Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 4. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
10.11.2017, 14:23

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Первая половина XIX в. – важный и динамичный этап в истории России. Это период блистательных побед российской армии в войне 1812 г., русско- турецких войнах. Это время присоединения Кавказа, Финляндии, Польши.

В первой половине XIX в. Россия терпит тяжелое поражение в Крымской войне (1853 – 1856 гг.). В этот же период зарождается движение декабристов, происходят огромные изменения в социально-экономическом развитии страны.

К началу XIX в. Россия представляла собой огромную континентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы, Северной Азии и часть Северной Америки. В первой половине XIX в. территория страны значительно расширилась, а к середине века ее размеры достигли 18 млн. кв. км, где проживало 74 млн. человек. Россия была аграрной страной, 9/10 ее населения составляло крестьянство. Сельское хозяйство являлось преобладающей отраслью экономики, по-прежнему носило экстенсивный характер, но и в нем происходили большие изменения. В XIX в. Западная Европа все более нуждается в русском хлебе. С 1831 г. среднегодовой вывоз хлеба из России вырос более чем в 4 раза. Помещики, особенно черноземной полосы, разнообразными средствами пытались увеличить товарность своих имений. Происходит размежевание помещичьих хозяйств на оброчные и барщинные, начинается социальное (в отличие от имущественного) расслоение крестьянства. Значительная часть крестьянского населения страны – государственные крестьяне – получают личную свободу.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции буржуазной организации производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда, работает с необычайной гибкостью в сложных условиях, когда ему препятствуют устои крепостничества, мешающего привлечению в производство рабочей силы и сужающего внутренний рынок. Мануфактура в некоторых областях промышленности (прежде всего в текстильной и машиностроительной, связанной с оборонным комплексом) сменяется фабрикой, начинается промышленный переворот. С 1825 по 1860 гг. число крупных предприятий только в обрабатывающей промышленности и занятых в ней рабочих возросли втрое. Зарождаются новые классы – буржуазия и пролетариат. К 1860 г. 4/5 рабочих в обрабатывающей промышленности были уже наемными.

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машинного оборудования экономило рабочую силу, дефицитную в условиях феодализма и крепостничества. Попытки использования машин в крепостной промышленности наталкивались на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего и его нежелание трудиться, поскольку он не был заинтересован в повышении производительности труда. Крепостнический строй задерживал темпы технической и социальной перестройки как промышленности, так и сельского хозяйства.

В первой половине XIX в. происходит рост городов. За 1811 – 1863 гг. число городов Российской империи увеличилось с 630 до1032, численность городского населения за этот же период – в 2,2 раза, а население таких городов, как Москва и Санкт-Петербург достигло полумиллиона человек.

Развитие буржуазных отношений в экономике, кризис крепостнического хозяйства не могли не найти отражения в социальной структype общества: в недрах феодализма вызревал капитализм. В условиях длительного существования крепостного права в России процесс первоначального накопления капитала протекал медленно. Характерными источниками накопления капитала были система откупов, покровительственные пошлины, внешние займы, эксплуатация колониальных окраин. Важнейшим фактором являлось также начавшееся социальное расслоение крестьянства, которое на одном полюсе создавало владельца денег, капиталиста, а на другом – неимущих крестьян, эксплуатируемых нарождавшимся буржуа.

В России процессу экспроприации непосредственного производителя были присущи свои особенности. При господстве крепостного права, в условиях несвободного положения крестьян, прикрепления их к земле здесь не было такого массового сгона крестьян с земли, какой происходил, например, в Англии. Однако и в России, хотя в менее выраженных размерах и в иной форме, шло отделение непосредственного производителя от средств производства. Помещики в связи с ростом товарного хозяйства стали  сокращать крестьянские наделы. В дореформенной стране процесс экспроприации непосредственного производителя и превращения его в наемного рабочего сильнее был выражен не в сфере сельского хозяйства, а в неземледельческих промыслах. Он выражался в разложении мелких ремесленников, из среды которых выделились, с одной стороны, владельцы промышленных заведений, с другой– потерявшие хозяйственную самостоятельность и превращенные в наемных рабочих массы ремесленников. В экспроприации непосредственных производителей значительную роль играл торгово-ростовщический капитал.

Разложение феодально-крепостнической системы хозяйства, начавшееся еще в XVIII в., в 30 – 50-е годы XIX в. перешло в стадию глубокого кризиса феодализма, который имел экономические, социальные и политические аспекты.

Важнейшим моментом, определяющим изменения в социальной структуре населения России в этот период, является то, что вместо прежних классов начинают складываться основные классы буржуазного общества – капиталисты и наемные рабочие. Их формирование, как и в других странах, происходило за счет разложения старых классов, однако сословное деление общества еще не было такой пустой формальностью, как во второй половине XIX в. Купечество, каким бы материальным достатком оно ни обладало, чувствовало свое униженное положение по сравнению с дворянством, рабочий из мещан расценивался предпринимателем иначе, чем работник из крестьян. Основными сословными категориями населения России в первой половине XIX в. были следующие:

1) привилегированные сословия:

а) дворяне – потомственные и личные;

б) почетные граждане – потомственные и личные;

в) духовенство – черное и белое;

г) купцы 3-х гильдий;

2) полупривилегированные сословия:

а) казаки;

б) однодворцы;

3)  податные сословия:

а) крестьяне удельные, государственные и помещичьи;

б) мещане.

Несмотря на все изменения в экономике, правовое положение отдельных групп населения оставалось прежним (лишь в 1832 г. было введено новое состояние в составе сословия городских жителей – почетное гражданство, оно объединяло прежде всего представителей крупной буржуазии), было затруднено приобретение дворянства по службе: в конце 40-х гг. XIX в. для того чтобы получить потомственное дворянство, необходимо было дослужиться до полковника.

Экономическое развитие страны заставляло правительство предпринимать шаги к ослаблению крепостного права. Даже шеф жандармов А.Х. Бенкендорф неоднократно докладывал царю о необходимости освобождения крестьян. В 1803 г. был принят Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г. разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности. С 1848 г. крестьянам разрешали покупать недвижимое имущество, была проведена реформа государственных крестьян, постоянно действовали секретные крестьянские комитеты, которые готовили проекты крестьянских реформ. У наиболее дальновидных чиновников России возникали и более широкие планы преобразования государственного строя. Характерными в этом отношении были планы М.М. Сперанского, занимавшего ряд важнейших государственных постов (директор департамента МВД, статс-секретарь царя, государственный секретарь). Сперанский рекомендовал императору дать стране конституцию, которая предполагала выборность чиновников, новые бурые начала организации суда и государственного контроля, разделение властей. Однако Сперанскому удалось осуществить лишь некоторые мероприятия: учреждены законосовещательный Государственный совет (1810 г.) и "Общее учреждение министерств" (1811 г.). Последнее вводило бюрократическое единообразие в организацию и деятельность министерств.

С предложениями реорганизовать отдельные звенья государственного аппарата  выступали  и  другие  сановники  (Д.А.  Гурьев,   В.П.   Кочубей,   Н.Н. Новосильцев, Б.Б. Кампенгаузен и др.). Так, в 1819 г. Новосильцев представил Александру I "Государственную грамоту Российской империи", являвщуюся, по сути, умеренным конституционным проектом.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОКРАИНАМИ

В первой половине XIX в. в России сохранялась неограниченная абсолютная монархия, прерогативы которой были закреплены в "Основных государственных законах" – компиляции из законов о государственном строе России, составленной Сперанским для первого издания "Свода законов Российской империи" (1832 г.). Статьей первой определялась форма государственного правления в России: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". Последующие статьи подтверждали исключительность прав монарха в законодательстве, управлении, суде, порядок пре-столонаследования, взаимоотношения членов императорской фамилии.

Подавление восстания декабристов и вступление на престол Николая I вызвали усиление в государственном строе России бюрократического центризма, заключавшегося в сосредоточении многих не только распорядительных, но даже исполнительных функций в высших и центральных учреждениях, в мелочной опеке над местными учреждениями. Вершину здания тогдашнего государственного управления венчала Собственная его императорского величества канцелярия, где были сосредоточены важнейшие вопросы управления государством. Проводились до середины 40-х гг. и реформы отдельных звеньев государственного аппарата (кодификация, реформы политического сыска, государственные деревни).

Государство совершенствовало кадры значительно возросшей бюрократии. Если в конце XVIII в. насчитывалось 15 – 16 тыс. чиновников, то к середине XIX в. их было уже 61,5 тыс. Усложнение задач государственного управления требовало большей деловой квалификации чиновников. Законы 1803 и 1809 гг. давали преимущества по службе чиновникам с высшим и средним образованием. "Правила о порядке производства в чины по гражданской службе" 1834 г. закрепили порядок прохождения государственной службы.

Государство считало бюрократию своей опорой и поощряло служебное рвение ее представителей. Кроме жалования, почетных званий и единовременных денежных выплат, широко практиковалось награждение чиновников орденами. От XVIII в. было унаследовано 6 орденов: Андрея Первозванного (I степень), Св. Екатерины (II степени), Св. Александра Невского (I степень), Св. Анны (IV степени), военный орден Георгия Победоносца (IV степени), Св. Владимира (IV степени). В 1831 г. были прибавлены польские ордена –  Белого  орла  (I  степень)  и  Св.  Станислава  (III степени).

В первой половине XIX в. оформились и два "знака" отличия военного ордена (Георгия) для поощрения заслуг нижних воинских чинов и "беспорочной службы", которым награждались чиновники, прослужившие более 15 лет. Вначале каждый орден, независимо от степени, давал потомственное дворянство. С 1826 г. награжденные орденами купцы стали получать только личное дворянство (с 1832 г. – потомственное почетное гражданство).

Российская империя в первой половине XIX в. имела ряд специфических особенностей. Одной из них было стремление самодержавия к правовому обоснованию не только власти, но и политики абсолютизма. Статья 47 "Основных государственных законов" гласила: "Российская империя управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих".

К 30-м годам XIX в. сложилась национальная государственная доктрина самодержавия – теория "официальной народности" (основными идеями которой были самодержавие, православие и народность).

В XIX в. появился ряд новых высших государственных учреждений. В 1801 г. из представителей титулованной знати для пересмотра государственных законов был создан "Непременный совет". Одновременно с ним некоторое время действовал Негласный (неофициальный) комитет, состоявший из "молодых друзей" Александра I : П.А. Строганова, А. Чарторыжского, В.П. Кочубея и Н.Н. Новосильцева. На его заседаниях обсуждались важнейшие государственные мероприятия начала XIX в.

В 1810 г. возникает высшее законодательное учреждение Российской империи – Государственный совет, члены которого и председатель назначались императором. В него также входили министры по должности. Первым председателем был канцлер Н.П. Румянцев. Аппарат Государственного совета включал общее собрание, 4 департамента, 2 комиссии и государственную канцелярию.

В первой половине XIX в. сложились довольно четкие этапы законодательного механизма Российской империи. Законодательная инициатива принадлежала императору и верхам бюрократии, разработка законов – внутриведомственным комиссиям и межведомственным комитетам. Обсуждение законопроектов проводилось в Государственном совете, после санкции императора они обнародовались первым департаментом Сената.

В 1802 г. был учрежден Комитет министров, состоявший из руководителей министерств, председателя Государственного совета и председателей его департаментов. Это было высшее административное учреждение, с которым император советовался по вопросам управления государством. Кроме того, Комитет министров решал межведомственные дела, а также наиболее сложные дела, которые министры не могли решить своей властью.

В первые годы царствования Александр I провел ряд реформ, усиливших значение Сената, установивших за ним роль высшего органа суда и надзора. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, который одновременно был министром юстиции. Сенат включал 12 департаментов. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом, охранял права сословий, проводил обнародование законов. Все прочие департаменты были высшими апелляционными судами для определенных губерний (например, Второй – для Санкт-Петербурга). В Сенате заседали в основном престарелые чиновники и генералы, неудивительно поэтому, что в области надзора Сенат зачастую оттесняли Комитет министров и Собственная его императорского величества канцелярия, которая с 1812 г. приобретает характер высшего государственного учреждения. К 1842 г. в ее составе было шесть отделений. Первое фактически управляло кадрами бюрократии России, второе было связано с кодификацией законов. Третье отделение, созданное по инициативе А.Х. Бенкендорфа, – орган политического сыска и следствия – включало 5 экспедиций: 1-я ведала политическим сыском и следствием; 2-я следила за раскольниками и сектантами и занималась уголовными преступлениями, в ее ведении находились также общегосударственные политические тюрьмы (Александровский равелин в Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале и Шварцгольский дом); 3-я осуществляла функции контрразведки (и следила за иностранцами);4-я рассматривала крестьянские дела; 5-я экспедиция ведала цензурой. Исполнительным органом Третьего отделения был корпус жандармов, в состав которого входили 126 команд, жандармский полк и лейб-гвардии полуэскадрон в армии. Четвертое отделение Собственной его императорского величества канцелярии ведало благотворительными заведениями и учебными учреждениями, пятое – разработкой реформ по крестьянскому вопросу. Шестое отделение было создано для разработки административной реформы на Кавказе.

В первой половине XIX в. действовало также большое количество комитетов. Наиболее значительными были Особый секретный комитет (создан для более четкого распределения полномочий между Государственным советом, Сенатом и Комитетом министров), 9 специальных "крестьянских комитетов".

В начале XIX в. коллегии были заменены министерствами. Первоначально их было 8. К 1811 г. установились определенное единообразие организации и делопроизводства министерств, система взаимоотношений их структурных частей. Во главе каждого министерства стоял министр с товарищем, при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат состоял из департаментов, которые делились на отделения, последние – на столы. В основу организации министерств был положен принцип единоначалия. Директора департаментов подчинялись министру, начальники отделений – директорам департаментов, столоначальники – начальникам отделений. Министры назначались императором и были ответственны только перед ним.

Основными административно-территориальными единицами дореволюционной России были губернии и уезды. В начале XIX в. насчитывалось 48 губерний, к середине века – 52. Существовали также наместничества в Польше и на Кавказе, генерал-губернаторства в Финляндии, Сибири, Прибалтике, Новороссии, Оренбургском крае, а также в столицах.

Всеми правительственными и сословными учреждениями вверенной ему губернии руководил губернатор через канцелярию. Генерал-губернаторы были одновременно и командирами армейских  подразделений, расквартированных на территории генерал-губернаторства.

Основное административное учреждение – губернское правление во главе с губернатором – делилось на 4 отделения. Первое наблюдало за исполнением распоряжений губернатора, обнародованием законов, второе осуществляло руководство полицией, третье – местными судами, четвертое – финансово- хозяйственными органами.

Исполнительным учреждением местного аппарата была полиция. Уездную полицию возглавлял уездный исправник. Уезды делились на станы, во главе которых стоял становой пристав. В городах "охрана тишины и порядка" возлагалась на полицию, организационное устройство которой было дано еще "Уставом благочиния" 1782 г.

К органам администрации и полиции на местах примыкали органы жандармерии (страна была поделена на 8 жандармских округов). Определенную роль в управлении страной играли местные органы самоуправления (дворянские собрания и городские сословные органы).

3. СОЗДАНИЕ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии было открыто в 1826 г. с передачей всех дел упраздненной комиссии законов. Во главе делопроизводства отделения был поставлен статс-секретарь Булажанский, хотя фактически руководил работами М.М. Сперанский, который имел постоянный доклад у государя. Свою деятельность Сперанский начал с изучения и текстуального восстановления русского законодательства, начиная с "Уложения" Алексея Михайловича. Он выполнил в течение нескольких лет колоссальный труд собирания и издания законов, принимаемых русским правительством с 1649 г. Итогом труда, законченного в 1832 г., стали 47 объемистых томов первого "Полного собрания законов". Было установлено, какие законы можно признать действующими и какие отменены. После этого все существующие законы были классифицированы на отделы, и на основании полного собрания законов в 1833 г. издан Свод действующих законов в 15 томах.

Следует отметить, что состояние государственных архивов России оставляло желать лучшего. Ни в одном из них не было даже полного реестра законов. В первое Полное собрание законов, по подсчетам А.Н. Филиппова, не вошло несколько тысяч документов. В то же время в него включались акты, не имеющие характера законов, поскольку само понятие "закон" в теории было не разработано. При создании же Свода законов Сперанский исходил из того, что "Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование". Однако, по мнению ряда исследователей, Сперанский сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов материал был расположен по особой схеме, разработанной Сперанским. Если Полное собрание законов строилось по хронологическому принципу, то Свод – уже по отраслевому.

В основу структуры Свода было положено идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву, деление права на публичное и частное. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации (римской, французской, прусской, австрийской), но не скопировал их, а создал собственную систему.

XV томов Свода объединены в 8 книгах. 1-я включала законы об органах власти, управления и государственной службе; 2-я – уставы о повинностях; 3-я – устав казенного управления (о податях, пошлинах и т.д.); 4-я – законы о сословиях; 5-я – гражданское законодательство; 6-я – уставы о торговле и промышленности; 7-я – уставы благочиния (об общественном призрении, врачебный и др.); 8-я –уголовные законы. Этот принцип соблюдался вплоть до Октябрьской революции 1917 г., только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, который содержал процессуальное законодательство.

Значение Свода законов трудно переоценить. Ведь до его издания законы были разбросаны по архивам и ведомствам, их можно было противопоставлять друг другу, а также, не сходя с формальной законной почвы, допускать вопиющие злоупотребления. Созданием Свода законодательство было приведено в соответствие с требованиями жизни.

Развитие гражданского (частного) права в Своде законов было проведено на основе кодификации старых форм права, поэтому сохранялись элементы сословного неравенства. Ограничивалась правоспособность крестьян, духовных лиц и евреев. Запрещались браки христиан и представителей других религий, а также усыновление христианами нехристиан. Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: государственная и удельная земля не могла отчуждаться ни крестьянами, ни общиной. Продолжала существовать система майоратов – земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде. Дочери имели меньше прав, чем сыновья.

Определенные новшества Свод внес в залоговое право. Стали различаться залоги частным лицам и кредитным учреждениям. Договорные отношения заключались на имущество и действия лиц и не могли противоречить закону и общественному порядку. В договор вносились пункты о сроках, неустойке, платеже и др. Средствами обеспечения договоров были задаток, неустойка, поручительство, залог, заклад и оформлялись домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядком. Закон не устанавливал процентов по займам. Если в договоре они не определялись, исходили из шести процентов.

Семейное право в основном сохранило выработанные прежде принципы, однако для православного брака увеличивался брачный возраст (18 лет для жениха, 16 лет для невесты). К препятствиям для заключения брака добавились родство и свойство, различие вероисповеданий. Паспорт жена могла получить только с согласия мужа. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению. Имущество супругов признавалось раздельным.

В наследственном праве была расширена завещательная свобода. Недействительными признавались лишь завещания безумцев, самоубийц, несовершеннолетних и монахов. Порядок наследования по закону напоминал современный с той разницей, что при наличии сыновей и дочерей последние получали по 1/14 части недвижимого и по 1/8 движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями. Супруги наследовали по 1/7 недвижимого и 1/14 движимого имущества. Срок вызова к наследству достигал 10 лет. Наследник был активным субъектом прав завещателя и пассивным субъектом его обязанностей.

4. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УЛОЖЕНИЯ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ

В 1845 г. было издано "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". Разработка этого, по сути, первого российского уголовного кодекса началась после создания Свода законов Министерством юстиции, а затем Вторым отделением императорской канцелярии с учетом положений XV тома Свода законов, а также западноевропейских уголовных кодексов.

"Уложение о наказаниях..." было довольно громоздким. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Впервые в российском законодательстве появилась Общая часть, функции которой выполнял первый раздел закона.

Граница между преступлениями и проступками в "Уложении о наказаниях..." была проведена недостаточно четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Под действие "Уложения о наказаниях..." не подпадали военнослужащие. Их ответственность предусматривалась Военно-уголовным уставом, изданным в 1839 г. вместо Воинского артикула.

В системе преступлений первое место отводилось преступлениям против религии и государства. "Уложение" перечисляло основания, по которым устранялось вменение: случайность, малолетство (по отношению к детям до 10 лет вменение исключалось, с 10 до 14 лет было условным), безумие, сумасшествие, беспамятство, принуждение, необходимая оборона. "Уложение" различало и соучастие в преступлении: по предварительному соглашению и без такового. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

"Уложение" предусматривало сложную систему наказаний, которые делились на уголовные и исправительные. К уголовным относились лишение прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными считались потеря сословных прав, соединенная со ссылкой, как правило, в Сибирь, заключение в крепость, смирительный дом, тюрьму и т.д. Сохранялся и сословный принцип применения наказаний (например, дворяне освобождались от телесных наказаний).

Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие. Одиннадцать родов наказания относились к главным; поражение в правах, конфискация, отдача под надзор полиции и др. – к дополнительным. Главные, дополнительные и заменяющие наказания считались общими. Их дополняли особенные наказания (исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе, вычет из жалования и т.д.) и исключительные (лишение христианского погребения, лишение права наследования).Таким образом, "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" было большим шагом вперед в деле развития российского уголовного законодательства.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ