Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 8. СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917 - 1922 ГГ.)
10.11.2017, 14:37

1. СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ МИЛИЦИИ, ЧК И СОВЕТСКОГО СУДА (1917 – 1918 ГГ.)

Истоки создания рабочей милиции находятся в исторических рамках периода перехода от Февраля к Октябрю 1917 г., когда народные представители  впервые приступили к преобразованиям государственного аппарата, в том числе и полиции. В организации милиции того времени и последующих лет имеется непосредственная преемственность, хотя данное обстоятельство долгое время не признавалось исторической наукой. Между тем в местах, где позиции левых сил были достаточно сильны, уже в марте 1917 г. при участии Советов рабочих и солдатских депутатов в 23 городах создается рабочая милиция как орган всеобщего вооружения народа, которая пришла на смену полиции и была призвана осуществлять не только охрану порядка, но и всестороннюю защиту революции. Порядок несения милицейской службы рабочими не был единым, чаще всего эти обязанности они несли поочередно в свое рабочее время, иногда за ними сохранялся средний заработок на предприятиях. Рабочие часто сами избирали руководителей – начальников отрядов, командиров и комиссаров. В других губерниях действовала "народная милиция", подчинявшаяся органам Временного правительства на местах.

Еще в период подготовки вооруженного восстания Петроградский ВРК ведал раскрытием преступлений, пресекал торговлю спиртным и оружием, предотвращал хулиганство, арестовывал спекулянтов. В ходе установления диктатуры пролетариата возникла необходимость образования ряда специальных органов охраны революционного порядка, первым из них стала милиция.

28 октября 1917 г. было издано постановление Народного комиссариата внутренних дел "О рабочей милиции", которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Объявив о создании нового органа охраны порядка, постановление, однако, не уточняло правового положения милиции, ее места в государственном аппарате. Учреждалась сначала лишь рабочая милиция, и не было указаний относительно крестьянской. Структура, функции и принципы организации действительно народной милиции определялись в процессе ее создания на основе правотворчества масс. Очень скоро стало ясно, что милиция необходима и в сельской местности России.

В первые месяцы революции функции охраны общественного порядка осуществлялись параллельно Красной гвардией, рабочей милицией, а также дружинами, образованными местными Советами, частично и старой милицией, действовавшей совместно с Красной гвардией и под ее строгим контролем. Возможность использования старой милиции большевики объясняли наличием в ней демократических элементов. Однако в ноябре 1917 г. образованная при ВРК Комиссия по ликвидации старой милиции занялась проверкой ее состава. Все милиционеры должны были в шестидневный срок представить письменные рекомендации фабрично-заводских комитетов или войсковой части о пригодности к милицейской службе. Не представившие рекомендации, а также не подчиняющиеся советской власти отстранялись от должности. Аналогично происходила, как правило, замена старого состава милиции на местах.

7 декабря 1917 г. Совнарком принял постановление о создании Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Ф.Э. Дзержинским.

Постановлением СНК определялись задачи ВЧК:

1) пресекать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили;

2) предавать суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработать меры по борьбе с ними.

В структурном отношении ВЧК разделялась на информационный, организационный отделы и по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Позднее для борьбы с контрреволюцией в армии и на флоте был создан Особый отдел ВЧК. Во главе ВЧК стоял Президиум, состоявший из председателя, двух заместителей и двух секретарей. Аппарат ВЧК вначале был немногочисленным, в марте 1918 г. – 120 человек. ЧК на местах создавались при каждом областном и губернском Совете депутатов, в узловых железнодорожных центрах, крупных портах, пограничной полосе. Их деятельность объединялась и координировалась ВЧК. ЧК работали в тесном контакте со всеми партийными и советскими органами и отчитывались перед ними.

Помимо борьбы с саботажем, ВЧК разоблачала шпионскую, диверсионную, террористическую, заговорщическую деятельность антисоветских элементов и организаций. Ее силами были ликвидированы такие контрреволюционные организации, как "Союз спасения Родины и свободы", "Единая великая Россия", "Национальный центр", разоблачены заговоры иностранных разведок.

ВЧК боролась с контрреволюционными выступлениями вместе с революционными трибуналами, а также с комиссариатами внутренних дел и юстиции. Эти наркоматы имели своих представителей в ВЧК, а представители ВЧК входили в коллегию НКВД.

ВЧК могла проводить конфискацию имущества, продовольственных карточек, составлять и публиковать списки врагов народа.

Расстрел как мера наказания первоначально не предусматривался. Чрезвычайные полномочия органам ВЧК были предоставлены только весной 1918 г. В военных условиях позднее чрезвычайные меры применялись не только по отношению к контрреволюционерам и саботажникам, но и к спекулянтам и бандитам.

Упразднение революционными массами старых судебных учреждений и создание новых революционных судов, начавшееся еще в период Февральской революции 1917 г., с победой большевиков получило широкий размах. Уже 6 – 7 ноября 1917 г. в Петрограде был организован народный суд Выборгского района, состоявший из 5 человек, избранных от районного Совета профсоюза и Совета домовых комитетов. Известен также Крондштадтский "суд общественной совести". Новгородский, Череповецкий, Кузнецкий революционные суды состояли из постоянных судей и заседателей, избиравшихся губисполкомами. Кое-где были созданы сельские и волостные суды. Так, в Камышенском сельсовете образовался суд в составе 6 человек, избиравшихся сельсоветом и утверждавшихся общим собранием всех граждан сельского общества. В Западной области возникли революционные трибуналы, военно-революционные трибуналы, военно-революционные и народно- административные суды. 12 ноября 1917 г. ВРК предложил немедленно создать военно-революционный суд при Петроградском Совете для разрешения всех мелких дел и дел следственно-заключенных.

22 ноября 1917 г. Совнарком принял Декрет о суде № 1, упразднивший весь аппарат дореволюционной юстиции: окружные суды, прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей. Были закрыты правительствующий Сенат, Главный военный суд и Петроградский коммерческий суд.

В соответствии с Декретом № 1 организовались местные суды и революционные трибуналы. Судьи должны были избираться населением, а до этого временно – Советами. Советами же составлялись списки заседателей и устанавливалась очередность их явки на сессию местного суда. В армии местные суды избирались полковыми Советами, а где таковых не было – полковыми комитетами. Для обжалования решений местных судов создавались уездные, а в столицах – съезды местных судей.

С целью борьбы с контрреволюцией, мародерством, саботажем учреждались революционные трибуналы. В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами, что обеспечивало их классово выдержанный состав. Для производства предварительного следствия при Советах создавались особые следственные комиссии.

По инструкции Наркомюста при ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и защиты. Такая коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь правосудию и представивших рекомендацию Совета.

Таким образом, Декретом о суде № 1 создавались две системы судов – общих и особых. Дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную регламентацию в Декрете о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, были учреждены окружные суды. Округ такого суда охватывал несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Советам принадлежало право отзыва избранных ими членов окружного суда. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а также были образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и общих судов.

28 января 1918 г. Совнарком учредил трибунал печати для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных путем использования печати, который действовал в составе трех постоянных судей, избиравшихся Советами не более чем на 3 месяца. Помимо наказаний, применяемых общими трибуналами, он имел право временно приостановить или закрыть печатное издание.

Для рассмотрения особо важных дел 29 мая 1918 г. был образован Ревтрибунал при ВЦИК. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся на 3 месяца, и рассматривал дела без участия народных заседателей. Состоявшая при трибунале Центральная коллегия обвинителей осуществляла руководство коллегиями обвинителей при местных трибуналах.

В июне был создан Кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов. Отдел учреждался в составе председателя, назначавшегося Совнаркомом и утверждавшегося ВЦИК, а также двух постоянных членов – от Наркомюста и ВЦИК. Он не изменял приговора, а либо утверждал его, либо направлял дело на новое рассмотрение. Изменить наказание или прекратить дело мог лишь Президиум ВЦИК по ходатайству Кассационного отдела.

Ревтрибуналы не были связаны никакими ограничениями в выборе мер борьбы с контрреволюцией, кроме тех случаев, когда суд определял меру наказания "не ниже такого-то предела". Таким образом, уже в первые месяцы после революции были созданы органы, осуществлявшие подавление политических противников и охрану общественного порядка.

2. МИЛИЦИЯ, ВЧК, СОВЕТСКИЙ СУД В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

Правовое положение и организационные принципы построения рабоче- крестьянской милиции существенно изменились в годы гражданской войны. Практика показала, что идея всеобщего вооружения народа, создания нерегулярных вооруженных сил, выполняющих одновременно задачи обороны и охраны общественного порядка, не может быть осуществлена. И если строительство Красной Армии пошло по линии создания регулярной, централизованной армии, то и милиция должна была строиться на специфических принципах, вытекающих из ее основных задач.

В соответствии с этим Коммунистическая партия и государство перешли от рабочих отрядов по охране порядка к созданию профессиональной милиции как системы органов, имеющих постоянный штат специалистов, выполняющих специфические функции и освобожденных от иной работы. НКВД и НКЮ РСФСР в октябре 1918 г. по поручению Совнаркома издали Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции, закрепившую основные принципы организации и деятельности последней, круг обязанностей и прав.

При комплектовании кадров милиции, как и в армии, проводился классовый принцип. В милицию не принимались также лица, служившие прежде в царских карательных органах или совершившие преступления.

Основными задачами милиции была охрана основ государственного и общественного строя, революционного порядка, обеспечение исполнения законов всеми гражданами, административная деятельность. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляя процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.

Уголовный розыск, созданный на местах еще в начале 1918 г. и находившийся в ведении органов Наркомюста или Советов, теперь был сосредоточен в ведении НКВД, поскольку его деятельность неразрывно связана с задачами милиции. 5 октября 1918 г. Коллегией было принято Положение об организации отдела уголовного розыска, закрепившее два основных направления в его деятельности: оперативно-розыскное и процессуальное.

Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным органом стало ее Главное управление, организованное в составе НКВД в октябре 1918 г. В губерниях и уездах были созданы губернский и уездные управления рабоче-крестьянской милиции, включаемые в состав соответствующих исполкомов во главе с начальниками. Уезды были разделены на участки, обслуживаемые милиционерами и старшими милиционерами. С самого начала при милиции стали образовываться добровольные отряды, помогавшие ей в охране порядка на общественных началах.

В условиях гражданской войны милиция участвовала в проведении политики военного коммунизма, боролась с бандитизмом. В этой области функции милиции переплетались с функциями ВЧК, с которой милиция была связана организационно. Представители ЧК входили в состав губернских управлений милиции, а в уездной милиции были созданы в 1919 г. политические бюро, выполнявшие функции борьбы с контрреволюционной преступностью.

В годы интервенции и гражданской войны произошло развитие структуры российской милиции и перестройка ее работы в соответствии с военной обстановкой. Были образованы новые виды милиции: железнодорожная, водная и промышленная. По Декрету СНК РСФСР от 3 апреля 1919 г. "О советской рабоче-крестьянской милиции" ее роль в охране общественного порядка и борьбе с преступностью была усилена, а структура военизирована в целях использования милиции как непосредственной вооруженной силы.

В 1920 г. завершается процесс становления органов милиции, оформляются ее основные задачи и функции, а также структурные звенья. 10 июня 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первое в истории "Положение о рабоче- крестьянской милиции", урегулировавшее ее правовое положение, структуру и функции. Положение закрепило сложившиеся к тому времени виды милиции:

1) городская и уездная;

2) промышленная (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т.п.);

3) железнодорожная;

4) водная (речная и морская);

5) розыскная.

Итак, к середине 1920 г. в России был создан аппарат советской милиции, основные звенья которого сохранились и в настоящее время.

ВЧК и ее местные органы боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, уже с начала 1919 г. она выполняла функции разведки.

В условиях гражданской войны ВЧК имела широкие права: вела следствие, выносила приговоры и приводила их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против советской власти ВЧК могла применять  непосредственную расправу к виновным на месте преступления.

Дальнейшее развитие советской судебной системы привело к некоторому сужению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 г. судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя за ВЧК сохранилось в особых случаях право внесудебной репрессии. Перечень преступлений, по которым ВЧК могла применять внесудебную репрессию, был значительно расширен в годы гражданской войны.

ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. В соответствии с "Положением о Всероссийской и местных ЧК" (28 октября 1918 г.) ее местные органы находились в двойном подчинении на правах отделов местных Советов. В начале гражданской войны имелось около 40 губернских чрезвычайных комиссий. ВЧК действовала в контакте с НКВД и Наркомюстом.

В советских республиках создавались свои органы борьбы с контрреволюцией. Так, на Украине была создана Всеукраинская ЧК, которую возглавил Лацис.

В конце 1918 г. органы ВЧК стали создаваться в Красной Армии. На них возлагалась борьба с контрреволюцией в армии и прифронтовой полосе, борьба со шпионажем, разведка в тылу неприятеля. В августе 1918 г. органы ВЧК были образованы на железной дороге, а несколько позже на водном транспорте. Были созданы также пограничные ЧК.

Дальнейшее развитие получили народные суды и революционные трибуналы. Перестройка судебной системы началась с принятия Положения   "О народном суде РСФСР" (ноябрь 1918 г.). Новым Положением 1920 г. внесены некоторые изменения в области судопроизводства. В конце гражданской войны произошел переход от коллегиального метода расследования к единоличному. Вместо следственных комиссий был введен институт следователей, которых избирали местные Советы.

Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинение осуществляли специальные коллегии. Члены коллегии избирались Советами и считались должностными лицами. Все они, в том числе защитники и представители сторон, получали за свой труд не гонорар от граждан, а заработную плату, как все служащие госучреждений. Этот порядок был изменен Положением 1920 г., по которому коллегии защитников были ликвидированы. Теперь для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых составляли местные исполкомы. Представителями сторон на суде могли выступать их ближайшие родственники, юрисконсульты или представители советских учреждений.

Наряду с народными судами продолжали действовать ревтрибуналы, осуществлявшие правосудие по наиболее важным уголовным делам и по делам о контрреволюционных преступлениях.

В период гражданской войны существовало три основных вида ревтрибуналов: общие (территориальные), военно-революционные и военно-железнодорожные. Кроме того, в декабре 1919 г. при ВЧК был создан Особый ревтрибунал по делам спекулянтов. Ревтрибуналы существовали в губернских  и других крупных городах. Как и народные суды, они были выборными и избирались местными Советами. Трибуналы состояли из заседателей и двух постоянных членов. По Положению 1920 г. в состав каждого ревтрибунала был введен представитель, избиравшийся Советами на общих основаниях с другими членами трибунала и имевший с ними равные права.

Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, создавались следственные комиссии, которые назначались трибуналами и находились в их подчинении. Трибуналы имели право контроля над следственной работой ЧК. Второй инстанцией для революционного трибунала служил кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. Кассационный трибунал должен был добиваться единообразия в деятельности всех трибуналов и разрешать процессуальные вопросы.

Трибуналы создавались при революционных военных советах армий, фронтов, Республики. В компетенцию военных трибуналов входили дела о контрреволюционных выступлениях и особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими, о направленных против Красной Армии действиях в прифронтовой обстановке.

Военно-железнодорожные трибуналы организовывались при управлениях дорог и Наркомате путей сообщения. К их компетенции также относились дела двоякого рода: о преступлениях работников железной дороги, связанных с нарушением работы транспорта, и о преступлениях всех граждан, если они угрожали работе транспорта.

Система судебных органов требовала четкой организации управления ими. Судебное управление осуществлял Наркомюст. Местные органы Наркомюста – отделы юстиции губисполкомов, уездные бюро юстиции, состоявшие при уездных исполкомах, – ведали организацией судебных и следственных органов, периодических консультаций, наблюдали за их деятельностью. Однако в этот период функции Наркомюста и его местных органов не ограничивались вопросами судебного управления. На них возлагались также надзор за деятельностью местных органов управления, судебных органов, милиции, заведование местами лишения свободы, консультационная и редакционная помощь органам власти и управления при издании ими различных нормативных актов.

3. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮСТИЦИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1922 Г.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре, основанном на централизованном подчинении прокурорских органов. Была учреждена прокуратура в составе Наркомюста. Нарком юстиции стал прокурором Республики, в своей деятельности он опирался на назначаемых им помощников. Он же назначал губернских прокуроров, их помощников. Особые прокуроры, подчиненные прокурору Республики, появились при ревтрибуналах. На прокуратуру возлагались общий надзор, наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания и ОГПУ, поддержание обвинения в суде, контроль за правильностью содержания под стражей. Прокурор Республики имел право отменять незаконные постановления центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК.

В этот же период ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, которые утверждались исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных учреждениях. В их задачи входило оказание юридической помощи гражданам и защита в суде.

В ноябре 1922 г. было принято первое Положение о судоустройстве РСФСР. Формировалась единая судебная система, включавшая:

1) народный суд в составе постоянного народного судьи;

2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух заседателей;

3) губернский суд;

4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Создавались также специальные суды: военные трибуналы, военно- транспортные трибуналы и т.д. Революционные трибуналы были упразднены.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий (по уголовным, гражданским делам, двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной). Верховный суд был надзорной инстанцией, а по особо важным уголовным преступлениям – первой инстанцией. Создавался институт народных следователей для осуществления предварительного следствия, которые действовали под надзором прокурора и губернских судов.

В феврале 1922 г. вместо упраздненной ВЧК возникло при НКВД Государственное политическое управление (ГПУ), задачей которого была борьба с антисоветскими выступлениями. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Органы ГПУ получили право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Внесудебные репрессии отменялись. На местах создавались подчиненные ГПУ политотделы.

В 1922 г. все места лишения свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное управление мест заключения НКВД, начали складываться предпосылки системы ГУЛАГа.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ