Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ
10.11.2017, 14:19

1. Образование Древнерусского государства

В отечественной историографии общественный строй Древней Руси определяется различным образом. В работах  Б.Д.  Грекова,  С.В.  Юшкова,  Б.А. Романова, И.И. Смирнова, А.В. Черепнина, А.А. Зимина, В.Г. Пашуто, В.Л. Янина показан процесс становления и развития феодализма в древнерусский период. В.И. Горемыкина высказала мнение о том, что общественный строй Древней Руси имел рабовладельческий характер. И.Я. Фроянов утверждал, что он был дофеодальным, общинным.

Вопрос об общественном строе Древней Руси далеко не закрыт, до сих пор идет полемика между историками государства и права. Однако, на наш взгляд, наиболее верной точкой зрения на общественный строй Древней Руси является первая с учетом того, что известную роль в ходе образования государства играли рабовладельческие отношения.

К началу IX в. у восточных славян в бассейне Днепра, в районе оз. Ильмень, в верховьях Волги и Оки сложилось Древнерусское государство. Родовая община постепенно стала сменяться соседской, а племена сливались в единую древнерусскую народность – "Русь", хотя племенные наименования земель (древляне, вятичи и др.) продолжали сохраняться еще в IX – Х вв.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является происхождение названия "Русь". Сторонники норманнской теории доказывают скандинавское происхождение этого термина. Однако им не удалось доказать существования среди норманнов племени под названием "Русь". Противники норманнской теории отождествляют "Русь" со славянами. По мнению М.Н. Тихомирова, название "Русь" – древнее прозвище Киевской земли – страны полян, известное уже в первой половине IX в., задолго до завоевания Киева викингами. Осев среди местного населения, варяги довольно быстро ославянились, вошли в состав господствующего класса, а династия Рюриковичей стала династией славянского государства. Норманны, где бы они ни оседали, не создавали своих государств со своим языком, культурой, законодательством, а растворялись в местной среде, сливаясь с местной знатью.

2. Государственный строй Древней Руси. Особенности осуществления великокняжеской власти. Территориальное устройство и местное управление

В 882 г. два наиболее крупных центра восточных славян, Новгородский и Киевский, объединились под властью князя Олега в единое Русское государство.

Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. По форме это была раннефеодальная монархия, во главе которой стояли князья, принадлежавшие к княжескому роду Рюриковичей, причем каждый член рода имел право пользоваться родовой вотчиной и получать ее часть. Старший в роду Рюриковичей становился великим князем. Эти отношения первоначально были чисто родственными и окончательно определились при великом князе Ярославе. Иначе говоря, младшие князья не рассматривались как подчиненные старшему, а старший – как государь страны. Занимать великокняжеский престол не было прерогативой великого князя и его потомства, старшинство не могло быть исключительным правом в одной какой-либо линии княжеского рода. Основанием для старшинства было физическое старшинство. Однако этот порядок, исходивший из отношений родового быта, довольно часто нарушался, что приводило к междуусобицам.

Феодальные отношения в IX в. были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал население данью. Первоначально размер этой дани даже не регламентировался. Кроме дани, население платило в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполняло определенные натуральные повинности.

С X в. князья и старшие дружинники (бояре) стали заводить хозяйство, захватывая земли общинников-смердов, превращаясь в феодалов. Феодалами становились также представители родоплеменной верхушки ("старцы градские"). Приближенные к князю бояре составляли Совет, без которого князь не принимал решений. Каждому князю принадлежали управление, суд и дань. Местное управление осуществлялось сыновьями и доверенными людьми князя и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотскими и десятскими. Первоначально на Руси существовала численная или десятичная система управления, которая трансформировалась в военно-административную систему. Средства местные органы власти получали путем сборов с населения. Постепенно эта система сменилась дворцово-вотчинной, при которой власть принадлежала боярину-вотчиннику. Вследствие этого сложилось два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина.

При князе существовали агенты, выполнявшие различные функции. Это были тиуны, которые присутствовали на суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством. С XI в. появились особые чиновники князя по сбору дани – данщики. В Древнерусском государстве существовали и другие должностные лица: мытники (взимавшие торговую пошлину – "мыть"); вирники (взимавшие денежный штраф за убийство свободного человека); пятенщики (собиравшие пошлину за продажу лошадей – "пятно").

Органом местного крестьянского самоуправления в Древней Руси была территориальная община – "вервь". В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, расследование преступлений и исполнение наказаний.

В Древнерусском государстве продолжало действовать существовавшее еще до образования государства собрание – вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором ведущую роль играли бояре и "старцы градские". Довольно часто вече избирало князей. Так, из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем.

После принятия православия в 988 г. на Руси складываются церковные юрисдикция и организации. Духовенство так же, как и сейчас, делилось на "черное" (монашеское) и "белое" (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы, дела в отношении священников и "церковных" людей).

Становление княжеской администрации происходило на фоне первых административных и правовых реформ. Княгиней Ольгой в 946 – 947 гг. были проведены административно-финансовые реформы. Она узаконила систему погостов – административных, финансовых и судебных центров, а также нормировала повинности. В начале XI в. великим князем Владимиром Мономахом был введен Устав о закупничестве, который регламентировал кабально-договорные и заемные отношения.

3. Возникновение древнерусского права, его источники

В первобытном обществе правила поведения, сложившиеся в результате повторяющихся актов общественной жизни, усваивались вначале бессознательно, а затем осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение. Принципы и нормы социальной жизни начинают воплощаться в социальные институты, в обычаи с момента появления человека. Но общество на всех этапах своего развития не может обходиться без социального механизма, функции которого состоят в регулировании общественных отношений, целесообразности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность. Вначале этот механизм очень прост. Действия людей регулировались стихийными привычками, не сформулированными в правилах. Долгое время привычки усваивались путем простого подражания. Но постепенно человек превращается в самостоятельного субъекта общественной деятельности и приобретает способность самостоятельно оценивать свои поступки. В процессе общественной деятельности, труда сформулировались правила, регулирующие отношения людей друг к другу. Регулятором общественных отношений становится обычай, его соблюдение обеспечивало порядок. Особенность обычаев в том, что они создавались обществом, соблюдались добровольно, выражали и защищали интересы всех членов рода. В случае нарушения обычаев вопросы решались заинтересованными лицами.

Таким образом, при военной демократии общество еще не могло обрести государственных признаков, а обычай – юридических. Возникнув, обычаи проходят длительный путь развития. Появляются новые обычаи, которые шире регламентируют общественную жизнь. Благодаря обычаям общество получает от предыдущих поколений не только материальные ценности, но и воспринимает их культуру, быт и другие духовные богатства. Обычай был источником права, регулирующим общественные отношения в нарождавшемся государстве. Под обычным правом следует понимать систему норм (правил поведения), основывающихся на обычае, регулирующих общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для этнической или социальной группы. Закон – правовая норма, санкционированная уже государством, вне зависимости от ее происхождения – из обычного права или как следствие нормотворчества, хотя само слово "закон" восходит еще к праславянскому лексическому фонду в период родоплеменного строя.

На стадии военной демократии у восточных славян были созданы "государственные объединения" и "политические образования", в это же время возникает и обычное право.

Как уже отмечалось, первым способом формирования права была трансформация обычая в закон. Со временем правотворчество государственных органов становится главным способом становления права. В этот период общественные отношения сложны и многообразны. Система права достаточно полно еще не сформулировалась, и правовое регулирование не охватило многие общественные отношения. Очень часто возникали отношения, для разрешения которых не имелось нормативно-правовых средств (т.е. обычно-правовых). В таких случаях решение выносили сами судьи. Со временем судебная практика превратила решения по конкретным делам в юридическую норму, тем самым придавая индивидуальным предписаниям значение самостоятельного источника права. Нормы, установленные судебной практикой, с течением времени трансформировались в законодательные акты. Это во многом объясняется и тем, что судебные органы обладали нормотворческой функцией.

Наиболее древние дошедшие до нас памятники письменного права – договоры Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). В них уже говорится о "Законе русском" (ст. 5 и 6 договора 944 г.), т.е. можно сделать вывод, что многие законодательные акты Древнерусского государства сложились и закрепились в устной форме.

В процессе политической консолидации в Среднем Приднепровье в VIII – первой половине IX вв. произошла унификация близких по составу и социальной природе Правды в Закон Русский, юрисдикция которого распространилась на Киевское государство. Этой системой права руководствовались в судебной практике великие князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды. Вероятно, Закон Русский полагался основным по сравнению с Правдами других племенных союзов, с которыми он первоначально существовал, не вытесняя их. Его нормы учитывались великими киевскими князьями Олегом и Игорем при заключении государственных договоров. Закон Русский представлял собой качественно новый этап развития устного права в условиях существования государства. Во второй половине X – начале XI вв. в результате усложнения правовой системы Древнерусского государства, включавшей княжеское законодательство, Закон Русский  развился, как можно предположить, в устную, вероятно, Русскую Правду – основной закон великих киевских князей, который наполнялся содержанием как право раннеклассового государства. В дальнейшем Русская Правда в качестве основного закона распространялась на всю территорию  страны. Одним из таких случаев распространения ее норм на Новгород в 1015 – 1016 гг. стало издание древнейшей Правды. Из-за острой необходимости урегулировать отношения новгородцев и варягов после завоевания великокняжеской власти Ярославом Мудрым был составлен Судебник – Правда со специальной выборкой норм Русской Правды, дополненных особыми постановлениями в соответствии с целями ее опубликования.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X – XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

4. Русская Правда и ее редакции.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории и не только для русского права. Первые исследователи Русской Правды считали, что большая часть ее – текстуальный перевод ютландского (датского) закона. Однако ютландские законы появились значительно позже Русской Правды. В IX в. славяне и норманны были на разных этапах общественного развития: норманны жили еще первобытно-общинным строем и не могли повлиять на процесс развития государства и права, поскольку не имели собственных подобных институтов.

Первоначального текста Русской Правды не сохранилось. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных рукописных юридических сборников. В настоящее время их найдено свыше ста. Им обычно присваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки или лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Карамзинский, Троицкий и др.). Все списки Русской Правды распадаются на три основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная.

Установлено, что в ст. 1 – 18 Краткой редакции Русской Правды содержатся древнейшие по содержанию нормы. Данный комплекс статей условно назван Правдой Ярослава. Это был первый кодифицированный сборник юридических норм Древнерусского государства. Текст памятника распадается на три части: 1) статья об убийстве (ст. 1); 2) статьи о ранении и оскорблении (ст. 2 – 10); 3) статьи о нарушении права собственности (ст. 11 – 18). Статьи 19 – 40 Краткой Правды принято именовать Правдой Ярославичей.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) территория Древнерусского государства была поделена между его сыновьями. Особое значение в это время приобрели княжеские съезды, на которых рассматривались вопросы внешней и внутренней политики, а также разрабатывались и принимались новые законодательные акты. В связи с основным содержанием правовых норм – об охране княжеского хозяйства – эту часть Краткой Правды называют еще домениальным уставом. В Правде Ярославичей более ярко, чем в Правде Ярослава, выражены начала феодального права – права привилегии.

Кровная месть заменена системой штрафов с учетом общественного положения правонарушителя. Второе крупное нововведение сводилось к тому, что при любых правонарушениях штраф платился в пользу князя.

В составе Краткой Правды содержатся также Покон вирный (ст. 42) и Урок мостников, отражавший функции государства по административному управлению (ст. 43).

Пространная редакция Русской Правды – сложный по составу источник светского древнерусского права. Она была создана Владимиром Мономахом и известна еще как Устав Владимира Мономаха. В Пространной редакции Русской Правды в несравненно большей полноте отрегулированы правовые и общественные отношения. Пространная Правда устанавливала также принципы семейного, наследственного и опекунского права. В ней содержится большой раздел, посвященный уголовному и процессуальному праву.

Сокращенная редакция Русской Правды появилась в XV в. из переработанной Пространной редакции.

5. Виды правонарушений и особенности ответственности по Русской Правде. Судебный процесс по древнерусскому праву.

Древнерусское право было правом-привилегией, т.е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда и закупа. Права же и привилегии верхушки феодального общества охранялись в усиленном порядке.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, которые впоследствии будут названы гражданско-правовыми. В Русской Правде отражаются отношения собственности, предусмотрена защита как движимого, так и недвижимого имущества. Для древнерусского обязательственного права (обязательства возникали из причинения вреда и договоров) характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а порой – на его жену и детей. Так, злостного банкрота можно было продать в холопы.

Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. Первое урегулирование кредитных отношений было произведено в Русской Правде Владимиром Мономахом после Киевского восстания 1113 г. против ростовщиков. Причем закон в виде займа предусматривал хлеб, деньги, мед.

Русская Правда предусматривала три вида займа:

1) обычный (бытовой);

2) между купцами;

3) заем с самозакладом – закупничество.

Проценты устанавливались в зависимости от срока кредита. Наиболее высокую процентную ставку влек за собой краткосрочный заем.

Древнерусское законодательство упоминает также договоры купли-продажи и хранения (поклажи), договоры личного найма: поступление в тиуны (слуги) или ключники. Человек автоматически становился холопом, если он поступал на работу без специального договора.

При составлении договоров применялась устная форма с совершением некоторых символических действий: рукобитья, связывания руки т.п.

Наследственное право характеризовалось открыто классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать имущество могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами православия, заимствованными из Византии, – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жесткие наказания за внебрачные связи. Существовали ранние браки: 12 – 13 лет для невесты и 14 – 15 лет для жениха. При заключении брака обязательно требовалось согласие родителей. Брак регистрировался в церкви, ему предшествовало обручение. Церковь регистрировала и другие важнейшие акты гражданского состояния – рождение, смерть и т.п. Дети находились в полной зависимости от родителей, в особенности от отца, который имел над ними фактически безграничную власть.

Большое внимание древнерусское законодательство уделяло уголовному праву. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона, а как "обида", т.е. причинение ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось законом от гражданско-правового. Объектами преступлений были личность и имущество. В Русской Правде нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: 1) покушение на преступление; 2) оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия (например, нападение "скопом"), но еще не разделял ролей соучастников.

Русская Правда не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. К смягчающим обстоятельствам закон в некоторых случаях относил состояние алкогольного опьянения преступника, к отягчающим – корыстный умысел. Законодатель знает понятие рецидива, т.е. повторности преступления.

Каждый из родов преступлений включал в себя разнообразные виды деяний. Так, среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. В уставах Владимира Святославича и Ярослава рассматриваются также половые преступления.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжкими видами татьбы считались конокрадство, разбой и поджог. За них предполагалось самое суровое  наказание – "поток и разграбление". Под потоком понимались убийство, изгнание, ссылка; под разграблением – конфискация имущества для возмещения потерпевшему или в казну. Конокрадство считалось тяжким преступлением, потому что конь был не только орудием производства, но и боевым имуществом. Высокая мера наказания полагалась за поджог, поскольку он был наиболее доступным способом уничтожения чужого имущества (большинство строений на Руси было деревянным) и имел повышенную опасность.

Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его община, это называлось дикой вирой.

За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа – уголовный штраф. Его размеры определялись в зависимости от преступления. Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье.

За нарушение канонических правил применялись специфически церковные наказания – епитимьи. В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона ("око за око", "зуб за зуб"), в случаях с кровной местью. Но главной целью становится возмещение ущерба (материального и морального).

Судебный процесс носил состязательный характер, при котором стороны были равноправными и являлись двигателями всех процессуальных действий. Обе стороны назывались истцами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли ордалии (суд божий), среди которых выделялись: а) судебный поединок – "поле" (победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает первому); б) испытание железом и водой (испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело); в) присяга (или рота) и жребий.

Судебный процесс делился на три этапа:

1. Заклич. Означал объявление о совершившемся преступлении, о продаже вещи и ее индивидуальных признаках, производился при средоточении народа. Если пропажу находили через три месяца, то ответчиком становился тот, у кого она обнаружилась.

2. Свод. Напоминал очную ставку. Тот, у кого обнаруживали пропавшую вещь, должен был указать, где эта вещь приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, откуда эта вещь. Его и признавали преступником. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где было совершено преступление, он продолжался только до третьего лица. Он выплачивал продажу потерпевшему и получал право продолжить свод.

3. Гонение следа. Отыскание преступника по его следам. Закон предусматривал специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считалось, что он и есть преступник. Если след привел просто в село, ответственность несла община. Если след терялся на большой дороге, то на этом поиск прекращался. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и просто добровольцы.

Закон предусматривал определенную систему доказательств. Среди них важное место занимали показания свидетелей – видоков и послухов. Видоки – свидетели в современном смысле этого слова, очевидцы факта. Послухи –  более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого- либо, имеют сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец – люди, заслуживающие доверия. Они как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе. Заметим, что в применении свидетельских показаний начинают появляться элементы формализма. Например, по некоторым уголовным и гражданским делам требовалось определенное число свидетелей (например, два видока при расследовании оскорбления действием). В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличия синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.

В Русской Правде названы определенные формы обеспечения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Вирник – специальное должностное лицо – приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и ждал уплаты, получая на каждый день значительное натуральное содержание. В силу этого преступнику было выгодно как можно быстрее рассчитаться с долгом и избавиться от незваных гостей.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ