Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Шпаргалка по мировой экономике. Татарников Е.А., Максимчук Л.В. |
21.12.2011, 16:47 | |
85. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫМеждународные расчеты – регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими и культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран. В настоящее время применяются следующие основные формы международных расчетов: документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод, открытый счет, аванс. Кроме того, осуществляются расчеты с использованием векселей и чеков. Аккредитивная форма расчетов – наиболее сложная и дорогостоящая. За выполнение аккредитивных операций (авизование, подтверждение, проверку документов, платеж) банки взимают более высокую комиссию, чем по другим формам расчетов, например инкассо. Кроме того, для открытия аккредитива импортер обычно прибегает к банковскому кредиту, платя за него процент, что удорожает эту форму расчетов. Инкассовая форма расчетов. Инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает платеж от импортера за отгруженные в его адрес товары и оказанные услуги, зачисляя эти средства на счет экспортера в банке. Банковский перевод представляет собой поручение одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму. В этих операциях участвуют: перевододатель-должник: банк перевододателя, принявший поручение; банк, осуществляющий зачисление суммы перевода переводополучателю: переводополучатель. В форме банковского перевода осуществляются оплата инкассо, платежи в счет окончательных расчетов, авансовые платежи. Расчеты в форме аванса. Эти расчеты наиболее выгодны для экспортера, так как оплата товаров производится импортером до отгрузки, а иногда даже до их производства. Если импортер оплачивает товар авансом, он кредитует экспортера. Расчеты по открытому счету. Их сущность состоит в периодических платежах импортера экспортеру после получения товара. Сумма текущей задолженности учитывается в книгах торговых партнеров. Данная форма международных расчетов связана с кредитом по открытому счету. Расчеты с использованием векселей. В международных расчетах применяются переводные векселя, выставляемые экспортером на импортера. Тратта – документ, составленный в установленной законом форме и содержащий безусловный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в указанный срок определенной суммы денег названному в векселе третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. За оплату векселя ответственность несет акцептант, в качестве которого выступает импортер или банк. Акцептованные банками тратты легко превратить в наличные деньги путем учета. Международные расчеты, с одной стороны, включают условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, с другой – ежедневную практическую деятельность банков по их проведению. Для осуществления расчетов банки используют свои заграничные отделения и корреспондентские отношения с иностранными банками. 86. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙМежгосударственное регулирование международных экономических и валютных отношений осуществляется специализированными органами и институтами. Основной из них – Международный Валютный Фонд (МВФ). Не менее важную роль в межгосударственном регулировании международных экономических и валютных отношений играет группа Всемирного банка. В международных валютно-финансовых и кредитных отношениях участвуют и частные клубы кредиторов. МВФ – специализированное учреждение ООН – был создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. МВФ – это межправительственная организация, основная цель деятельности которой – регулирование валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко-и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. К концу 2002 г. в него входит 181 страна-участница. Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Группа Всемирного банка – это многоструктурная международная кредитная организация, объединяющая четыре финансовых института. 1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. К концу 2002 г. насчитывал 181 страну-участницу. Основные цели МБРР – реконструкция и развитие территории стран-членов, стимулирование частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста международных кредитов, повышение производительности в экономике стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни; 2) Международная ассоциация развития (MAP) создана как филиал МБРР в 1960 г. MAP предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35–40 лет при льготном периоде 10 лет; 3) Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран, т. е. в новых индустриальных странах; 4) Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвенция, учреждающая МИГА, была подписана 107 странами, в 2002 г. в него входит уже 120 стран. Его цель – поощрение инвестиций в акционерный капитал и других направлений прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков. К некоммерческим рискам относятся: экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты; отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим затруднения в переводе прибылей в страну инвестора. Частные клубы кредиторов: 1) Парижский клуб стран-кредиторов – это неформальная организация индустриально развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г.; 2) Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков-кредиторов, где обсуждаются проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. 87. РОЛЬ И МЕСТО ООН В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНа протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем в мировой экономике с помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ пятидесятилетней практики ООН показывает, что наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:1)решение общих для всех стран глобальных экономических проблем; 2) содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития; 3) содействие хозяйственному росту развивающихся стран; 4) решение проблем регионального экономического развития. На практике работа по данным направлениям осуществляется с использованием следующих форм деятельности: информационной, технико-консультативной и финансовой. Информационная деятельность – самый распространенный вид работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, выносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т. д. Цель такой деятельности – общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. Техни-ко-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были разработаны принципы оказания такой помощи, которая: 1) не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства 2) должна оказываться исключительно через правительство; 3) должна предоставляться исключительно данной стране; 4) должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны. Валютно-финансовая деятельность осуществляется преимущественно по линии международных организаций: Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Международного валютного фонда. ЭКОСОС – экономический и социальный совет ООН, под эгидой которого действует и большинство других экономических органов этой организации. В функции ЭКОСОС входят организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по самому широкому спектру международных экономических, социальных, культурных и сопряженных с ними вопросов. ЭКОСОС также наделен правом создавать различные органы, на основе которых формируется его организационная структура в сфере исполнения принимаемых решений. В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных функции: 1) ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии; 2) координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН; 3) подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества. 88. ОРГАНИЗАЦИИ ООН, СВЯЗАННЫЕ С ПРОБЛЕМАМИ «НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА», – ПРООН, ЮНИДОВ соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2029 (ХХ) на основе объединения Специального фонда ООН и Расширенной программы технической помощи в 1965 г. была создана Программа развития ООН(ПРООН). Штаб-квартира ПРООН находится в Нью-Йорке (США). Основная цель Программы развития ООН (ПРООН) заключается в обеспечении устойчивого человеческого развития, т. е. в искоренении бедности, увеличении занятости и повышении уровня жизни населения, улучшении системы образования, защите и восстановлении окружающей среды. ПРООН является основным каналом предоставления многосторонней технической и прединвестиционной помощи развивающимся странам. Эта помощь осуществляется в виде направления консультантов, поставки оборудования, подготовки национальных кадров путем предоставления стипендий и грантов, оказания финансовой помощи. Программа действует фактически по всем направлениям социально-экономического развития, включая земледелие, животноводство, рыболовство, лесоводство, горное дело, обрабатывающую промышленность, энергетику, транспорт, связь, жилищное строительство, торговлю, туризм, здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, гуманитарную помощь, экономическое планирование и государственное управление. Для осуществления координации деятельности ООН в области промышленности резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2152 (ХХI) в 1966 г. была учреждена Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Государствами – членами ЮНИДО являются 169 стран. Штаб-квартира Организации находится в Вене (Австрия). ЮНИДО является специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами промышленного развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Цель Организации – содействие строительству конкурентоспособных и экологически безопасных промышленных предприятий и развитию международного промышленного сотрудничества и инфраструктуры. ЮНИДО оказывает помощь странам-участницам во внедрении международных принципов и норм в области промышленности путем реализации программ технического сотрудничества. Генеральная конференция определяет руководящие принципы и политику Организации, рассматривает доклады Совета по промышленному развитию, Генерального директора и вспомогательных органов Конференции, одобряет программу работы и регулярный бюджет. Совет по промышленному развитию проводит обзор выполнения одобренной программы работы и регулярного бюджета, докладывает Конференции на каждой очередной сессии о своей деятельности. Совет состоит из 53 стран-членов Организации, которые избираются Генеральной конференцией: 1)33 члена – из числа развивающихся стран; 2)15 – развитых стран, остальные 5 определяются Уставом Организации. Секретариат возглавляется Генеральным директором Организации. Генеральный директор назначается на четырехлетний период и координирует работу Секретариата. 89. ЮНКТАДКонференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТаД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария). Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию – обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД, он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Основные задачи ЮНКТАД: 1) поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; 2) разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; 3) служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектами экономического развития; 4) содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства – члена ООН, специализированныхучреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, формально документы ЮНКТАД имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств. Важнейшим мероприятием ЮНКТАД в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает в торговле с развивающимися государствами, всеми промышленно развитыми странами снижение или отмену на невзаимной основе, т. е. без требования со стороны последних, встречных торго-во-политических уступок, таможенных пошлин. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран – получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии. 90. НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ, ЛОНДОНСКИЙ КЛУБИнституциональная структура валютно-кредитных отношений включает неформальные международные организации, такие как Парижский и Лондонский клубы. Лондонский клуб создан в 1950-х гг. Начало деятельности Парижского клуба относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. В связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России, периодические заседания Парижского клуба в 1970-х гг. сменились активной работой в 1980-1990-х гг. В Парижский клуб входят: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония, поэтому Парижский клуб еще называют Джи 10, или Группа десяти. Парижский клуб предоставляет кредиты государственным структурам, финансирует программу ОФР (официальное финансирование развития). Для развивающихся стран механизм ОФР имеет три вида: 1) 58 % всех средств ОФР поступает от Парижского клуба; 2) многостороннее сотрудничество на основе международных финансовых организаций; 3) получение кредита от стран за пределами Парижского клуба (Арабские страны, Государства Юго-Восточной Азии). ОФР включает два вида кредита: 1) официальная помощь развития (ОПР); 2) прочие ОФР. Средства, предоставляемые в качестве ОПР, до 25 % должны быть безвозмездными. В настоящее время доля безвозмездности растет и для некоторых стран составляет уже 70 %. Прочие ОФР не предоставляются на безвозмездной основе и имеют более жесткие процентные ставки. Лондонский клуб не предоставляет кредиты на льготной и безвозмездной основе, так как его представляют частные коммерческие банки. В Лондонский клуб входят банки Японии, США и стран Европы. В Лондонском клубе, который объединяет примерно шестьсот коммерческих банков, обсуждаются проблемы урегулирования задолженности частным кредитно-финансовым институтам. Лондонский клуб предоставляет кредиты как государственным, так и частным предприятиям. С середины 1970-х гг. разработка проблем межгосударственного урегулирования перенесена на уровень совещания глав государств и правительств семерки и группы десяти, которая, кроме семерки, включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию и Швецию (Швейцария, хотя она и не является членом МВФ, стала членом общего соглашения о займах МВФ, заключенного странами Джи 10 для расширения кредитных возможностей фонда). На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям «каждый за себя». | http://lib.rus.ec/ |