Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 5. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ И РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
10.11.2017, 14:23

1. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. РЕФОРМЫ 1863 – 1874 ГГ.

Падение крепостного права в России обусловили две главные причины: вступление России на путь капиталистического развития и рост общественного антикрепостнического движения. Именно они заставили Александра II признать, что лучше освободить крестьян сверху, чем ждать, пока крепостное право свергнут снизу.

Развитие капиталистических отношений в дореволюционной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Обострявшийся конфликт между новыми, капиталистическими, отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса крепостничества. Выражением этого процесса стал повсеместный рост крестьянских волнений. Дальнейшему углублению кризиса феодализма способствовало поражение России в Крымской войне, придавшее кризису всеобъемлющий характер.  Война вызвала рост податного гнета. Рекрутские наборы, реквизиция скота, фуража и продовольствия разоряли население страны. Рекрутские наборы оторвали от народного хозяйства 10% мужчин. Численность скота в результате реквизиций и эпизоотий сократилась на 13%. Война серьезно подорвала финансы России: дефицит в государственном бюджете составил около 800 тыс. рублей и в три раза превосходил сумму годовых поступлений в казну. Налоговые недоимки возросли более чем в полтора раза.

Война нанесла заметный ущерб промышленности и торговле. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Вывоз хлеба упал в 13 раз, льна – в 8, пеньки – в 6, сала – в 4 раза. Ввоз хлопка сократился в 2,5 раза, машин – в 10 раз. Царское правительство после Крымской войны осознало невозможность сохранения крепостничества, так как оно служило основной причиной экономической и военно-технической отсталости России. Чтобы предотвратить социальный взрыв в стране, укрепить свою социальную и экономическую базу, правительство должно было встать на путь проведения неотложных экономических и политических реформ.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Правительство попыталось заставить самих помещиков проявить инициативу. В 1857 г. было дано предписание генерал-губернатору Литовских губерний В.Н. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех комитетов и комиссий для обсуждения вопроса об улучшении быта помещичьих крестьян. Правительственный проект давал крестьянам гражданские права, но сохранял вотчинную власть помещика. За помещиками оставалась собственность на все земли в его имении, крестьянам же отводилась в пользование надельная земля, за которую они обязаны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности. Вскоре аналогичный рескрипт был направлен петербургскому генерал-губернатору П.Н. Игнатьеву, а затем и по всем остальным губерниям с крепостными крестьянами. В 1858 г. создаются Главный комитет по крепостному делу и Земский отдел при Министерстве внутренних дел, которые сыграли заметную роль в подготовке реформы.

В 1857 г. предводитель тверского губернского дворянства А.М. Упковский представил Александру II "Записку об освобождении крестьян". В ней говорилось, что крестьяне должны быть освобождены без переходного состояния, с вознаграждением помещиков как на землю, отходящую крестьянам, так и за самих освобожденных крестьян. Причем за землю должны были платить сами крестьяне, а осуществить выкуп последних – государство. Одновременно на имя императора поступил проект полтавского помещика М.П. Позена, который предлагал сохранить за крестьянами наделы в целях обеспечения помещиков рабочей силой. Проектом известного славянофила Ю.Ф. Самарина предусматривалось установление после отмены крепостного права переходного периода в 10 – 12 лет с сохранением обязательной барщины и за помещиком – права вотчинной полиции.

Несмотря на различия, проекты отражали стремление освободить Россию "сверху", не разрушая старой системы землевладения, власти монархии и помещиков. Однако правительство не могло не считаться с интересами крестьян, их настроениями. Под их влиянием Главный комитет по крестьянскому делу в 1858 г. принял программу, предусматривающую предоставление крестьянам в собственность их наделов посредством выкупа и полное освобождение крестьян, выкупивших свои наделы, от феодальных повинностей.

В 1859 г. при Главном комитете были созданы редакционные комиссии, и к концу августа 1859 г. проект Положения о крестьянах был в основном подготовлен. Впоследствии он подвергался изменениям в соответствии с замечаниями депутатов от губернских комитетов, вызванных для его обсуждения в Санкт-Петербург. Редакционные комиссии пошли на некоторые уступки: в ряде уездов были понижены нормы крестьянских наделов.

В октябре 1860 г редакционные комиссии передали проект Положения в Главный комитет по крестьянскому делу. В январе 1861 г проект поступил на рассмотрение в последнюю инстанцию – Государственный совет. Здесь по предложению князя П.П. Гагарина в проект был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ними) в собственность немедленно и бесплатно 1/4 надела. Предполагалось, что это позволит не превратить крестьян в пауперов и сохранить в руках бывших владельцев максимум земельных угодий и обеспечить их рабочей силой.

19 февраля 1861 г Александр II подписал проект, который получил силу закона.

Правительство понимало, что обнародование Манифеста не удовлетворит крестьян и может вызвать с их стороны акции массового протеста. Были составлены подробные инструкции о дислокации и переброске войск на случай крестьянских волнений, в губернии посланы генерал-майоры царской свиты и флигель-адъютанты, наделенные чрезвычайными полномочиями. Духовенству было предписано применить все средства религиозного воздействия на крестьян, чтобы удержать их в повиновении.

Ликвидация крепостничества – не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений 19 февраля 1861 г." В Maнифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 16 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные поборы (яйцами, маслом, льном и т.п.), барщина ограничивалась 2 женскими и

3 мужскими днями с тягла в неделю, сокращалась подворная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Но и после 1863 г. крестьяне находились на положении "временнообязанных", т.е. продолжали нести регламентированные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации крепостных отношений был перевод крестьян на выкуп.

По Манифесту крестьянин получал личную свободу. Бывший крепостной приобретал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: заключать гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие  сословия. Начал складываться рынок рабочей силы. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не был решен окончательно. На период "временнообязанного" состояния крестьян за помещиком оставалось право вотчинной полиции: ему подчинялись сельские должностные лица; помещик мог требовать их смены, удаления из общины неугодных крестьян, вмешиваться в решения сходов. Сохранилось и прикрепление крестьян к общине, крестьяне по-прежнему подвергались телесным наказаниям.

Летом 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского общественного управления. Крестьяне одной общины образовывали сельское общество, несколько сельских обществ – волость, насчитывавшую от 300 до 2 тыс. душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на три года старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (как в государственной деревне). Волостной сход избирал на 3 года волостного старшину и волостной суд, рассматривавший мелкие уголовные и гражданские дела крестьян. Старшина являлся главой волостного правления, куда входили старосты и сборщики податей. В это же время был создан институт мировых посредников, на который правительство возложило исполнение многочисленных административно-полицейских функций, связанных с проведением реформы в жизнь. Мировые посредники назначались из помещиков, были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд – губернскому по крестьянским делам присутствию, состоявшему из местных чиновников и помещиков.

Реформа 1861 г. исходила из того, что закон признавал за помещиком право собственности на всю землю в имении (в том числе и на крестьянскую надельную). Крестьяне считались лишь пользователями надельной землей, обязанными отбывать за нее оброк или барщину. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Наделение землей носило принудительный характер, крестьяне до 1870 г. не могли отказаться от надела, размеры которого были очень малы. Недостаток земли крестьяне вынуждены были пополнять кабальной арендой, частью – покупками или сторонними заработками.

Завершающим этапом крестьянской реформы был перевод крестьян на выкуп. Дело выкупа взяло на себя государство путем проведения выкупной операции. Казна выплачивала помещикам деньгами или ценными бумагами за 75 – 80 % выкупной земли. За остальные 20 – 25 % земли крестьяне выплачивали непосредственно помещику. Сумма, выплачиваемая государством помещикам, взыскивалась с крестьян в размере 6 % в год в течение 49 лет. Таким образом, крестьяне должны были выплатить до 300 % предложенной им ссуды.

После крестьянской реформы 1861 г. начался период бурного развития капитализма в России. Он выражался в быстром росте промышленности, сельского хозяйства, в процессах расслоения крестьянства и превращения барщинного помещичьего хозяйства в капиталистическое, усиления рыночных отношений, чему немало способствовало появление более совершенных путей сообщения – железных дорог.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других реформ – в области местного управления, суда, образования, финансов, военной.

В марте 1859 г. при МВД (под председательством Н.А. Милютина) была создана комиссия для разработки Закона "О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде". В апреле 1860 г. Милютин представил Александру II записку "Временные правила местного управления", которое строилось по принципу выборности и всесословности. Через год по предложению нового министра МВД П.А. Валуева была изменена система выборов в проектируемые земские учреждения, ограничивавшая представительство основой массы населения страны – крестьянства, исключавшая представительство наемных рабочих и дававшая преимущества дворянству и буржуазии. К марту 1863 г. был выработан проект Положения о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденный после обсуждения в Государственном совете Александром II и в 1864 г. получивший силу закона.

Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов – уездных и губернских земских управ. Те и другие избирались на трехкратный срок. Члены земских собраний назывались гласными. Количество гласных по разным уездам колебалось от 10 до 96, а губернских – от 15 до 100. Губернские земские гласные избирались на уездных земских собраниях из расчета 1 губернский гласный от 6 уездных. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Все губернские избиратели делились на три курии: 1) землевладельцев; 2) городских избирателей; 3) выборных сельских обществ. В первую курию в соответствии с размерами недвижимого имущества (200 десятин земли или 15 тыс. руб.) попадали, как правило, крупные дворяне-землевладельцы и крупная торгово- промышленная буржуазия. Вторая курия была представлена крупной городской буржуазией (имущественный ценз составлял 500 руб. в мелких городах и 2 тыс. руб. – в крупных). Третья курия состояла главным образом из крестьян, однако по этой курии могли баллотироваться также дворяне и священники. По первым двум куриям выборы были прямыми, по третьей – многостепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выбирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Важно отметить, что по первой курии избиралось такое же количество гласных, как и по остальным двум, что обеспечивало преобладающее положение в земствах дворянства.

Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях. Председателя уездной земской управы утверждал губернатор, губернского – министр МВД. Гласные ежегодно созывались на сессии для рассмотрения годовых отчетов, утверждения плана земского хозяйства и формирования бюджета. Гласные работали на общественных началах, чины управ получали жалование. На содержание земств собирались земские сборы с населения. Основная часть земских расходов шла на содержание земских учреждений, полиции, народное образование и здравоохранение.

Земства были лишены политических функций, сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В их ведении находились забота о местных путях сообщения, земской почте, школах, больницах, приютах, попечение о местной торговле и промышленности, постройка церквей, содержание тюрем. Исполнение хозяйственно-административных функций рассматривалось  правительством как обязанность земств: ранее этим занималась администрация, теперь заботы о местных делах перекладывались на земства. Однако в пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти губернатора и министра МВД, которые могли приостановить любое решение земства, признав его противным "закону или общественным пользам". Земства не обладали принудительной властью, местная полиция не зависела от земств и подчинялась МВД.

Следует отметить, что земства не были введены в Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Сибири, а также на окраинах России: в Польше, Степном крае, Литве, Средней Азии и на Кавказе. В Сибири земства были введены только Колчаком. И все же земства сыграли большую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: образовании местного мелкого кредита, устройстве почт и дорог, организации здравоохранения и народного образования. К 1880 г. только на селе было создано 12 тыс. земских школ.

Городское самоуправление со времен "Жалованной грамоты Российской империи" 1785 г. фактически не развивалось до 60-х гг. XIX в., хотя Екатерина II дала городам довольно широкое самоуправление. Все городские сословия (их тогда насчитывалось шесть) были допущены к выборам. Они выбирали общую Думу, которая затем должна была выбирать исполнительный орган – шестигласную Думу, где было представлено каждое из сословий. Такая Дума должна была заведовать городским хозяйством. Однако из-за всемогущей опеки государства у горожан не было желания принимать участие в местном городском самоуправлении. Органы местного самоуправления были придатком администрации, они не имели даже права налогообложения.

В 1862 г. началась подготовка реформы городского самоуправления. В 509 городах возникли местные комиссии. МВД составило сводку материалов этих комиссий и на основании ее в 1864 г. выработало проект "Городского положения". В 1866 г. проект был внесен на обсуждение в Государственный совет, которое было отложено на два года. Подготовка реформы проходила уже после покушения Д.В. Каракозова. Лишь в 1870 г. проект был утвержден Александром II и стал законом.

По данному закону в 59 городах России (в том числе и в Омске) вводились новые, формально бессловные органы городского самоуправления – городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала исполнительный орган – городскую управу, состоящую из членов управы и городского головы. Городской голова одновременно являлся главой думы и управы. Право участвовать в деятельности городского самоуправления получали по закону лишь владельцы недвижимости – плательщики городских налогов. По размерам уплачиваемых налогов они делились на три курии: в первой участвовали наиболее крупные плательщики налогов, во второй – средние и в третьей – мелкие налогоплательщики. Представители каждой курии уплачивали по одной трети общей суммы городских налогов. Курии избирали равное число членов городской думы, что обеспечивало преобладание в думах представителей наиболее состоятельных слоев горожан. Городские думы подчинялись непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернаторы осуществляли надзор за их деятельностью. Городской голова в крупных городах утверждался министром внутренних дел, в мелких – губернатором. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов (благоустройства, попечения о местной торговле и промышленности, о здравоохранении и народном образовании и т.д.). Обложение налогами имущества и доходов частных лиц городским самоуправлением ограничивалось законом: городская недвижимость могла обкладываться налогом не выше 1 % ее стоимости. Из собранных средств львиная доля уходила не на городские, а казенные нужды: содержание  полиции, гражданского управления. Как и земства, думы не имели принудительной власти и для выполнения своих постановлений обязаны были прибегать к помощи полиции, которая находилась в ведении МВД.

2. РАЗВИТИЕ ПРАВА

Судебная реформа. К 1861 г. Государственной канцелярии было поручено начать разработку "Основных положении преобразования судебной части в России". К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Основные начала нового судоустройства и судопроизводства были выработаны под руководством известного юриста статс-секретаря Государственного совета С.И. Зарудного. Они получили одобрение Александра II и были разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, заграницу и легли в основу судебных уставов. Проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебных процессов с участием присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это было шагом вперед по сравнению с прежним судом, его канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

В 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в губернии), второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов (губернии). Принимавшие участие в судебном процессе выборные присяжные определяли лишь виновность или невиновность подсудимого; меру наказания устанавливали судья и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без участия последних могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений. Не разбирая дела по существу, Сенат передавал его на вторичное рассмотрение либо в другой суд, либо в тот же суд, но с другим составом членов суда и присяжных заседателей.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях сроком на три года. Каждый уезд в судебном отношении представлял мировой округ, который делился на мировые участки. Решения мирового суда могли быть обжалованы на уездном съезде мировых судей. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. После этого последние не подлежали ни увольнению, ни временному отстранению от должности. Они могли быть смещены с должности лишь в случае привлечения к суду по обвинению в уголовном преступлении.

Судебные уставы 1864 г вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей – особых чиновников судебного ведомства, которым вменялось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник – еще и пятилетний стаж судебной практики. Мировым судьей могло быть избрано лицо, обладающее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трех лет на государственной службе. В присяжные заседатели избирались лица, имеющие определенный возрастной и имущественный ценз. Присяжными заседателями не могли быть священники, военные и учителя народных школ.

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер- прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции.

Действие судебных уставов распространялось на 44 губернии. Они не были введены в Белоруссии, Сибири, Средней Азии, северных и северо-восточных окраинах европейской части России.

Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из всех проведенных в 60 – 70-е годы, однако и она сохраняла ряд архаичных черт. Так, были сохранены духовный суд (консистория) и военные суды. Высших царских сановников – членов Государственного совета, сенаторов, министров, генералов – судил Верховный уголовный суд. Еще "Положениями 19 февраля 1861 г." в деревне вводился крестьянский волостной суд, который судил крестьян по мелким уголовным и гражданским делам на основе обычного крестьянского права, а не государственных законов. С 1866 г., когда судебные учреждения только начали формироваться, последовали различные изъятия, "дополнения", "разъяснения", ограничивавшие сферу деятельности новых судов. В 1866 г. судебные чиновники стали фактически зависеть от губернаторов: они были обязаны являться к губернатору по первому вызову и "подчиняться его законным требованиям". С 1867 г. вместо следователей стали назначать "исполняющих должность следователя", на которых не распространялась несменяемость. Закон 1871 г. передал производство по политическим делам жандармерии, а с 1878 г. значительная часть политических дел передавалась военным судам.

В 1872 г. создается Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям.  Закон  1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. ликвидирован мировой суд (восстановлен только в 1912 г.).

Поражение в Крымской войне вызвало необходимость реорганизации армии. В 1861 г. на пост военного министра назначается Д.А. Милютин, который ранее был профессором академии генерального штаба, начальником штаба Кавказской армии и получил теоретическую и боевую подготовку, а  кроме того, обладал выдающимися личными качествами. Именно он начал проводить военную реформу, сократив срок службы, составлявший 25 лет.

Лица, взятые в солдаты, считались изъятыми из гражданского состояния до такой степени, что исключались из списков своего сословия. Когда же выходили в отставку, то составляли особое сословие отставных солдат и со временем должны были записаться в какое-нибудь податное сословие. В случае неспособности к труду получали небольшую пенсию – 36 руб. в год. Такая организация военной службы представляла собой тяжкое бремя, лежащее всецело на плечах податных сословий (даже купцы были освобождены от военной службы). Быть сданным в солдаты считалось самым тяжелым видом уголовного наказания даже для крепостных крестьян. Солдат в общественном сознании приравнивался к уголовному преступнику, почти каторжнику. Все это, естественно, понижало боеспособность армии. Д.А. Милютин прежде всего добился сокращения срока службы до 16 лет, затем отменил телесные наказания. Он уничтожил деление на корпуса, считая их слишком большими военными единицами для мирного времени. Самым крупным воинским соединением стала дивизия (по четыре полка каждая). Страна была поделена на военные округа, были преобразованы военные суды, переработан Военно- уголовный кодекс. Милютин провел также реформу военных учебных заведений. Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, где был повышен образовательный уровень, изгнана излишняя военщина. Для специальной подготовки создавались высшие юнкерские училища. Главная же часть военной реформы, проведенной Милютиным, состояла в том, что изменилась система комплектования армии. Вместо рекрутской повинности (в набор призывались лица от 20 до 34 лет, в среднем по 1 человеку от 200 дворов) была введена всеобщая воинская повинность по прусскому образцу, когда в армию стали призываться люди 20-летнего возраста всех сословий,  причем срок службы назначался не свыше шести лет. Затем отслуживших зачисляли на девять лет в запас, и до 40 лет они числились в ополчении. Для всех сословий устанавливались одинаковые льготы: по семейному положению (единственному сыну у родителей, единственному брату-кормильцу при малолетних сиротах – братьях и сестрах), относительно срока отбывания повинности и по образованию. Шестилетний срок службы сократили до полугода для лиц, получивших высшее образование, а имеющим среднее – до двух лет. Окончившие начальные училища должны были служить четыре года. Для лиц, получивших среднее образование, допускалось отбывание воинской повинности в качестве вольноопределяющихся, причем срок службы сокращался вдвое, так что для тех, кто имел высшее образование, он достигал трех месяцев,

В 1862 г. городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему, которая стала представлять собой сложную иерархию, начинавшуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В этом же году были созданы уездные полицейские управления, а также сыскные и охранные отделения. В губернских городах руководство полицией возлагалось на полицмейстера. Губернская полиция находилась в подчинении губернатора. Во главе российской полиции стоял министр МВД. В 1880 г. в единую полицейскую систему вошли губернские жандармские управления. Полиции было поручено право дознания, результаты которого направлялись судебным следователям.

В период правления Александра II были проведены финансовая реформа и народного образования, а также предпринята попытка ввести представительские органы власти. Император одобрил идею министра МВД о своевременности привлечения сведущих лиц к совещательному участию в подготовке законопроектов по тем вопросам, которые будут признаны монархом подлежащими к рассмотрению. Контингент подобных лиц должен был частично назначаться верховной властью, а частично избираться по городам и губерниям. Убийство Александра II помешало осуществлению намеченных преобразований. Начался период контрреформ.

В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках", которое разрушило раздельность судебных и административных властей. В уездах вместо мировых судей был введен институт земских начальников, наделенных значительными судебно-административными правами в отношении крестьян. В 1890 г. была изменена система выборов в земские органы самоуправления. В первую курию теперь могли попасть только потомственные дворяне, был также увеличен ценз в городской курии, усилен контроль за деятельностью земств со стороны администрации.

С 1892 г. публикуется новое "Городовое положение", по которому управы были поставлены в более независимое положение от дум, члены управ приравнивались к государственным служащим. Был также значительно увеличен имущественный ценз, устраняющий от участия в местном самоуправлении широкие слои горожан.

Некоторые буржуазные принципы проникли в право еще до отмены крепостничества. На базе дореформенных кодификационных работ издавалось второе и третье Полное собрание законов. В них большое место занимало уже новое пореформенное законодательство. Действующие нормы издавались в Своде законов.

В области уголовного права в 1866 и 1885 гг. были изданы новые редакции "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных". Их содержание было согласовано с текущим пореформенным законодательством.

Десятый том Свода законов служил основным источником гражданского права. Гражданско-правовые нормы содержались также в Судебных уставах, Положениях о земских начальниках, во Временных правилах о волостном суде, изданных в ходе реформы и после нее. Они являлись также источниками процессуального права.

В юридической практике к этому времени оформились основные отрасли права – государственное, гражданское, уголовное, процессуальное и др. Резко активизировалась законодательная деятельность. Новое законодательство учитывало потребности капиталистического развития страны. С 1863 г. под контролем Сената стало издаваться Периодическое собрание узаконений и распоряжений правительства, где печатались уставы кредитных обществ, постановления правительства, уставы акционерных компаний.

Довольно часто новое законодательство противоречило действующему. Такие противоречия разрешались Сенатом, который приспосабливал старые нормы к новым потребностям. Постановления Сената, получив высочайшее утверждение императором, становились законами.

В основе понимания преступления лежал формальный признак. Под преступлением понималось действие или бездействие, наказуемость которого предусматривалась законом. Здесь можно уже увидеть новые принципы: нет преступления и наказания вне закона. Провозглашение этих принципов повлекло регламентацию законных оснований привлечения к уголовной ответственности. Юриспруденция выработала понятия состава преступления как совокупности необходимых элементов при доказательстве обвинения. Уголовное право разделилось на Общую и Особенную части. Выделялись четыре элемента понятия состава преступления: субъект, объект, противозаконное действие и наличие вины. Но однозначной их трактовки в теории не было. Объект посягательства зачастую не отграничивался от предмета, понятие вины поглощалось вменяемостью, связь деяний и последствий трактовалась различно. При определении наказаний все еще принималась во внимание сословная принадлежность.

Субъектом преступления могло быть вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Возраст субъекта влиял на назначение наказаний (так, смертная казнь не применялась к лицам, не достигшим 21 года).

Обязательным признаком стала виновность субъекта. В пореформенном праве под ней понималось состояние, при котором лицо сознавало характер своих действий. Закон регламентировал формы умысла – прямого и косвенного, различных форм неосторожности. Подразумевался уже и принцип презумпции невиновности (хотя за полицейские нарушения и фискальные проступки могли привлечь к ответственности без наличия вины).

Не было единства в понимании объекта преступления. Активно обсуждался вопрос о признании объектом субъективного права личности, правовых благ (вещей, интересов, охраняемых правом). Закон же не давал теоретического определения объекту, закрепил в нормах права лишь конкретные посягательства.

Под объективной стороной понималось уголовно наказуемое действие или бездействие. Шли дебаты о понятии причинной связи, совокупности преступлений, стадий преступной деятельности и т.д.

К концу XIX в. уголовное право представляло собой сложную и емкую отрасль. Однако нечеткая трактовка объекта преступления наложила отпечаток на структуру и систему преступлений, определяемых действующим законодательством. Оно содержало множество составов, зачастую без принципиальной разницы: убийство в драке, убийство родственников, отцеубийство и т.д. Достоинство пореформенного права заключается в том, что в нем были представлены все виды посягательств на личность, собственность, регламентировались семейно-нравственные преступления, должностные, преступления против порядка управления и др.

Как и прежде, особо выделялись преступления против церкви (богохульство, оскорбление святынь, бесчинства в церкви). Наиболее опасными считались политические преступления – бунт, государственная измена и т.д. За посягательство на членов царской семьи полагалась смертная казнь, причем ответственность наступала даже при неоконченном деянии.

После отмены крепостного права из рядов крестьянства России появляется довольно большое количество пауперов, за счет которых растут маргинальные слои общества и, как следствие этого, резко возрастает преступность. Поэтому основные цели наказания заключались в том, чтобы путем уголовной репрессии исключить неугодные государству и обществу деяния. В данный период получают развитие теории исправления и перевоспитания преступников. Однако положение дел в экономике и обществе делало реализацию этих теорий неэффективной.

Существовали различные виды лишения свободы, специальные наказания за служебные преступления. До конца века сохранилось деление наказаний на основные (казнь, каторга, заключение) и дополнительные (лишение титулов, званий, полицейский надзор). Подобное деление было следствием карательной деятельности государства. Оно "очищало" сословия от неугодных лиц (лишение дворянства было принудительным изменением сословного статуса лица за опасные деяния). К началу XX в. появилось условное и условно- досрочное освобождение, стали практиковаться легкие виды наказаний, появились амнистии.

Вступив на новый путь развития после реформ 60 – 70-х гг. XIX в., Правительство России пошло на либерализацию карательной политики. Так, смертная казнь стала применяться по особому законодательству в местностях, объявленных на военном положении. Казнь назначалась за государственные и карантинные преступления (последнее объяснялось тем, что нарушение правил могло повлечь распространение эпидемий). По действовавшему военному законодательству смертная казнь применялась за мародерство и грабеж. Если местность объявлялась на военном положении, то важнейшие дела переходили в ведение военного суда, который мог выносить смертные приговоры.

За тюремным заключением во второй половине XIX в. признавались две функции:

1) способствовало безопасности государства путем изоляции преступников;

2) позволяло проводить мероприятия по их исправлению путем введения в местах заключения принудительных работ.

С отменой крепостного права претерпела изменения и тюремная система. В 1879 г. руководство тюрьмами сосредоточилось в Главном тюремном управлении. В местах заключения стал практиковаться труд, улучшились медицинское обслуживание и материальное положение заключенных. Однако режим в местах заключения так и не был унифицирован. Он зависел от местных условий. К заключенным применялись специальные виды наказаний: розги (до 50 ударов), трехдневный перевод на хлеб и воду, помещение в карцер (до 1 месяца). Затем предусматривались и другие виды лишения свободы: заключение в крепость, исправительный дом, арест, каторга, которая была срочной (до 20 лет) и бессрочной. Каторга применялась за государственные и тяжкие уголовные преступления (к женщинам как мера пресечения она не применялась). Устанавливались сроки, по истечении которых каторжане за примерное поведение могли переводиться на более легкий режим. Отбывшие каторгу переводились в разряд ссыльнопоселенцев. Ссылка представляла собой принудительное поселение в отдаленных местах, преимущественно в Сибири. По мнению Правительства ссылка должна была играть двоякую роль: 1) обезопасить центры страны от нежелательных лиц; 2) заселить окраины (поэтому ссыльным предоставлялись некоторые льготы по приобретению имущества в месте ссылки).

В 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, запрещалось наложение клейм и знаков на преступников, было ограничено применение розг (не могли применяться к неподатным сословиям, учителям, крестьянской администрации). В армии были отменены шпицрутены. Уложение о наказаниях 1866 г. еще более ограничивало применение розг. Как самостоятельный вид наказания они могли применяться по приговорам волостных судов (до 20 ударов). В Воинском уставе 1869 г. розги были сохранены в качестве дисциплинарного наказания. Окончательно розги исчезли в 1885 г., хотя в местах лишения свободы они сохранились вплоть до февраля1917 г.

После отмены крепостного права изменилось также гражданское право. Все подданные империи стали субъектами правовых отношений независимо от религии, национальности и пола. Однако всеобщего равенства закон так и не провозгласил, существовало сословное деление (закон по-прежнему ограничивал права крестьян, женщин и духовенства). Правоспособность каждого лица признавалась с момента рождения, полная дееспособность наступала с 21 года. Ранее этого возраста дееспособность ограничивалась. Она могла также ограничиваться по суду вследствие душевной болезни и состояния здоровья. Устанавливалась опека над расточителями.

Разрабатывалось в праве и понятие юридического лица. Собственнику предоставлялось право вечно и потомственно владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Ему принадлежали и недра земли. Различались движимые и недвижимые объекты права собственности, имущество делилось на родовое и благоприобретенное. Существовала особая категория заповедных имений, рассматриваемых как собственность дворянского рода в целом, с которыми запрещались сделки.

В России всегда важнейшую роль играла государственная собственность, определяемая законом как "не принадлежащая никому в особенности". Предусматривалась возможность принудительного выкупа государством за вознаграждение какого-либо имущества у частных лиц. По-прежнему существовали удельные имущества.

В пореформенном праве утвердились принципы свободы договора, обязательного выполнения сторонами его условий. Закон предоставлял сторонам широкие права для заключения договоров. Сделки могли заключаться на любых условиях, не запрещенных законом, за исключением сделок на землю как в дворянской, так и в крестьянской среде. Основополагающим элементом законности сделки считалась свободная воля сторон. Если ее не было, договор признавался недействительным. Закон предписывал также формы заключения сделок.

Новое значение получил договор личного найма: он стал рассматриваться как соглашение работника с предпринимателем. Однако существовала уголовная ответственность или штраф за принуждение хозяев к повышению зарплаты путем организованных действий.

Важное значение в отношениях капитала с казной имели договоры подряда и поставки. Закон регламентировал также положение товариществ с различной долей ответственности их чинов, причем высшей формой объединения считалось акционерное общество.

В области семейного и наследственного права окончательно утвердился принцип раздельности имущества супругов. Все, что приобреталось женой, было ее собственностью. Супруги могли самостоятельно вступать в договорные отношения без взаимного согласия, стали допускаться даже сделки между супругами. В отношении благоприобретенного имущества имелась свобода завещания. Лишь при его отсутствии вступало в силу наследование по закону. Но родовое имущество переходило только к законным наследникам – охранялась дворянская собственность.

Провозглашенные в ходе реформ буржуазные принципы судебного процесса оставались в целом неизменными до начала XX в. В судебном процессе существовала следственная форма, в гражданском – распорядительное и судебное разбирательство при наличии общей состязательной формы. Имели место примирительное и принудительное разбирательство.

Следственными органами были земские суды и управы благочиния, надзорными – прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвинительное заключение составлялось канцелярией суда.

Уголовный процесс делился на стадии:

1) дознание;

2) предварительное следствие;

3) подготовительные к суду действия;

4) судебное следствие;

5) вынесение приговора;

6) исполнение приговора;

7) пересмотр приговора.

Поводом к возбуждению уголовного дела служили жалобы частных лиц; сообщение полиции и администрации; явка с повинной; усмотрение следователя или прокурора.

Дознание осуществляли следователи или жандармы. На этой стадии участие защиты не допускалось. Материалы следствия предъявлялись обвиняемому и после этого – прокурору. Тот составлял обвинительный акт и направлял его в Судебную палату, затем дело переходило в суд.

Судебное следствие начиналось с оглашения обвинительного заключения, затем производились допрос обвиняемого, свидетелей, проверка доказательств. В суде присутствовали три члена суда, секретарь суда и 14 присяжных.

Завершалось судебное следствие прениями: речами прокурора и адвоката.

1 марта 1881 г. был убит император Александр II, а 14 августа этого же года принято "Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведения отдельных местностей империи в состояние усиленной охраны". Либеральный период в развитии российской государственности закончился, началась эпоха контрреформ.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ