Главная » Учебно-методические материалы » НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ » Налоги и налогообложение: практикум (СИБИТ)

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
13.12.2017, 13:56

Налогообложение как основной источник государственных доходов известен с незапамятных времен. Налогообложение является составной частью любой государственной системы.

Самые ранние свидетельства о конкретных формах Налогообложении дошли до наших дней из 13-12 вв. до н.э., когда в Вавилоне стал взиматься первый в истории подушный налог.

Таблица 1

Общие налоговые теории

Налоговая

теория

Основатели

Характеристика

Теория обмена

Характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений

Атомистическая теория

(Эпоха просвещения)

С. де Вобан (1633-1707) – теория «общественного договора,

Ш. Монтескье (1689—1755гг.) – теория                 «публичного договора»,

Вольтер (1694-1778),

О. Мирабо (1749-1791).

Разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой

Теория наслаждения

Швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди (1773-1842)

«При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой и т.д.»

Теория налога как страховой премии

А.Тьер (1797-1877),

Э. де Жирарден, Дж.        МакКуллох (1789-1864)

Рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу

Классическая теория (теория налогового нейтралитета)

А. Смит (1723-1790),

Д. Риккардо (1772-1823)

Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики)  налогам  не  отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

Теория жертвы

(XIXвек)

Н. Канар,

Б.Мильгаузен,

Д. Милль

Теория жертвы и Теория коллективных потребностей содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в.: обоснование роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

Кейнсианская теория

Дж. Кейнс (1883-1946)

Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.

Теория монетаризма

(50-е годы XX века)

Милтон Фридман

Основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (80-е годы XX века)

М. Бернс,

Г. Стайн,

А. Лаффер

В большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Налоговый кодекс дает следующее определение налога: Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Исходя из этого определения вытекают следующие основные признаки налога:

императивность (безусловность, категоричность), индивидуальная безвозмездность, смена формы собственности дохода, легитимность и абстрактность.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Под страховыми взносами «понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования».

На рис.1. показаны сходства и различия понятий сбор и налог.

Выделяют следующие основные функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Классические, или общенациональные, принципы («золотые правила налогообложения») были названы еще Кенэ в 17 веке, позже они систематизированы А.Смитом.

1) Справедливость. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2) Определенность. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Удобность. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Экономия. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.

Современные принципы налогообложения представлены в табл. 2.

Таблица 2

Принципы налогообложения

Экономические

Юридические

Организационные

Принцип справедливости

Принцип нейтральности

Принцип единства налоговой системы

Принцип эффективности

Принцип установления налогов законами

Принцип подвижности (эластичности)

Принцип соразмерности

Принцип отрицания обратной силы налогового закона

Принцип стабильности и гласности

Принцип учета интересов

Принцип приоритетности налогового законодательства

Принцип налогового федерализма

Принцип множественности

Принцип наличия всех элементов налога законе

Принцип одновременности обложения

Классификация по степени переложения:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика в процессе их накопления использования. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).

косвенные налоги включаются в продажные рыночные цены товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

федеральные налоги и сборы, элементы которых определяются законодательными органами страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;

региональные налоги установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ.

Кроме того, они могут устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с 1 частью НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

 

Практические задания

Задание 1. Установленный законодательством срок представления налоговой декларации 25 января, налогоплательщик представил декларацию 30 марта, сумма налога, подлежащая уплате – 250 000 руб.

Требуется: определить размер штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок.

 

Задание 2. У налогоплательщика по состоянию на 28 марта возникла задолженность по уплате налога на прибыль в размере 350 000 руб. Он перечислил 15 апреля – 100 000 руб., 18 апреля – 150 000 руб., 10 мая – 100 000 руб.

Требуется: начислить пени за несвоевременную уплату налога, если ставка рефинансирования составляла 10,5%.

 

Задание 3. Немецкий ученый XIX века А. Вагнер считал, что система налогообложения в обществе базируется на девяти принципах, объединяются в четыре группы: финансово-политические, народнохозяйственные, принципы справедливости, и податного управления. Перечислите эти принципы.

Группы принципов

Принципы

Финансовые

 

Народнохозяйственные

 

Экономические

 

Административно-технические

 

 

Задание 4. Заполните таблицу 3 на основании НК РФ, дайте определения элементам налогообложения.

Таблица 3

Характеристика элементов налога

Элемент

Характеристика

Обязательные элементы

Налогоплательщики и плательщики сборов

 

Объект налогообложения

 

Налоговая база

 

Налоговый период

 

Налоговая ставка

 

Порядок исчисления налога

 

Порядок и сроки уплаты налога

 

Факультативные элементы -элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства:

Налоговые льготы

 

Вспомогательные элементы не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения.

предмет налога

 

масштаб налога

 

единица налога

 

источник налога

 

налоговый оклад

 

 

Задание 5. Распределить по группам

1. Права налогоплательщиков

2. Обязанности налогоплательщиков

3. Права налоговых органов

4. Обязанности налоговых органов

1.

Требовать от налогоплательщика сборов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов

2.

Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

3.

Предоставлять налоговые льготы

4.

Представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5.

Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

6.

Участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;

7.

Проводить налоговые проверки;

8.

Соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9.

Требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

10.

Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

11.

Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;

12.

Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

13.

Ввести учет организаций и физических лиц;

14.

Принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

15.

Использовать налоговые льготы

16.

Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

17.

Взыскивать недоимки, а также пени и штрафы

18.

Производить выемку документов у налогоплательщика

19.

Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

20.

Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

21.

Требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;

22.

Проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

23.

Выполнять противозаконные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

24.

Бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах,

25.

Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

26.

Выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

27.

Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

28.

Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика;

 

Задание 6. Ответьте на вопросы теста

1. Сущность налога – это:

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

 

2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:

а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;

б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;

в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;

г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.

 

3. Налог – это:

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

4. Субъект налогообложения – это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами РФ и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

 

5. Объектами налогообложения могут являться:

а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику, относящееся к имуществу за исключением имущественных прав;

в) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику и относящееся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.

 

6. Налоговая ставка – это:

а) размер налога на единицу налогообложения; б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы; г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

 

7. Налоговый период – это:

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год или квартал по согласованию с налоговыми органами и в соответствии с учетной политикой организации.

 

8. Налоговая база – это:

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории Российской Федерации.

 

9. Не признается реализацией товаров, работ, услуг:

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации юридического лица;

г) передача товаров для собственного потребления.

 

10. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:

а) по исчислению налогов налогоплательщика;

б) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц и перечислению их в бюджет;

г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

 

11. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях:

а) соответствующих муниципальных образований;

б) соответствующих субъектов РФ;

в) соответствующих имущественных образований ил субъектов РФ;

г) соответствующих экономических районов РФ.

 

12. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ:

а) могут устанавливаться только на один налоговый период;

б) не могут устанавливаться;

в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований;

г) могут устанавливаться по согласованию с Федеральной налоговой службой.

 

13. К региональным налогам относятся:

а) водный налог;

б) земельный налог;

в) налог на игорный бизнес;

г) налог на добавленную стоимость.

 

14. К федеральным налогам относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) налог на прибыль организации;

в) транспортный налог;

г) земельный налог.

 

15. К местным налогам относятся:

а) земельный налог;

б) налог на добычу полезных ископаемых;

в) водный налог;

г) налог на доходы физических лиц.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ