Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 11. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОДЫ ОТТЕПЕЛИ (1945 - 1965 гг.)
10.11.2017, 14:39

1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Несмотря на великую победу советского народа в Отечественной войне 1941 – 1945 гг., политический режим в стране оставался прежним. Диктаторская воля Сталина достигла апогея, хотя продолжали действовать конституционные органы власти и управления (Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета, Совет народных комиссаров). Чрезвычайный орган – Государственный комитет обороны – был упразднен в сентябре 1945 г. В сложившейся обстановке деятельность советских законодательных и исполнительных учреждений носила формальный характер. На сессиях Верховного Совета депутаты единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали Указы Президиума Верховного Совета.

Роль Президиума Верховного Совета в государственном механизме возросла во многом благодаря его составу, в который входили секретари ЦК ВКП (б) и члены его Политбюро. Президиум Верховного Совета СССР, кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, т.е. прав, предусмотренных Конституцией СССР 1936 г., получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него, денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. Указом Верховного Совета СССР.

Важной функцией Президиума становится контроль за работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного суда, Генерального прокурора.

В целом Президиум, как и Верховный Совет СССР, только оформлял в виде указов и других актов решения, принятые руководством партии и лично Сталиным. После некоторого оживления высших советских органов сразу после войны – в марте 1946 г. проведены выборы депутатов Верховного  Совета, 2 раза в год созывались его сессии – наблюдается снижение активности Верховного Совета и его Президиума. Сессии Верховного Совета собираются крайне нерегулярно, количество заседаний Президиума, проводившихся 3 – 4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 – 1952 гг. – до одного.

Упадок советской системы наблюдался и на местном уровне. Военная практика свертывания демократии продолжалась в мирных условиях: партийные органы подменяли Советы, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов, вопросы, требующие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполкомами Советов и их отделами.

К концу войны около 70 % председателей местных Советов и более 50 % членов исполкомов были кооптированы, не являясь депутатами. К 1947 г., когда состоялись первые послевоенные выборы, только 43 % ранее избранных депутатов остались в Советах. Систематически нарушался основной декларированный принцип работы Советов – гласность и подотчетность: депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, а результаты выборов были предопределены заранее, согласованы с партийным руководством соответствующего уровня. Сама форма избирательного бюллетеня исключала работу с ним, его достаточно было просто опустить в урну. Человек, удалявшийся в кабину, тут же вызывал подозрение.

В марте 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган СНК СССР и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Данное переименование свидетельствовало об отказе от революционной символики, приближении к европейской терминологии, что было вызвано укреплением положения и авторитета СССР на международной арене.

В послевоенный период произошли некоторые изменения в судебно- прокурорских органах. Из двух систем судов – общих народных судов и военных трибуналов – число последних значительно сократилось, хотя они сохранялись в армии, МВД, МГБ, на флоте и частично на транспорте. В 1946 г. прошли выборы в Верховный суд СССР (избран Верховным Советом СССР сроком на 5 лет), а также местные суды (избирались на 3 года). Была введена должность Генерального прокурора Союза ССР, который назначался Верховным Советом сроком на 7 лет. Он назначал прокуроров республик и утверждал прокуроров нижестоящих уровней.

Огромную роль во внутриполитической жизни страны продолжали играть репрессивные органы. С 1943 г. из НКВД – ОГПУ было выделено два самостоятельных наркомата – НКВД и НКГБ. В 1946 г. они были переименованы в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР. В сферу компетенции МВД и МГБ входили не только обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности, но и управление автомобильным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, геосъемкой и картографией, пожарной охраной, органами ЗАГС и т.п. В ведении МВД и МГБ по-прежнему находился ГУЛАГ.

После смерти Сталина в марте 1953 г. было упразднено Особое совещание при МВД, ликвидированы трибуналы в войсках МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного рассмотрения дел, МВД и МГБ вновь были слиты в единое Министерство внутренних дел, которое возглавил Л.П. Берия. Устранение Берии от власти и его расстрел вызвали очередную реорганизацию данных органов. В 1954 г. из МВД выделяется Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В ведении МВД СССР осталась только охрана общественного порядка (административный надзор, милиция, пожарная охрана, ЗАГС и т.п.).

В 40-х – начале 50-х гг. продолжала функционировать система репрессий, используемая Сталиным для укрепления своей личной власти, поддержания среди высших руководителей страны атмосферы подозрительности, зависти, недоверия друг к другу. В 1949 г. было сфабриковано "ленинградское дело", направленное против части молодых государственных и партийных работников, выдвинувшихся в последние годы. Его жертвами стали Н. А. Вознесенский – член Политбюро, председатель Госплана СССР, А.А. Кузнецов – секретарь ЦК ВКП (б), руководитель обороны Ленинграда в годы войны, М.И. Родионов – член Оргбюро ЦК ВКП (б), председатель Совета Министров РСФСР, П.С. Попков – первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии, И.С. Харитонов – председатель исполкома Леноблсовета, сотни ответственных работников и рядовых коммунистов.

Буквально в последние месяцы правления Сталина были организованы "дело Еврейского антифашистского комитета", "дело врачей-отравителей". Раскручивание очередного витка репрессий остановила смерть Сталина. Она же поставила вопрос о власти. В результате первых мероприятий и назначений наибольшую власть и возможности ее расширения приобрели Г М. Маленков, занявший пост Председателя Совета Министров. Н.С. Хрущев, возглавивший аппарат партии, Л.П. Берия, ставший во главе единого МВД.

В первые послевоенные годы произошли некоторые изменения в основных отраслях права, направленные на отмену норм, принятых в чрезвычайных условиях войны. В гражданском праве постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1946 г. "О заключении хозяйственных договоров" было восстановлено действие договоров между предприятиями, в период войны большинство предприятий работало по заказам ГКО, договорные связи практически отсутствовали. Необходимость решения острейшей жилищной проблемы вызвала расширение прав граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов, подтвержденное решением Президиума Верховного Совета СССР в августе 1948 г. Граждане приобрели право на покупку или строительство жилого дома до 5 комнат общей площадью до 60 кв. м.

В сфере трудового права уже в июне 1945 г. были восстановлены предусмотренные довоенным законодательством очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные в период войны. Прекращались обязательные сверхурочные работы, а также трудовые мобилизации граждан.

Трудоустройство мобилизованных воинов обеспечивалось Законом Верховного Совета СССР от 23 июля 1945 г., который обязывал местные органы власти предоставлять работу демобилизованным воинам не позднее месячного срока прибытия их к месту постоянного жительства.

В 1947 г. возобновилось заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Несмотря на гуманизацию трудового права, сохраняли действие нормы, предусматривавшие уголовную ответственность за нарушение трудовой дисциплины, сложности с обеспечением кадрами предприятий. Вновь восстановили практику организованных наборов колхозников для работы на промышленных предприятиях.

Следует отметить, что сельское население в наименьшей степени оказалось затронутым ослаблением административного нажима и гуманизацией права.

Напротив, постановления Совета Министров "О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах" 1946 г. и "О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах" 1948 г. усиливали государственное вмешательство во внутренние дела колхозов. В годы войны добивались от колхозов выполнения одной задачи – поставок продукции в город и на фронты, не контролируя, каким образом достигаются результаты. Пользуясь попустительством властей,  в большинстве колхозов возобладали эффективные экономические принципы организации производства. Произошло так называемое разбазаривание колхозного имущества и земель, когда значительная часть инвентаря оказалась не на колхозных дворах, резко увеличились индивидуальные огороды за счет колхозных земель. Данному обстоятельству косвенно способствовала официальная политика, поддерживавшая в период войны открытие и расширение рынков в городах, установившая льготные условия торговли на  них для колхозников, чем те не замедлили воспользоваться. Внутри колхозов в период войны основной производственной единицей стало семейное звено, работавшее на подряде, т.е. за ним закреплялись земли, скот, инвентарь, а отчет требовался лишь по результату.

Ослабление административного вмешательства в дела колхозов, допущение некоторой внутренней свободы и поддержка колхозных рынков в городах позволили в тяжелейших условиях войны, когда в деревнях были мобилизованы почти все трудоспособные мужчины, реквизированы трактора, машины, лошади, снабжать продовольствием фронт, избежать голода среди мирного населения.

Постановления 1946 и 1948 гг. обязывали произвести пересмотр приусадебных участков колхозов (в итоге было изъято около 5 млн. га земли), вернуть колхозное имущество, ввести четкий учет трудодней, ликвидировать мелкие семейные звенья, создать вместо них производственные бригады. Денежные сбережения колхозников, накопленные в годы войны в основном за счет торговли на рынках, были уничтожены денежной реформой 1947 г., которая предусматривала эквивалентный обмен только для вкладчиков сберегательных касс. В большинстве деревень отделений сберкасс не было, деньги хранились дома.

Изменения в колхозной политике и колхозном праве в послевоенный период вызвали отток крестьян в города. В 1946-1953 гг. свои деревни покинули около 8 млн. сельских жителей.

В уголовном праве в послевоенный период (с 1945 по 1953 гг.) можно выделить два направления нормотворчества. С одной стороны, предпринимаются безуспешные попытки снизить уровень экономической преступности, с другой – издаются прогрессивные нормы, обусловленные победой СССР в Великой Отечественной войне. К числу первых норм относятся указы Президиума Верховного Совета СССР 1947 г. об усилении уголовной ответственности за посягательства на государственную, общественную и личную собственность. За хищение государственного имущества устанавливается наказание до 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Высоко гуманными актами являлись указы Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией", "О признании утратившими силу указов Президиума Верховного Совета СССР об объявлении в ряде местностей СССР военного положения" и, безусловно, Указ "Об отмене смертной казни". С предложением об отмене смертной казни во всем мире СССР обратился к представителям государств-членов ООН, но оно не было принято. В СССР смертная казнь была восстановлена в 1950 г., но только за измену Родине, шпионаж и диверсию.

В послевоенный период в СССР формируется международное уголовное законодательство. В 1951 г. принимается "Закон о защите мира", который устанавливает уголовную ответственность за пропаганду войны.

В целом развитие советского права в первое послевоенное десятилетие можно охарактеризовать как крайне противоречивое: наряду с явной гуманизацией и демократизацией норм (в уголовном, гражданском, трудовом праве) сохраняло действие репрессивное законодательство 30-х гг., а также принимались новые жесткие законы (в уголовном, колхозном праве) для укрепления административной системы.

2. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ В СЕРЕДИНЕ 50-Х – 60-Е ГОДЫ

Начало изменениям в государственном и общественном строе было положено XX съездом КПСС (февраль 1956 г.). Идея обновления общества присутствовала во всех основных докладах, в выступлениях многих делегатов, но подлинной кульминацией съезда стал "секретный" доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева "О культе личности и его последствиях". Основные выводы доклада, который не был опубликован в нашей стране до конца 80-х годов, вошли в постановление ЦК КПСС (июнь 1956 г.) "О преодолении культа личности и его последствий". Таким образом, в научную и политическую практику вводился термин "культ личности", который стал использоваться для обозначения длительного периода в истории нашего государства – с конца 30-х годов до смерти Сталина. Официальная трактовка "культа личности" обозначала его как режим личной власти Сталина, концентрацию всей полноты власти в руках одного человека и, как следствие, злоупотребление властью. В качестве причин, вызвавших культ личности, выделялись объективные (капиталистическое окружение, сложность построения социализма в одной стране, к тому же с невысоким уровнем экономического развития, постоянная угроза войны и т.п.) и субъективные (грубость, самолюбие, жестокость Сталина). Доклад Н.С. Хрущева содержал многочисленные примеры репрессий, расправ Сталина со своими противниками и ни в чем неповинными людьми, но общий вывод доклада и постановления был таков: культ личности деформировал социалистической строй в нашей стране, но не мог изменить его природу.

Мероприятия, которые по замыслу руководства страны направлены были на преодоление культа личности, на практике оказались значительно шире, затронули все стороны советского общества и государства и при дальнейшей поддержке и развитии могли стать началом коренного реформирования сложившегося общественного строя.

Отличительной чертой конца 50-х– 60-х гг. стала демократизация элементов советской политической системы. В первую очередь демократизация затронула саму партию (регулярно стали собираться съезды, Пленумы, возросла роль ЦК КПСС, других коллегиальных органов партии), оживилась деятельность Верховного Совета СССР, систематически проводились сессии, хотя они по- прежнему сохраняли формальный характер. В конце 50-х гг. приняты новые Положения о местных Советах. Расширялись их компетенция, бюджетные права, а следовательно, и возможности влиять на социально-экономическое развитие территорий. Выдвижение кандидатов в депутаты стало осуществляться на собраниях рабочих и колхозников, кандидатуры открыто обсуждались, вводились депутатские приемы, отчеты депутатов перед избирателями. Безусловно, Советы сохраняли подчиненное партии положение в политической системе. Наиболее важные решения, принимаемые сессиями Советов, готовились партийными комитетами, в период выборов в Советы из партийных инстанций поступали разнарядки на будущих депутатов (например, мужчина, рабочий, член КПСС, со средним образованием и т.п.).

Несмотря на сохранение формализма, заорганизованности, контроля со стороны КПСС и КГБ за общественной жизнью, данный период характеризуется всплеском социальной активности. Создаются уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, народные дружины, различные советы при школах, советы ветеранов труда. Возросли значение и роль профсоюзов, им были предоставлены права по распределению жилья, различных социальных льгот. Профсоюзные комитеты стали местом, куда трудящийся мог обратиться со своими проблемами, рассчитывая на помощь и поддержку.

Некоторые изменения претерпели федеративные отношения, права союзных республик, например, в 1956 г. было упразднено Министерство юстиции СССР, его функции передавались соответствующим республиканским органам. Согласно Положению о Верховном суде СССР 1957 г. расширялись полномочия Верховных судов союзных республик. К компетенции союзных республик стало относиться решение некоторых других вопросов.

Большое значение имело восстановление национальных автономий народов, целиком подвергшихся репрессиям и выселенных с родных мест в период Великой Отечественной войны якобы за массовое пособничество фашистским захватчикам. Автономии были возвращены балкарцам, ингушам, калмыкам, карачаевцам. Однако немцы, проживавшие до 1941 г. в Республике немцев Поволжья, и крымские татары, населявшие до войны Крымскую автономную республику, не только не получили прежних автономий, даже возвращение в родные места им было запрещено, за чем следили государственные органы, в первую очередь КГБ. Немцы, отчаявшись добиться возвращения прежней автономии, неоднократно обращались в Верховный Совет СССР, его Президиум с просьбой создать новую автономию в месте компактного проживания в Казахстане, но получали отказ. Следует отметить, что даже те народы, которые получили право вернуться на историческую родину, испытывали большие трудности в процессе переселения. Отсутствовала четкая государственная политика в этом вопросе: не оказывалась материальная помощь при переезде, не предусматривался механизм компенсаций за утраченное ранее имущество, зачастую люди, возвратившиеся в родной дом, заставали его разграбленным или заселенным другой семьей.

Работа по восстановлению прав отдельных народов была частью общей реабилитации граждан, невинно пострадавших в период репрессий. Первые обращения родственников в Верховный суд СССР с просьбой о пересмотре дел их близких стали поступать сразу после смерти Сталина. Поток обращений постоянно нарастал. Верховный суд и его Военная коллегия не могли справиться с таким объемом, поэтому во все лагеря были откомандированы специальные комиссии, получившие право на месте решать вопросы по реабилитации. Ввиду необоснованности были сняты обвинения в отношении видных военачальников Тухачевского, Якира, Блюхера, партийных и государственных деятелей Эйхе, Рудзутака, Постышева, Коссиора и  др. Однако, несмотря на неоднократные обращения родственников и друзей Н.И. Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и других видных политиков, известных своей борьбой со Сталиным, они не были реабилитированы, что подтвердило официальный тезис о правильности генеральной линии партии, руководимой Сталиным, противники Сталина рассматривались как враги партии и социализма.

В 1957 г. радикальная реформа была проведена в системе исполнительной власти, в первую очередь в сфере хозяйственного управления. Предпринималась попытка построить управление экономикой на сочетании отраслевого и территориального принципов. Создавались экономические административные районы, в каждом из них формировался Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчиняющийся непосредственно Совету Министров союзной республики. На территории СССР было создано 105 Совнархозов, в том числе в РСФСР – 70. Одновременно ликвидировано 141 общесоюзное, союзно-республиканское и республиканское министерство. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение совнархозов. Госплан СССР сохранился, его функциями определялись проведение единой экономической политики, разработка текущих и перспективных планов, а также контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции. Для обеспечения научно-технической политики, что было особенно важно и своевременно в условиях начавшейся во всем мире научно-технической революции, при Совете Министров СССР создается ряд государственных комитетов – по авиационной технике, автоматизации и машиностроению, радиоэлектронике и др. Целесообразность и результаты реорганизации хозяйственного управления вызывают неоднозначные оценки. Некоторые теоретики полагают, что реформа сводилась к формальной, сугубо организационной перестройке аппарата, не решая проблемы сбалансированного развития народного хозяйства страны в целом.

Другие исследователи справедливо отмечают ряд положительных моментов: сокращался управленческий аппарат и число бюрократических структур, в хозяйственное управление вводился элемент региональной политики, что было особенно актуально при огромной территории страны. Следует отметить, что конец 50-х – 60-е гг. были периодом наиболее диалектичного развития советской экономики: большинство качественных социально-экономических показателей (рост производительности труда, заработной платы, динамика уровня жизни) не превзойдено до настоящего времени.

3. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 50-Х – 60-Е ГОДЫ

Начавшаяся в конце 50-х гг. кодификация советского законодательства вызвала кардинальные изменения в источниках права. Необходимость новой кодификации была очевидна. Предыдущая проводилась в 20-е годы, в период нэпа. Первые советские кодексы, довольно демократичные по своему содержанию, были извращены законодательством 30-х гг. и военного времени. Общественно-экономическая ситуация конца 50 – 60-х гг. получила название "оттепели", поэтому требовалось привести законодательство в соответствие с новыми реалиями, очистить его от репрессивных, антидемократических норм.

Кодификация затронула все отрасли права. Первым было кодифицировано уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в 1961 – 1964 гг. – гражданское право и гражданский процесс.

В 1968 г. приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. – соответствующий кодекс РСФСР, в 1970 г. – Основы трудового законодательства Союза ССР и т.д. Кодификация отдельных отраслей права включала, как правило, создание основ союзного законодательства в данной отрасли, которые принимались Верховным Советом СССР, а затем на их базе создавались республиканские кодексы.

Завершающим этапом кодификации должно было стать издание Свода Законов СССР, планировавшееся к середине 80-х гг., но начавшаяся "перестройка" лишила данную работу смысла, поскольку привела к обновлению всего законодательства и созданию новых кодексов.

Гражданское право. До 60-х гг. единого Гражданского кодекса СССР не существовало. В РСФСР формально продолжал действовать ГК 1922 г., хотя центральный институт гражданского права – институт собственности – претерпел к 60-м гг. существенные изменения. В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик: В 1964 г. в РСФСР были введены в действие новые ГК и ГПК.

Гражданские права были конкретизированы и значительно расширены. Под гражданскими правами теперь понимались не только имущественные отношения, но и неимущественные (авторское, изобретательское право), а также гражданско-правовая защита чести и достоинства. Гражданское право последовательно защищало институт собственности: граждан и государственной собственности. Вводилось новое понятие – собственность общественных организаций.

Всесторонняя защита собственности граждан стала следствием и одновременно причиной роста материального благосостояния советских людей. Сложнее обстояло дело с пониманием правового статуса государственной собственности.

Реформа 1965 г. вводила на предприятиях хозрасчет, который предполагал их самостоятельность в решении экономических проблем и распоряжении финансовыми и материальными средствами. Одновременно сохранялась обязательность плановых заданий, что исключало самостоятельность предприятий при заключении договоров и т.п. Таким образом, в отношении государственных предприятий гражданское право имело, скорее, не частный, а публичный характер.

Трудовое право. Происходит гуманизация трудового законодательства. В 1956 г. отменяется судебная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. При рассмотрении трудовых правонарушений расширяются права руководителей предприятий. В 1957 г. принимается Положение о порядке разрешения трудовых споров, которое гарантирует правовую защиту сторон вплоть до судебной. Повышается роль профсоюзов в регулировании трудовых правоотношений.

Трудовое право данного периода характеризуется сильной социальной защитой трудящихся. Постоянно росла заработная плата и сокращался рабочий день, в 1960 г. осуществлен переход на 6- и 7-часовой рабочий день, в 1966 – 1967 гг. была введена 5-дневная рабочая неделя при сохранении общей продолжительности.

В 1956 г. принимается Закон о пенсиях, положивший начало всеобщему пенсионному обеспечению. Вводились единые критерии для назначения пенсии: а) общий стаж работы, б) возраст, в) размер заработной платы. Постепенно пенсионное законодательство распространялось на более широкие категории граждан, в том числе и на колхозников, ранее лишенных всякой социальной поддержки государства.

В 60-е годы в полном объеме восстанавливается действие трудовых договоров, т.е. в определенной степени происходит возврат к развитому трудовому законодательству 20-х гг. Действие трудового законодательства постоянно расширяется, под его защиту попадают временные, сезонные работники. Защита трудовых прав граждан стала безусловным достижением советской системы.

Уголовное право. Исторический факт – смерть И.В. Сталина – уголовное законодательство ознаменовало Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии", который коснулся значительной части заключенных. После XX съезда КПСС и осуждения на нем культа личности И.В. Сталина в стране развернулась активная работа по реабилитации невинно осужденных, многих посмертно.

Началась подготовка нового уголовного законодательства, завершившаяся принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР, на основании которых республики в 1959 – 1961 гг. издают свои Уголовные кодексы. Основными направлениями уголовного права, закрепленными в Основах, стало упрочение законности, углубление демократизма, расширение гуманности и справедливости. Принцип законности выразился, прежде всего, в установлении четких оснований уголовной ответственности: "Уголовной ответственности и наказанию подлежат только лица, виновные в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившие предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние". Впервые в советском уголовном праве материальная характеристика преступления как общественно опасного деяния дополнилась правовой: деяние должно быть предусмотрено уголовным законом. Навсегда отвергалась норма об аналогии, реализовался основной принцип законности: "Нет преступления, нет наказания без указания о том в законе". Принцип демократизма реализовался в нормах об исполнении наказаний, например, допускались условное осуждение, условно- досрочное освобождение и т.п.

Принцип гуманизма отразился в системе наказаний, хотя она традиционно связывала многие виды наказаний с лишением свободы. За большинство преступлений максимальный срок лишения свободы снижался с 25 до 10 лет, лишь за особо тяжкие преступления рецидивистам суд мог назначить лишение свободы до 15 лет. Смертная казнь определялась как исключительная и временная мера наказания впредь до ее отмены.

Смертная казнь, ссылка, высылка не применялись к несовершеннолетним, беременным женщинам, совершившим преступление.

Из системы наказаний были исключены лишение прав в виде изгнания из пределов СССР, объявление врагом народа, поражение прав. Устанавливался максимальный срок давности привлечения к ответственности в 15 лет. В то же время в уголовном законодательстве сохранялись нормы, преследовавшие за инакомыслие. Например, в 60 – 70-е гг. по ст. 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и 190 (распространение заведомо ложных измышлений,  порочащих государственный и общественный строй) УК РСФСР были осуждены 7 250 человек (обе статьи были отменены в 1988 г.).

Утверждению законности, наряду с серьезной модернизацией уголовного права, способствовали реорганизация судебно-прокурорских органов и изменения в процессуальном праве.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ