Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Информационное право: курс лекций (СИБИТ)

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
10.11.2017, 13:23

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Информационное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства.

Ключевым элементом рассматриваемой дисциплины является информация.

В конце 50-х гг. один из основоположников кибернетики Н. Виннер определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде». В этом контексте информация выступает как философская категория.

Более понятное в практическом отношении определение информации дал С. И. Ожегов. Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Законодательное определение понятию информации дано в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В приведенном контексте термин «информация» носит универсальный характер, т. к. он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п. Сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы.

В теории выделяют следующие основные общие признаки информации.

Системность, т. е. информация, выступает средством системной организации материи.

Неисчерпаемость, которая предполагает отсутствие пределов существования информации.

Массовость, которая означает возможность использования информации неограниченным количеством пользователей без изменения ее содержания.

Трансформируемость информации – независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления.

Способность информации к ограничению – чем выше уровень организованности, тем больше степень ограничения информации.

Универсальность информации – содержание информации может быть в произвольном объеме о любом событии или действии.

Рассеивание информации – информация может распространяться в различных источниках (средствах массовой информации, научных изданиях и т. п.).

Возможность сжатия информации (синтаксического и семантического) и передачи с высокой скоростью (в электронной форме).

Качество, которое рассматривается как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям. К таким свойствам относятся:

а) адекватность – соответствие информации тому, что автор вложил в ее содержание;

б) достоверность – степень соответствия информации объективной реальности;

в) полнота – достаточность информации для принятия решения;

г) своевременность – получение информации в сроки, необходимые для принятия решения;

д) относимость – отношение информации к цели, преследуемой пользователем;

е) доступность – мера возможности получить информацию;

ж) актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени;

з) ценность – степень важности информации для принятия решений.

Для того чтобы информацию можно было подвергнуть правовому регулированию, она должна обладать соответствующими юридическими свойствами.

К основным юридическим свойствам информации можно отнести следующие:

Физическая неотчуждаемость, что означает невозможность отделения информации от материального носителя. При ее передаче от одного лица к другому, процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами.

Двуединство информации и ее носителя. Указанное свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя, на котором эта информация содержится, что позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие институтов вещной собственности и авторского права.

Обособляемость. Для включения информации в гражданский оборот она всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн. Вследствие этого информация отделяется от ее производителя и существует отдельно от него. Это обеспечивает оборотоспособность информации как самостоятельного объекта правоотношений.

Тиражируемость (распространяемость). Благодаря рассматриваемому свойству информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания.

Организационная форма. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в виде документа.

Экземплярность. Данное свойство состоит в том, что информация существует на отдельном материальном носителе. Это позволяет вести учет количества ее экземпляров через учет количества носителей. Экземплярность информации на сегодняшний день является одним из ключевых юридических свойств при обращении информации ограниченного доступа.

Нелинейность. Объемом информации не тождественен ее ценности.

Зависимость информации от способа ее приобретения и цели, для которой она получена, когда речь идет об информации закрытого характера.

Существует множество критериев классификации информации.

Б. Евладов выделяет четыре основных вида информации: контрольно- измерительную, учетно-статистическую, научно-техническую и общественно- политическую. Контрольно-измерительная информация – та, которая связана с постоянным техническим контролем на производстве, и та, которая добывается в естественно-научных исследованиях. Она фиксируется приборами и первичными учетными документами (таблицами, перфокартами и т.п.) и используется в целях регуляции процессов. Учетно-статистическая информация включает в себя данные, которые поступают главным образом в цифровом виде и отражают развитие экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. Так, например, при решении комплексных задач государственного и хозяйственного управления в  сфере природопользования находят широкое применение разного рода кадастры, реестры и регистры в области водного, лесного и рыбного хозяйства, геодезии и картографии, геологии и экологии, гидрометеорологии, землеустройства и землепользования, стройиндустрии, а также данные государственного учета ресурсов животного и растительного мира. Наиболее полное отражение статистическая информация находит в специфических отчетах, используемых в сфере управления. Научно-техническая информация включает в себя разнообразные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технические достижения. Эта информация отражается обычно в массе специальной литературы по разным отраслям науки, промышленного и сельскохозяйственного производства и используется в основном узким кругом специалистов этих отраслей. Общественно-политическая информация – сведения, рождаемые в повседневной экономической, политической и культурной жизни общества. По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и не правовую.

В свою очередь правовая информация включает нормативную и ненормативную правовую информацию.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативно-правовых актах.

Ненормативная правовая информация создается в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности. С ее помощью реализуются предписания правовых норм. К ненормативной правовой информации относятся:

информация о состоянии законности и правопорядка:

– административно- и уголовно-правовая статистика органов полиции, прокуратуры, судов и других правоохранительных органов;

– информация органов исполнительной власти о соблюдении прав и свобод человека (например, Уполномоченного по правам человека);

– социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативно-правовых актов;

– информация гражданско-правового характера (например, о договорных обязательствах);

– информация по исполнению нормативных предписаний органами исполнительной власти и местного самоуправления;

– информация судебных органов (например, о судебных решениях);

– информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

– криминологическая информация – количественные и качественные показатели преступности, факторы, влияющие на ее уровень и т.д.;

– криминалистическая информация, используемая для раскрытия преступлений и лиц их совершивших;

– судебно-экспертная информация, получаемая при проведении судебных экспертиз для установления факта преступления и/или вины подозреваемого (обвиняемого);

– оперативно-розыскная информация, содержащая сведения о ходе и результатах оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

информация индивидуально-правового характера, порождающая правовые последствия (например, жалобы на действия (бездействие) контролирующих или правоохранительных органов);

материалы подготовки, обсуждения и принятия правовых актов (например, законов).

В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на:

· свободно распространяемую;

· предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

· информацию, которая подлежит обязательному предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами;

· информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается и запрещается.

По степени доступности информация подразделяется на открытую и ограниченного доступа. К открытой информации относятся:

– информация как объект гражданских правоотношений - произведения науки и техники, литературы, искусства и т.д., а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты, свидетельства);

– массовая (публичная) информация - информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и/или через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов, предоставляемых услуг;

– информация в официальных документах - законах, подзаконных актах, их официальных толкованиях, судебных решениях. Эта информация создается в порядке законотворческой и правоприменительной деятельности; информация, содержащаяся в обязательных контрольных экземплярах документов, информация в учетных документах, представляемых в налоговые, регистрационные органы, органы статистики;

– научно-юридическая информация – сведения, содержащиеся в юридических монографиях, статьях, справочниках, комментариях, докладах на юридические темы;

– информация о выборах (референдуме) – сведения о подготовке, ходе и результатах выборов (референдума).

Информацию ограниченного доступа образуют:

– информация, составляющая государственную тайну – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

– информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

– информация о гражданах – создаваемая самими лицами в ходе реализации их прав и свобод (права на труд, на жилище, на отдых, медицинское обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, на свободу слова и т.д.) и выполнения обязанностей (например, военной службы). Документированной информацией в данном случае являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах;

– информация, представляющая процессуальную тайну, которая включает тайну предварительного расследования, институт ограничения гласности судебного разбирательства и тайну совещания судей;

– информация, составляющая профессиональную тайну, к которой относятся сведения в сфере банковской тайны, тайны страхования, медицинской тайны, адвокатской тайны, журналистской тайны, тайны исповеди, об усыновлении (удочерении) и т.п.

По степени правовой организованности информацию можно разделить на документированную и недокументированную.

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

 

1.2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Предмет информационного права составляют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации; формирования и использования информационных ресурсов, информационных продуктов и услуг; создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения; создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

В предмет информационного права входит:

· изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

· исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями российского права;

· изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;

· исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;

· изучение источников информационного права;

· исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

· изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и меры ответственности;

· систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;

· исследование информационных технологий и средств их обеспечения;

· изучение и разработка средств и механизмов информационной безопасности.

Основными объектами информационных отношений выступает информация, обособленная от ее производителей (обладателей) и способная находиться в самостоятельном обороте (свободно передаваться или распространяться от производителя к обладателю и к потребителям информации), а также информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения.

Под методом правового регулирования в информационном праве понимается совокупность приемов и способов воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Являясь комплексной отраслью, информационное право использует методы различных отраслей права. Их условно можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методы основаны на неравенстве участников правоотношений, установлении жесткой модели их поведения. К ним относятся метод предписания и метод запрета.

Метод предписания возлагает на участников общественных отношений юридическую обязанность действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы.

Метод запрета предполагает возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой.

Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:

· при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по созданию и распространению информации;

· при регулировании информационных отношений в области массовой (публичной) информации;

· при установлении порядка образования и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида;

· при формировании и реализации соответствующими государственными структурами политики по формированию и развитию информационного общества;

· при осуществлении деятельности, связанной с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;

· при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную, коммерческую, банковскую и другие виды тайн;

· при решении органами государственной власти задач в области лицензирования отдельных видов деятельности, сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;

· другие виды деятельности государственных органов и их должностных лиц в рассматриваемой области.

Диспозитивные методы базируются на равноправии участников правоотношений, их возможности самостоятельно выбирать варианты возможного поведения. К таким методам относятся метод дозволения, метод согласования и метод рекомендаций.

Метод дозволения заключается в разрешении участникам общественных отношений по своему усмотрению совершать те или иные юридически значимые действия либо воздерживаться от их совершения.

Метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения между ними консенсуса.

Метод рекомендаций используется для указания предпочтительной модели поведения участников информационных отношений.

Под принципами информационного права понимаются основополагающие начала, закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющиеся в информационной сфере.

Исходя из конституционно-правовых предписаний В. А. Копылов выделяет следующие принципы информационного права:

Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции Российской Федерации, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральными законами. Данный принцип основывается на конституционных положениях, составляющих основу демократического государства, и выражается в возможности ограничения этой свободы только на основании федерального закона в интересах личности, общества, государства.

Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту от воздействия информации, которая может привести к нарушению информационных прав и свобод, стабильности и целостности государства, дестабилизации общества.

Принцип свободного доступа к информации, который предполагает возможность открытого допуска любого гражданина к сведениям, содержащимся в государственных структурах и затрагивающих его права и свободы или представляющих общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации. Обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления состоит в собирании, накапливании и хранении информации в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также в ее предоставлении потребителям в установленные законом сроки.

Принцип законности, который предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты России, в соответствии с которыми должно строиться информационно-правовое регулирование.

Принцип ответственности, который означает неминуемое наступление неблагоприятных правовых последствий за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

В статье 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлены следующие принципы правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере:

· свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

· установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

· открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

· равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

· обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

· достоверность информации и своевременность ее предоставления;

· неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

· недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими,  если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Принципы, устанавливаемые законодательством для информационных правоотношений, не являются тождественными принципам информационного права, однако именно они определяют характер информационно-правового регулирования.

 

1.3. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА, МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА

Информационное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют правоотношения в информационной сфере.

Информационное право является комплексной отраслью, поскольку регулирует отношения по созданию, преобразованию, хранению, распространению и потреблению информации практически во всех областях человеческой деятельности, и состоит из правовых норм, которые одновременно являются нормами других отраслей права.

Структурно система информационного права подразделяется на две части – Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, предмет, методы и формы правового регулирования, общие принципы и источники информационного права. Дается характеристика системообразующих начал:

· о правовом регулировании отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации;

· о самостоятельном обороте информации; об обращении документированной информации; об установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы: институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных, институт массовой информации, институты библиотечного и архивного дела. Приведенный перечень не является исчерпывающим, т. к. информационное право относительно новая наука и находится на стадии своего становления.

Рассматривая вопрос о месте информационного права в системе юридических наук, необходимо отметить, что информационное право берет свое начало в конституционном праве, где закреплены основополагающие права и свободы человека, в том числе в информационной сфере, установлен порядок принятия правовых источников информационных объектов – федеральных конституционных и федеральных законов.

Устойчивая связь информационного права прослеживается с гражданским правом, прежде всего в вопросах регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в информационной сфере.

Взаимодействие информационного права с административным правом выражается в использовании методов последнего при регулировании отношений органов государственной власти и местного самоуправления в области массовой информации, формирования информационных ресурсов и выдачи информации потребителям.

Информационно-правовые нормы присутствуют практически во всех отраслях права в виде регулирования отношений по созданию, преобразованию и использованию информации, что объясняет тесную связь информационного права с трудовым правом, финансовым правом, уголовным правом, теорией государства и права, международным публичным и частным правом и т. д.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ