Главная » Учебно-методические материалы » ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ » Организация финансовой работы |
16.12.2011, 18:13 | |
Бюджет движения денежных средств. Составление бюджета движения денежных средств – один из самых важных и сложных этапов в бюджетировании. Способы его составления могут быть различными. Бюджет движения денежных средств позволяет оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется предприятию. Этот бюджет охватывает совокупность денежных потоков, представляющих собой непрерывный процесс движения денежных средств. Денежные потоки могут быть классифицированы следующим образом: 1. По масштабам обслуживания хозяйственного процесса:
Такая классификация необходима для последующего анализа эффективности использования денежных средств. 2. По направлению движения денежных средств:
Если разница между суммами притоков и оттоков положительна, ее называют чистым притоком денежных средств (net cash inflow). Если эта разница отрицательна, ее называют чистым оттоком денежных средств (net cash outflow). 3. По видам хозяйственной деятельности денежные потоки оцениваются в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Инвестиционная деятельность – капитальные вложения (приобретение земельных участков, зданий, иной недвижимости, оборудования и другие необоротные активы); долгосрочные финансовые вложения в другие организации, выпуск облигаций. Финансовая деятельность – краткосрочные финансовые вложения, выбытие ранее выкупленных акций. Операционная деятельность – деятельность, которая приносит компании основную выручку. Потоки денежных средств, как правило, относятся к операциям, в основном формирующим чистую прибыль (убыток). Текущая деятельность – деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду. 1. Движение денежных средств по основной (операционной) деятельности включает притоки и оттоки. Наиболее характерными ис точниками поступления денежных средств в данном разделе служат поступления от продажи товаров и оказания услуг; от аренды, гонорары, комиссионные вознаграждения и иные доходы; от страховой компании в виде страхового возмещения по наступившим случаям. Типичные направления оттоков денежных средств по этому разделу включают:
Деятельность предприятия характеризуется положительно, если основной приток денежных средств связан с операционной деятельностью. 2. Инвестиционная деятельность, как правило, дает отток денежных средств. Это происходит, когда предприятие расширяет и модернизирует производственные мощности. Расходы по инвестиционной деятельности покрываются доходами от операционной деятельности. При недостатке доходов от операционной деятельности привлекаются внешние источники финансирования (финансовая деятельность), что приводит к изменениям в структуре капитала. Источники поступления денежных средств по инвестиционной деятельности:
Оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности:
3. Финансовая деятельность должна способствовать росту денежных средств предприятия для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности. В источниках поступлений (притоках) этого раздела отражается привлечение капитала в виде банковских кредитов (долгосрочных и краткосрочных), продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и пр.), поступления лизинговых платежей от лизингополучателя и т.д. Оттоки денежных средств по финансовой деятельности:
В отношении классификации потоков, связанных с движением процентов и дивидендов, не существует единого мнения. Выплаченные проценты и полученные проценты и дивиденды могут классифицироваться как операционные денежные потоки, потому что подпадают под определение чистой прибыли или убытка. В то же время выплаченные проценты и полученные проценты и дивиденды могут классифицироваться как финансовые потоки (являясь затратами на привлечение финансовых ресурсов) либо инвестиционные денежные потоки (являясь доходом на инвестиции). Совокупный денежный поток представляет собой сумму денежных потоков от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Он также корректируется на доход от изменений валютного курса. Бюджет движения денежных средств: 1. Остаток денежных средств на начало периода Бюджет движения денежных средств отражает предполагаемые в течение бюджетного периода (одного года) притоки и оттоки денежных средств по трем видам деятельности. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых значений трех разделов доходной части плана и соответствующих им разделов расходной части. С помощью такой формы бюджета движения денежных средств предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах в случае возникновения дефицита средств. Бюджет считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на счетах и в кассе, которую целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для возможных прогнозируемых заранее выгодных инвестиций (размер минимальной суммы определяется финансовым менеджером организации). Для последующего анализа эффективности использования денежных средств денежные потоки планируются не только по организации в целом, но и в разрезе основных направлений деятельности и по отдельным подразделениям. Прогноз баланса. Прогноз баланса завершает процесс составления бюджета организации. Этот документ показывает, как изменится балансовая стоимость организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности в течение планового периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного проекта. Прогноз баланса состоит из двух основных разделов – активов и пассивов, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов (БДР) и бюджете движения денежных средств (БДДС) в соответствии с формулой Сальдо на начало периода = Сальдо на конец периода + Поступления в БДР – Отток из БДР – Выплаты БДДС Разработка этого документа начинается с планирования активов. Для увязки бюджета доходов и расходов с прогнозом баланса анализируется изменение суммы оборотных активов в зависимости от увеличения (уменьшения) объемов продаж. Остаток денежных средств – это разница между суммой финансирования (прибыль, целевое финансирование, кредиты и т.д.) и требуемыми инвестициями. В общем случае статьи «Касса, расчетные счета» и «Кредиторская задолженность» являются балансирующими при подготовке прогноза баланса, посредством чего актив и пассив приводятся в равновесие. Будущую балансовую стоимость внеоборотных активов можно подсчитать путем прибавления к уже имеющейся балансовой стоимости запланированных расходов на основные средства и нематериальные активы и вычитания из этой суммы износа за период и балансовой стоимости реализованных основных средств. Данные по приобретению основных средств в планируемом периоде приводятся в инвестиционном бюджете. При планировании пассива баланса оцениваются следующие статьи:
Статьи активов и обязательств сводятся в прогноз баланса: АКТИВЫ Бюджет организации всегда разрабатывается на определенный временной период, который называется бюджетным. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода очень важен для эффективности бюджетного планирования организации. Как правило, сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три—пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетон имеет разбивку на подпериоды. Интервал планирования устанавливается бюджетным регламентом конкретного предприятия. Как правило, максимальная продолжительность интервала планирования в рамках бюджетного периода составляет один месяц, а в первом квартале — декаду и даже неделю. Бюджетный процесс включает три последовательных этапа:
Бюджетный цикл включает период от начала 1-го этапа (составления проекта бюджетов подразделений и сводного бюджета в целом по организации) до завершения 3-го (анализа исполнения бюджета текущего года). Бюджетный процесс должен быть непрерывным, т.е. завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла. В рамках системы бюджетирования информация аккумулируется и анализируется по организации в целом и по центрам финансовой ответственности — структурным подразделениям (группе подразделений), осуществляющим определенный набор хозяйственных операций, способных оказывать непосредственное воздействие на доходы/расходы от этих операций и отвечающих за реализацию установленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности. Как правило, в финансовой структуре выделяют четыре типа центров финансовой ответственности
Руководитель центра финансовой ответственности первого типа контролирует затраты, второго — доходы (выручку), третьего — прибыль (затраты и выручку) и четвертого — средства, инвестируемые в структурное подразделение (затраты, выручку и инвестиции). Центры финансовой ответственности могут обладать юридической самостоятельностью (например, зависимые и дочерние организации в холдинге) или входить в состав организации на правах структурных подразделений (строительно-монтажные управления в строительном тресте; отдельные цеха, участки, бригады на заводе). Конкретный перечень центров определяется организацией самостоятельно и во многом зависит от ее организационной структуры. Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров финансовой ответственности в коммерческой организации: функциональный; территориальный; соответствия организационной структуре; сходства структуры затрат. | http://becmology.ru |