Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Информационное право: курс лекций (СИБИТ)

ТЕМА 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
10.11.2017, 13:29

В Российской Федерации развитие и эффективное использование информационных технологий является одним из приоритетных направлений государственной политики. Наряду с телекоммуникационными технологиями они составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу.

Технология – это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006г.

№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Информационные технологии реализуются в интересах личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на ее использование в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, гарантирующей личную безопасность.

Интересы общества заключаются в обеспечении публичных институтов в рассматриваемой сфере, упрочении демократии, строительстве правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Государственные интересы в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Выделяются следующие виды информационных технологий:

– высокие интеллектуальные информационные технологии – генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности  среды;

– вспомогательные информационные технологии – ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.);

– коммуникационные информационные технологии – призваны обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем.

Необходимо рассматривать два блока правового регулирования рассматриваемой сферы:

1) правовое регулирование создания информационных технологий (авторское право);

2) правовое регулирование применения информационных технологий в социальной, культурной, экономической жизни.

К принципам правового регулирования, характерным для сферы информационных технологий, относятся:

· презумпция открытости информации (доступ к которой может быть ограничен лишь в соответствии с федеральным законом);

· обеспечение достоверности, сохранности и эффективного использования информации, являющейся объектом правовых отношений; технологическая нейтральность.

Последний из перечисленных принципов подразумевает отказ от законодательного закрепления использования отдельных технологических решений и от создания каких- либо нормативных запретов для развития и (или) применения новых технологий.

Соответствие нормативных правовых актов в сфере информационных технологий указанным принципам является одним из важнейших факторов эффективности применения соответствующих правовых норм, в том числе международного характера.

Российская Федерация является участником ряда международных договоров, касающихся информации, информационных технологий и защиты информации.

В качестве примеров можно привести следующие документы: Европейская Конвенция об информации относительно иностранного законодательства (ETS № 62) (заключена в Лондоне 7 июня 1968 г.); Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией и Соглашение об обмене экономической информацией (заключены в Минске 26 июня 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в области информации (заключено в Бишкеке 9 октября 1992 г.); Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности (заключено в Москве 24 сентября 1993 г.); Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (заключена в Стамбуле, 6 марта 1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в формировании информационных ресурсов и систем, реализации межгосударственных программ государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации (заключено в Москве, 24 декабря 1999 г.); Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185) (заключена в Будапеште 23 ноября 2001 г.); Соглашение между Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области информационных технологий и связи (заключено в Ганновере 11 апреля 2005 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма о взаимной защите секретной информации (заключено в Москве 3 апреля 2006 г.) и др.

Глава 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17) определяет информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами, а также информационные ресурсы таможенных органов, защиту информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, информационный обмен таможенных органов.

Среди правовых норм национального законодательства необходимо выделить ст. 29 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ в ст. 23.44 определяет органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В разделе VII части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ установлены права на результаты интеллектуальной деятельности и средства их индивидуализации.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит определение понятия информационные технологии, принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, государственное регулирование в сфере применения информационных технологий, ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в главе 5 закрепляет порядок использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в главе 7 определяет порядок использования информационных систем и информационных технологий таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач.

К иным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере информационных технологий, можно отнести Указ Президента РФ от 25.08.2010 г. № 1060 «О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий», Указ Президента РФ от 03.12.2008 г. № 181 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» и другие.

Реализация защиты интеллектуальной собственности в сфере государственного управления обеспечивается использованием программно-технических средств, имеющих соответствующие лицензии. Ответственность за выполнение данного требования несут федеральные органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации);

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей;

4) обеспечение информационной безопасности детей.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий направлена на решение следующих основных задач:

– реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;

– формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;

– распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть «Интернет»;

– организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий;

– обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;

– развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;

– разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в  рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

– централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ;

– построение единой системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;

– распространение на уровне федеральных органов государственной власти практики долгосрочного планирования государственных программ и проектов использования информационных технологий, повышение эффективности управления их выполнением;

– увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе;

– создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;

– реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных, служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения;

– совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;

– защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ