Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 14. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ СУВЕРЕННОЙ РОССИИ
10.11.2017, 14:40

Победившая российская власть сформулировала идеи, способные, по ее мнению, вывести Россию из кризиса, обеспечить ее поступательное развитие: радикальная экономическая реформа, построение правового государства, укрепление государственности. Программа экономической реформы, обнародованная Б. Ельциным в конце 1991 г., содержала следующие положения:

а) отказ от прямого государственного вмешательства в экономику, сопровождаемый жесткой финансово-денежной и кредитной политикой, с целью избежать инфляции и бюджетного дефицита, а также разумная налоговая и антимонопольная политика;

б) либеризация цен и торговли для определения рыночной стоимости товаров, ликвидации товарного дефицита, развития конкуренции между отраслями и предприятиями, ускорения товарооборота;

в) широкая приватизация жилья и госпредприятий, чтобы превратить людей в собственников и создать экономические стимулы их деятельности.

Позитивные итоги реформы должны были проявить себя уже к концу 1992 г., однако ее результаты оказались крайне противоречивыми. С одной стороны, наблюдались несомненные успехи по введению в России рынка, следствием чего стало товарное насыщение, что создавало у населения стимул трудиться и зарабатывать деньги, развился частный сектор экономики, в основном более производительный, чем государственный, укрепилась национальная валюта. С другой стороны, проявилась социальная цена реформ, резкое падение жизненного уровня большинства населения, непривычные для России имущественная дифференциация, утрата многих социальных гарантий, невостребованность наукоемких отраслей, образования, науки и культуры. В итоге практически не сформировался средний класс, который в цивилизованных странах составляет наиболее организованную и трудоспособную часть общества, служащий гарантом политической стабильности и демократии.

В такой социально-экономической ситуации весьма проблематичным было становление правовго государства. Уже осенью 1991 г. новая политическая элита, победившая под лозунгами социальной справедливости, начала раздел государственной и партийной собственности, присваивая себе дорогостоящие квартиры и дачи, лучшие больницы и санатории, восстанавливая спецраспределители и прочие привилегии. Эти случаи, как и многочисленные факты строительста роскошных дач, отправления детей на учебу за границу, вхождения их в руководство банков и других коммерческих структур были широко известны. Но никто из "героев" не был наказан и даже не получил порицания. Растущая коррупция приобрела характер неофициального политического кредо новой власти. Укреплению правопорядка препятствовал правовой хаос: продолжали действовать многие законы, принятые в период существования СССР, силу закона имели постановления Верховного Совета России и Указы Президента России. В то же время некоторые новые общественные реалии (например организованная преступность, заказные убийства, взяточничество в частном секторе) не находили адекватного отражения в законодательстве.

Данные обстоятельства противоречили не только идее правового государства, но и государственному порядку в целом.  Государственный аппарат России, сформированный в основном из союзных структур, нуждался в организационной перестройке. В борьбе за гегемонию в этом процессе, а также в политической системе российского общества обозначилось две силы: Президент – исполнительная власть, Верховный Совет – законодательная власть. К концу 1992 г. уже четко обозначился дуализм государственной власти и жестокое противостояние обеих ветвей власти. Обе стороны предпринимали меры по упрочнению своих позиции. Например, в крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге – Советы были фактически отстранены от власти, которая сконцентрировалась в мэриях и префектурах, созданных мэриями. Президент России пытался распространить институт мэров и префектов на всю страну, назначая на эти должности преданных себе людей, но встретил активное противодействие руководителей местных Советов. Законодательная власть, пользуясь своим правом вносить поправки в Конституцию, приняла ряд норм, дававших ей неограниченные полномочия, которые в классическом варианте разделения властей должны были стать прерогативой исполнительной и судебной властей. События конца 1992 – начала 1993 гг. свидетельствовали о глубоком конституционном кризисе. В качестве пути его преодоления Президент в январе 1993 г. предложил заключить соглашение с руководством Верховного Совета, вынести вопрос о будущем конституционном строе России на референдум. Принимая эту идею, обе ветви власти не могли достичь компромисса по формулировкам вопросов, выносимых на референдум. После острой борьбы инициативу в составлении вопросов перехватила законодательная власть. IX внеочередной съезд народных депутатов Российской Федерации в конце марта назначил на 25 апреля 1993 г.  референдум по следующим вопросам:

1. Доверяете ли Вы Президенту Б. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом и Правительством с 1992 г.?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента, а также Верховного Совета России?

Законодатели полагали, что большинство россиян, экономическое положение которых в ходе реформ ухудшалось, выскажут недоверие Президенту, а сами они получат народную поддержку. В референдуме приняли участие 64 % избирателей, из них около 59 % выразили доверие Президенту, а 53 %  одобрили проводимую социально-экономическую политику. Избиратели отклонили идею досрочных выборов и Президента, и законодателей.

С целью нейтрализации Верховного Совета и Съезда народных депутатов Президент предложил создать новый законодательный орган – Совет Федерации, куда бы вошли по 2 представителя от 88 субъектов Российской Федерации. Данный орган планировалось образовать Указом Президента. Однако эта идея не нашла поддержки прежде всего у региональных руководителей.

21 сентября 1993 г. Президент в выступлении по телевидению объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вступил в силу Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", который вводил временное президентское правление, заявлял о подготовке новой Конституции и выборах в новый парламент. И принятие Конституции, и выборы в Федеральное собрание назначались на 11 – 12 декабря 1993 г. Верховный Совет и собравшийся 23 сентября в Белом доме Десятый съезд народных депутатов приравняли указы Президента к государственному перевороту. Началось вооруженное противостояние сторон, завершившееся победой президентских сил. В конце сентября – октября указами Президента упразднялась советская государственная система, создавалась новая российская государственность, закрепленная в Конституции России 1993 г.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ