Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 7. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
10.11.2017, 14:37

1. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

Осенью 1917 г. общее положение в России приблизилось к катастрофе. Большинство государственных институтов находилось на грани распада. Многовластие, а вернее, безвластие, многонаправленность социальных и политических противостояний порождали хаос и неуправляемость. В этой обстановке большевикам, выступавшим под простыми и доходчивыми лозунгами, удалось усилить свое влияние на осенних выборах в Советы и взять курс на захват власти вооруженным путем. В результате событий 25 – 26 октября (7 – 8 ноября) 1917 г. в Петрограде большевики взяли власть в свои руки.

Легитимность новой власти базировалась на решениях II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся 25 октября 1917 г. в Смольном. На съезде была принята повестка дня, составленная большевиками и включавшая вопросы об организаций власти, войне и мире, земле (т.е. съезд принял решение о переходе государственной власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; о национализации земли; предложил начать немедленные переговоры о мире, выдвинув принцип открытых переговоров и отношений между народами; выступил с инициативой заключить справедливый мир без аннексий и контрибуций). Для управления страной было образовано, несмотря на противодействие левых эсеров и представителя ВИКЖеля, Советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). В постановлении Съезда предусматривалось создание органов отраслевого управления – народных комиссариатов по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам железнодорожным, национальностей и др. Был избран также состоящий в основном из большевиков и левых эсеров Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). (Отметим, что представительность съезда вызывает большие сомнения, однако последнее обстоятельство менее всего смущало большевиков.)

2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В подходе к новой государственности большевики исходили из положений о диктатуре пролетариата и признания Советов ее государственной формой. Это практиковалось как слом старой государственной машины и строительство нового государственного аппарата. Отсюда – распространение советской системы на всю территорию России ("вширь и вглубь"), попытки придать советской организации, насколько это было возможно, единство и стройность.

Практически с момента формального провозглашения перехода власти к Советам она начала приобретать черты однопартийной диктатуры, что стало очевидным уже летом 1918 г., когда из Советов были изгнаны даже левые эсеры, до определенного времени входившие в коалицию с большевиками. Последние, испытывая поначалу определенные иллюзии по поводу Советов, считали, что в них можно соединить в некоем абстрактно-аморфном виде законодательную, исполнительную и судебную власти, выступая против теории разделения властей. Однако жизнь заставила пойти по пути кристаллизации отдельных функций управления и создания специальных органов, отвечающих за каждый участок государственной деятельности. Формально это проводилось под эгидой советской власти и полновластия Советов. Даже в названиях новых учреждений часто упоминалось слово "Совет". На деле же шел процесс выработки механизма подчинения государственной власти воле большевистского руководства.

Исходя из учения Маркса и Энгельса, Коммунистическая партия, придя к власти, стала незамедлительно проводить политику национализации (или обобществления производства) путем передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства. Первым объектом национализации, как уже было отмечено, стала земля. Затем был создан рабочий контроль, через который обобществлялась крупная и средняя промышленность. Уже в период создания Советского государства были национализированы частные банки, частные железнодорожные и другие объекты.

Октябрьская революция не только сломала старую социальную структуру, но и внесла принципиальные изменения в отражение этой структуры в  праве. Были отменены все прежние сословия, вводилось единое, общее наименование – граждане Российской республики. Устанавливалось равенство национальностей и полов.

Ликвидация сословий не привела, однако, к равенству граждан. Были лишены политических прав эксплуататоры и некоторые другие категории нетрудящихся (возникло новое слово – "лишенец". Со временем оно стало обозначать человека, лишенного не только избирательных прав. Лишенцы и их дети ограничивались и в других правах и возможностях).

Сформированное большевиками правительство, как и прежнее, называлось Временным (Временное рабоче-крестьянское правительство), вплоть до созыва Учредительного собрания. В вопросе об Учредительном собрании большевики оказались в крайне двусмысленном положении. Они всегда выступали сторонниками его созыва, но после революции необходимость в Учредительном собрании отпала. Большевикам было необходимо признание легитимности советского строя, поэтому они пошли на созыв Учредительного собрания. Однако выборы для них оказались неудачными (они получили 25 % голосов). Тогда была избрана тактика дискредитации Учредительного собрания, а в перспективе – и роспуска. После отказа Учредительного собрания утвердить большевистскую "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", где Россия провозглашалась республикой Советов, большевики и левые эсеры ушли с заседания, и на следующий день декретом ВЦИК Учредительное собрание было распущено.

Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов, исполнительным органом которого с ноября 1917 г. стал ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Съезды собирались периодически, в промежутках между ними их функции выполнял ВЦИК, который избирался съездом.) Первым  председателем объединенного ВЦИК стал Я.М. Свердлов. Заседания ВЦИК могли проводиться в расширенном и узком составе. Расширенные заседания должны были созываться не реже одного раза в две недели в составе не менее половины членов ВЦИК. Заседания узкого состава считались законными при наличии одной четверти членов ВЦИК.

Исполнительным органом ВЦИК был Президиум, который избирался 1/10 всех членов комитета. Президиум подготавливал материалы к заседанию ВЦИК, проводил в жизнь его постановления, наблюдал за текущей деятельностью его рабочих органов. С февраля 1918 г. стали практиковаться созывы расширенного Президиума и объединенных заседаний Президиума и Совнаркома.

Совет народных комиссаров – Советское правительство – отчитывался в своей деятельности Всенародному съезду Советов и ВЦИК.

Несмотря на то, что все законодательные акты Совнарком был обязан передавать на рассмотрение и утверждение ВЦИК, ему предоставлялось право в экстренных случаях принимать необходимые декреты без обсуждения. Заседания Совнаркома проходили под председательством В.И. Ленина ежедневно, на них присутствовали члены Совнаркома и коллегий Народных комиссариатов, которых касался обсуждаемый вопрос.

Высшими органами отраслевого управления в Советском государстве стали Народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.

В области местного самоуправления Советы вначале опирались на думы и земства, куда назначали своих комиссаров, затем по всей стране были созданы губернские, уездные съезды Советов, а также городские и сельские Советы, которым принадлежала власть на местах. Выборы в Советы организовывались таким образом, что большинство в них имели представители пролетариата и беднейшего крестьянства. Рабочими органами съездов Советов и Советов были их исполнительные комитеты. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты: земледелия, юстиции, социального обеспечения, народного просвещения, продовольственный, здравоохранения и др. Отделы подразделялись на подотделы: медицинский, статистический, милиции и т.д. Во главе каждого отдела стоял член исполкома. Контроль за деятельностью всех отделов осуществлялся президиумом исполкома.

Местные Советы имели право вводить местные налоги, облагать буржуазию чрезвычайными налогами и контрибуциями. Им предоставлялись также широкие права по руководству вооруженными силами и милицией, которая находилась на содержании местных Советов.

Важную роль в деле упрочения советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учрежденные в мае 1918 г., с участием рабочих продовольственных отделов, на которые возлагались  задачи распределения и заготовки хлеба, а также формирования частей Красной Армии.

Не меньшее значение при создании аппарата советской власти имели военно- революционные комитеты (ВРК). Например, Петроградский ВРК стал после революции Всероссийским органом. При нем было 7 отделов: следственно- юридический, реквизиции, внутренней и внешней связи, информации и агитации и др. Петроградский ВРК направил в губернии страны своих представителей, которые образовали ВРК по всей стране. Их задачей было установление советской власти на местах, борьба с контрреволюционной деятельностью антисоветских организаций. Постепенно функции ВРК перешли к отделам ВЦИК Советов. ВРК был упразднен 5 декабря 1917 г.

С первых дней Октябрьской революции Советское правительство приступило к демократизации старой армии, ее демобилизации и созданию новой армии. Органом, который руководил этими мероприятиями, был Комитет по военным и морским делам в составе В.А. Антонова-Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.С. Дыбенко. В декабре 1917 г. был издан декрет, обобщивший практику организации власти в армии и выборов командного состава. Армия подчинялась Совнаркому. Власть в частях принадлежала солдатским комитетам и Советам. Им предоставлялось право избрания, утверждения и смещения с должностей командиров, вплоть до разжалования в рядовые. Командиры, до полкового включительно, избирались на общих солдатских собраниях, выше полкового – съездами или совещаниями при соответствующих комитетах. Избираемые на должности должны были обладать необходимым образованием. Жалование командному составу устанавливалось по должности. Ядром новой армии стали отряды Красной гвардии (вооруженных рабочих). В январе 1918 г. Совнарком разработал декрет об образовании армии. Армия комплектовалась из представителей трудящихся, достигших 18-летнего возраста.  Красноармейцы находились на полном государственном довольствии, получая, кроме того, ежемесячное жалование, их семьи обеспечивались всем необходимым в пределах месячных норм. Одновременно была утверждена Всероссийская коллегия по организации РККА, на местах этим ведали военные округа. Усиленное формирование Красной Армии началось после издания ленинского декрета "Социалистическое Отечество в опасности!", принятого Совнаркомом 21 февраля 1918 г. в связи с наступлением германской армии. 23 февраля было объявлено днем рождения Красной Армии.

В целях регулирования народного хозяйства 16 ноября 1917 г. был создан рабочий контроль, а позднее, 2 декабря 1917 г. – Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ), который должен был руководить экономикой и осуществлять плановое регулирование всего народного хозяйства. Он учреждался при СНК, в него входили представители от народных комиссариатов, рабочий контроль и эксперты, имевшие совещательный голос. Наиболее крупные отделы ВСНХ: государственных финансов и банков, хозяйственной политики. Производственные отделы: по финансированию предприятий, топливу, металлу, координации работы секций и отделов и пр. При ВСНХ было Бюро из 15 человек. ВСНХ принадлежало право конфискации, реквизиции, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли, а также регулирования производства, распределения кредитов и финансирования промышленности. На местах были созданы районные Совнархозы.

Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) возник не сразу. Поначалу был а образована Государственная комиссия по просвещению при ВЦИК, в рамках которой происходило формирование нового наркомата. Большевики (надо отдать им должное) уделяли большое внимание вопросам культуры и народного образования, не меньшее, чем экономике. К ведению Государственной комиссии относились выработка общего плана организации народного образования и культурных мероприятий, их финансовое и материальное обеспечение. Осенью 1918 г. ВЦИК принял Положение о единой трудовой школе. С целью подготовки рабочей и крестьянской молодежи для обучения в вузах в 1919 г. были созданы рабочие факультеты.

Революция в России произошла в момент подъема национальных движений, нарастания тенденций к распаду единого государства. Своей Декларацией прав народов России, принятой в начале ноября 1917 г. и провозгласившей право народов на самоопределение вплоть до образования собственного государства, большевики способствовали усилению этого процесса. В национальной политике большевиков проявлялась двойственность: с одной стороны, они были заинтересованы в сохранении единого государства, с другой – ввиду неблагоприятных обстоятельств им приходилось мириться с отделением от России ряда государств и подтверждать позже их независимость на основе упомянутой Декларации. Таким образом, от России отошли Финляндия, Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан. Для народов, остающихся в составе Советской России, был разработан принцип федерального устройства. Он реализовался по линии создания автономных республик в составе РСФСР. Образованные в 1918 г. автономии оказались недолговечными. Почти все они были захвачены антибольшевистскими  силами. После освобождения их Красной Армией в годы гражданской войны автономии восстанавливались, но уже в ином виде.

Для решения текущих дел в области национального строительства большевиками был создан Наркомнац, просуществовавший до 1923 г.

3. ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Итоги первого периода истории Советского государства были подведены Основным законом РСФСР, принятым в июле 1918 г. В нем был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г. Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов, она служила формально- юридической основой государственного устройства в течение достаточно длительного времени. Конституция предполагала интернационализм, исходила из равенства полов, равноправия женщин с мужчинами, предоставляла гражданам широкий круг свобод: свободу совести  (ст.  13),  слова  и  печати (ст. 14), собраний (ст. 15), объединения во всякого рода союзы (ст. 16). Причем в Конституции содержались статьи, прямо указывающие на материальное обеспечение этих свобод. Особенностью советской Конституции было соответствие обязанностей граждан их правам.

Конституция четко определила форму федерации для России – государство с автономными включениями, компетенцию верховных органов власти, затрагивала взаимоотношения центральной власти с автономными областными союзами. В качестве важнейших закреплялись национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, а также добровольность объединения. Высшими органами власти согласно Конституции признавались Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция также упоминает о Президиуме ВЦИК (ст. 45). Органы отраслевого управления представлялись 18-ю комиссариатами.

Основной закон зафиксировал структуру местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы. Следует отметить, что Конституция была буквально пропитана "классовым" содержанием, атмосферой социального и политического противоборства. Провозглашенные права и свободы касались только "трудящихся". По отношению к "эксплуататорам" допускалось лишение любых прав. Даже с позиций "пролетарской демократии" Конституция содержала два серьезных ограничения: лишение избирательных прав и исключение из политической жизни лиц, прибегающих к наемному труду, и нетрудовых элементов, а также неравные права на выборах в Советы для городских избирателей и сельского населения. Эти конституционные нормы сохранялись до середины 30-х годов.

4. СОЗДАНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОГО ПРАВА

Советское право возникло одновременно с Советским государством. В первый период истории Советского государства можно отметить 3 основных группы источников права: новое законодательство, новые нормативные акты; дореволюционное законодательство (ссылки "на законы свергнутых правительств" допускал Декрет о суде № 1. Возможность использования старого права объяснялась тем, что его нормы носили не только классовый, но общечеловеческий характер); революционное правосознание – весьма специфический источник, т.е. правоприменяющие органы и лица поступали, как позволяла революционная совесть (так, чтобы это было полезно для революции).

Для периода становления советской власти характерна множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли издавать съезды Советов, ВЦИК и Совет народных комиссаров. Правотворческую деятельность осуществляли также наркоматы, местные

Советы и даже профсоюзные органы. Одновременно с зарождением автономных республик возникли их правовые акты.

Форма законодательных актов была разной: издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Для первого периода истории советского права характерны законы по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. Единственным кодификационным актом была Конституция. С накоплением нормативного материала пользование им становится все более затруднительным. Это обусловило необходимость систематизации законодательства, и в декабре 1917 г. в составе наркомата юстиции создается отдел законодательных предложений и кодификации. Хотя подобная задача не выполнялась, но нельзя не отметить, что уже в первые годы большевикам удалось регламентировать общественные отношения и добиться исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами.

В области избирательного права Конституция закрепляла принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Ст. 64 подчеркивала отсутствие таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость. Возрастной ценз был довольно низким – 18 лет. Причем ст. 20 специально подчеркивала, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся-иностранцы. Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом; военнослужащие; трудящиеся, потерявшие трудоспособность. В ст. 65 назывались те, кто потерял избирательные права: нетрудовые элементы, т.е. применяющие наемный труд; живущие на проценты с капитала; торговые и коммерческие посредники; духовенство. Кроме того, лишались избирательных прав лица по причине неблаговидной деятельности до революции – служащие и жандармы. Упоминаются обычные для всех государств лишенцы – умалишенные и преступники. В Конституции были закреплены и принципы неравенства избирательных прав для городского и сельского населения (1 депутат от горожан представлял 25 тыс. избирателей, от сельчан – 125 тыс.), многоступенчатость выборов, а также право отзыва депутатов Советов (первоначально это право осуществлялось довольно часто.  Им воспользовались, например, рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики "Скороход").

В области финансового права советское правительство, исхода из сложившихся реалий, было вынуждено оставить на будущее решение  проблемы ликвидации товарно-денежных отношений, в том числе и финансов (как мыслилось в марксизме). Для покрытия же неотложных расходов надо было идти по известной тропе – взимать существующие налоги. Придя к власти, большевики не стали ломать сразу старую налоговую систему, более того, вначале они не вводили новых налогов. Правда, вскоре были внесены коррективы во взимании налогов, предусматривающие классовый подход к налогоплательщикам, облегчение налогов малоимущим. Эта идея была окончательно воплощена 17 июня 1918 г., когда в ноябрьский декрет были внесены изменения и дополнения. В частности, предусматривалось, что налог на прибыль может достигнуть 95 %. Естественно, что такая ставка налога была направлена на финансовое удушение частного предпринимательства.

Старая налоговая система претерпела небольшие изменения (отменен налог на частных лиц, освобожденных от воинской повинности). Доходы государственной казны пополнялись с национализацией частных банков, ревизией частных сейфов. Из них были изъяты драгоценные металлы, иностранная валюта, драгоценности. Правительство предприняло шаги по экономии государственных средств: важнейшим из них стал отказ от уплаты долгов царского и Временного правительства и процентов по ним. Сократили количество государственных служащих и снизили им жалование. До лета 1918 г. доходы и расходы государства осуществлялись хаотично, по мере возникновения потребностей и возможностей. Конституцией 1918 г. был предусмотрен специальный порядок составления и реализации государственного бюджета. Налоги подразделялись на общегосударственные и местные, устанавливались сроки, на которые должен был составляться бюджет – полгода или год. В 1918 г. был принят декрет о единстве кассы, в котором предусматривалось, что все платежи должны были осуществляться только через казначейство и Народный банк.

Изменения в экономических отношениях не могли не отразиться на гражданском праве. Прежде всего изменились отношения собственности. Масса объектов перешла в государственную собственность. Вместе с тем некоторое время сохранялась и частная собственность на средства производства. Переход объектов в собственность государства породил новую отрасль права – хозяйственное право. Дело в том, что по отношению к национализированным объектам государство выступало сразу в двух качествах: как собственник и административная система. Национализация вывела из гражданского оборота достаточно широкий круг объектов. Они перестали продаваться, покупаться, обмениваться, могли лишь переходить от субъекта к субъекту в порядке административного акта. В апреле 1918 г. был издан Декрет об отмене наследования. Он проводил в жизнь давнюю идею марксистов о ликвидации права наследования как одного из способов упразднения частной собственности. Всякое имущество согласно Декрету на сумму свыше 10 тыс. руб. переходило после смерти собственника в доход государства.

В области семейного права был принят в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, детях и введении книг актов гражданского состояния. В связи с отделением церкви от государства церковные браки отменялись и устанавливались гражданские браки. Вступающие в брак считались равноправными. Они могли сохранить фамилии, внебрачные дети уравнивались с рожденными в браке. Отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке. Условием для вступления в брак была добровольность. 16 декабря 1917 г. был принят Декрет о расторжении брака. Брак мог быть расторгнут по просьбе обоих или одного из супругов.

В области трудового права первым советским законом был Декрет СНК (октябрь 1917 г.) "О восьмичасовом рабочем дне". Декрет устанавливал, что рабочий день не должен превышать 8 часов, не считая перерыва на обед (для лиц, не достигших  18  лет,  и  на  вредных  производствах  он  сокращался  до  6 часов). Стали проводиться новые принципы оплаты труда, были урезаны высокие оклады и пенсии чиновникам. Инициативу по регулированию оплаты труда взяли на себя профсоюзы. Разработанные профсоюзами ставки зарплаты утверждались Наркомтрудом. На лиц, имевших месячный доход свыше 500 руб., возлагалась обязанность предоставлять в домовые комитеты сведения о месте работы и доходах. Вводилась всеобщая трудовая повинность. Труд по Конституции 1918 г. признавался обязанностью всех граждан Советской Республики по принципу "кто не работает, тот не ест".

Первыми актами Советского государства были заложены основы земельного права. Земля признавалась собственностью государства, которое выделяло землю общественным организациям и отдельным лицам на праве пользования. Передавалась и изымалась земля у пользователей в силу государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений. Недра земли считались исключительной собственностью государства.

Первые акты советского уголовного законодательства лишь намечали общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

Специально выделялись контрреволюционные преступления, к ним были отнесены заговоры и мятежи, антисоветские преступления в печати, измена Родине, шпионаж, диверсия, вредительство, террористические акты, саботаж.

Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бюрократизм, спекуляция, хулиганство. Законодательство предусматривало наказуемость должностных преступлений (взяточничество, волокита).

К воинским преступлениям относились измена, хищение воинского имущества, мародерство, грабежи и насилие над населением. С начала 1918 г. вводится в оборот понятие "дезертирство".

Целями наказаний были подавление враждебных классов, воспитание и перевоспитание элементов "мелкой буржуазии". Инструкция Наркомюста от 19 декабря 1917 г. устанавливала такие виды наказаний, как штраф, лишение свободы, удаление из столицы или пределов РСФСР, вынесение общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение политических прав, конфискация имущества, принуждение к общественным работам.

Сроки лишения свободы вначале были преимущественно короткими. Оно не применялось к несовершеннолетним. Назначалось и условное осуждение. Уголовное право характеризовалось неопределенностью санкций.

К ведению местных судов были отнесены гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. руб. и уголовные, если обвиняемому грозило не свыше 2 лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей, его постановления должны были подтверждаться постановлением местного суда. Обвиняемый имел право на защиту уже на стадии предварительного следствия. Суд не был стеснен формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Апелляционный порядок обжалования дела отменялся, устанавливалось обжалование в кассационном порядке. Подача кассационной жалобы не останавливала исполнения, оно могло быть приостановлено только по специальному постановлению суда первой или кассационной инстанций. Процесс носил устный, гласный характер.

Преступления против государства рассматривались в революционных трибуналах. Рассмотрение особо важных дел в революционном трибунале ВЦИК проводилось без участия народных заседателей.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ