Главная » Учебно-методические материалы » ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ » Организация финансовой работы

Текущее финансовое планирование. Бюджетирование
16.12.2011, 18:10

Текущее финансовое планирование (бюджетирование) является составной частью перспективного финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Бюджетирование (budgeting) – это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением. Бюджетирование давно стало нормой для зарубежных компаний, и в последние годы уже становится нормой в России.

С помощью бюджетирования решают важные управленческие задачи:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;
  • координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений;
  • оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
  • эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
  • оценку выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
  • стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих подразделений;
  • согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию.

Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:

  • технологию бюджетирования – виды и форму бюджетов; целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты); порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет предприятия;
  • организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры организации (определяются центры финансовой ответственности – объекты бюджетирования); бюджетного регламента; этапов бюджетногопроцесса; графика документооборота; системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.);
  • использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.

Бюджет – это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана организации на определенный период:

  • по использованию оборотных и внеоборотных активов;
  • привлечению источников финансирования;
  • доходам и расходам;
  • движению денежных средств;
  • инвестициям (капитальным и финансовым вложениям).

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или сводным.

Важными аспекты философии бюджетирования являются:

  1. Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.
  2. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
  3. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.
  4. При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.
  5. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.

Сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты.

Операционный бюджет содержит бюджеты:

  • продаж,
  • производственный,
  • прямых затрат на материалы,
  • прямых затрат на оплату труда,
  • общепроизводственных расходов,
  • производственных запасов (готовой продукции, незавершен ного производства, материалов),
  • коммерческих расходов,
  • управленческих расходов,
  • доходов и расходов (план прибылей и убытков).

Назначение операционного бюджета – увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Состав операционного бюджета определяет руководство предприятия (бюджетный комитет) прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса, степени методической, организационной и технической готовности предприятия.

В процессе разработки операционного бюджета определяются форматы бюджетных документов, разрабатывается аналитика и постатейный регламент бюджетов, устанавливаются процедуры подготовки и принятия бюджетов.

Финансовый бюджет включает бюджеты:

  • инвестиционный (капитальных вложений),
  • бюджет движения денежных средств (кассовый),
  • прогноз баланса (балансовый отчет).

Как видно из рисунка, сводный бюджет содержит основные бюджеты, составление которых обязательно для каждой организации. Основные бюджеты – это консолидированные бюджеты, имеющие стандартные форматы. К ним относятся прогноз баланса, бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

Бюджет может классифицироваться по разным основаниям.

1. По реакции на изменения:

  • жесткий бюджет (традиционная форма), в котором цифровые показатели не изменяются в течение года;
  • гибкий бюджет, в котором плановые документы могут периодически корректироваться на протяжении всего года для отражения оперативных результатов.

Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объемном показателе деятельности ЦФО. Например, таким показателем может быть объем производства продукции. При изменении объема производства переменные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете рассчитывают ставку (норматив) переменных затрат на единицу объема продукции, а постоянные затраты выделяются отдельно. Общие затраты планируются по алгоритму

Y = а + bХ

где Y – общий объем текущих затрат по конкретному подразделению предприятия;
а – запланированный объем постоянных статей бюджета;
b – установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;
X – показатель, характеризующий деловую активность предприятия (объем производства продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерениях.

Если у производственного подразделения вырос по сравнению с планом объем производства, бюджеты по прямым затратам должны быть скорректированы. Однако бюджет управленческих расходов, как правило, не корректируют. Первый бюджет – гибкий, второй бюджет – жесткий.

2. По степени непрерывности:

  • дискретный бюджет. Такой бюджет разрабатывается один раз в течение 1 календарногогода и привязывается к нему;
  • скользящий бюджет. Такой бюджет соответствует определен ному периоду, например,году. Период годовой продолжительности сдвигается на 1 месяц (январь-декабрь, февраль-январь, март-февраль и т.д.) и «скользит» по временной оси.

3. По целевой ориентации:

  • стратегический бюджет. Это план достижения долгосрочных целей. Как правило, таким бюджетом является инвестиционный бюджет, конечной целью разработки которого является рост рыночной стоимости компании. Не все российские предприятия понимают значимость такого бюджета, поэтому в большинстве случаев они разрабатывают лишь тактические бюджеты;
  • тактические бюджеты. Такие бюджеты нацелены на учет текущей денежной наличности и необходимости платежей, а также на контроль за денежными потоками.

Различают два основных метода бюджетирования:

Нулевой метод. Он применяется для нового предприятия или при реинжиниринге деятельности действующего предприятия. Такой метод требует значительных затрат времени, связанных с формированием новой структуры ЦФО, разработкой новых форм бюджетов и пр. Это позволяет заново изучить и критически переосмыслить деятельность предприятия.

Традиционный метод – планирование от достигнутого уровня, т.е. на базе предшествующих бюджетов. Он позволяет использовать алгоритм скользящего бюджетирования в течение года.

Существует два варианта построения бюджета.

2. Бюджетирование «снизу вверх» начинается с бюджета продаж. Исходя из суммы продаж и соответствующих затрат получают финансовые показатели деятельности предприятия. Если их значения не устраивают топ-менеджмент, то бюджеты, входящие в состав операционного бюджета, пересматривают.

2. Под бюджетированием «сверху вниз» понимают определение топ-менеджментом некоторого стратегического показателя, который закладывается в систему бюджетов. Таким показателем может быть: чистая прибыль, доход на акцию, прибыль/инвестируемый капитал, денежные потоки (они характеризуют ликвидность), рентабельность собственного капитала, экономическая добавленная стоимость. Исходя из значения этого показателя на более низких уровнях определяются условия ведения бизнеса (показатели затрат), необходимые для достижения требуемой величины стратегического показателя. Если существующие условия не позволяют достичь требуемого значения, то оно может быть пересмотрено.

http://becmology.ru




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ