Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 3. АБСОЛЮТИЗМ В РОССИИ (XVIII В.)
10.11.2017, 14:22

1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ПРИ ПЕТРЕ I

Определяющим элементом формы государства является политический режим. В России XVII – XVIII вв. он характеризуется следующими признаками: достаточная регламентация всех сторон жизни подданных, принуждение к исполнению регламентов, всеобщий контроль за населением со стороны государственных органов; широкие полномочия органов управления, которые могли вмешиваться и в личную жизнь людей; отсутствие политических прав и свобод, общественной самодеятельности подданных.

В отечественной историко-правовой литературе нет единого подхода к пониманию абсолютизма. Анализ многочисленных приведенных в литературе определений позволяет сделать вывод о том, что абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть находится в руках монарха, не ограниченного никакими легальными органами или должностными лицами. Монарх-абсолютист является единоличным законодателем, возглавляет исполнительную власть, вооруженные силы и судебную систему, распространяет свое управление на официальную церковь. Однако, несмотря на неограниченность полномочий, абсолютные монархи были связаны христианскими и нравственными нормами, просветительскими идеями, международными договорами, требованиями престижа, внутренним законодательством. Этим абсолютизм отличается от восточной деспотии, правилом для которой был ничем не ограниченный произвол.

Во второй половине XVII в. прекращают созываться Земские соборы, в начале XVIII в. угасает деятельность Боярской думы. В 1700 г. скончался десятый российский патриарх, и 21 год патриарший престол оставался не занятым. Церковь была подчинена царю, который имел функции высшего судьи и возглавлял вооруженные силы. Государственный механизм превратился в чиновничье-бюрократическую пирамиду, на вершине которой находился царь. Все акты государственной власти, управления и суда издавались от его имени.

После успешного окончания Северной войны высшие органы духовного и светского управления – Синод и Сенат – преподнесли Петру I титул императора. Постепенно этот титул был признан и зарубежными монархами.

Петр I изменил порядок наследования императорского престола. По существующему ранее обычаю наследником Петра I был его старший сын Алексей, но, обвиненный в измене, он был в 1718 г. приговорен к смертной казни. Другой сын Петра I, рожденный второй женой Екатериной, умер в раннем детстве. Не имея больше сыновей, Петр так и не решился завещать кому-либо престол.

Во время отлучек царя из столицы управление страной осуществлял руководитель Преображенского приказа родственник царя Ф.Ю. Ромодановский. После переноса столицы в Санкт-Петербург Ромодановскому с возрастом стало трудно исполнять обязанности "кесаря", поэтому появилась необходимость создать новый орган управления общей компетенции. Таким органом стал Правительствующий сенат, учрежденный в 1711 г. Сенат был коллегиальным органом и состоял из 9 сановников. Сенат стал высшим (после царя) органом управления общей компетенции и суда. Он принимал также и нормативные указы, но на основании царских повелений, т.е. его нормотворческая деятельность была подзаконной. В целях пресечения злоупотреблений и волокиты при Сенате была учреждена должность генерал- ревизора, просуществовавшая 3 года. Позднее, в 1722 г., была введена должность генерал-прокурора, который стал не только контролировать Сенат, но и возглавлять систему прокуратуры. В Сенате все вопросы решались коллегиально. Мнения высказывались, начиная с младшего по чину. Причем нельзя было пользоваться записями, повторять предыдущих выступающих. Решение принималось по большинству голосов. При Сенате были созданы конторы: Московская, Герольдмейстерская и Рекетмейстерская (ведали жалобами на волокиту). При Сенате состояли также обер-фискал, который выявлял злоупотребления должностных лиц, канцелярия. Исполнение решений Сената производилось сенатским экзекутором.

Важнейшими органами центрального отраслевого управления были коллегии, сменившие устаревшие приказы. В коллегиях все вопросы решались присутствием, состоявшим из  президента,  вице-президента,  4  советников  и  4 асессоров. С 1717 по 1722 гг. были созданы Военная и Адмиралтейская коллегии, коллегия Иностранных дел, Берг-коллегия (горное дело), Мануфактур-коллегия (промышленность), Коммерц-коллегия (торговля). Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия ведали финансами: доходами, расходами и ревизией денежных средств казны. Юстиц- коллегия занималась судебным управлением и надзором, Вотчинная коллегия – дворянским землевладением.

В 1722 г. был создан Святейший правительствующий синод, который подчинялся непосредственно императору, за ним осуществлял надзор обер- прокурор, который не был духовным лицом. Церковь превратилась, по сути, в государственный орган и оставалась им до 1917 г., когда после свержения самодержавия было восстановлено патриаршество.

Коллегии не охватывали всех сфер государственного управления. Создавались постоянные и временные канцелярии, сохранялись отдельные приказы (Ямской, Аптекарский, Тайный, Полицмейстерский), действовавшие на принципах единоначалия.

Государственное устройство характеризовалось дальнейшей централизацией.

В 1708 г. была проведена губернская реформа.

Россия была в основном унитарным государством, некоторую автономию имела Украина, инкорпорированными территориями стали Ингерманландия, Эстляндия, Лифляндия и часть Карелии, сохранившие особенности в правовом регулировании и управлении. В вассальной зависимости от России оказались Северо-Кавказские ханства.

В 1708 г. страна была поделена на 8, а в 1719 г. – на 11 губерний, которые делились на провинции, а последние – на дистрикты. Во главе губерний стояли губернаторы, которые управляли при помощи коллегий из местных дворян. При губернаторах состояли также должностные лица, ведавшие отдельными отраслями управления: обер-комиссар, обер-комендант, обер-провиантмейстер. Провинции возглавляли воеводы, дистрикты – комиссары. Все должностные лица имели в подчинении канцелярских служителей. Таким образом, был создан громадный бюрократический аппарат на местах, дорого стоящий государству.

Предоставляя горожанам право на самоуправление, Петр I в 1699 г. учредил  в Москве ратушу, а в других городах – земские избы, которые подчинялись Бурмистерской палате и избирались не только горожанами, но и государственными крестьянами. Однако эта реформа была неудачной. Созданные учреждения попали под опеку представителей центральной администрации на местах.

В 1718 г. в городах России создавались магистраты и ратуши, которые возглавлял Главный магистрат в Санкт-Петербурге. Эти учреждения должны были избираться постоянными жителями городов, а президент и вице- президент Главного магистрата назначались императором. Однако органы городского самоуправления не заняли должного места в системе управления и после смерти Петра I прекратили существование.

При Петре I начинается создание регулярной полиции. В 1718 г. в Санкт- Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера, при котором создана полицмейстерская канцелярия. Подобное учреждение появилось также в Москве, ее возглавлял обер-полицмейстер. В распоряжении генерал- и обер- полицмейстеров находились офицеры, канцеляристы и воинские команды. Размещалась полиция на съезжих "дворах", где были колодничьи палаты, в которых содержали задержанных.

В Москве и Санкт-Петербурге была возрождена полицейская повинность. Сотских, пятидесятских и десятских выбирали из местных жителей на улицах и в слободах. Слово "полиция" тогда понималось широко, этот термин отождествлялся с термином "администрация" (самостоятельное толкование этого термина в России распространилось в XIX в.).

В XVII в. в стране была создана новая система политического сыска. На местах его осуществляли воеводы, в центре – приказы (Сибирский, Казанский, Рейтарский, Разрядный). Руководство политическими делами осуществлял сам царь. В практике появляется выражение "слово и дело государевы", обозначающее преступление политического характера.

Петр I в конце XVII в. создает Преображенский приказ – центральное общегосударственное учреждение. В 1718 г. возникает Тайная канцелярия, которая являлась также органом контрразведки и политического сыска. Все, кому стало известно о преступлении против государя и государства, должны были заявить об этом. Расследование производилось в форме жесткого розыскного процесса.

В 1722 г. возникла прокуратура. Она создавалась как гласный, особо доверенный царю, централизованный государственный орган надзора. Возглавлявший прокуратуру генерал-прокурор подчинялся непосредственно императору. При Сенате и Синоде были созданы должности обер-прокуроров, а также прокуроров при коллегиях, в провинциальных и надворных судах. Прокуроры подлежали суду только Сената, а генерал- и обер-прокуроры – императора.

При Петре I была проведена и судебная реформа, суть которой состояла в отделении суда от администрации, однако она оказалась неудачной: администрация в лице губернаторов, коллегий, приказов и канцелярий вмешивалась в судебную деятельность.

С созданием регулярных армии и флота возникла также военная судебная система, которую возглавлял генеральный кригсрехт. Низшей инстанцией был полковой кригсрехт, состоявший из председателя и асессоров. Подготовкой дел к рассмотрению в судах занимались аудиторы. Вышестоящие суды – и гражданские, и военные – не только были судами второй инстанции, но и осуществляли судебные функции в качестве суда первой инстанции, особенно по наиболее важным делам.

Как и ранее, обособленным оставался духовный суд, совпадавший с органами церковного управления. Особые суды существовали для горожан и государственных крестьян. Были также коммерческие суды. Суд и расправу среди крепостных крестьян вершили помещики.

Наметившееся в предшествующий период разграничение законодательства по отраслям в конце XVII – начале XVIII вв. значительно углубилось. Выделились военно-уголовное и военно-процессуальное законодательства.

Оформляется как самостоятельная отрасль права духовное законодательство. Вместе с тем большинство законодательных актов было комплексным. Законодательный акт становится основным источником права. Хотя обычаи и традиции продолжали занимать значительное место в регулировании отношений внутри крестьянских общин, на законодательном уровне изменениям подверглись почти все отрасли и институты права.

2. РАЗВИТИЕ ПРАВА

В 1714 г. в соответствии с царским указом завершилось сближение поместного и вотчинного землевладения. Вместо поместья и вотчины был введен термин "имение", оно наследовалось одним из сыновей, а при отсутствии таковых – только зятем, который принимал фамилию наследодателя. Движимое имущество делилось также лишь между сыновьями. Полное право собственности на имения не было сформулировано в законе, сохранились ограничения на их отчуждение.

Государство идет на частичную секуляризацию церковных земель, берет под контроль распоряжение недрами и лесами вне зависимости от землевладения. Промышленные предприятия признаются казенным имуществом, в чьем бы владении или пользовании они ни находились. Юридического понятия полной собственности вообще не существовало.

Обязательственные правонарушения носили сословный характер (например, податные сословия были лишены права приобретать населенные земли).

Договорные правоотношения четко регулировались государством. Дарение недвижимого имущества запрещалось. Государство, проводя политику меркантилизма, активно регулировало торговлю. Существовали ограничения при заключении договоров личного найма (несовершеннолетние и женщины могли наниматься с согласия отца и мужа, крестьяне – помещика). Широкое распространение получали договоры-подряды и поставки. Они заключались казной и гарантировались поручителем. Интенсивный рост компаний в начале XVIII в. обусловил развитие договора товарищества (заключение и исполнение этого договора происходили под надзором государственных органов).

Расширилось государственное регулирование брачно-семейных отношений. В 1702 г. был узаконен обязательный обряд обручения. Указом о единонаследии 1714 г. брачный возраст для женихов устанавливался в 20 лет, для невест – в 17. Указ 1722 г. запрещал вступать в брак умственно отсталым. Флотским офицерам запрещалось вступать в брак без согласия начальства. Синод допускал заключение не более двух браков. Поводом для расторжения брака было длительное (5 – 10 лет) безвестное отсутствие или неизлечимая болезнь одного из супругов.

В первой четверти XVII в. интенсивно развивается административное право, которое оформляется в качестве самостоятельной отрасли – полицейского права. Такое название объяснялось ролью полиции в государственном механизме, а также формами и методами регулирования правоотношений.

В законодательных актах и деятельности административно-полицейских органов существенное место занимала борьба с беглыми. Приметы разыскиваемых через сотских и десятских объявлялись жителям, которые должны были под страхом наказания сообщать о нахождении сбежавших. На путях сообщения, выездах из городов устанавливались заставы. Полиция вела учет жителей, регистрировала всех пребывающих и нанимающихся на работу. Повсеместно вводились паспорта (они выдавались различными учреждениями и частными владельцами).

Под строгим надзором полиции находились злачные заведения. Финансовая выгода государства от распространения кабаков приходила в противоречие с нарушениями общественного порядка, поэтому правительство пыталось удержать пьянство в определенных пределах: ограничивалось время торговли спиртным, задерживались нарушители порядка (участники драк, ссор).

Государство регулировало все стороны жизни: благоустройство, передвижение по улицам, повседневный быт людей.

Административные правонарушения не обособлялись ни в законодательных актах, ни в правоприменительной практике. Ответственность за них была столь же суровой, как и за уголовные преступления. Не обособлялся и административный процесс.

Интенсивно развивалось уголовное право. За время царствования Петра I было издано около 400 законодательных актов уголовно-правового характера. Крупнейшим нормативным актом был "Артикул Воинский с кратким толкованием" 1715 г., издание которого определило оформление уголовного права в качестве самостоятельной отрасли.

Усиление государственного регулирования общественных отношений и личной жизни определило и само понятие преступления. Преступления стали более четко делиться на государственные и партикулярные с явным преобладанием первых над вторыми.

Жестоко карался злой умысел против персоны царя (смертной казни подлежали лица, исказившие в официальных документах царский титул; жестоко наказывались лица, обнажившие шпагу вблизи места пребывания царя, а также находившиеся там неправомерно или не снявшие шапок по пути его следования). К названным деяниям по тяжести примыкало похищение казны. Жестоко каралась измена государю. Как бунт и возмущение рассматривались всякие подозрительные сходбища, неисполнение военнослужащими своих обязанностей из-за неуплаты жалования. Виновные наказывались виселицей, недоносители – ссылкой и телесными наказаниями, причем не щадили за недонесение даже священников. Как и прежде, на первом месте стояли преступления против религии. Жестоко преследовались старообрядцы, колдуны, совратители в "басурманскую" веру. За нахождение пьяным, ссоры и разговоры в церкви офицеры наказывались арестом, солдаты – "оковыванием в железы", миряне – штрафом и духовные лица – лишением сана. Оскорбление священника влекло за собой ссылку сроком до 10 лет.

В правление Петра I уточняется и расширяется состав фальшивомонетничества (в него включается, кроме изготовления фальшивых денег, переплав монеты и незаконная продажа красной меди (из нее делали деньги), подделка гербовой бумаги). За изготовление фальшивых денег по- прежнему существовала смертная казнь в форме залития горла металлом. Оформлялся как единый состав преступления подлог. За подделку документов (в зависимости от важности сведений) могла быть избрана мерой пресечения смертная казнь колесованием.

Поскольку винная монополия давала большой доход государству, оно боролось против производства и незаконной продажи спиртных напитков, а также табака. Среди преступлений против порядка управления были несоблюдение карантинных правил, незаконный выезд за границу и уничтожение указов (за последнее преступление полагалась каторга или смертная казнь).

Лжеприсяга, по Воинскому артикулу, каралась отсечением пальцев, каторгой или церковным покаянием. Эти лица, а также лжесвидетели больше к присяге и свидетельствованию не допускались, не могли служить в государственном аппарате.

В уголовном порядке наказывались попустительство преступникам и халатность в исполнении служебных обязанностей. Наиболее тяжким должностным преступлением было взяточничество. К тяжким преступлениям относились также конокрадство и неуплата налогов.

Наказывалось и расточительство в частной жизни. Штрафами облагались те, кто носил украшения из нового золота и серебра.

В первой четверти XVIII в. происходит увеличение составов и систематизация воинских преступлений, ужесточение наказаний за них. Сдача крепости неприятелю, капитуляция влекли за собой смерть для начальников, шпицрутены и повешение каждого десятого – для рядовых. Как измена рассматривались сеяние паники, отказ идти в бой или на работы по повелению начальства. Виновный в шпионаже наказывался четвертованием. Уклонявшихся от службы дворян лишали имения, а лиц податных сословий ссылали на каторгу с предварительным вырыванием ноздрей. Дезертиры подлежали по указу 1700 г. смертной казни. Каторгой с предварительным рванием ноздрей наказывались те, кто, будучи в плену, не воспользовался возможностью бежать.

Тяжкими преступлениями считались сопротивление начальству, неповиновение и неисполнение приказа. В то же время закон предписывал всем военнослужащим не исполнять приказы, противоречащие интересам государства и смыслу воинской службы.

Офицер, применявший побои к подчиненным, мог быть лишен чина. Самовольное оставление крепости, отказ офицера идти в бой карались смертью, децимация (казнь каждого десятого) применялась к низшим чинам.

Мародерство вне обоза наказывалось повешением.

Убийство, совершенное из корыстных побуждений, каралось колесованием, простое умышленное убийство – обезглавливанием, непредумышленное убийство – годом церковного покаяния. Самоубийство также рассматривалось как преступление. Покушавшихся на самоубийство ждала смертная казнь. Жестокое наказание следовало также и за дуэль.

Дальнейшее распространение получали преступления против чести и достоинства человека. Оклеветавший в преступлении подлежал такому же наказанию, какое предусматривалось за этот состав.

Среди преступлений против семьи и нравственности наиболее подробным регулированием отличалось прелюбодеяние, в том числе многоженство. Впервые было введено понятие проституции. Сурово, вплоть до смертной казни, наказывали за изнасилование. За мужеложство полагалась смертная казнь или ссылка на галеры.

Самым тяжким имущественным преступлением был разбой (разбойников казнили с особой жестокостью, в частности, вешали на крюк за ребро и на плоту отправляли по рекам, где обитали разбойники), далее следовали грабеж и кража. К краже приравнивались обмер и обвес покупателей, мошенничество, присвоение чужого имущества.

В конце XVII – начале XVIII вв. в законе углубляется дифференциация преступных деяний по стадиям их совершения (умысел, приготовление, оконченное и неоконченное преступление), соучастию (подстрекатели, организаторы, исполнители, попустители, недоносители, укрыватели), обстоятельствам, отягчающим или смягчающим вину. Так, отягчающим вину признавалось опьянение. Смягчающими были явка с повинной, возраст, состояние аффекта и "непривычка" по службе. Душевнобольные не подлежали наказанию.

Основательно был разработан институт необходимой обороны. Вред, причиняемый нападавшему, должен быть соразмерным нападению (не считалось необходимой обороной убийство, совершенное зачинщиком драки).

Основной целью наказаний было устрашение. Наказания приводились в исполнение, как правило, публично.

Осужденных широко использовали на тяжелых работах, ими заселялись неосвоенные земли.

Общим условием применения наказания была вина. Однако для защиты наиболее важных интересов применялось и объективное вменение (репрессиям подвергались члены семьи лиц, караемых за тяжкие преступления). Применялись выборочная ответственность (децимация), а также множественность наказаний. Санкции в законах были неопределенными, конкретные меры наказания устанавливались судом. Вид и мера наказания определялись также социальным положением виновного.

Из видов наказания наибольшее распространение получила смертная казнь. Если в Соборном уложении 1649 г. этот вид наказания был предусмотрен в 60 случаях, то в Воинском артикуле – в 122. Телесным наказаниям вообще отдавалось предпочтение. Как возмездие, по принципу талиона, применялось членовредительство – повреждали ту часть тела, которой совершалось преступление. Лицам, осужденным за опасные преступления, отрезали уши, рвали ноздри, их клеймили.

Самым тяжким из болезненных наказаний было битье кнутом. Широко применялось битье батогами, плетьми, розгами, шпицрутенами, кошками, линьками. Тюремное заключение часто было бессрочным. Заключенные содержались в оковах. В Москве существовала специальная "бражная" тюрьма, где содержались наказанные за пьянство. Содержание заключенных за счет тюрьмы было скудным, поэтому колодников выводили для сбора милостыни. Широко использовался труд заключенных.

Самостоятельным видом наказания стала ссылка на галеры, каторжные работы или на поселение в отдаленные местности на срок от года до 10 – 15 лет, до "указу" или "навечно".

Штрафы в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания определялись как в конкретной сумме, так и в кратном соотношении с суммой жалования или причиненного ущерба. При неуплате штрафа виновного посылали на принудительные работы.

В целом развитие уголовного права в указанный период носило противоречивый характер: с одной стороны, карательная политика строилась под влиянием прогрессивных взглядов, с другой – господствовали варварские формы и методы борьбы с правонарушениями.

В судебном процессе расширилось применение розыскных форм судопроизводства в ущерб состязательным. В 1716 г. был издан судебно- процессуальный кодекс под названием "Краткое содержание процессов судебных тяжб", действие которого распространялось и на гражданские суды. Вводилось строгое тайное судопроизводство, двукратный обмен бумагами с претензиями сторон. Для рассмотрения частных дел допускались адвокаты, для большинства уголовных дел закреплялся розыскной характер процесса. Следствие и судебное рассмотрение производились одним и тем же органом.

Основными видами доказательств были признание, свидетельские показания, письменные документы, присяга, следы преступления. От пыток закон освобождал дворян, лиц старше 70 лет, малолетних и беременных женщин. Свидетельские показания мужчин считались предпочтительнее показаний женщин, знатных – чем незнатных, духовных – чем светских лиц.

Все судебные решения назывались приговорами. Обжалование в апелляционном порядке допускалось только по делам частного характера.

Указом "О форме суда" 1723 г. розыскной процесс сохранился лишь для расследования наиболее тяжких государственных преступлений. Вводилось устное судоговорение, требовалось обоснование обвинения ссылками на закон, расширялось судебное представительство, ужесточались сроки рассмотрения дел в судах.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

После смерти Петра I роль Сената как центрального органа управления начинает снижаться. В 1726 г. создается Верховный тайный совет, который не только сосредоточил в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики, но и приобрел законодательные полномочия, а также стал подбирать кандидатуры сенаторов.

В 1731 г. вместо Верховного тайного совета был создан Кабинет министров, первоначально выполнявший совещательные функции при императрице, а с 1735 г. наделенный и законодательными полномочиями. Он также фактически возглавлял исполнительную власть.

Кабинет министров был упразднен в 1741 г., и его роль вновь во многом начинает выполнять Сенат. Одновременно Елизавета Петровна создает Кабинет Ее Величества, который занимался вопросами государственного управления. В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет. В 1769 г. Екатерина II заменила его Советом при высочайшем дворе. Сенат с 1763 г. стал высшим административно-судебным учреждением Российской империи.

Специальным политическим репрессивным органом вместо Тайной канцелярии с 1731 г. становится снискавшая мрачную славу Канцелярия тайных розыскных дел, упраздненная только в 1762 г. Вместо нее была учреждена Тайная экспедиция Сената. Непосредственные розыскные функции были сосредоточены в Сыскном приказе. С 1775 г. полицейские функции в городах стали выполнять городничие, в уездах – исправники и нижние земские суды, в столицах – обер-полицмейстеры. С 1782 г. в городах начали создаваться специальные полицейские органы – управы благочиния. Территории городов стали делиться на части во главе с частными приставами, которым подчинялись квартальные надзиратели и квартальные поручики.

В 1775 г. правительство провело реформу местного учреждения и суда, получившую название "Учреждение для управления губернии Всероссийской империи". Эта реформа провела разукрупнение губерний. Каждая губерния подразделялась на уезды; промежуточная территориальная единица – провинция – была ликвидирована. Каждую из столичных губерний, а также крупные регионы возглавлял генерал-губернатор (наместник) – ответственное только перед императрицей лицо, наделенное чрезвычайными полномочиями.

Реформа 1775 г. создала систему местных судов. К ним относились суды общесословные (палаты уголовного и гражданского суда); специального назначения (советный и надворный суд), а также сословные губернские и уездные суды.

Декларировалось отделение суда от администрации и полиции. Однако на практике зависимость суда от наместников и губернаторов не была установлена.

В каждой губернии согласно реформе 1775 г. был создан штат чинов прокурорского надзора: губернский прокурор с двумя помощниками. При губернском сословном суде были введены должности прокурора и двух стряпчих, в каждом уезде действовал подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий. Функции прокуратуры были несложными: они заключались в "надзоре" за "законностью" действий чиновников и учреждений и чтением чиновниками текстов вновь полученных законов с соответствующим "разъяснением" их.

Екатерина II сделала попытку улучшить работу городского самоуправления. В 1785 г. была издана "Грамота на права и выгоды городам Российской империи". Городское самоуправление получило право юридического лица, оно могло иметь собственность, собирать доходы с имущества, осуществлять специальные сборы. "Градское общество" состояло из городского собрания, которым избирались городской голова и общегородская дума. Последняя выбирала из своей среды исполнительный орган – шестигласную думу.

Одновременно с "Грамотой на права и выгоды городам Российской империи" была издана "Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства". 35 статей этого документа гласили о дворянских привилегиях, и только одна статья говорила об обязанностях дворян: "По первому призыву не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной". Грамота создавала также "дворянское общество" – губернские и уездные дворянские собрания.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ