Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм.
По юридической силе нормативно-правовые акты информационного законодательства делятся на федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.
В основе приведенной классификации лежит принцип верховенства закона, в соответствии с которым нормы вышестоящего по иерархии акта обладают большей юридической силой по отношению к нижестоящему и являются определяющими для последнего.
На федеральном уровне источники информационного права представлены информационно-правовыми нормами Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федеральных министерств и ведомств.
Источниками информационного права на уровне субъектов Российской Федерации выступают законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Источниками информационного права на уровне органов местного самоуправления являются нормативно-правовые акты этих органов, принимаемые в развитие норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В связи с этим структурно законодательство в сфере информационного права может быть представлено в следующем виде:
– информационно-правовые нормы международных актов;
– информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации;
– нормативно-правовые акты отрасли информационного законодательства;
– информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Важнейшими международными актами, гарантирующими свободу информации, являются:
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.).
Резолюция 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации» от 7 мая 1984 г.
Европейская конвенция о трансграничном телевидении (была открыта Комитетом министров Совета Европы для подписания 5 мая 1989 г. и вступила в силу 1 мая 1993 г.).
Резолюция № 2 четвертой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «Журналистские свободы и права человека» (Прага, 7–8 декабря 1994 г.).
Заявление четвертой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «О нарушениях журналистских свобод» (Прага, 7–8 декабря 1994 г.).
Резолюция № 1 Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» (Салоники, 11–12 декабря 1997 г.).
Соглашение стран СНГ «Об обмене правовой информацией» (21 октября 1994 г.) Окинавская хартия глобального информационного общества (22 июля 2000 г.).
Декларация Совета Европы о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (12 февраля 2004 г.).
Основу национального законодательства в сфере информационного права составляют нормы ст.ст. 23, 24, 29, 33, 41, 42, 43, 44, 45, 55, 56 Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина, а также устанавливающие порядок подготовки и принятия федеральных конституционных и федеральных законов, закрепленные в ст.ст. 15, 90, 102, 103, 104, 105, 106, 108, 114, 115.
В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации и органами местного самоуправления 15 марта 2000 г. Президентом Российской Федерации издан Указ № 511 «О классификаторе правовых актов», раздел которого 120.000.000 называется «Информация и информатизация» и содержит следующие классификаторы правовых актов:
· 120.010.000 Общие положения в сфере информации и информатизации
· 120.020.000 Управление в сфере информации и информатизации
· 120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами
· 120.030.010 Общие положения
· 120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство и информатизации
· 120.030.030 Обязательный экземпляр документов
· 120.030.040 Архивный фонд. Архивы
· 120.030.050 Информационные ресурсы по категориям доступа
· 120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные)
· 120.030.070 Правовая информация
· 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги
· 120.040.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
· 120.040.010 Информатизация
· 120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
· 120.050.000 Средства массовой информации
· 120.060.000 Реклама
· 120.070.000 Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов
В соответствии с приведенным классификатором отраслевые правовые нормы в информационной сфере могут быть условно разделены на ряд групп.
Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации, которое представлено Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», и др.
Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (части четвертой) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ, Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Основ законодательства Российской Федерации «О культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, ак-тов палат Федерального Собрания», Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2010 г . № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.
Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения, которое образовано нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 1060 «О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий», Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1202 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии» и др. Законодательство об информационной безопасности, которое включает в свой состав Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента Российской Федерации от 03 апреля 1995 г. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2012 г. № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» и др.
В качестве примера информационно-правовых норм в составе других отраслей законодательства можно привести ст.161 «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования», ст. 298 «Тайна совещания судей», ст. 341 «Тайна совещания присяжных заседателей» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13.12. «Нарушение правил защиты информации», ст. 13.13. «Незаконная деятельность в области защиты информации», ст. 13.14. «Разглашение информации с ограниченным доступом» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и др.
Структурной единицей вышеназванных источников права является норма права. Под нормой права понимается общеобязательное формально определенное правило поведения, обеспечиваемое силой государства, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений.
Информационно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия (обстоятельства), при которых могут возникать информационные правоотношения.
Диспозиция содержит само правило поведения и указывает на то, каким должно быть это поведение, устанавливает юридические права и обязанности субъектов информационных правоотношений.
Санкция предусматривает меру ответственности за совершенное правонарушение в информационной сфере, которая в зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения может быть гражданско- правовой, административной или уголовной.
В конкретной статье нормативного правового акта редко присутствуют все три составляющие информационно-правовой нормы. Они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.
В зависимости от содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные информационно-правовые нормы определяют содержание государственной политики в информационной сфере, устанавливают юридические права и обязанности участников информационных правоотношений, их ответственность.
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру реализации прав и обязанностей субъектов информационных отношений, установленных материальными нормами, устанавливают процессы обращения информации, в том числе формирования информационных ресурсов.
В зависимости от способов воздействия на субъектов правоотношений – императивные и диспозитивные.
Императивные информационно-правовые нормы устанавливают компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, регламентируют вопросы формирования государственных (муниципальных) информационных ресурсов, создания государственных информационно-телекоммуникационных систем, регулируют отношения об ответственности за правонарушения в информационной сфере.
Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав (честь, достоинство личности, доброе имя , деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации).
В зависимости от назначения выделяют следующие информационно-правовые нормы:
– нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий;
– нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.);
– нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности;
– компетенционные нормы, очерчивающие правовые пределы деятельности субъектов права.
По сфере применения различаются:
– информационные нормы федерального уровня и действия;
– информационные нормы субъектов Российской Федерации;
– информационные нормы органов местного самоуправления.
По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на:
– нормы общего действия, применяемые во всех сферах и отраслях правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. К ним относятся нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению информации потребителям;
– межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;
– отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;
– на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий. |