Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО РОССИИ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА И БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ
10.11.2017, 14:24

1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

К началу XX в. в России сохранялась строгая административно- иерархическая вертикаль власти. На вершине находился император, которому непосредственно подчинялись руководители важнейших государственных образований. В это время существовало 15 министерств и равных им установлений. Каждый министр являлся главой ведомства, он был  подотчетным лично царю. Кроме того, существовал ряд ведомств и учреждений, напрямую подчинявшихся императору: наместники отдельных территорий, генерал-губернаторы, командующие родами войск.

Крупные изменения в государственном устройстве России произошли в 1905 г. (под влиянием революционных выступлений). 17 октября 1905 г. был опубликован Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Государственная власть брала на себя обязательство ввести в стране демократические свободы, привлечь к участию в Государственной думе все силы населения и придать этому органу законодательные функции. Данный документ не был Конституцией, это была лишь декларация намерений. Во имя будущего власть приняла идею о необходимости реформирования стержневой основы российской государственности.

В последующие месяцы были изменены основные законы, скорректированы прерогативы монарха и сформулирована роль Государственной думы. "Императору всероссийскому, – гласила ст. 4, – принадлежит верховная самодержавная власть... повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Из текста закона было исключено определение царской власти как "неограниченной". Функции Государственной Думы и Государственного совета (ему отводилась роль Верховной палаты) подчеркивались следующим образом: "Никакой новый закон не может быть без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Императора".

Выборы в Государственную думу были куриальными и многоступенчатыми. Монархическая власть оставалась самодержавной, император имел право объявлять перерыв в работе этого органа, даже распускать его до истечения срока полномочий и назначать новые выборы. Появление нового центра власти, отмена регулирования текущей деятельности сверху стали крупным шагом вперед на пути превращения России в конституционную монархию.

Следует отметить, что с введением института Государственной думы были решены некоторые формально-юридические принципы, провозглашенные Манифестом, в частности привлечение к участию в органах власти многих слоев населения. Так, в Первой Думе (27.04.1906 – 08.07.1906) среди общего числа депутатов (524 чел.) по 40 % составили либеральные партии (главным образом кадеты), левые (социалисты, трудовики, национальные радикалы) и 20% – центристы и правые. Во Второй Думе (20.02.1907 – 02.06.1907) около половины приходилось на левых и 1/3 – на либералов. В Третьей Думе (01.02.1907 – 09.06.1912) 50 % составляли крайние правые, левые – 15, либералы – 30 %. Среди 442 депутатов Четвертой Думы (15.11.1912 – 06.10.1917) правых было 65, националистов – 120, октябристов – 98, кадетов – 59, прогрессистов – 48, трудовиков – 10, социал-демократов – 14.

Только Третья Дума рассмотрела и приняла более тысячи законопроектов различного характера: от имевших общегосударственное значение (перестройка суда, изменение норм землепользования, реорганизация местного самоуправления, страхования рабочих и др.) до частных вопросов отдельных ведомств и районов. Но этот процесс не был завершен. Конституционной монархией, в полном смысле этого слова, Россия на стала.

Ведя речь о российской государственности на протяжении последнего периода существования монархии, о возможностях и направлениях ее реформирования, отметим некоторые принципиальные моменты. Структура, анатомия и импульсы власти в России всегда были иными, чем в Европе по той причине, что Россия являлась историческим феноменом, аналогов которому в новейшей мировой истории не существовало. Но власть монарха не была безотчетной и безответственной. Русские цари несли ответственность за свои дела перед памятью предков, перед Богом, что для истинно верующего человека (большинство царей именно таковыми и были) служило абсолютной формой ответственности.

Во второй половине XIX – начале XX вв., когда в стране все отчетливее звучали голоса о необходимости коренных преобразований, перед властью возникла дилемма: как улучшить положение, не ломая исконных методов и форм, а лишь постепенно видоизменяя их? Излишне резкие повороты и безоглядные заимствования чужого опыта могли лишь усилить нестабильность. Подобную точку зрения изложил Александр III в письме цесаревичу Николаю перед его ознакомительной поездкой по Европе. Среди прочего он писал: "Многое тебя прельстит, но при ближайшем рассмотрении ты убедишься, что не все заслуживает подражания и что многое достойное уважения, там, где  есть, к нам приложено быть не может. Мы должны всегда сохранять нашу национальность, наш отпечаток, и горе нам, если от него отстанем, в нем наша сила, наше спасение, наша неподражаемость".

Россия и авторитаризм были вещи неразрывные. Все последние цари в этом не сомневались. Николай II, например, принимая депутатов Первой Думы, призывал избранников приложить все силы к разрешению нужд крестьянства, просвещения народа и развития благосостояния. Революционные потрясения 1905 – 1906 гг. со всей очевидностью подтвердили опасения власти, что развитие широкой территориальной автономии, предоставление отдельным регионам автономных прав, административно неограниченных демократических свобод неизбежно приведут к взрыву центробежных сил, которые неминуемо сокрушат Россию как единое государство.

Россия не была в это время "царством бесправия", хотя и не стала правовым государством. Становились очевидными эволюционные тенденции, но они не успели в необходимой мере реализоваться. Вместе с тем нельзя все сводить к реакционности и антинародности власти.

Социальная природа России была такова, что здесь просто не сложилось сколько-нибудь значительной общественной группы, способной стать субъектом и носителем права в европейском понимании. Регламентированные выборы в Первую и Вторую Думы дали однозначный ответ: в избирательных баталиях выигрывали почти исключительно демагоги и радикалы, выступавшие не за конструктивные постепенные изменения, а за разрушение. Думские собрания больше походили на антиправительственный митинг, чем на работу законодательного учреждения. Без наличия социальной среды, способной воспринимать, оценивать и пользоваться нормами и инструкциями, любой, даже самый "прогрессивный" основной закон стал бы для большинства населения лишь отвлеченной декларацией, а для безответственного, а часто и агрессивного меньшинства – удобным средством сокрушительной политической игры. И когда 2 марта 1917 г. на маленькой провинциальной станции имперaтоp Николай II отрекся от престола, то начался не процесс реформирования исторической государственности, а ее распад. В сознании очень многих власть потеряла свой сакральный облик, и победа радикализма становилась лишь вопросом времени.

После отречения Николая II Временный комитет Государственной думы образовал Временное правительство. Вопрос о будущем государственном устройстве России был отложен до созыва Учредительного собрания (так и не состоявшегося при Временном правительстве). Хотя в поздний период правительство пыталось выдать своеобразные "суррогаты" Учредительного собрания в виде Государственного, Демократического Совещания (август 1917 г.), Демократического Совещания и Парламента (сентябрь – октябрь 1917 г.), 1 сентября Керенский провозгласил Россию республикой, превысив таким образом свои полномочия в решении вопроса о будущей государственности.

Большевики, пришедшие к власти в России в октябре 1917 г., взяли курс на строительство нового государства в форме Советов. По своему происхождению Советы были, скорее, формой самоорганизации определенных групп населения для отстаивания своих интересов, чем органами управления. Однако В.И. Ленин, следуя марксистской теории об отмирании государства, увидел в них прообраз того общественного устройства, которое не будет государством в полном смысле этого слова, а средством объединения трудящихся, постепенно приобщающихся к участию в управлении. Советы возникали спорадически на всей территории России в течение всего 1917 г. Единой советской организации не было. В городах Советы избирались по производственно-территориальному принципу, в сельской местности – по территориальному. Вначале Советы были многопартийными органами, в них входили партии социалистической ориентации (большевики, меньшевики, эсеры и анархисты). Большевики, не располагая полным влиянием в Советах, тем не менее подталкивали их к взятию власти. Их пропаганда возымела действие, и 3 – 5 июля 1917 г. петроградские вооруженные толпы потребовали свержения Временного правительства и передачи власти Советам. Это выступление было подавлено, но очень сильно повлияло на развитие ситуации в последующем. Сторонники Временного правительства стали склоняться в пользу диктатуры. На роль диктатора был выдвинут генерал Корнилов. Однако его выступление закончилось полным провалом, что во многом обеспечило приход к власти большевиков.

2. РАЗВИТИЕ ПРАВА

Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XX в. требовало изменений в праве. Наибольшие изменения произошли в государственном, административном, земском и уголовном законодательстве.

Гражданское право не было единым в Российской империи для всех подданных. Особые законы действовали в Финляндии, Польше, Бессарабии, Прибалтийских губерниях и в азиатской части страны для кочевых народов.

Нормы гражданского права, содержавшиеся в Своде законов гражданских (т. Х Свода законов Российской империи), во многом устарели. Поэтому возникла необходимость приспособления гражданского права к требованиям эпохи. Задача создания новых правовых норм легла на Сенат. Так, Сенатом были созданы институт неосновательного обогащения, договор в пользу третьего лица, различие аванса и задатка. Однако работа в сфере гражданского права протекала медленно, по-прежнему были ограничены права крестьян, евреев. Различались правоспособность мужчин и женщин, особенно в области наследования по закону. В начале XX в. был значительно расширен круг земельных собственников. По законам 1910 и 1911 гг. крестьяне получили хутора и отруба в частную собственность (Столыпинская реформа).

Обязательственному праву были известны договоры мены, купли-продажи, запродажи (договор о будущей продаже), поставки, дарения, имущественного найма, проката, безвозмездного пользования (ссуды). Распространение получили договоры подряда, личного найма, товарищества, страхования.

Особое место в гражданском праве стало занимать авторское и промышленное право. Некоторые изменения произошли в наследственном праве. Законом 1912 г. были расширены права женщин-наследниц по закону. Новый закон уровнял дочерей с сыновьями в наследовании движимого имущества.

В области уголовного права продолжало действовать несколько кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г. в редакции 1885 г.), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.) и Уголовное уложение от 22 марта 1903 г.

Закон давал определение преступления как действие, которое запрещено или предписано под страхом уголовной кары.

Уголовное уложение 1903 г. выделяло три группы преступлений:

1) тяжкие. За их совершение предусматривались смертная казнь, каторга или ссылка;

2) деяния, влекущие заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме;

3) проступки, за которые полагался арест или денежный штраф. Закон определял невменяемость в качестве состояния, исключающего уголовную ответственность. Считались состоянием невменяемости малолетство (безусловно невменяемым признавался ребенок до 10 лет), глухонемота, душевная болезнь, необходимая оборона и крайняя необходимость.

Говоря о виновности, закон рассматривал случайность (действия или последствия действий, наступление которых нельзя было предотвратить при всей внимательности лица к своим поступкам), умысел и неосторожность.

Из стадий преступной деятельности – обнаружения умысла, приготовления, покушения и оконченного преступления – уголовное право видело опасность во всех, кроме обнаружения умысла. Приготовление влекло наказание лишь по наиболее тяжким преступлениям, покушение наказывалось мягче, чем оконченное преступление.

Самым тяжким наказанием была смертная казнь, затем – ссылка на каторжные работы. По-прежнему существовали телесные наказания для ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев. Сохранялись также лишение прав, конфискация, штраф.

Наиболее опасным преступлением считалось посягательство на неприкосновенность императора и наследника престола. Особое место занимали преступления против жизни, здоровья и чести частных лиц. Признавались убийства простые, квалифицированные и привилегированные (дуэль). Достаточно много внимания уделялось имущественным преступлениям. Они были самым распространенным видом преступлений в дореволюционной России.

С началом Первой мировой войны был введен закон о военной цензуре. Подданные воюющих против Антанты стран были ограничены в правоспособности и дееспособности, а 1 сентября 1916 г. Правительство издало Положение, по которому МВД получило право закрывать любое общественное собрание или организацию. Были изданы указы о реквизиции продовольственных запасов, производилось принудительное отчуждение сырья. Промышленные предприятия были обязаны выполнять в первую очередь военные заказы. В армии 12 января 1916 г. был принят указ об изменении Воинского устава о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения службы, который повышал ответственность за названные преступления.

После Февральской революции 1917 г. последовала отмена основных государственных законов 1906 г., которые регламентировали права императора, закрепляли сложившуюся при царе организацию государственного аппарата.

Было выработано Положение о выборах в Учредительное собрание. Российские граждане получили широкие политические права: свободу слова, печати, собраний, демонстраций и др. Однако они существовали недолго, уже в июле 1917 г. военному министру и министру внутренних дел было предоставлено право закрывать всякие собрания и съезды по мотивам военной и государственной безопасности. Сохранились сословное деление общества и связанные с этим привилегии. Временное правительство отменило смертную казнь, заменив ее пожизненной каторгой, но в июле 1917 г. она была восстановлена за ряд государственных и воинских преступлений, наряду с усилением уголовного наказания за убийство, разбой, грабеж. В августе 1917 г. был принят закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего в России строя.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ