Главная » Учебно-методические материалы » МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО » Шпаргалка по внешнеэкономической деятельности. Бобкова О.В.

Вопросы 85-89
21.12.2011, 22:24

85. Федеральная таможенная служба, ее место и функции в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет РФ преобразован в Федеральную таможенную службу. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» (с изм. и доп. от 10 июня 2005 г.) утверждено Положение о Федеральной таможенной службе. В соответствии с Положением Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

2) обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами России запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

3) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

4) осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ;

5) принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара).

В рамках реализации предоставленных полномочий Федеральная таможенная служба осуществляет:

– ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

– ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

– ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

– аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

– выдачу лицензий на учреждение свободного склада;

– информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

– осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

– осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел;

– осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий;

– осуществляет оперативно-разыскную деятельность;

– осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем;

– обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

– рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

– взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

– осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

– реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации.

86. Уровни и порядок взаимодействия государственных федеральных и региональных органов в структуре внешнеэкономического комплекса России

Федеральный закон от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» закрепляет следующую структуру органов в структуре внешнеэкономического комплекса России:

● федеральный уровень;

● уровень субъектов Российской Федерации;

● уровень органов местного самоуправления

Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности:

– формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

– защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

– государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

– установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

– определение порядка вывоза и ввоза отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан;

– определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней;

– координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

– установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности;

– заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

– учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

– участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

– определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

– информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

– создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относится:

1) проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;

2) содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах;

3) открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;

4) осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности;

5) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

6) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Внешнеторговая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития России) обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации и находящихся в пределах их компетенции.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта плана или программы на согласование направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти. Непредставление такого заключения рассматривается как согласие с направленным на согласование проектом плана и программы.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

87. Полномочия и функции государственных институтов по валютному регулированию и контролю в сфере внешнеэкономической деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России, а также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля имеют право:

– проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

– проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

– запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля имеют право:

– выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

– применять установленные меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля обязаны:

– осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации;

– представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

88. Понятие и сущность маркетинга во внешнеэкономической деятельности

Эффективность внешнеэкономической деятельности во многих случаях в значительной степени зависит от умелого применения методов международного маркетинга.

Маркетинг – совокупность видов деятельности, направленных на продвижение товаров и услуг от производителя до потребителя. Международный маркетинг предполагает продвижение товаров и услуг на международные рынки или непосредственно в страну покупателя товаров и услуг, который может оказаться либо посредником, либо конечным потребителем.

Решения, принимаемые при продвижении товаров и услуг подразделяются на стратегические и оперативные (тактические).

До принятия окончательного решения о выходе на зарубежный рынок необходимо составить общую концепцию внешнеэкономической деятельности, а затем уже приступать к детальной ее обработке. Оперативные (тактические) решения должны помочь в выборе способа достижения оптимального сочетания четырех составляющих маркетингового процесса: продукта, цены, места и методов продвижения (рекламы) товара.

Выход на зарубежный рынок позволяет компании добиваться более успешного решения трех основных задач:

– расширения сбыта продукции;

– приобретения материальных ресурсов;

– диверсификации источников снабжения.

Мотив участия предприятия в международной маркетинговой деятельности – возможность сбыта продукции за национальными границами.

Особое место в определении особенностей использования маркетинга во внешнеэкономической деятельности играет изучение международной маркетинговой среды, что предполагает исследование системы международной торговли и кооперации, экономической, политико-правовой и культурной сред, организации и функционирования международных рынков товаров и услуг, международной конкуренции.

Экономическую среду рассматривают в двух аспектах – на макро– и микроуровнях.

Основными объектами макроэкономического анализа является исследование обобщающих экономических показателей: объемов производства и потребления; доходов и расходов, уровня благосостояния; экспорта и импорта, терминов экономического роста и т.д.

Анализируя микроуровень прежде всего необходимо оценить потенциал рынка: емкость; возможности дальнейшего расширения; продукт, предлагаемый потребителю, – а также изучить конкретную среду.

Политико-правовая среда оказывает значительное влияние на внешнеэкономическую деятельность посредством принятия тех или иных решений национальными правительствами. Отношение к иностранным экспортерам далеко не одинаковое. Поэтому при решении вопроса об осуществлении деятельности в той или иной стране следует в полной мере учитывать такие факторы, как политическая стабильность, валютные ограничения, отношение страны к закупкам конкретной продукции из-за рубежа, степень бюрократизации и коррумпированности чиновников и т.д.

Маркетинговые исследования – это системный процесс, включающий сбор, анализ и использование достоверной информации для принятия соответствующих решений, способствующих достижению конечных целей предприятия.

На основе этой информации выявляются и определяются маркетинговые возможности и проблемы внешнеэкономической деятельности предприятий, уточняются и оцениваются маркетинговые мероприятия, осуществляется контроль, а также улучшается понимание маркетинга как процесса.

Маркетинговое исследование включает: количественный обзор; качественный анализ; исследование информационных ресурсов и рекламы, производства и производственных связей, национальных меньшинств и обособленных групп населения, а также общественного мнения.

При проведении маркетинговых исследований важно учитывать культурные различия между странами.

89.Стратегии внешнеэкономической деятельности

Стратегия – генеральная программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы, необходимые для достижения главной цели. Стратегия формирует главные цели и основные пути их достижения, задавая тем самым единое направление действий.

Процесс выбора стратегии проходит в несколько этапов. Это анализ:

– всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы.

– рынка на перспективу (анализ спроса и предложения).

– возможностей фирмы.

– бюджетно-налоговой политики.

– влияния хозяйственных тенденций на экономику предприятия, а также разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.

Следовательно, выработка стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы представляет собой процесс изучения мирового рынка, определения глобальной и локальной целей внешнеэкономической деятельности. Это также выбор предпочтительных сегментов, приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с поставленными целями, определение предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям в целях предотвращения неэффективных международных рыночных операций.

При выборе внешнеэкономической стратегии фирмы могут воспользоваться следующими альтернативными стратегиями.

● Инновационная стратегия. На западных рынках проявляются тенденции к насыщению рынка, поэтому создание и привлечение потребителей приобретает все большее значение как один из важнейших факторов успеха в конкурентной борьбе. Новые продукты должны отличаться от существующих на рынке или по внешнему виду, или по функциям. Однако их создание требует больших расходов и связано с риском.

● Стратегия диверсификации. Под диверсификацией понимается включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия. При этом имеет смысл использовать накопленные опыт и связи.

● Стратегия интернационализации – предусматривает планомерную и систематическую обработку зарубежных рынков. Причины для использования данной стратегии: ужесточение конкуренции, стагнация внутреннего рынка, стремление к более полной загрузке производственных мощностей, необходимость распределения риска и наличие финансовых преимуществ.

● Стратегия глобализации – заключается в определении общих, не зависящих от особенностей отдельных стран характеристик рынков и целевых групп. Главная стратегия выбора и обработки рынков в данном случае – стандартизация продукции. Предприятие стремится к оптимизации общих результатов, сознательно допуская отклонения от оптимальной работы на отдельных рынках.

● Стратегия кооперации. Динамика развития национальных и международных рынков нередко побуждает предприятия искать взаимовыгодное сотрудничество с другими фирмами в целях более полного использования потенциала рынка и упрочения существующей рыночной позиции. Сотрудничество может заключаться в создании закупочных, исследовательских, рекламных товариществ, сбытовых синдикатов, совместных торговых марок (брендов).

Стратегические альянсы могут создавать компании-производители со своими поставщиками и дистрибьюторами и даже, при определенных маркетинговых интересах, с конкурентами.

● Технологические стратегии. Быстрота технологического развития многих отраслей (микроэлектроники, биохимии, генной инженерии) привела к тому, что технологии становятся все более важным фактором конкуренции. Для многих предприятий большое значение имеет правильное определение стратегии в области технологии. Под этим понимается систематическое и сознательное направление технического потенциала предприятия на потребности рынка.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ