Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Мировая экономика: лекционный материал

Тема 8. Международные экономические организации (2)
30.01.2012, 12:51

3. Группа всемирного банка

Среди межгосударственных инвестиционных инсти­тутов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказыва­ет группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздей­ствующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техничес­кую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосу­дарственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоци­ацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестицион­но-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее полови­ны общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающим­ся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассиг­новал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиала­ми — около 26 млрд. долл.

Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это пер­вый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря

1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с по­мощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевро­пейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финан­сово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западно­европейских странах стабилизировалось и начался рас­пад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках ми­ровой системы хозяйства путем развития в них рыноч­ных отношений.

Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный финансовый институт ООН при­зван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи:  интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Ди­ректорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих централь­ными банками стран-членов, собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с поло­жениями Устава МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ. Поэтому, хотя к середине 1993 г. членами МБРР стали 176 государств, организационная струк­тура Банка обеспечивает доминирующее положение небольшой группе ведущих промышленно развитых стран во главе с США. Так, на 30 июня 1993 г. «семер­ка» — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и Канада — располагала почти половиной всех голосов в Совете управляющих МБРР, что практичес­ки может обеспечить ей право вето при решении мно­гих вопросов деятельности Банка. Причем для приня­тия наиболее важных решений требуется квалифициро­ванное большинство голосов (85% общего количест­ва). В таких случаях решение может зависеть от по­зиции только одной страны — США, которые имеют более 17% всех голосов, т.е. столько же, сколько имеют вместе свыше 140 развивающихся стран с не­большими взносами (0,5% и менее у каждой).

Примечательно, что в настоящее время к мелким пайщикам относятся не только такие развивающиеся страны, как Вьетнам или Лаос, но и восточноевро­пейские страны — Албания,  Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, бывшие союзные республики СССР, большинство из которых недавно вступило в МБРР и проводит курс радикальных социа­льно-экономических реформ, активно поддерживае­мых МВФ и МБРР. Даже квоты таких крупных стран, как Китай и Индия, составляют около 3% у каждой. А квоты России и Украины равняются 1,8 и 0,8% соот­ветственно.

Характерно, что пост президента МБРР традицион­но занимал представитель американских правительст­венных или финансовых кругов. Так, президентом МБРР в 1968—1981 гг. являлся бывший министр обо­роны США Р. Макнамара, а после него О. Клаузен — бывший президент Бэнк оф Америка — одного из крупнейших американских частных банков. С конца 80-х годов этот высший пост в МБРР занимал бывший член конгресса США Б. Конейбл, а с начала 90-х годов на этом посту опять представитель финансового биз­неса Л. Престон. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне — в столице страны, имеющей наиболь­ший пай в капитале Банка. Все это показывает, кто прежде всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно усиливается влияние других центров — Западной Европы и Японии.

Формирование ресурсов МБРР. (Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный ре­гион развивающихся стран вынудила руководство по­стоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В резуль­тате подписной капитал к середине 1993 г. достиг 165 млрд. долл. Таким образом, в настоящее время МБРР по своему акционерному капиталу превратился в круп­нейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в 80-е годы, оплаченная часть снизи­лась до 7% суммы акций МБРР, распределяемых сре­ди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обяза­тельств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом фи­нансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций, i Таким спосо­бом МБРР содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией — самого МБРР и пра­вительств стран-членов. Поэтому частные банки и дру­гие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигацииМБРР, задолжен­ность по которым к середине 1993 г. достигла 92 млрд. долл. Получая     по     этим высококотируемым облига­циям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.

Кредитная политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвеча­ет интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой про­цедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковс­кие кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об эконо­мическом и финансовом положении этих стран, напра­вляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышлен­но развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономичес­кого развития. В рекомендациях миссий МБРР при­оритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развиваю­щиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомен­дации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источни­кам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с други­ми международными валютно-кредитными и финансовы­ми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использова­ния своей двухсторонней официальной помощи развитию.

Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предостав­лять кредиты на структурную адаптацию в соответст­вии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкрет­ным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В об­ласти проектного финансирования МБРР накопил бо­льшой опыт, и созданные при его содействии объекты обычно отличаются высокой эффективностью.

МБРР стал кредитовать и государственные пред­приятия в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расшире­нию частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, систем связи и других отрас­лей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям — способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для стимулирования и раз­вития деятельности частного капитала, как местного, так и иностранного. В указанные отрасли, куда неохот­но вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отли­чается высокой капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского хо­зяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ас­сигнований. Причем при кредитовании аграрного сек­тора МБРР тесно кооперируется с MAP, направля­ющей туда еще большую долю своих более льготных кредитов.

Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5 лет), причем на­именьшие сроки характерны для кредитования промы­шленности. Зависимость МБРР от мирового финан­сового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий про­цент, Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7,43% годовых. Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все раз­вивающиеся страны, а лишь самые крупные или на­иболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Именно эти 10 стран по­лучили наибольшую сумму кредитов МБРР — более 7 млрд. долл. каждая, а всего 137 млрд. долл., или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 г.

Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США как главного пайщика в 1960 г. создал свой филиал — MAP, которая имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP при­звана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных рас­ходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтере­сованы в получении льготных кредитов MAP, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год; к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

MAP периодически испытывает кризис в связи с быстрым истощением своих финансовых ресурсов, ко­торые в отличие от МБРР формируются не за счет облигационных займов на мировом финансовом рын­ке, а в основном за счет государственных взносов стран-членов, прежде всего США и других крупных доноров. Последние же не спешат осуществлять до­полнительные взносы для очередного пополнения ре­сурсов MAP. В середине 1993 г. общая сумма под­писного капитала и взносов в MAP составила около 73 млрд. долл. На 1994—1996 гг. намечено осущест­вить десятое пополнение ресурсов MAP на сумму, эквивалентную 18 млрд. долл., за счет дополнитель­ных взносов 34 стран-членов. Причем в это рекорд­ное число доноров вошли 10 стран, являющихся заемщиками МБРР, в результате чего доля семи круп­нейших доноров во главе с США сокращается до 80% общей суммы взносов. Заметное сокращение доли США с начала 70-х годов обусловлено их ревност­ным отношением к использованию вносимых долла­ров для закупки товаров у партнеров-конкурентов, особенно при ухудшении американского внешнеторго­вого баланса.

Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 г. по инициативе США с целью сти­мулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения гам частного сектора. МФК кредитует только высокорен­табельные предприятия в наиболее развитых разви­вающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет.

МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспек­тах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых тре­буют МБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает част­ные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения ино­странного капитала в экономику развивающихся стран.

Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуще­ствлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей пе­репродажей их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с част­ными инвесторами, а, наоборот, должна стимулиро­вать внедрение частного капитала в развивающую­ся экономику. Располагая оплаченным капиталом в 1,4 млрд. долл., МФК к середине 1993 г. предоставила свыше 7 млрд. долл. на выполнение кредитных и ин­вестиционных обязательств, принятых Корпорацией перед странами-членами. Масштаб ее операций не мо­жет идти в сравнение с объемом кредитов МБРР или MAP. Однако эффективность деятельности МФК не измеряется лишь суммой ее собственных вложений, обычно не превышающих 25% стоимости кредитуемых проектов. Причем инвестиции МФК в ценные бумаги (акции и облигации кредитуемых компаний) должны быть по возможности краткосрочными и перепрода­ваться частным инвесторам, что, в свою очередь, спо­собствует развитию национальных финансовых рынков в соответствующих странах-членах. Именно этой сто­роной деятельности Корпорация выделяется среди всех крупных межгосударственных инвестиционных инсти­тутов, заметно ускоряя процесс прямого инвестирова­ния частного капитала в экономику развивающихся стран. Примечательно, что Корпорация не отказывает­ся поддерживать и государственные предприятия, функ­ционирующие как самостоятельные акционерные ком­пании при соблюдении общих правил рыночной эконо­мики, типичных для частного предпринимательства и свободного распределения и перевода прибылей.

Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентст­во (МИГА). Ни один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных ин­весторов в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере сдерживает приток ино­странного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направле­ния прямых капиталовложений в развивающихся стра­нах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отме­на конвертируемости национальной валюты и связан­ные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; воен­ные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

Для выполнения поставленной цели МИГА не толь­ко предлагает гарантии против перечисленных неком­мерческих рисков, но и консультирует правительствен­ные органы развивающихся стран-членов относитель­но разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инве­стиций, устраивает встречи и переговоры между меж­дународными деловыми кругами и местными органа­ми власти заинтересованных стран по вопросам ин­вестиций, а также предоставляет необходимые инфор­мационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.

Членами МИГА могут стать только страны — члены МБРР. К середине 1993 г. конвенция, учреждаю­щая МИГА, была подписана 107 странами. Подписной капитал МИГА — 948 млн. долл. — обеспечивает предоставление гарантий на общую сумму 745 млн. долл. Причем эти гарантии могут покрывать до 90% общего объема инвестиций, однако пока сумма гаран­тии на один проект не может превышать 50 млн. долл. В 1993 финансовом году МИГА предоставило гаран­тии по 27 проектам на сумму 374 млн. долл., обес­печивающие привлечение иностранных инвестиций в размере 1,9 млрд. долл. Среди восточноевропейских стран МИГА, как и МФК, отдает особый приоритет Польше и Чехии, создавших наиболее благоприятный климат для иностранных инвестиций.

Деятельность группы МБРР свидетельствует о стремлении ее руководства и основных пайщиков най­ти на многосторонней основе новые, более безопасныеформы внешнеэкономической деятельности. Именно под эгидой МБРР усиливается координация многосто­ронних и двухсторонних программ долгосрочной по­мощи растущему числу заемщиков.

4.  Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителя­ми ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестици­онный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехос­ловакии и СФРЮ были распределены между возник­шими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квар­тира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобрита­нии лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала опера­ций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Глав­ная задача ЕБРР — содействовать переходу европейс­ких постсоциалистических стран к открытой, ориен­тированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основ­ными объектами кредитования ЕБРР являются част­ные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощре­нии инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с други­ми инвесторами и кредиторами в предоставлении кре­дитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна до­полняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориен­тированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и под­держиваемые им проекты могут охватывать несколько стран.

С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важ­ной из них стало содействие в создании новых эконо­мических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Дру­гие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение ин­вестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфра­структуры (восстановление, модернизация и расшире­ние сетей связи, энергетических систем, муниципаль­ных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совер­шенствование политики и прямые инвестиции в вос­становление окружающей среды).

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

1.      использует разнообразные инструменты для гиб­кого кредитования на основе общепринятых в разви­тых странах стандартов банковского дела;

2.      гармонично сочетает реализацию задач, намечен­ных стратегией операций по секторам, с непредусмот­ренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;

3.      сотрудничает с частными инвесторами, их консуль­тантами, а также с коммерческими банками;

4.      сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;

5.      осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;

6.      гармонично сочетает межгосударственный и реги­ональный подходы;

7.      стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

При принятии решений ЕБРР руководствуется по­литикой в области основной деятельности и стратеги­ями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Бан­ком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона; объединяет эти стра­тегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.

Многие государства испытывают трудности в по­литической, организационной и экономической облас­тях, обусловленные социально-экономической неста­бильностью, отсутствием разработанной законода­тельной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.

В своей деятельности ЕБРР натолкнулся на сохра­няющуюся сдержанность международных инвесторов и коммерческих банков в отношении расширения фи­нансирования проектов в частном секторе. Это выяви­ло значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Неже­лание некоторых правительств предоставлять гаран­тии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР. Деятель­ность по линии технического сотрудничества прямо или косвенно поддерживает инвестиции и кредиты ЕБРР; она сосредоточена на подготовке проектов, ис­следованиях по секторам и консультативных услугах. Поэтому ее значение в работе ЕБРР достаточно вели­ко. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение ква­лификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу дея­тельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти междуна­родных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский ин­ститут для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кадров, способных работать в условиях рыночной экономики.

Организационная структура ЕБРР. Руководство дея­тельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих — высший распорядительный орган ЕБРР — включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляю­щий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет изби­рает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следую­щего председателя. Все полномочия ЕБРР в принципе являются прерогативой Совета управляющих, кото­рый решает принципиальные вопросы деятельности банка. Часть полномочий в интересах повышения эф­фективности работы ЕБРР может при необходимости делегировать Совету директоров. Однако Совет управ­ляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих во­просов:

1) прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;

2) избрание директоров и президента ЕБРР, устано­вление размера вознаграждения директоров и замести­телей директоров, а также других условий договора с президентом;

3) увеличение или уменьшение разрешенного к вы­пуску уставного капитала ЕБРР;

4) предоставление полномочий на заключение гене­ральных соглашений о сотрудничестве с другими меж­дународными организациями;

5) утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекра­щении деятельности ЕБРР и о распределении его ак­тивов;

6) внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляциям, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Сове­том директоров.

Совет управляющих проводит ежегодное заседа­ние, а также другие заседания по своему усмотрению или просьбе Совета директоров. Заседание Совета управляющих созывается Советом директоров по тре­бованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее одной четверти от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Две трети управляющих соста­вляют кворум на любом заседании Совета при усло­вии, что такое большинство представляет не менее 2/3 от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР.

Совет директоров — главный исполнительный ор­ган, в компетенции которого находятся текущие воп­росы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляю­щих. В их числе: 1) подготовка работы Совета управ­ляющих; 2) в рамках указаний Совета управляющих определение политики и принятие решений в отноше­нии предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказа­ния технической помощи и прочих операций ЕБРР;

3) предоставление проверенной аудиторами отчетно­сти за финансовый год на утверждение Совета управ­ляющих на ежегодном заседании; 4) утверждение бюд­жета ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 членов: 11 дирек­торов избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора — от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора — от осталь­ных европейских стран; 4 директора — от неевропей­ских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета дирек­торов необходимо простое большинство, но не менее 2/3 общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Заместители директоров име­ют право голоса, когда они замещают своих дирек­торов. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство (более поло­вины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании).

Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет те­кущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голо сованиях, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих и председательствует на Совете директоров.

Формирование ресурсов ЕБРР. Разрешенный к вы­пуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд. ЭКЮ делится на 1 млн. акций с номиналом 10000 ЭКЮ каждая, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляет 3 млрд. ЭКЮ, или 30% разрешенного к выпуску акционерного капи­тала, 70% акций — неоплаченные и могут быть вост­ребованы, когда это необходимо для оплаты обяза­тельств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежат.

Страны—члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Восточной Европы — 13%, остальные европейские страны — 11%, неевропейские страны — 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5%). Размер уставного капитала пере­сматривается не реже чем раз в пять лет. Совокупная доля стран-членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС при пересмотре размера капитала не должна быть ниже 50% общей суммы разрешенного к подписке капитала. Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фон­дов. Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачи­ваемые акции и акции, подлежащие оплате по требова­нию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гаран­тиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализа­цию рентабельных проектов развития.

Специальные фонды включают средства, направ­ленные в соответствующий специальный фонд, и до­ходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, при­нятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции). Главная цель программы — содействовать развитию частного сектора путем поддержки мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии. ЕБРР осуществляет управление этими двумя фондами. Один из них предназначен для кредитования техничес­кого сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов (начиная с технико-эконо­мических обоснований), а другой — для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов. Другим странам и многосторонним ор­ганизациям предложено вносить средства в эти фонды. Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят открытый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитова­ния низкорентабельных отраслей социальной инфраст­руктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие меж­дународные банковские организации, заимствует на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы опе­раций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйство­вания:

1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;

2) инвестирование в капитал;

3) гарантированное размещение ценных бумаг;

4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в дру­гих формах;

5) размещение ресурсов специальных фондов в со­ответствии с соглашениями, определяющими их ис­пользование;

6) предоставление займов (включая совместное фи­нансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том чис­ле природоохранительные программы).

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1994 г. Совет директоров ЕБРР одобрил около 150 проектов на сумму свыше 11 млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особняком стоит такая сфера, как прива­тизация.

Финансовый сектор. В условиях перехода к рыноч­ной экономике кредитно-финансовые учреждения пост­социалистических стран унаследовали серьезные проб­лемы: безнадежные кредиты, ограниченность финан­совых резервов, вялость процесса капитализации и чре­змерную монополизацию финансового сектора. Это связано с тем, что акционерами кредитных учреждений являются государственные предприятия, которые од­новременно выступают в качестве крупных заемщиков. Самой сложной стала проблема преобразования кре-дитно-финансовых учреждений из пассивных посред­ников планируемого из центра распределения креди­тов в предприятия особого рода, способные выполнять важнейшую функцию использования ресурсов на ос­нове рыночных принципов в условиях свободной кон­куренции. Кредитно-финансовая система требует ко­ренной структурной перестройки, которая позволит поднять ее до уровня рыночной экономики и подгото­вить к приватизации.

ЕБРР сочетает консультативные услуги, направлен­ные на разработку общей стратегии и программ раз­вития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время ЕБРР проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах Банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов. Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также смогут вос­пользоваться рядом агентских кредитных линий, под­держиваемых ЕБРР с участием международных и мест­ных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и сред­них предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и созданию рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.

Один из первых местных инвестиционных банков западного типа в Венгрии создается в рамках проекта Еврокорп. Проект состоит из двух частей: European Corporate Finance — для оказания помощи первона­чальной капитализации Венгерского инвестиционного банка, который будет консультировать национальные и иностранные компании по вопросам финансирования коммерческих структур; European Capital Development, предполагающий инвестировать средства в акционер­ные капиталы венгерских мелких и средних предприя­тий. Проект направлен на привлечение прямых ино­странных инвестиций и будет содействовать развитию рынка капиталов в Венгрии.

ЕБРР участвует в первоначальном капитале банка проектного финансирования в Москве. Российский банк проектного финансирования (РБПФ) представля­ет собой часть многоступенчатого проекта. Это банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и ин­вестиций, а также финансовый посредник, осуществ­ляющий консалтинговое обслуживание предприятий и других клиентов, способствуя тем самым переходу России к рыночной экономике. Российские банки в качестве акционеров РБПФ получат доступ к западной технологии финансирования проектов; предприятия частного сектора обеспечиваются финансовой и кон­сультационной поддержкой, а местный персонал будет обучен работать в соответствии с международными банковскими стандартами. Подбор и оценка проектов должны способствовать привлечению иностранных ка­питаловложений в Россию.

Энергетика. Необходимость в подключении ЕБРР к развитию энергетического сектора постсоциалистичес­ких стран Европы была обусловлена разразившимся в них с 1991 г. энергетическим кризисом. Последний был вызван как сокращением поставок энергоносителей из стран бывшего СССР, так и повышением цен на них до уровня мировых. ЕБРР начал активное осуществление проектов, связанных с модернизацией действующих энергетических мощностей и рационализацией исполь­зования энергии потребителями. Осуществление этих проектов сопровождалось реформами в области цено­образования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнер­гию к ценам мировых рынков. Взят курс на восстанов­ление нефте и газодобычи в России и Румынии. Пози­тивную роль в этом играет привлечение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологиями, по­зволяющими более полно и эффективно использовать имеющиеся нефтяные и газовые месторождения. До­минирующей формой сотрудничества здесь становится создание совместных предприятий с участием ино­странных фирм. ЕБРР при этом предоставляет лишь часть кредита под реализацию проекта.

В июле 1992 г. «семерка» на совещании в Мюнхене приняла решение о создании Фонда ядерной безопас­ности и обратились к ЕБРР с просьбой оказать вместе с «группой 24» помощь руководящему органу госу­дарств-доноров, который будет управлять Фондом по­сле его создания. Задача Фонда ядерной безопасности состоит в устранении наиболее серьезных проблем, связанных с безопасностью функционирования дейст­вующих ядерных реакторов в странах Центральной и Восточной Европы, путем принятия срочных функци­онально-технических мер по повышению безопасно­сти, не включенных в двухсторонние программы.

Телекоммуникации. Наличие современных телеком­муникационных сетей является важнейшим фактором обеспечения интеграции внутренних рынков постсо­циалистических стран и обеспечения их связи с ми­ровыми рынками. Модернизация и развитие соответ­ствующей инфраструктуры являются обязательным условием развития нормальной рыночной экономики. В области телекоммуникаций ЕБРР поддерживает ини­циативы государственного и частного секторов, ко­торые содействуют или приводят к неуклонному рас­ширению сетей связи, расширению ассортимента услуг и организационным реформам. Главным приоритетом ЕБРР в этом секторе является укрепление структуры государственной сети телекоммуникаций, обеспечи­вающей предоставление базовых услуг путем уста­новки и эксплуатации современных телекоммуника­ционных систем.

Транспорт. В большинстве стран к числу первооче­редных задач часто относят восстановление и модер­низацию существующих систем автомобильных и же­лезных дорог в городах и сельской местности. Резуль­татом невнимания к ним являются частые аварии, нарушение движения и другие проблемы, затрудня­ющие эффективные перевозки пассажиров и грузов. Поэтому в области транспорта ЕБРР уделяет перво­очередное внимание проектам, решающим эти пробле­мы и способствующим интеграции Центральной и Во­сточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансиро­ванное развитие транспортной системы, поскольку ка­ждый вид транспорта привлекает такие транспортные потоки и осуществляет такие перевозки, с которыми он справляется наилучшим образом. ЕБРР считает, что здоровая конкуренция лучше всего будет способство­вать нахождению странами Востока и Запада опти­мальных решений и что развитие транспортных сетей в первую очередь должно определяться экономичес­кими приоритетами и технической эффективностью.

Для стран Восточной Европы эти соображения оз­начают необходимость увеличения объема автодорож­ных перевозок и инвестиций в них, а также структур­ную перестройку железных дорог. На сегодняшний день немногим странам удалось добиться прогресса в структурной перестройке железных дорог и подготовке их к иной роли, которую они призваны играть в новых условиях конкурентной экономики. Вот почему ЕБРР начал исследования в восьми странах с целью опреде­ления будущей роли железных дорог и соответству­ющих шагов в этом направлении. Совместно с Всемир­ным банком ЕБРР проводит аналогичную работу в других странах региона. Особое значение придается проектам, связанным с развитием транспортного ма­шиностроения .

Кредитование — лишь один инструмент экономи­ческого развития. В равной степени важны государст­венная политика, организационные реформы, более совершенное планирование инвестиций; в этой связи ЕБРР делает соответствующий упор на содействие дальнейшему прогрессу в этих областях.

Агробизнес. В этой сфере ЕБРР направляет основ­ные усилия на кредитование строительства современ­ных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйст­венную продукцию, развитие инфраструктуры сбыта и распределения продовольствия. В частности, ЕБРР ра­ботает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран. Кредитование частного агробизнеса обычно осуществляется через кредитные линии, открываемые местным крупным банкам и предназначенные для ис­пользования исключительно частными предпринима­телями, специализирующимися на произволе гве и пе­реработке агропродукции. Этот механизм предназна­чен для последующего кредитования частною сектора как в местной, так и иностранной валюте.

Приватизация. Содействие ускорению приватиза­ции является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР по каждой стране конкретно. В число меро­приятий, понимаемых в ЕБРР как приватизация, вклю­чается не только передача действующих государствен­ных предприятий в частную собственность, но и струк­турная перестройка и модернизация действующих предприятий государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования, а также создание частных предприятий. В первые годы усилия ЕБРР в этой области были в основном сосредоточены на пред­оставлении консультационных услуг по вопросам про­ведения приватизации.

5. Региональные банки развития

Причины и цели создания. Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Ла­тинской Америки в 60-х годах обусловлено рядом причин. Внутренние причины: 1) распад колониальной системы, повышение роли развивающихся стран в ми­ровом развитии, их борьба за новый экономический порядок; 2) необходимость решения региональных спе­цифических задач, которые не всегда учитываются группой МБРР; 3) развитие регионального сотрудниче­ства и экономической интеграции развивающихся стран в целях коллективного решения проблем наци­ональной экономики и противостояния иностранной конкуренции. В числе внешних факторов: 1) перемеще­ние основных потоков иностранных частных инвести­ций в промышленно развитые страны, что вызывает замещение их в развивающихся странах государствен­ными иностранными инвестициями, а последних международными; 2) политика «регионализма» про­мышленно развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в сфере их влияния.

Различия и общие черты. Разница между этими бан­ками обусловлена уровнем экономического, культур­ного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их истори­ческого развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты.

Во-первых, эти банки преследуют единые цели, вы­текающие из потребностей развивающихся стран. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию реги­ональных объединений; разрабатывать стратегию раз­вития с учетом региональной специфики.

Во-вторых, примерно 1/3 членов банков развития — промышленно развитые страны. Поскольку им при­надлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР — Японией и США, имеющими вместе 1/3 голо­сов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать своеобразный филиал — Африканский фонд развития (АФР, 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка принимаются и промышленно развитые страны. Благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняется влияние промышленно развитых стран на региональные банки развития.

В-третьих, у региональных банков развития одно­типные порядки формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, кредитная политика, во многом сходные с группой МБРР.

Формирование ресурсов. Оплаченный уставный ка­питал МаБР и АзБР не превышает 10%, остальная неоплаченная часть служит гарантийным фондом. Сле­довательно, подобно МБРР эти региональные банки при формировании своих обычных ресурсов рассчиты­вают в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облига­ций. АфБР с середины 70-х годов также выпускает облигационные займы, но на небольшие суммы и бо­лее короткие сроки, чем другие региональные банки. Размещение их облигаций облегчается связью реги­ональных банков с ООН через ее соответствующие региональные экономические комиссии. Тем самым авторитет этой крупнейшей международной организа­ции поддерживает эти банки.

Специальные фонды льготного кредитования. Об­разование специальных фондов стало общим явле­нием для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредито­вание недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что MAP в группе МБРР. Преоб­ладающая часть этих фондов формируется за счет государственных взносов промышленно развитых стран, которые через них пытаются стимулировать свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран. Эта скрытая форма конкурентной борьбы осуществляется путем «привязывания» льготных кредитов к закупкам инвестиционных товаров у соответ­ствующих стран-доноров: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли свыше полови­ны средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии — Япония, внесшая около половины средств в Азиатский фонд развития. Наименьший источник льготного кредитования у Африки, хотя в этом регио­не расположена многочисленная группа наименее раз­витых стран.

Активные операции, кредитная политика. Объем и условия кредитования развивающихся стран регио­нальными банками развития зависят от размера и структуры их ресурсов. По размерам кредитной де­ятельности лидирует МаБР, за которым следует АзБР и с большим отставанием АфБР. Развитие активных операций региональных банков происходит в основ­ном за счет льготных кредитов, которые в общем годовом объеме ассигнований составляют не менее 1/3. Льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, а ставка по ним варьируется от 1 до 4% -годовых. Эти условия в гораздо большей степени соответствуют фи­нансовым возможностям большинства развивающих­ся государств, чем условия обычных займов, предоста­вляемых на срок от 10 до 20 ле г по рыночным процент­ным ставкам. Самые короткие сроки — до 5 лет — характерны для займов МаБР, предназначенных для кредитования экспорта латиноамериканских стран с целью развития внутри региональной торговли маши­нами и оборудованием. Причем в формировании об­щего рынка в Латинской Америке заинтересованы не только местные фирмы, но и ГНК.

Приоритет в кредитном стимулировании интегра­ционного процесса во всех регионах развивающегося мира отводится инфраструктуре - строительству и мо­дернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т. д. На долю экономической и социальной инфраруктуры приходится более половины кредитов регио­нальных банков. Это объясняется тем, что от ее раз­вития зависит не только расширение внутри региональных связей, но и становление других отраслей экономи­ки развивающихся стран, что привлекает и иностран­ный капитал. В то же время создание трансконтинен­тальных магистралей, межнациональных систем связи и энергосистем облегчает вовлечение в интеграционный процесс наименее развитых стран региона. Второе ме­сто по объему кредитования занимает сельское хозяй­ство, включая агропромышленные объекты (25—30%). Третья сфера кредитных вложений (примерно 15%) региональных банков развития — промышленность, преимущественно добывающая и обрабатывающая.

Территориальное распределение кредитов. Значи­тельный объем кредитов МаБР предоставил «большой тройке» (Аргентине, Бразилии, Мексике); АзБР — пяти странам (Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду); АфБР — наиболее платежеспособ­ным клиентам (Марокко, Заиру, Кении, Тунису и т. д.). С созданием АФР последний стал кредитовать и на­именее развитые страны Центральной и Западной Аф­рики. Региональные банки развития проводят диффе­ренцированную кредитную политику в отношении раз­вивающихся стран в зависимости от уровня их эконо­мического  развития  и  направления  политики. Определенное предпочтение отдается наиболее надеж­ным (с коммерческой точки зрения) заемщикам, име­ющим открытый доступ к обычным фондам банков. Именно за их счет осуществляется кредитование про­мышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые кор­порации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кре­дитов в пользу рентабельных частных промышленных предприятий. Тем самым укрепляется и развивается частнокапиталистический сектор экономики развиваю­щихся стран, куда охотно внедряется не только мест­ный, но и иностранный капитал.

Для стимулирования притока иностранных инве­стиций МаБР создал в 1984 г. Межамериканскую ин­вестиционную корпорацию. Ее функции аналогичны МФК. Более половины ее капитала приходится на латиноамериканские страны, 1/4 — на США. Регио­нальные банки развития занимают промежуточное ме­сто между группой МБРР и национальными банками развития. Это дает возможность промышленно разви­тым странам осуществлягь свою политику, в том чис­ле внешнеэкономическую, в отношении развивающих­ся стран. Вместе с тем региональные банки способству­ют развитию национальной экономики, экономичес­кому сотрудничеству и интеграции развивающихся стран, преодолению их зависимости от промышленно развитых стран.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ