Налогообложение как основной источник государственных доходов известен с незапамятных времен. Налогообложение является составной частью любой государственной системы.
Самые ранние свидетельства о конкретных формах Налогообложении дошли до наших дней из 13-12 вв. до н.э., когда в Вавилоне стал взиматься первый в истории подушный налог.
Таблица 1
Общие налоговые теории
Налоговая
теория
|
Основатели
|
Характеристика
|
Теория обмена
|
Характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений
|
Атомистическая теория
(Эпоха просвещения)
|
С. де Вобан (1633-1707) – теория «общественного договора,
Ш. Монтескье (1689—1755гг.) – теория «публичного договора»,
Вольтер (1694-1778),
О. Мирабо (1749-1791).
|
Разновидность предыдущей теории. Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой
|
Теория наслаждения
|
Швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди (1773-1842)
|
«При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой и т.д.»
|
Теория налога как страховой премии
|
А.Тьер (1797-1877),
Э. де Жирарден, Дж. МакКуллох (1789-1864)
|
Рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу
|
Классическая теория (теория налогового нейтралитета)
|
А. Смит (1723-1790),
Д. Риккардо (1772-1823)
|
Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.
|
Теория жертвы
(XIXвек)
|
Н. Канар,
Б.Мильгаузен,
Д. Милль
|
Теория жертвы и Теория коллективных потребностей содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в.: обоснование роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.
|
Кейнсианская теория
|
Дж. Кейнс (1883-1946)
|
Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.
|
Теория монетаризма
(50-е годы XX века)
|
Милтон Фридман
|
Основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.
|
Теория экономики предложения (80-е годы XX века)
|
М. Бернс,
Г. Стайн,
А. Лаффер
|
В большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
|
Налоговый кодекс дает следующее определение налога: Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Исходя из этого определения вытекают следующие основные признаки налога:
императивность (безусловность, категоричность), индивидуальная безвозмездность, смена формы собственности дохода, легитимность и абстрактность.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Под страховыми взносами «понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования».
На рис.1. показаны сходства и различия понятий сбор и налог.

Выделяют следующие основные функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Классические, или общенациональные, принципы («золотые правила налогообложения») были названы еще Кенэ в 17 веке, позже они систематизированы А.Смитом.
1) Справедливость. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Определенность. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Удобность. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Экономия. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
Современные принципы налогообложения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Принципы налогообложения
Экономические
|
Юридические
|
Организационные
|
Принцип справедливости
|
Принцип нейтральности
|
Принцип единства налоговой системы
|
Принцип эффективности
|
Принцип установления налогов законами
|
Принцип подвижности (эластичности)
|
Принцип соразмерности
|
Принцип отрицания обратной силы налогового закона
|
Принцип стабильности и гласности
|
Принцип учета интересов
|
Принцип приоритетности налогового законодательства
|
Принцип налогового федерализма
|
Принцип множественности
|
Принцип наличия всех элементов налога законе
|
Принцип одновременности обложения
|
Классификация по степени переложения:
- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика в процессе их накопления использования. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
- косвенные налоги включаются в продажные рыночные цены товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
- федеральные налоги и сборы, элементы которых определяются законодательными органами страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;
- региональные налоги установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ.
Кроме того, они могут устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии с 1 частью НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Практические задания
Задание 1. Установленный законодательством срок представления налоговой декларации 25 января, налогоплательщик представил декларацию 30 марта, сумма налога, подлежащая уплате – 250 000 руб.
Требуется: определить размер штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок.
Задание 2. У налогоплательщика по состоянию на 28 марта возникла задолженность по уплате налога на прибыль в размере 350 000 руб. Он перечислил 15 апреля – 100 000 руб., 18 апреля – 150 000 руб., 10 мая – 100 000 руб.
Требуется: начислить пени за несвоевременную уплату налога, если ставка рефинансирования составляла 10,5%.
Задание 3. Немецкий ученый XIX века А. Вагнер считал, что система налогообложения в обществе базируется на девяти принципах, объединяются в четыре группы: финансово-политические, народнохозяйственные, принципы справедливости, и податного управления. Перечислите эти принципы.
Группы принципов
|
Принципы
|
Финансовые
|
|
Народнохозяйственные
|
|
Экономические
|
|
Административно-технические
|
|
Задание 4. Заполните таблицу 3 на основании НК РФ, дайте определения элементам налогообложения.
Таблица 3
Характеристика элементов налога
Элемент
|
Характеристика
|
Обязательные элементы
|
Налогоплательщики и плательщики сборов
|
|
Объект налогообложения
|
|
Налоговая база
|
|
Налоговый период
|
|
Налоговая ставка
|
|
Порядок исчисления налога
|
|
Порядок и сроки уплаты налога
|
|
Факультативные элементы -элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства:
|
Налоговые льготы
|
|
Вспомогательные элементы не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения.
|
предмет налога
|
|
масштаб налога
|
|
единица налога
|
|
источник налога
|
|
налоговый оклад
|
|
Задание 5. Распределить по группам
1. Права налогоплательщиков
2. Обязанности налогоплательщиков
3. Права налоговых органов
4. Обязанности налоговых органов
1.
|
Требовать от налогоплательщика сборов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов
|
2.
|
Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
|
3.
|
Предоставлять налоговые льготы
|
4.
|
Представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
|
5.
|
Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
|
6.
|
Участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
|
7.
|
Проводить налоговые проверки;
|
8.
|
Соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
|
9.
|
Требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
|
10.
|
Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
|
11.
|
Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;
|
12.
|
Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
|
13.
|
Ввести учет организаций и физических лиц;
|
14.
|
Принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
|
15.
|
Использовать налоговые льготы
|
16.
|
Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
|
17.
|
Взыскивать недоимки, а также пени и штрафы
|
18.
|
Производить выемку документов у налогоплательщика
|
19.
|
Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
|
20.
|
Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
|
21.
|
Требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;
|
22.
|
Проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
|
23.
|
Выполнять противозаконные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
|
24.
|
Бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах,
|
25.
|
Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
|
26.
|
Выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
|
27.
|
Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
|
28.
|
Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика;
|
Задание 6. Ответьте на вопросы теста
1. Сущность налога – это:
а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;
б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;
в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;
г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.
2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:
а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;
б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;
в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;
г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.
3. Налог – это:
а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;
в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.
4. Субъект налогообложения – это:
а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
г) организации и физические лица, которые являются резидентами РФ и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.
5. Объектами налогообложения могут являться:
а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;
б) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику, относящееся к имуществу за исключением имущественных прав;
в) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику и относящееся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), за исключением имущественных прав;
г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.
6. Налоговая ставка – это:
а) размер налога на единицу налогообложения; б) размер налога на налогооблагаемую базу;
в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы; г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.
7. Налоговый период – это:
а) календарный год, квартал, месяц, декада;
б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;
в) любой период времени применительно к отдельным налогам;
г) год или квартал по согласованию с налоговыми органами и в соответствии с учетной политикой организации.
8. Налоговая база – это:
а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;
в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;
г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории Российской Федерации.
9. Не признается реализацией товаров, работ, услуг:
а) их передача на безвозмездной основе;
б) товарообменная операция;
в) передача основных средств при реорганизации юридического лица;
г) передача товаров для собственного потребления.
10. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:
а) по исчислению налогов налогоплательщика;
б) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;
в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц и перечислению их в бюджет;
г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
11. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях:
а) соответствующих муниципальных образований;
б) соответствующих субъектов РФ;
в) соответствующих имущественных образований ил субъектов РФ;
г) соответствующих экономических районов РФ.
12. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ:
а) могут устанавливаться только на один налоговый период;
б) не могут устанавливаться;
в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований;
г) могут устанавливаться по согласованию с Федеральной налоговой службой.
13. К региональным налогам относятся:
а) водный налог;
б) земельный налог;
в) налог на игорный бизнес;
г) налог на добавленную стоимость.
14. К федеральным налогам относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на прибыль организации;
в) транспортный налог;
г) земельный налог.
15. К местным налогам относятся:
а) земельный налог;
б) налог на добычу полезных ископаемых;
в) водный налог;
г) налог на доходы физических лиц. |