многом сходные с группой МБРР. Формирование ресурсов. Оплаченный уставный капитал МаБР и АзБР не превышает 10%, остальная неоплаченная часть служит гарантийным фондом. Следовательно, подобно МБРР эти региональные банки при формировании своих обычных ресурсов рассчитывают в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облигаций. АфБР с середины 70-х годов также выпускает облигационные займы, но на небольшие суммы и более короткие сроки, чем другие региональные банки. Размещение их облигаций облегчается связью региональных банков с ООН через ее соответствующие региональные экономические комиссии. Тем самым авторитет этой крупнейшей международной организации поддерживает эти банки. Специальные фонды льготного кредитования. Образование специальных фондов стало общим явлением для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что MAP в группе МБРР. Преобладающая часть этих фондов формируется за счет государственных взносов промышленно развитых стран, которые через них пытаются стимулировать свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран. Эта скрытая форма конкурентной борьбы осуществляется путем «привязывания» льготных кредитов к закупкам инвестиционных товаров у соответствующих стран-доноров: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли свыше половины средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии — Япония, внесшая около половины средств в Азиатский фонд развития. Наименьший источник льготного кредитования у Африки, хотя в этом регионе расположена многочисленная группа наименее развитых стран. Активные операции, кредитная политика. Объем и условия кредитования развивающихся стран региональными банками развития зависят от размера и структуры их ресурсов. По размерам кредитной деятельности лидирует МаБР, за которым следует АзБР и с большим отставанием АфБР. Развитие активных операций региональных банков происходит в основном за счет льготных кредитов, которые в общем годовом объеме ассигнований составляют не менее 1/3. Льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, а ставка по ним варьируется от 1 до 4% -годовых. Эти условия в гораздо большей степени соответствуют финансовым возможностям большинства развивающихся государств, чем условия обычных займов, предоставляемых на срок от 10 до 20 ле г по рыночным процентным ставкам. Самые короткие сроки — до 5 лет — характерны для займов МаБР, предназначенных для кредитования экспорта латиноамериканских стран с целью развития внутри региональной торговли машинами и оборудованием. Причем в формировании общего рынка в Латинской Америке заинтересованы не только местные фирмы, но и ГНК. Приоритет в кредитном стимулировании интеграционного процесса во всех регионах развивающегося мира отводится инфраструктуре - строительству и модернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т. д. На долю экономической и социальной инфраруктуры приходится более половины кредитов региональных банков. Это объясняется тем, что от ее развития зависит не только расширение внутри региональных связей, но и становление других отраслей экономики развивающихся стран, что привлекает и иностранный капитал. В то же время создание трансконтинентальных магистралей, межнациональных систем связи и энергосистем облегчает вовлечение в интеграционный процесс наименее развитых стран региона. Второе место по объему кредитования занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты (25—30%). Третья сфера кредитных вложений (примерно 15%) региональных банков развития — промышленность, преимущественно добывающая и обрабатывающая. Территориальное распределение кредитов. Значительный объем кредитов МаБР предоставил «большой тройке» (Аргентине, Бразилии, Мексике); АзБР — пяти странам (Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду); АфБР — наиболее платежеспособным клиентам (Марокко, Заиру, Кении, Тунису и т. д.). С созданием АФР последний стал кредитовать и наименее развитые страны Центральной и Западной Африки. Региональные банки развития проводят дифференцированную кредитную политику в отношении развивающихся стран в зависимости от уровня их экономического развития и направления политики. Определенное предпочтение отдается наиболее надежным (с коммерческой точки зрения) заемщикам, имеющим открытый доступ к обычным фондам банков. Именно за их счет осуществляется кредитование промышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые корпорации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кредитов в пользу рентабельных частных промышленных предприятий. Тем самым укрепляется и развивается частнокапиталистический сектор экономики развивающихся стран, куда охотно внедряется не только местный, но и иностранный капитал. Для стимулирования притока иностранных инвестиций МаБР создал в 1984 г. Межамериканскую инвестиционную корпорацию. Ее функции аналогичны МФК. Более половины ее капитала приходится на латиноамериканские страны, 1/4 — на США. Региональные банки развития занимают промежуточное место между группой МБРР и национальными банками развития. Это дает возможность промышленно развитым странам осуществлягь свою политику, в том числе внешнеэкономическую, в отношении развивающихся стран. Вместе с тем региональные банки способствуют развитию национальной экономики, экономическому сотрудничеству и интеграции развивающихся стран, преодолению их зависимости от промышленно развитых стран. |