Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В КОНЦЕ 60-х - СЕРЕДИНЕ 80-х гг.
10.11.2017, 14:39

Политическая и государственная система сохраняла внешнее сходство с советской моделью, функционировавшей в предыдущие периоды. Принятая в 1977 г. новая Конституция достаточно адекватно отражала ее содержание: во главе общества и государства стояла партия, она проводила свою политику через государственные структуры (Советы и исполнительную власть, а также через общественные организации). Однако эта система, обеспечивавшая развитие страны, особенно успешное в 50 – 60-е гг., теперь оказалась в глубоком кризисе, а начавшиеся реформы по ее обновлению привели к ее краху. Данные обстоятельства позволяют говорить о качественных изменениях внутри советской политической системы, произошедших в конце 60-х – начале 80-х гг.

В первую очередь к этому времени ярко проявилась неэффективность социалистической (государственной) собственности, усугублявшаяся новыми условиями: усложнением экономической жизни, развитием научно- технической революции, а затем информационных технологий, становлением в передовых странах конституционного общества и "общества потребления". К этим новациям громоздкая, монополизированная и централизованная советская экономика оказалась слабо восприимчивой. Кроме того, государственное регулирование, широко используемое всеми странами в кризисные периоды, т.е. перед Первой и Второй мировыми войнами, в 60 – 70-е гг. уступает место более мягким и опосредованным формам воздействия на социально- экономическую ситуацию, а в СССР по-прежнему остается основным методом руководства экономикой. В советском народном хозяйстве преобладали направления развития, утрачивающие свое значение в экономиках передовых стран. Во-первых, сохранялись экстенсивные формы привлечения дополнительных ресурсов, которые либо были практически исчерпаны (например людские), либо, находясь в отдаленных районах с суровым климатом, требовали значительных средств для освоения (природные ресурсы); во-вторых, упор по-прежнему делался на развитие базовых отраслей, т.е. сырьевой и тяжелой промышленности. На Западе в этот период формируется "общество потребления". Разрыв в уровне жизни становится особенно очевидным, поэтому для покрытия внутреннего дефицита государство вынуждено осуществлять массовый импорт продуктов питания и товаров, расходуя на это значительную часть валютной выручки от продажи сырья; в- третьих, в СССР был достигнут высокий уровень многих научных разработок, но они не воспринимались промышленностью, как правило, использовались только в военно-промышленном комплексе. Сам ВПК поглощал все больше средств, усугубляя социально-экономические проблемы; в-четвертых, продолжался упадок сельского хозяйства, хотя с 50-х гг. осуществлялся постоянный рост инвестиций в эту отрасль. Помимо финансовой поддержки, подъема сельского хозяйства пытались добиться организационными перестройками. Последней новацией стало создание в 1982 г. агропромышленных комплексов (АПК), которые должны были объединять производителей сельскохозяйственной техники, удобрений, переработчиков продукции и сами колхозы и совхозы. Существование АПК не привело к видимым результатам, и в 1988 г. они были ликвидированы.

Проследим изменения внутри политических и государственных институтов советского общества. Партия, хотя и считалась общественной организацией, давно развивалась как государственная структура. С конца 60-х вплоть до начала 80-х гг. положение внутри партии можно охарактеризовать как стабильное или застойное. Ушли в прошлое репрессии, антипартийные группировки, их сменила иерархия номенклатурных должностей, четкая процедура продвижений по партийной лестнице. Средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС в начале 80-х гг. превышал 70 лет, а на протяжении 1964 – 1982 гг. во главе партии находился Л.И. Брежнев, с конца 70-х гг. тяжело больной человек, слабо контролирующий ситуацию в стране. В партии всегда существовала разница в статусе партийного руководителя и рядового члена, однако ряд факторов нивелировали эту разницу: например, в 20-е гг.  действовал партмаксимум, т.е. члены РКП не могли получать зарплату выше определенной суммы, остальная часть отчислялась как партвзносы; в 30-е – 40- е гг. репрессиям в большей степени подвергались руководители, нежели рядовые коммунисты и т.д. К середине 80-х гг. численность КПСС достигла колоссальной цифры – 19 млн. человек, однако рассчитывать на привилегированный статус могла узкая группа, занявшая руководящие должности в партийном, государственном и хозяйственном аппарате и составлявшая элиту советского общества.

Советы. Система Советов осталась прежней. В высшем органе государственной власти – Верховном Совете – усиливается бюрократизация. В его палатах – Совете Союза и Совете Национальностей – организуются Советы старейшин, многочисленные постоянные и временные комиссии, что увеличивало необходимость согласований многих вопросов и решений. Возрастает роль Президиума Верховного Совета СССР, а должность Председателя Президиума становится первой государственной должностью. Не случайно после отстранения Н.И. Подгорного этот пост занял Л.И. Брежнев.

Исполнительная власть. Происходит разбухание аппарата. В 1965 г. насчитывалось 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств, в 1975 г. – их было уже 135, а в 1985 г. – 160. После отстранения от должности Н.С. Хрущева упраздняются совнархозы, была похоронена идея децентрализации управления. В итоге советский аппарат занимал после китайского второе место в мире по численности, в нем была занята 1/7 всего трудоспособного населения страны. В области хозяйственного управления после попыток введения хозрасчета на предприятиях в 1965 г. вновь делается поворот к методам государственного администрирования. В 1979 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы", завершившее этот поворот.

В общественной жизни страны впервые обозначился колоссальный отрыв активно пропагандируемой официальной идеологии от массового сознания. Официальная идеология превозносила успехи социализма, обличала капитализм, восхваляла мудрое партийное руководство и лично Л.И. Брежнева. При этом многие факты, такие как награждение тяжелобольного Л.И. Брежнева всевозможными орденами и званиями – вплоть до маршала, написание им трилогии воспоминаний, обязательной к изучению во всех школах, приобретали форму пародии. В то же время сама политическая элита исповедовала совершенно иную систему ценностей. Даже члены Политбюро смотрели западные фильмы, запрещенные к открытому прокату. Их дети, получившие престижное образование, трудились в дипломатических или внешнеэкономических ведомствах. Рядовые коммунисты воспринимали вступление в партию как необходимый шаг для продолжения карьеры (занятие большинства должностей контролировалось партией), демонстрировали внешнюю лояльность режиму.

Разрыв с официальной жизнью, кроме внутреннего несогласия и внешней лояльности, принимал и более открытые формы. В конце 60-х гг. появилось диссидентское движение. Оно не стало массовым и затронуло лишь небольшой слой столичной интеллигенции. Диссиденты пытались наладить нелегальные издания, 8 человек вышли на демонстрацию протеста против ввода Советской Армии в Чехословакию в 1968 г. и т.д. Власти успешно боролись с этими малочисленными группами и бунтарями-одиночками. Некоторые были посажены в лагеря, другие отправлены на принудительное лечение в психоневрологические больницы, третьи (в основном  известные  личности  – А. Солженицин, В. Войнович, Ю. Любимов, А. Тарковский) лишены гражданства и высланы из страны.

В 60-е – 70-е годы широко распространилось "писание в стол", создавались произведения, которые вышли к читателям только в конце 80-х годов, например, роман А. Бека "Новое назначение", Ю. Дудинцева "Белые одежды" и др.

Наблюдается упадок гуманитарных наук, в том числе юриспруденции. Они приобретают схоластический характер. Лучшая молодежь уходит в естественные науки. В гуманитарных науках, например, в истории государства и права наиболее научными остаются проблемы, далекие от советской действительности. Так, лучше всего до сих пор изучено государство Киевской Руси и "Русская Правда", чем советское государство 30-х или 70-х гг.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о возникновении и постепенном углублении кризиса государства, о невозможности его преодоления при сохранении советской социалистической экономической и политической системы. Одновременно с развитием кризиса внутри страны формировался широкий слой людей, заинтересованных в преобразованиях и способных их осуществить. В этот слой входили, прежде всего, демократически настроенная интеллигенция, часть партийно-государственной элиты, которая имела власть, но хотела еще обрести и собственность, группа молодых образованных членов партии и беспартийных, стремящихся к социальному продвижению, которым сложившаяся система не давала таких возможностей. Лица перечисленных категорий после смерти в 1985 г. Генерального секретаря КПСС К.У. Черненко обеспечили начало реформ.

Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г. Впервые идея о необходимости подготовки новой Конституции была высказана Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым на XXII съезде партии. В его выступлении были сформулированы основные теоретические постулаты, на которых должна была базироваться конституция: а) в ней следовало отразить вступление страны в этап построения коммунизма; б) тезис об "общенародном государстве".

В целом эти идеи были отражены в Программе КПСС, принятие которой стало основой и толчком разработки Конституции.

Конституционная комиссия была создана в 1962 г., таким образом, она работала около 15 лет. К 70-м годам, когда стало совершенно очевидным волюнтаристское содержание Программы КПСС (о построении к 80-м гг. основ коммунизма, о формировании человека новой коммунистической морали и т.п.), Конституционная комиссия сформулировала новые идеи, более адекватно отражавшие советскую реальность и отличные от высказанных на XXII съезде КПСС. Политическое руководство страны пришло к мнению, что необходимо подготовить и принять Конституцию, а затем в соответствии с ее содержанием создать новую программу партии.

Итак, в качестве основных причин появления Конституции 1977 г. можно выделить следующие:

а) социально-экономические изменения внутри советского общества;

б) использование руководством страны испытанного ранее приема о постоянном поступательном движении СССР вперед, а Конституции и программы партии должны были фиксировать вехи этого движения.

Многие статьи Конституции 1936 г.  устарели.  Например,  в  ст.  13  главы "О государственном устройстве" говорилось об 11 союзных республиках, а в 1977 г. их было уже 15, значительно возросло число автономий как внутри РСФСР, так и в других республиках. Многие автономии также не были указаны в действовавшей Конституции. Глава V называла в качестве органов государственного управления наркоматы, но с 1946 г. изменились не только их наименование, но и количество. Как известно, Конституция 1936 г. выходила за рамки собственно конституционного законодательства, содержала, в частности, нормы уголовного права. Так, лица, покушавшиеся на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа (ст. 31).

Конституция 1977 г. устраняла отмеченные несоответствия, однако сохраняла преемственность с предшествующим Основным законом. Прежней, по сути, оставалась структура органов власти и управления, в обеих Конституциях отсутствовали принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.

Конституция 1977 г. отражала вступление страны в новый этап, который обозначался как этап развитого социализма. Сама идея развитого социализма, по сравнению с тезисом о непосредственном переходе к коммунизму, была более здравой. Под развитым социализмом понимался самостоятельный достаточно длительный период социализма, который развивается и совершенствуется на своей собственной основе.

Адекватной реальности стала и идея общенародного государства,  заменявшая норму Конституции 1936 г., трактовавшую наше государство как "социалистическое государство рабочих и крестьян". Поясним, почему появилась идея общенародного государства и какой смысл вкладывался в это понятие.

Во-первых, официально признаваемое и поддерживаемое традиционное деление общества на рабочих, крестьян и прослойку – интеллигенцию – стало не больше, чем идеологическим мифом. Передовые экономисты и социологи, в частности Т.И. Заславская, пытались выявить реальную социальную структуру советского общества, выделяя в нем различные по уровню и качеству жизни группы, например, крупных партийных, государственных, хозяйственных руководителей, группу работников торговли и обслуживания, категорию неквалифицированных рабочих и т.п. Безусловно, вывод о социальной однородности советского общества был не менее утопичен, так как отрицал наличие в стране различных групп населения с собственными, зачастую взаимно противоречивыми интересами, но именно на нем базировалась идея общенародного государства.

Во-вторых, к 70-м годам нивелировались не только классовые, но и национальные различия. Ведущая экономическая роль в союзе принадлежала России. Русский язык стал языком межнационального общения. Причина этого заключалась не столько в насильственной русификации, сколько в естественном стремлении молодого поколения освоить русский язык, что расширяло возможности социального продвижения. Внутри СССР сложился единый хозяйственный комплекс, происходила интернационализация экономической жизни, что соответствовало тенденциям мирового экономического развития. Ярким примером сглаживания национальных различий стал бурный рост с 60-х гг. межнациональных браков, а дети, рожденные от смешанных браков при одном русском родителе, в основном регистрировались как русские. Эти обстоятельства обеспечили вывод, что в СССР сложилась новая историческая общность – советский народ, хотя наиболее радикальные предложения, в том числе и поступавшие от рядовых граждан, вообще отказаться от обозначения национальности в документах, были отвергнуты как преждевременные.

В-третьих, термин "общенародное государство" появился под влиянием законного конституционализма. В послевоенной Европе в ряде стран принимаются конституции так называемой новой волны. В них отразилось понимание государства как социального арбитра, т.е. надклассового элемента, уравновешивающего интересы всех групп населения, а также новая идея правового государства. В специфическом варианте эти демократические идеи вошли в Конституцию СССР. Так, Советы стали называться Советами депутатов трудящихся, много говорилось о демократизации и самоопределении, расширился раздел о правах граждан, переместившись с десятого места в Конституции 1936 г. на второе. Расширились права общественных организаций, впервые определялся правовой статус их собственности. В Конституции не было термина "правовое государство", но вводилось понятие социалистической законности.

Конституция, по мнению разработчиков, укрепляла Советское государство, однако, несмотря на ряд позитивных новаций и более высокий научный уровень, узаконивала сложившуюся политическую систему, которую все больше поражал глубокий кризис. Статья 6 Конституции впервые определяла положение компартии. КПСС называлась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ