Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 10. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
10.11.2017, 14:38

1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ПЕРЕХОД НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ

Накануне войны в государственном устройстве СССР существовало немало сложностей и противоречий. С одной стороны, произошло оформление государственности нового типа, в котором сочетались плоды большевистских экспериментов и черты, унаследованные из прошлого страны, причем последние с конца 30-х гг. становились все более заметными. Это выражалось в смене акцентов по отношению к истории России (переписывание ее отдельных страниц и переоценка роли отдельных государственных деятелей), усилении внешней экспансии и стремлении восстановить прежние границы. С другой стороны, обнаружились явные признаки неэффективности сверхцентрализованной планово-распределительной системы, возрастания ведомственных интересов и борьба между ними. Личный режим И.В. Сталина брал на себя роль своеобразного арбитра, пытаясь либо снять существующие противоречия, либо обратить их в свою пользу. Для этого применялись разнообразные методы, среди которых основное место отводилось репрессивным. Чрезвычайно усилившийся в связи с этим НКВД, особенно в годы "ежовщины" (1937 – 1938 гг.), был поставлен под контроль заменой наркома Ежова сталинским ставленником Берия, а затем разделением наркомата на два: НКВД и НКГБ (1941 г.).

В партийном аппарате, подчиненном воле Сталина и организованном им так, чтобы беспрекословно исполнялись его указания, вызревали противоречия, в частности между так называемыми прагматиками и идеологами. Накануне войны чаша весов склонялась в пользу первых, акцентировавших внимание на решении хозяйственных и оборонных вопросов и объективно способствовавших укреплению позиций партийно-хозяйственной номенклатуры, однако усиление роли прагматиков сдерживалось действиями Сталина. Это помогает объяснить противоречия в государственной политике кануна Великой Отечественной войны: с одной стороны, меры по укреплению государственных институтов и партийного влияния в них, с другой – частые репрессии среди руководящей элиты в хозяйственных, оборонных, дипломатических, армейских и других органах.

В ряду мероприятий кануна войны следует упомянуть переход на кадровую систему комплектования Красной Армии, введение всеобщей воинской обязанности (1939 г.) и единоначалия, отмену института военных комиссаров (1940 г.).

В годы войны произошло фактическое восстановление военно- мобилизационной системы, свойственной периоду гражданской войны. Созданный под председательством Сталина 30 июня 1941 г. Государственный комитет обороны (ГКО) сосредоточил в своих руках широчайшие полномочия.

Ему беспрекословно должны были подчиняться все партийные, хозяйственные, советские и военные органы.

На уровне республик и областей действовали уполномоченные ГКО, в ряде прифронтовых городов – городские комитеты обороны, игравшие роль чрезвычайных органов управления.

Система наркоматов и управлений была полностью подчинена нуждам военного времени, наркоматы наделены чрезвычайными полномочиями. В местностях, объявленных на военном положении, управление находилось в ведении военных властей (военных советов фронтов, армий и т.д.). Военное положение вводилось также в ряде отраслей народного хозяйства. Еще более строгий режим предусматривался введением военного положения.

В отличие от гражданской войны, в годы Великой Отечественной войны почти не функционировали коллегиальные и представительные органы власти. Вся оперативная работа по руководству войсками сосредоточивались в Ставке Верховного Главнокомандования, возглавляемой Сталиным. Для усиления политической работы был восстановлен институт военных комиссаров (1941 г.), вскоре, однако, вновь упраздненный (1942 г.) как препятствующий единоначалию в войсках. Система прокуратуры, суда и следствия также была реорганизована. Резко возросла роль и специальных органов, действующих в духе времени, в особенности военных трибуналов. Широко практиковались жесткие карательные меры, не исключающие произвола и злоупотребления властью. В годы войны был ликвидирован ряд автономных образований, а населяющие их народы депортированы в восточные районы страны. Репрессии применялись против лиц, попавших в плен, оказавшихся на оккупированной территории и др. Был чрезвычайно ужесточен режим работы предприятий, колхозов и учреждений.

Годы войны способствовали усилению централизма в государственной системе. Победа была одержана в значительной мере под государственно- патриотическими лозунгами и культом верховной власти, олицетворяемой фигурой Сталина. Произошла определенная консолидация власти и общества. Обнаружилось стремление к "державности", оформлению ее в государственных атрибутах, символах и идеологии. В 1943 г. в Красной Армии было установлено строгое иерархическое деление личного состава, для определения воинского звания и различения родов войск введены погоны.

В годы Великой Отечественной войны произошел ряд идеологических трансформаций: власти сделали некоторые уступки национальным религиозно- православным идеям (в 1943 г. восстанавливается патриаршество, а также формируется Центральное управление мусульман, появляется муфтий в Ташкенте). В 1943 г. был распущен Коминтерн, "Интернационал" перестал быть государственным гимном СССР. Национализм и патриотизм были противопоставлены космополитизму и интернационализму.

2. РАЗВИТИЕ ПРАВА

Довоенная правовая система в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако война наложила заметный отпечаток на систему права и правового регулирования. Усилилась тенденция к централизации, гражданско- правовые методы уступали место хозяйственно- и административно-правовым, вводились военно-мобилизационные принципы, сузилась область договорных отношений, жестче стала уголовная репрессия. В июле 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения", в ноябре 1943 г. – Указ "Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну".

С 1942 г. расширяется состав таких преступлений, как спекуляция и хищения. Действия, ранее наказуемые в административном порядке, влекли уголовную ответственность. Стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование составов преступлений. Возродился принцип возмездия как одна из целей наказания. Были введены особые меры наказания – смертная казнь через повешение и каторжные работы. Появился ряд новых составов: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы, несдачу трофейного оружия, уклонение от воинского учета.

Главным направлением в политике правового регулирования экономики стала мобилизация всех возможных ресурсов. В 1941 г. вводится трудовая повинность. А год спустя вступает в действие Указ "О мобилизации всего трудоспособного населения для работы в производстве и строительстве". Постановлением СНК СССР и ЦК 1 ВКП (б) в 1942 г. был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников всех возрастов, проводились также мобилизации горожан для работы в сельскохозяйственной сфере. Для колхозов вводились новые фонды: обязательных поставок государству, прежде всего для нужд Красной Армии. Такая политика приводила к полному огосударствлению колхозов. Много споров возникло в связи с эволюцией имуществ. Усилился процент целевого назначения, сузилась сфера договорных отношений. Основанием для возникновения обязательств служили плановые задания. На возникновение обязательств значительно усилилось воздействие административных актов. Плановые предпосылки детально конкретизировались в договорных отношениях. Особую роль стало играть право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного имущества, купля-продажа заменялась простой передачей имущества от госоргана к госоргану. Вместе с тем в ходе войны значительно расширились права предприятий, был упрощен порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

В 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям. Вместе с тем предусматривался порядок, при котором права и обязанности супругов порождал только зарегистрированный брак. Установление отцовства судебным порядком не производилось, как и взыскание алиментов в случае отсутствия регистрации брака. Порядок расторжения брака значительно усложнился (он расторгался в суде второй инстанции).

В 1945 г. были внесены изменения в порядок наследования по закону. Круг наследников расширился – в порядке очередности наследников были выделены три группы (1-я: дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы; 2-я: родители; 3- я: братья и сестры). В случае наследования по закону часть наследства гарантировалась несовершеннолетним детям и иждивенцам.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ