Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Шпаргалка по мировой экономике. Татарников Е.А., Максимчук Л.В.

Вопросы 45-52
21.12.2011, 16:44

45. ТОВАРНАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует обмен услугами между странами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами(особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25 % мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами, т. е. позволяет:

1) эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы;

2) приобщиться к мировым достижениям науки и техники;

3) в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики;

4) полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Мировая торговля в различных группах стран естественно связана со своеобразием национальных экономик групп стран.

Первая группа – это богатые страны мира, на которые приходится большая часть мирового производства и доходов.

Остальные страны мира получили название развивающихся, или слаборазвитых, стран.

Небольшой объем торговли между слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран. Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли.

Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры: страны должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Будучи должниками основных видов сырья, страны особенно уязвимы для макроэкономической политики промышленно развитых стран, определяющих мировой уровень процентных ставок и цен на сырьевые товары.

Как производители промышленных товаров эти страны говорят о своей уязвимости для протекционизма.

И все это усугубляется ужасающей бедностью.

46. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI–XVIII вв., является первой из теорий международной торговли.

Сторонники этой теории считали, что стране нужно ограничивать импорт и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота), т. е. экономически оправданным считали только экспорт. В результате положительного торгового баланса приток золота в страну увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Меркантилисты не учитывали той выгоды, которую страны получают в ходе международного разделения труда от импорта иностранных товаров и услуг.

Согласно классической теории международной торговли подчеркивается, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество», доказывается необходимость и важность внешней торговли.

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом.

Д. Рикардоразвил идеи А. Смита и утверждал, что в интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором относительная выгода является наибольшей, где у нее наибольшее преимущество или наименьшая слабость.

Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.

Дж. С. Милль показал, что по закону спроса и предложения цена обмена устанавливается на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт.

Согласно теории Хекшера-Олина страны всегда будут стремиться в скрытом виде экспортировать избыточные факторы производства и импортировать дефицитные факторы производства. Т. е. все страны стремятся экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. В результате парадокс Леонтьева.

Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала.

Теория сравнительных преимуществ получила развитие путем учета следующих обстоятельств, влияющих на международную специализацию:

1) неоднородности факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации;

2) роли природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности);

3) влияния на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

47. «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ» ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Международная торговля позволяет:

1) расширять рынок сбыта;

2) формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. С середины 1960-х гг. экономисты западных стран Р. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и другие активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке.

Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз:

1) появление;

2) ростспроса;

3) насыщение;

4) спад.

Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняются характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т. п.

Эффект масштабности производства. Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Суть теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т. е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» Г. Хафбауэр, Р. Вернон– США). Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими вследствие монополии на рынке данного товара. Она обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса. Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса.

Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. Он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли крупнейших промышленно развитых стран:

1) факторы производства;

2) условия спроса;

3) близкие и обслуживающие отрасли;

4) стратегия фирмы и конкуренция.

Теория «внешнеторгового мультипликатора».

В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно и заработную плату, в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

48. ЛИБЕРАЛИЗМ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

Переход от национальной модели роста к мировой ставит перед экономической теорией вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим интересам участие страны в мировых экономических отношениях.

Меркантилистами, анализирующими межгосударственные экономические отношения, чьи идеи господствовали на протяжении почти трех столетий (конец XV–XVIII вв.), отстаивалась экономическая доктрина, согласно которой государство должно как можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу богатства и т. п. Сегодня постулаты их учения выглядят наивными. Однако они перекликаются с идеями протекционизма – одной из двух основных концепций современных международных экономических отношений.

В полемике с меркантилистами, классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо, был обоснован противоположный протекционистскому подход к оценке выгод международной торговли. Это так называемая концепция свободной торговли – фритредерство (free trade – «свободная торговля»).

История мировых экономических отношений – это вместе с тем история борьбы двух вышеуказанных концепций в подходе к мировым связям и, соответственно, двух направлений в государственной внешнеэкономической политике.Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.

В периоды высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала для национальных экономик характерна большая открытость, либерализация торговли. И напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма, основными аргументами становятся такие, как необходимость защиты новых отраслей, защита от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы, необходимостьдиверсификации экономики, с тем чтобы страна не зависела от экспорта какой-то одной группы товаров, защита отраслей, связанных с национальной обороной, и наконец, необходимость принимать ответные меры, если барьеры возводят партнеры по торговле.

«Великая депрессия» 1929–1933 гг. стимулировала борьбу по отгораживанию рынков, следствием чего стало резкое сокращение объемов мировой торговли.

Хрестоматийным примером последствий роста протекционистских тенденций может служить также ситуация перед Второй мировой войной.

Период после Второй мировой войны характеризовался усилением позиции сторонников свободной торговли. В конце 1980 – начале 1990-х гг. вновь во внешнеторговой сфере наблюдался всплеск протекционистских тенденций – возникли антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т. п. И все же можно утверждать, что основной тенденцией мирового хозяйственного развития является либерализация международной торговой политики. Она отражает другую объективную закономерность мирового хозяйства – его всевозрастающую интернационализацию.

49. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

К экономическим средствам регулирования внешней торговли относятся таможенные тарифы, которые по характеру своего действия, в том числе внешней торговли, являются классическим методом регулирования ВЭД.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.

Существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле:

1) протекционизм;

2) «свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых – экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

1) фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;

2) протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;

3) преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

4) льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

5) уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров и цен на товары национального производства;

6) компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

7) антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ),которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения.

50. МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.Нетарифные меры нормативно закреплены в п. 3 ст. 6 ФЗ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ и являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Применяются нетарифные ограничения экономического, административного и технического характера. К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

1) антидемпинговые меры (различного рода налогообложения):

– налог на добавленную стоимость с импортера;

– налог с оборота;

– акцизные сборы;

– специальные импортные налоги и сборы;

2) меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

1) запрещение импорта;

2) количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;

3) лицензирование;

4) добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

1) национальные стандарты;

2) системы сертификации продукции;

3) требования, устанавливаемые санитарно-ве-теринарными и здравоохранительными органами:

– требования экологического характера;

К мерам нетарифного регулирования относятся:

1 лицензирование;

2 квотирование;

3 сертификация;

4 система экспортного контроля;

5 разрешительная система;

6) иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств. Некоторые специалисты также относят к нетарифным мерам понятия таможенной блокады и эмбарго.

Лицензирование – это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.

Квотирование – введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности.

Разрешительная система – это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов.

Ограничение на ввоз (вывоз) товаров – установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе (вывозе).

Под таможенной блокадой понимаются приостановление выполнения таможенного оформления, задержка товаров на таможенных складах и т. д. Цель – нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго – запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.

51. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны, в частности для присвоения национальными компаниями и ТНК максимальной прибыли. В процессе реализации данной цели наблюдается противоречивое сочетание протекционизма и либерализации. Протекционизм – это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в их проникновении на внешние рынки. Либерализм – это государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торговле.

Протекционизм осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов на товары, которые ввозятся из-за границы; введения тарифных ограничений, к которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения (регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, усложнение таможенной процедуры), а также через установление повышенных требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на внутреннем рынке и др.

Несмотря на постепенное снижение таможенных тарифов в последние 4–5 десятилетий, развитыми странами использовалось около 800 видов различных нетарифных барьеров, с помощью которых сдерживалось до 50 % импорта товаров.Характерной чертой протекционистской политики в современных условиях является утверждение коллективного и селективного протекционизма, который проводится странами – членами интеграционных группировок по отношению к третьим странам. В наибольшей степени такой протекционизм свойственен для стран ЕС. К нетарифным ограничениям относятся:

1) меры, направленные на непосредственное ограничение импорта (его лицензирование и квотирование, введение антидемпинговых и компенсационных налогов, импортные депозиты, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и др.);

2) меры, которые непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, экологические стандарты и нормы, требования к маркированию товаров, их упаковке и т. п.);

3) меры, действие которых приводит к ограничению импорта или стимулированию экспорта.

В программах государственного стимулирования экспорта предусматриваются дополнительные меры по его стимулированию. Важнейшими из них являются государственное кредитование экспорта, смешанное кредитование(соединение государственного и негосударственного, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками и др.), государственное страхование экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта. При этом на смену традиционным формам такого стимулирования приходят более гибкие, ориентированные в первую очередь на избирательное стимулирование отдельных важных видов продукции, в частности тех, которые определяют развитие НТР, базовых отраслей промышленности.

52. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ), ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО, было подписано 23 странами в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г.

На основе этого Соглашения было образовано международное учреждение (также называвшееся ГАТТ), которое более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.

ГАТТ – многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны.

Основная цель ГАТТ – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

1) осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима»;

2) защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

3) сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их не согласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

4) предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;

5) развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

6) предоставление льготного режима для развивающихся стран;

7) заключение региональных торговых соглашений;

8) установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

В организационной структуре ГАТТ важное место заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, и до 1994 г. прошло восемь так называемых торговых раундов.

Важная особенность, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО), и являющаяся одной из причин жизнестойкости данного Соглашения, – возможность совершенствования, правового развития Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ