Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 13. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В 1985 - 1991 гг.
10.11.2017, 14:40

После  смерти  в  марте   1985   г.   Генерального   секретаря   ЦК   КПСС  К.У. Черненко на внеочередном Пленуме ЦК КПСС был избран новый Генеральный секретарь М.С. Горбачев – самый молодой член Политбюро. Он выделялся среди коллег не только возрастом: умел хорошо говорить, закончил два вуза, обладал личным обаянием, его имидж был близок к западным стандартам.

Выдвижение М.С. Горбачева на руководящую должность в партии и государстве означало победу реформистских сил внутри политического руководства страны, так как альтернативными кандидатами были первый секретарь Московского горкома КПСС В. Гришин и много лет возглавлявший Ленинградский горком КПСС Г. Романов. Оба были замешаны в делах о коррупции, известны личными неблаговидными поступками (например роскошной свадьбой дочери Г. Романова с сервировкой из Зимнего дворца), непопулярны в народе. Кандидатуру М. Горбачева поддержали влиятельные члены Политбюро, в первую очередь его "старожил", министр иностранных дел А. Громыко.

Политическое кредо и программа действий нового лидера были изложены на мартовском и апрельском (1985 г.) Пленумах ЦК КПСС. Во-первых, перечислялись исторические успехи, достигнутые страной за годы советской власти, что доказывало преимущества социализма над капитализмом. Во- вторых, отмечались некоторые недостатки в советской системе. В-третьих, предлагался способ их устранения путем "перестройки" и "ускорения". Рассмотрим содержание этих терминов, без перевода вошедших во все основные языки мира.

Более определенный смысл вкладывался в понятие "ускорение", предполагавшее такое социально-экономическое развитие страны, которое за несколько лет обеспечило бы уровень западных стран по ряду основных показателей. Поэтому главной задачей выдвигалось ускоренное развитие машиностроения как основы быстрого перевооружения всего народного хозяйства. По расчетам авторов программы "ускорения", к началу 90-х гг. советское машиностроение должно было выйти на мировой уровень. Однако массированные денежные вливания, в том числе и валютные, в машиностроительную отрасль практически не дали эффекта, а серьезно подорвали науку и усилили товарный голод, который в глазах населения и был главным показателем кризиса в СССР.

С программой "ускорения" в неразрывной связи находилась идея "перестройки", имевшая более широкое понятие, меняющееся во времени. Если в 1985 г. перестройка подразумевала устранение отдельных недостатков советской системы, то уже в 1987 – 1988 гг. трактовалась как всестороннее, целостное реформирование социализма, затрагивающее не только экономику, но и политические институты.

В современной литературе термин "перестройка" зачастую используется для обозначения последнего периода в истории СССР, содержание которого составляют реформы, начавшиеся ускорением весной 1985 г. и закончившиеся распадом СССР как единого государства в декабре 1991 г. Рассматривая перестройку как особый этап в развитии, можно выделить два периода: 1985 – 1988 гг. и 1989 – 1991 гг.

В течение первого периода основными определявшими практику были идеи ускорения и перестройки, распространявшими свое действие в первую очередь на экономическую сферу. Сама перестройка понималась как совокупность мер, обеспечивающих быстрый социально-экономический прогресс. К таким мерам относились образовательная реформа с целью всеобщего компьютерного обучения и подготовки кадров для машиностроения, ставшего бы к тому времени передовым; усиление дисциплины на производстве путем введения госприемки и борьбы с пьянством; привлечение трудящихся к управлению на предприятиях по Закону о трудовых коллективах.

Поддержка курса перестройки и ускорения советским народом на этом этапе обеспечивалась широко рекламируемыми социальными программами (например, обеспечить к 2000 г. каждой семье отдельную квартиру), борьбой с коррупцией внутри партийно-государственной элиты (например, раскрыто хлопковое дело в Узбекистане, взяточничество в московской торговле и т.п.), а также личными качествами М. Горбачева, выгодно отличавшегося от своих предшественников.

В 1985 – 1988 гг. в структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти изменений не произошло. По- прежнему высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, регулярно собирались его сессии, на которых одобрялись и утверждались решения ЦК КПСС. Высший государственный пост – Председателя Верховного Совета – с 1985 г. занимал А. Громыко, а с октября 1988 г. – М. Горбачев.

На местах власть юридически принадлежала Советам различных уровней, избираемым безальтернативным образом. Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик – Советам министров), формально подотчетным Советам. Сохранялись иерархия партийных органов, всевластие КПСС.

Несмотря на то, что серьезных мер по реформированию политической системы общества на первом этапе перестройки не предпринималось, основа ее краха была заложена именно в эти годы политикой гласности.

Гласность, инициированная верхами, выразилась в определенной открытости в работе партийно-государственных структур различного уровня, активном обсуждении в печати проблем реформирования советского общества (в частности, вопрос радикальной экономической реформы, соотношения рынка и социализма был центральным в статьях публицистов В. Селюнина, А. Нуйкина, профессиональных экономистов П. Бунича, Г. Попова, Л. Абалкина и др.), а также в художественном и историческом осмыслении пути, пройденного СССР. В несколько раз выросли тиражи толстых журналов, печатавших запрещенные ранее произведения М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Набокова, А. Солженицина.

Курс на демократизацию проявился в созыве летом 1988 г. XIX Всесоюзной партконференции (показательно, что предыдущая партконференция состоялась около 50 лет назад). Центральное место в работе конференции заняли не экономические, а политические вопросы. Было принято шесть резолюций, названия которых говорили о многом: "О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки", "О демократизации советского общества и реформе политической системы", "О борьбе с бюрократизмом", "О межнациональных отношениях", "О гласности", "О правовой реформе", "О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны". Решения конференции предполагали вовлечение в управление миллионов советских граждан и создание для этого соответствующих механизмов; лишение партийных органов функций хозяйственного и государственного управления: всевластие Советов и их реформирование в духе парламентаризма; расширение прав союзных и автономных образований; разграничение компетенции Союза ССР и субъектов Федерации. На конференции широко обсуждались проблемы правового государства, которое означало верховенство законов, а не партийных комитетов и чиновников, и меры, обеспечивающие его становление.

Ближайшая реформа государственной власти заключалась в создании высшего законодательного органа страны – Съезда народных депутатов СССР. Из 2 250 депутатов на альтернативной основе 2/3 должны избираться населением, 1/3 – общественными организациями. Съезд созывался периодически для определения политической стратегии и принятия высших законов. Из состава Съезда формировался Верховный Совет, работавший на постоянной основе и служивший, по сути, парламентом. В декабре 1988 г. решения конференции были подтверждены Законом Верховного Совета СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР'', в соответствии с которым началось выдвижение кандидатов в народные депутаты.

Реформа политической системы советского общества, осуществляемая в 1989 – 1991 гг., составила главное содержание второго этапа перестройки.

В результате выборов на Первом съезде народных депутатов СССР образовалось два основных блока: выдвиженцы советской партийно- хозяйственной номенклатуры и так называемые демократы, избранные общественными организациями (например АН СССР) и по территориальным округам, в основном в крупных городах – Москве, Ленинграде, Свердловске.

Первый съезд народных депутатов (май – июнь 1989 г.) избрал Председателя Верховного Совета СССР М.С. Горбачева и его заместителя А.И. Лукьянова. Был сформирован Верховный Совет СССР из 542 человек. Образован ряд комиссий – мандатная, конституционная и др. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н.И. Рыжков), Председателя Комитета народного контроля, Председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра. Кроме того, Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики страны, программу предстоящей деятельности правительства.

Важнейшим решением Съезда стало создание по предложению Народных фронтов комиссии по рассмотрению секретного приложения к пакту Риббентропа-Молотова 1939 г. Представители Народных фронтов – депутаты съезда – не скрывали своей цели: доказать незаконность присоединения прибалтийских республик к СССР, добиться политической и экономической независимости Эстонии, Латвии и Литвы.

Первый съезд народных депутатов СССР завершился разделением сторонников перестройки на умеренных во главе с М.С. Горбачевым и радикалов, которые объединились в Межрегиональную группу народных депутатов. Заявление о ее создании было сделано в последний день Съезда. Группа создала координационный комитет с пятью сопредседателями,  ведущую роль среди которых играли А. Сахаров и Б. Ельцин.

В течение 1989 – 1991 гг. состоялось несколько съездов народных депутатов СССР. Верховный Совет стал фактически непрерывно действующим, продолжительность работы его сессий составляла 8 – 9 месяцев в году. В промежутке между сессиями работали Президиум Верховного Совета и постоянные комиссии палат и комитетов. Весной 1990 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А. Лукьянов, должность первого заместителя упразднялась.

На втором этапе перестройки в политической жизни страны произошли изменения, свидетельствующие о глубоком кризисе традиционной государственности и содержащие предпосылки ее краха. В первую очередь к ним относится суверенизация союзных республик. В результате выборов в Верховные Советы ряда союзных и автономных республик в 1990 г. победили силы, оппозиционные КПСС. Большинство союзных республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о намерении стать независимыми в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно такой процесс шел в республиках Прибалтики, Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В этом же направлении, хотя и медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР. В среднеазиатских республиках и Азербайджане власть сохранила силы, поддерживающие КПСС. Эффективная деятельность Верховных Советов Украины, Белоруссии и РСФСР была затруднена, поскольку внутри них сложилось противостояние близких по численности блоков коммунистов и демократов. Принятие любого, даже малозначительного документа требовало много времени на обсуждение и голосование.

На Первом съезде народных депутатов РСФСР (май – июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б.Н. Ельцин, его первым заместителем Р.И. Хасбулатов, Председателем Совета министров назначен И.С. Силаев. По аналогии с союзным органом избраны постоянные комиссии, утверждены министры и председатели комитетов. Верховный Совет РСФСР работал сессионно, допускались чрезвычайные сессии. Так, в марте – апреле 1991 г. чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР приняла решение о введении поста Президента РСФСР и проведении общереспубликанских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б.Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия. После выборов Президента и вице-президента РСФСР 12 июня 1991 г. влияние как Верховного Совета РСФСР, так и Съезда народных депутатов РСФСР стало постепенно снижаться, а власть все в большей степени концентрироваться в руках Президента и институтов исполнительной власти.

12 июня 1990 г. Первый съезд народных депутатов России принял Декларацию о суверенитете, которая провозглашала приоритет российских законов над законами СССР.

Отличительная черта последних лет существования СССР – "парад суверенитетов". В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них (Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия) заявили с суверенитете и превращении их в союзные республики. Кроме того, практически каждый местный Совет стремился стать высшим исполнительным и законодательным органом на своем уровне, сконцентрировав в своих руках максимум полномочий, используя соподчиненность. Пример в утверждении своей суверенности показывала российская власть, которая до августа 1991 г. сосуществовала с союзной и боролась с ней за влияние на ситуацию в стране в целом и на государственный аппарат. Все ключевые государственные системы – финансы, госбезопасность, армия – были под контролем союзной власти. На нее ориентировалось большинство руководителей предприятий и регионов. Российское руководство пыталось сформировать собственные силовые структуры, наладить прямые контакты с руководителями армии, МВД и КГБ на среднем уровне, старалось привлечь на свою сторону директорский корпус, "новых русских", постоянно торпедируя жесткую налоговую политику центра и предлагая более льготные условия хозяйствования. Зарождение российской государственности внутри СССР явилось особенностью ее становления, которая в дальнейшем повлияла как на ее структурную организацию, так и на механизм функционирования.

До августа 1991 г. союзная власть не только доминировала в стране, но и предпринимала решительные шаги по укреплению своего положения. Этой цели должен был служить пост Президента, введенный в 1990 г. Первым Президентом СССР стал М.С. Горбачев, избранный на специально созванном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. При Президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент обладал правом издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента СССР. Первым вице-президентом был избран  Г.И. Янаев.

Серьезной регламентации подвергалась центральная исполнительная власть. В феврале 1991 г. Совет министров был переименован в Кабинет министров, который подчинялся непосредственно Президенту (Совет министров был подотчетен Верховному Совету СССР). Хотя премьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, но находился он в подчинении исключительно Президента. Первым премьер-министром Кабинета стал бывший министр финансов В.С. Павлов. Общее число министерств и центральных ведомств было сокращено со 125, действовавших в начале 80-х гг., до 55, что подтверждало политику перестройки по отказу от всеобщего регулирования и развитию самостоятельности предприятий.

Деятельность союзных государственных структур затрудняло активное противодействие республиканских, в первую очередь, российских властей.

17 марта 1991 г. состоялся референдум о судьбе Союза, на котором большинство населения высказалось за его сохранение, но мнение рядовых граждан не повлияло на судьбу Союза.

Августовский путч: причины и последствия. После победы Б. Ельцина и демократического крыла на всероссийских выборах в июне 1991 г. усилилось противостояние между российской и союзной властью.  Российское руководство продолжало укреплять свои позиции (например, оно добилось изменения принципа перечисления налогов в союзный бюджет, в результате чего республики передавали в центр только фиксированный процент своих доходов; указ Президента России, объявлявший о департизации государственных учреждений, был направлен против КПСС – оплота союзной власти и т.д.).

Упорядочить и признать законную основу взаимоотношениям центра и республик должен был союзный договор, подписание которого рядом республик намечалось на 22 августа 1991 г. Литва, Латвия. Эстония, Молдова, Грузия и Армения отказались участвовать в договорном процессе, предпочитая полную государственную независимость. Согласно подготовленному Договору республики, вошедшие в Союз Советских Суверенных Республик (так теперь расшифровывалась аббревиатура СССР) получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. В руках союзного руководства оставались вопросы обороны, финансовой, налоговой, социальной политики и внутренних дел. Кроме того, на секретной встрече М. Горбачева с президентами России и Казахстана 5 августа было достигнуто соглашение об устранении из союзного руководства наиболее консервативных деятелей: премьер-министра СССР В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова. Эти личности, а также и.о. Президента СССР Г. Янаев, первый заместитель председателя Совета обороны О. Бакланов, министр внутренних дел СССР Б. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР Б. Стародубцев, президент Ассоциации госпредприятий А. Тизяков после отъезда М. Горбачева на отдых создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), заявили о переходе к нему всей власти в стране. Вице- президент Г. Янаев объявлял о вступлении в обязанности Президента СССР в связи с состоянием здоровья М. Горбачева. Путч начался 19 августа и продолжался 3 дня.

Борьбу с путчем организовали и возглавили Верховный Совет РСФСР и Президент РСФСР. Здание Верховного Совета РСФСР ("Белый дом"), где они находились, было окружено войсками, но отдать приказ об его атаке ГКЧП не решился. Население страны не выразило активной поддержки ГКЧП, большая часть введенных в Москву войск перешла на сторону российских властей, а остальные заняли выжидательную позицию. Членов ГКЧП арестовали, М.

Горбачев вернулся в Москву и был вынужден выполнять требования российского руководства. Президент СССР подписал указ о роспуске КПСС, отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Вслед за ликвидацией партийных органов начался распад союзных государственных структур. Был распущен Съезд народных депутатов СССР, до заключения нового союзного договора высшим представительным органом власти стал радикально реформированный Верховный Совет СССР. Вместо Кабинета министров создавался безвластный Экономический комитет, большинство союзных министерств формально ликвидировались, а фактически стали работать в качестве российских. Президент СССР оказался в положении английских королей, "правящих, но не властвующих". До декабря 1991 г. в становлении российской государственности наблюдалось два процесса: 1) поглощение союзного аппарата новой властью и 2) овладение бывшей демократической оппозицией властными структурами или установление контроля над ними. В этой ситуации сохранение союзной власти было бессмысленным и даже опасным.

Распаду Союза ССР способствовала позиция не только РСФСР, но и других республик. 1 декабря 1991 г. на референдуме о будущем Украины большинство населения высказалось за независимость, тем самым позиция украинского руководства получила правовую основу. Президент Украины Л. Кравчук заявил, что Украина будет заключать двусторонние союзы с республиками- государствами, но не войдет в союз, в котором будет центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован парламентом Украины.

8 декабря 1991 г. руководители тpex славянских республик – России, Украины и Белоруссии – на встрече в Минске заявили, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Одновременно отмечалось образование открытого для всех Содружества Независимых государств. Центральноазиатские республики и Казахстан также пожелали присоединиться к СНГ. М. Горбачев выразил готовность участвовать в формировании Содружества, но от его услуг республики отказались почти демонстративно. 21 декабря на встрече в Алма- Ате, на которую союзный Президент даже не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик заявили о создании Содружества с координационными функциями без законодательных, исполнительных и судебных полномочий. 25 декабря 1991 г. М. Горбачев заявил о добровольном сложении с себя полномочий Президента.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ