Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права России: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 9. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ГОДЫ НЭПА, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (1921 - 1940 ГГ.)
10.11.2017, 14:38

1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

Октябрьская революция привела к распаду Российской империи. Этому способствовали, во-первых, национально-освободительные движения буржуазно-демократического типа на западной окраине империи, в результате чего поляки, финны, литовцы, латыши, эстонцы завоевали свою независимость, во-вторых, позиция большевистской партии, провозгласившей право наций на самоопределение. Именно помощь российского советского и партийного руководства облегчила образование Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР), в то время как национальное движение за независимость Белоруссии было выражено слабо. До 1920 г. на окраинах бывшей империи шел процесс суверенизации территорий, в Закавказье после непродолжительного периода существования единой Закавказской Республики образовалось три самостоятельных государства – Грузия, Армения и Азербайджан. Сохраняли государственный суверенитет Украина, государства Прибалтики, Польша и Финляндия. В 1920 – начале 1921 гг. в большинстве республик была провозглашена советская власть, которую активно поддерживало московское руководство. Советские республики стали заключать с РСФСР договоры, предусматривающие образование военных и хозяйственных союзов. Например, договор между РСФСР и УССР предусматривал объединение наркоматов по военным и морским делам, внешней торговли, труда, путей сообщения, почт и телеграфов, наличие единого Высшего совета народного хозяйства. Аналогичное содержание имели договоры РСФСР с другими советскими республиками.

Процесс национального самоопределения затронул и народы, проживавшие на территории РСФСР. Первой национальной автономией стала Татаро- Башкирская Советская Республика, однако ее руководство, в частности известный татарский деятель Султан Галиев, арестованный уже в 1923 г. за националистический уклон и пантюркизм, не нашли общего языка с руководством Народного комиссариата по национальностям (Наркомнаца), возглавляемого И.В. Сталиным. Сначала автономные права республики были существенно ограничены, затем республика была разделена на две автономии: Татарскую и Башкирскую. Автономные образования в 1920 – 1922 гг. получили киргизы, марийцы, дагестанцы, буряты, калмыки, крымские татары и другие народы. Наиболее значительные автономные права получил Туркестан.

Таким образом, к 1922 г. на землях бывшей Российской империи существовало три типа территорий. Первый – Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония – образовали суверенные государства с буржуазными правительствами по главе. Второй был представлен советскими республиками (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия и сама Россия), которые находились в договорных отношениях. К третьему типу относились автономии внутри РСФСР (десять автономных республик и одиннадцать автономных областей), права которых регламентировались специальными актами ВЦИК и СНК. Очевидно, что вхождение в федерацию как единое государство было возможно лишь для территорий второго и третьего типов. Помимо общности политических режимов, объединению способствовали тесные экономические связи, существовавшие до революции и укрепленные системой двусторонних договоров. В 1921 – 1922 гг. были ликвидированы республиканские таможни, установлена общая финансовая система, складывался общий бюджет.

2. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

В 1920 – 1922 гг. политическим руководством страны, в частности В.И. Лениным, было предложено объединение советских республик в форме федерации. Однако проект федеративного договора, подготовленный специальной комиссией во главе со Сталиным, на самом деле означал поглощение республик одной – РСФСР, правительство которой становилось во главе федерации. Армения, Азербайджан и Белоруссия поддержали этот проект, но Грузия и Украина выступили против, требуя прав, равноценных с правами РСФСР. Сталинский вариант "автономизации" подверг критике В.И. Ленин, предложив иное понимание федерации, которая объединяла бы равные республики, имевшие право свободного выхода из союза. Федеративные органы власти и управления следовало поставить над республиканскими. Новый вариант устраивал все республики.

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, который утвердил основные документы, заявление о создании нового государства – "Постановление об образовании Союза ССР", "Декларация об образовании СССР" и "Договор об образовании СССР". Первоначально в состав Союза вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗССР (объединяла три Закавказских республики). Во второй половине 20-х гг. число союзных республик возросло за счет Туркмении, Узбекистана и Таджикистана, территории которых входили даже в состав РСФСР. I съезд Советов СССР принял решение о подготовке Конституции, принятие которой состоялось на II съезде Советов СССР 31 декабря 1924 г.

3. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 Г.

Конституция состояла из двух частей: "Декларации об образовании СССР" и "Договора об образовании СССР". В Декларации провозглашались общие принципы союза – добровольность вхождения республик, их равенство и т.п. Договор содержал статьи об организации и предметах ведения союзных и республиканских органов власти и управления.

Конституция 1924 г. сохраняла преемственность с Конституцией 1918 г. Высшим законодательным органом являлся съезд Советов. Но выборы, как и остальных Советов, проходили на основе непрямого избирательного права, непропорционального представительства, с отстранением от выборов части населения. В то же время Конституция 1924 г. имела ряд существенных отличий. Вместо однопалатного ВЦИК законодательным органом становился двухпалатный ЦИК, состоящий из Совета Союза (около 400 человек) и Совета Национальностей (приблизительно 130 человек по 5 от союзных или автономных республик и по одному от автономного округа).

Высшим исполнительным органом, обладавшим также некоторыми законодательными функциями, являлся Совет народных комиссаров, внутри которого действовали комиссариаты. По Конституции создавалось три вида комиссариатов: союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи); объединенные, действовавшие на союзном и республиканском уровнях; республиканские (внутренних дел, образования, здравоохранения и т.п.).

Конституция СССР 1924 г. имела целью правовое закрепление федерации, поэтому многие вопросы, например развернутая характеристика политического режима, демократические права и свободы граждан, остались за ее рамками.

4. КОДИФИКАЦИЯ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 20-Е ГОДЫ

В начале 20-х гг. по инициативе политического руководства страны развернулась работа по кодификации советского законодательства. Среди причин, обусловивших кодификацию, выделяются следующие:

а) победа советского строя в результате гражданской войны;

б) необходимость систематизации разнообразных, зачастую противоречащих друг другу декретов, постановлений, распоряжений, принимаемых в огромном количестве в период 1917 – 1920 гг.;

в) потребность создания законодательной базы, соответствующей новой модели экономического развития – нэпу.

Кодификация затронула все отрасли советского права. За короткий срок  были созданы гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный, земельный и другие кодексы.

Гражданский кодекс

К началу 20-х гг. гражданское право как самостоятельная отрасль советского права практически отсутствовало. Большинство предприятий, земля были национализированы и находились в собственности государства. Субъектами гражданского права теоретически могли считаться государственные предприятия, кооперативы, физические лица, но на практике их вещные права, в первую очередь право собственности, не обеспечивались. Государство не только не гарантировало этих прав, но и повсеместно их нарушало, проводя конфискации, экспроприации, т.е. отторжение собственности, произвольное распоряжение ею не на основе закона, а руководствуясь революционной целесообразностью. За 1917 – 1920 гг. практически исчезло обязательственное право из-за отсутствия договоров и основы для их действия – товарно- денежных отношений. Гражданское право, являясь правом частным, рассматривалось как пережиток буржуазной эпохи, несовместимый с социалистическим государством.

Признание многоукладности советской экономики, допущение частной собственности, кооперативов, возрождение рынка, товарно-денежных отношений, стремительный рост различных сделок требовали соответствующей юридической базы.

Гражданский кодекс был подготовлен специальной комиссией, куда вошли представители важнейших хозяйственных наркоматов, Госбанка, Центросоюза и наркомата юстиции.

Комиссия, в составе которой работали многие юристы дореволюционной школы, а также хозяйственники-практики, подготовила проект Гражданского кодекса, исходивший из признания гражданского права правом частным; трактовки гражданской правоспособности как естественного права человека, стоящего выше государства; наибольшей свободы собственников всех видов, ограничения вмешательства государства. Подготовленный проект обсуждался во ВЦИК и Совнаркоме, где он сурово критиковался за нечетко выдержанный классовый подход. Принципиальные замечания неоднократно высказывал В.И. Ленин. Он категорически потребовал изменить саму идеологию кодекса, считая: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное" (Полн. собр. соч. – Т. 44. – С. 398).

Первоначальный проект был существенно изменен, наибольшей переработке подверглись статьи о собственности: из имевшихся 20 статей исключили 8, а 2 серьезно отредактировали, что изменило их смысл.

Окончательный проект был утвержден на сессии ВЦИК в октябре 1922 г., с 1 января 1923 г. Гражданский кодекс был введен в действие.

Гражданский кодекс состоял из четырех разделов: Общей части, вещного, обязательственного и наследственного права.

Кодекс допускал несколько видов собственности: государственную, кооперативную и частную. Основной формой собственности объявлялась государственная социалистическая собственность. Частная собственность называлась особой формой собственности. Ее предметом могли быть немуниципализированные строения; торговые и промышленные предприятия с числом наемных рабочих, предусмотренным особым законом; орудия и средства производства; деньги и прочие ценности, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления; товары, продажа которых не воспрещалась законом, и др.

Характерно, что в кодексе отсутствовало понятие личной собственности. Она отождествлялась с частной собственностью граждан.

Земля, ее недра, воды, железные дороги, их подвижной состав, летательные аппараты признавались исключительно собственностью государства. Эти объекты, а также национализированные предприятия, суда, строения из гражданского оборота исключались. Гражданский кодекс рассматривал ряд норм, препятствующих развитию и росту частной собственности. Немуниципализированное жилье могло быть предметом купли-продажи при обязательном условии: в руках покупателя не могло оказаться более одного владения, а продавец мог отчуждать не более одного владения в три года. Размер имущества, передаваемого по наследству, ограничивался 10 тысячами.

Кооперативная собственность по своему статусу была приближена к частной, но в отношении кооперативных предприятий отсутствовали ограничения числа работников.

Наибольшую сложность вызывало регулирование отношений внутри государственной собственности. Гражданский кодекс 1922 г., а также принятое в 1923 г. Положение о трестах устанавливали, что государственные предприятия, переведенные на хозрасчет, выступают как самостоятельные юридические лица. Хозрасчетные предприятия получали определенные вещные (им выделялось имущество, предоставлялось право продавать продукцию) и договорные (поставки, сбыта, подряда и др.) права. Однако свои права хозрасчетное предприятие могло осуществлять постольку, поскольку в них не вмешивалось государство.

Государство оставалось единственным собственником всего имущества, что выражалось в праве ВСНХ ликвидировать предприятие, изъять часть имущества, изменить уставной капитал. Ограничивалась и договорная свобода. Статья Гражданского кодекса устанавливала, что сделка, направленная к явному ущербу для государства, признавалась недействительной.

В целом Гражданский кодекс 1922 г. отвечал требованиям многоукладной экономики и до конца 20-х годов являлся ее юридическим гарантом.

Земельный кодекс

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие 1 декабря 1922 г., разрабатывался одновременно с Гражданским кодексом и имел общую с ним теоретическую основу. Кодекс состоял из трех частей. Первая часть регулировала трудовое землепользование, вторая – пользование городскими землями и государственным земельным имуществом, третья – землеустройство и переселения. Земельный кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли, в чьем бы ведении они ни находились, составляли исключительную собственность государства, а все земли сельскохозяйственного назначения – единый земельный фонд, управляемый Наркомземом. Следует отметить, что Земельный кодекс, как и Гражданский, рассматривал землю как государственную собственность. Содержал норму, отличающуюся от ст. 3 Конституции 1918 г., в которой говорилось о социализации земли и переходе всего земельного фонда в общенародное достояние.

В Земельном кодексе 1922 г. широко представлен институт пользования землей. Среди пользователей назывались трудовые земледельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, рассматривалось как бессрочное и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Земельный кодекс сохранял за крестьянами свободу выбора формы землепользования: общинной, участковой (хуторской), товарищеской (тозы, армии, коммуны).

В кодексе отмечалось, что он действует в переходную эпоху, поэтому допускает аренду и наемный труд. Однако их использование ограничивалось. Например, максимальный срок аренды не мог превышать двух севооборотов (6 лет). Субаренда, применение наемного труда на арендованной земле запрещались.

Законодатель исходил из приоритетной защиты интересов коллективных пользователей. Для них устанавливались существенные льготы в землепользовании, каких не имели единоличные хозяйства. Например, земля коллективам выделялась единым участком, а не чересполосно, что допускалось в отношении единоличников. Земли коллективов не подлежали уменьшению, даже если по своим размерам они превышали установленные нормы. Наделы единоличников могли пересматриваться в соответствии с нормами уравнительного землепользования.

Помимо вопросов трудового землепользования, которые занимали в кодексе основное место, большое значение имели регулирование правового режима городских земель, земель совхозов и государственного запаса, а также установление порядка государственной регистрации землепользования, рассмотрения земельных споров и сельскохозяйственного переселения. В российском праве эти вопросы впервые регламентировались отдельным кодексом, поскольку в дореволюционный период земельное право в качестве самостоятельной отрасли не сложилось.

Земельный кодекс 1922 г. упорядочил земельные отношения в стране,  прежде всего пользование участками сельскохозяйственного назначения. Кодекс не содержал норм, требующих передела земельного фонда, а признавал сложившееся землепользование, которое отличалось большой разницей в величине земельных наделов.

Земельный кодекс затруднял развитие товарности индивидуальных хозяйств, однако принятые в 1925 г. законодательные акты расширяли границы применения наемного труда и аренды, что в совокупности с другими мероприятиями привело к росту слоя зажиточных крестьян в советской деревне.

Кодекс законов о труде

Первые советские кодексы законов о труде (КЗоТ) создавали новую отрасль права – трудовое право. В дореволюционной России отсутствовало трудовое или социальное законодательство. Отдельные отношения между рабочими и работодателями регулировались фабричным законодательством, но оно не  было единым, отличалось фрагментарностью и носило явно дискриминационный характер. Не случайно сразу после победы Октябрьской революции принимается ряд декретов, закреплявших социальные гарантии пролетариата, а в 1918 г. – один из первых советских кодексов – КЗоТ.

С переходом к нэпу многие нормы КЗоТа 1918 г. не соответствовали реальности, требовали пересмотра, что зачастую означало шаг назад в уровне гарантий трудовых прав граждан.

КЗоТ 1922 г., в отличие от предыдущего кодекса, отменял всеобщую трудовую повинность и вводил свободный наем рабочих, но через посредничество бирж труда. Нововведением по сравнению с КЗоТом 1918г. являлся переход от государственного социального обеспечения к системе социального страхования через профсоюзы. Данные нормы учитывали новую экономическую ситуацию. Полная занятость не гарантировалась, допускалась безработица. Социальные выплаты распределялись только на членов профсоюзов, уплачивающих взносы. Государство отказывалось от всеобщего социального обеспечения.

Статьи о социальных гарантиях трудящихся не содержали в обоих кодексах принципиальных отличий. Устанавливался 8-часовой рабочий день, а для подростков от 16 до 18 лет – 6-часовой. Для работников с особо тяжелыми условиями труда вводился сокращенный день. Сверхурочные работы допускались в строго ограниченных случаях и размерах. Определялось еженедельное время отдыха не менее 42 часов подряд. Всем рабочим и служащим предоставлялись ежегодные отпуска не менее двух недель. Ряд статей касался охраны труда подростков и женщин. За их нарушение предусматривалась строгая ответственность (вплоть до судебной).

Действие КЗоТа распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные, кооперативные, концессионные, общественные организации и т.п.

Основной формой в установлении трудовых отношений КЗоТ 1922 г.  называл трудовой договор. Большинство договоров заключалось как коллективные между профсоюзом и администрацией предприятия (или собственником).

УК РСФСР 1922 г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г.

В первые годы советской власти в уголовном праве отсутствовало единое законодательство: сохраняли действие некоторые дореволюционные нормы, принимались новые декреты, большую роль играло правотворчество судей. Первая попытка кодификации была предпринята в 1919 г., разработаны Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.

Уголовный кодекс, подготовленный Министерством юстиции, был утвержден сессией ВЦИК и введен в действие с 1 июня 1922 г.

Уголовный кодекс, как и Гражданский, воплотил основные идейные постулаты советской юридической науки, прежде всего принцип революционной законности и революционной целесообразности. Исходя из этих принципов, излагались Общая и Особенная части, давалась трактовка основных понятий уголовного права.

В Общей части преступлением признавалось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период. Общая часть УК РСФСР 1922 г. состояла из следующих разделов: Пределы действия Уголовного кодекса; Общие начала применения наказания; Определение меры наказания; Род и виды наказаний и других мер социальной защиты; Порядок отбывания наказания.

Целью наказания признавались:

а) предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых членов общества;

б) приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно- трудового воздействия;

в) лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Хотя обязательным условием применения наказания служило наличие вины преступника в форме умысла или неосторожности, судебные органы имели право определять меру наказания с учетом личности преступника, его классовой принадлежности, прошлой судимости, связи с преступной средой и т.п. УК предусматривал гибкую систему наказаний: от высшей меры (расстрела) до условного осуждения и общественного порицания.

Особенностью советского уголовного права было понятие аналогии, которая сохраняла правотворчество судов.

Особенная часть УК состояла из 8 глав: государственные преступления (контрреволюционные и против порядка управления); должностные; хозяйственные; нарушения правил об отделении церкви от государства; преступления против жизни, здоровья и достоинства личности; имущественные; воинские преступления; нарушения правил общественной безопасности.

Ряд статей кодекса был направлен против частного предпринимательства. Например, уголовную ответственность влекло расточительство арендатора, нарушение государственной монополии, искусственное повышение цен путем сговора, невыпуск товаров на рынок и т.п.

УК РСФСР 1922 г. вскоре был дополнен Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1924 г. и Уголовно-процессуальным кодексом 1923 г.

Исправительно-трудовой кодекс отразил переориентацию с отбывания наказания на связь наказания с общественно полезным трудом. Устанавливалась градация мест заключения с разным режимом, его не было в дореволюционной России, хотя и раньше места заключения по режиму отличались.

Уголовно-процессуальный кодекс сохранил многие принципы пореформенной судебной системы: устность судопроизводства, ведение дел на национальном языке, гласность и публичность заседаний. Устанавливалось обязательное участие защиты, если на процессе выступал прокурор. Следователи должны были рассматривать материалы дела, в том числе и оправдывающие.

Основными принципами судопроизводства кодекс называл оценку доказательств судьями по своему внутреннему убеждению, тайну совещательной комнаты, отмену апелляции и кассационный порядок обжалования приговоров.

5. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОГПУ. СОЗДАНИЕ НКВД СССР

В 30-е годы был проведен ряд мероприятий по улучшению работы органов суда и прокуратуры, упорядочению их структуры и функций. В 1934 г. расширяется подсудность областных судов, ликвидируются сохранявшиеся специальные суды – железнодорожные трибуналы, специальные сессии судов по трудовым делам и др. Создаются общественные суды: в сельской местности – при сельсоветах, а на городских предприятиях – производственно- товарищеские суды. Общественные суды рассматривали мелкие имущественные споры, незначительные кражи, случаи хулиганства и т.п. В качестве мер воздействия применялись предупреждение, общественное порицание, денежный штраф (до 10 руб.).

В эти годы завершилась централизация прокуратуры. Прокуроры союзных республик, совмещавшие ранее должности наркомов юстиции, переводились в подчинение прокурора СССР. Прокурор СССР и его заместитель получили право опротестовывать решения и приговоры Верховного суда СССР и Верховных судов союзных республик. Прокуратуре СССР передавались функции по надзору за законностью, выполняемые ранее Верховным судом СССР.

Предпринятые меры могли оказать двоякое воздействие на развитие государства и права. Организационные усовершенствования, четкое разграничение функций, развитие общественных судов в демократическом обществе способствовали усилению значения судебно-прокурорских органов в утверждении законности и правопорядка. В условиях складывающегося тоталитаризма эти органы стали орудием проведения репрессивной политики, а принятые меры (например, централизация прокуратуры, право общественных судов добиваться увольнения работника, исключая его из профсоюза) облегчали решение этой задачи.

Однако ведущая и особая роль в осуществлении массовых репрессий принадлежала органам госбезопасности и внутренних дел.

В конце 20-х – начале 30-х гг. происходят усложнение структуры ОГПУ и расширение его функций. Уже в 1927 г. Президиум ЦИК СССР расширил полномочия ОГПУ, предоставив ему право внесудебной репрессии, но первоначально по узкой группе преступлений в качестве видов наказаний практиковались заключение в концлагерь, запрещение после ссылки проживания в определенной местности и т.п. Судебными функциями внутри ОГПУ наделялись Особое совещание, судебная коллегия, а с 1929 г. в дополнение к ним организуются так называемые тройки.

К этому времени более четко определяется структура ОГПУ, например, выделяется Особый отдел, который занимается государственной  безопасностью в Красной Армии, шпионажем и контрразведкой, хотя эти функции ОГПУ осуществляло и раньше. В 1930 г. возникает ГУЛАГ, в 1931 г.

– Секретно-политический отдел, специализирующийся на агентурной работе среди членов бывших политических партий.

Под начало ОГПУ переходят милиция и уголовный розыск. В 1932 г. при ОГПУ организуется Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), т.е. милиция окончательно была изъята из ведения СНК союзных и автономных республик. НКВД союзных и автономных республик, которым ранее подчинялась милиция, были ликвидированы. Однако уже в 1934 г. НКВД как общесоюзный наркомат был восстановлен, в его состав вошли все структурные подразделения ОГПУ, переименованного в ГУГБ (Главное управление государственной безопасности). Среди причин, вызвавших реорганизацию, можно назвать следующие: более низкий профессиональный уровень работников ОГПУ в борьбе с уголовной преступностью и ее профилактикой (органы НКВД накопили больший опыт подобной работы); усиление позиций ОГПУ, прямая преемственность его с ВЧК не одобрялись ни обществом, ни политическим руководством страны; система встрясок, реорганизаций, нестабильности соответствовала сталинским методам государственного управления.

НКВД становится важнейшим звеном советского государственного механизма. Растет его численность: если в 1935 г. в центральном аппарате работало около 8 тыс. человек, то в 1940 г. – около 33 тыс. Сотрудники НКВД получили значительные льготы, а их зарплата была одной из наиболее высоких в стране. Офицерские чины в госбезопасности начинались с сержанта, таким образом, капитан госбезопасности приравнивался к армейскому полковнику. К НКВД переходят функции внесудебной репрессии. В 1934 г. при НКВД создается Особое совещание в составе заместителя наркома, уполномоченного НКВД по РСФСР (или другой союзной республики), начальника ГУРКМ, прокурора СССР и его заместителя. Особое совещание рассматривало дела по наиболее опасным преступлениям. Слушание дела и приговор осуществлялись заочно, без присутствия обвиняемого.

Аналогичными функциями обладали так называемые тройки. На местном уровне в них входили первый секретарь обкома ВКП(б) или ЦК республики, начальник управления НКВД, прокурор края, области или республики. Тройки могли работать в составе 2-х человек. На центральном уровне тройку составляли нарком внутренних дел, начальник ГУРКМ и начальник того управления или отдела, по ведомству которого проходило дело.

В конце 30-х гг. активизируется деятельность военных трибуналов. Прокуратура не выполняет надзорных функций, а специализируется на обвинении. Прокурор СССР А.Я. Вышинский становится зловещей фигурой на знаменитых московских процессах.

Появление органов внесудебной репрессии (Особое совещание, тройки) было связано, во-первых, с развитием тоталитаризма, неотъемлемой частью которого являются репрессии, а во-вторых, с неспособностью обычных судов обеспечить репрессии: несмотря на ужесточение уголовного законодательства, обычные суды зачастую выносили оправдательные приговоры, редко назначали высшую меру наказания.

6. ИЗМЕНЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Уголовное право в наибольшей степени отразило эволюцию советской политической системы по утверждению тоталитарного режима.

В ноябре 1926 г. сессия ВЦИК приняла новый Уголовный кодекс РСФСР, который вводился в действие с 1 января 1927 г. Уголовный кодекс содержал ст. 58 – "Контрреволюционные преступления". Знаменитая статья максимально широко трактовала контрреволюционные (государственные) преступления, определяя за их совершение наиболее суровые виды наказаний. Например, за умышленное убийство, совершенное повторно или способом, опасным для жизни многих людей или особо мучительным для убитого, предусматривалось лишение свободы сроком до 10 лет; за умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения, вызванного насилием или тяжелым оскорблением со стороны потерпевшего, – от одного года до пяти лет. В то же время контрреволюционные преступления (вооруженные восстания, пропаганда или агитация, содержащая призывы к свержению, подрыву или ослаблению советской власти) наказывались весьма жестоко – вплоть до расстрела. Расширению понятия "контрреволюционное преступление" способствовало постановление Пленума Верховного суда СССР (январь 1928 г.) "О прямом и косвенном умысле при контрреволюционном преступлении", по которому считалось контрреволюционным всякое действие, когда совершивший его, хотя и не ставил прямо контрреволюционных целей, но сознательно допускал их общественно опасные последствия.

Значительно возрастает роль уголовного права как важного орудия политики в период форсированной централизации и коллективизации. Хотя статья 58 УК позволяла привлечь к суровой ответственности за самые разнообразные правонарушения, квалифицируемые как саботаж, вредительство (именно эти обвинения были предъявлены на процессах по "Шахтинскому делу" и делу "Промпартии"), происходит дальнейшее ужесточение уголовного права. В сферу уголовных преступлений переходит ряд правонарушений, ранее рассматриваемых трудовым законодательством, административным правом и т.д.

Большинство принятых в 30 – 40 гг. уголовных законов ставили цель укрепления плановой, технологической, трудовой дисциплины, что, по замыслу законодателя, позволяло уменьшить издержки "большого скачка". Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г. определял выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции как противогосударственное преступление, равносильное вредительству.

В 1938-1940 гг. появился ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. Для улучшения контроля за перемещением трудовых ресурсов вводятся трудовые книжки. Уволенные работники выселялись в 10-дневный срок из ведомственных квартир. Достаточным основанием для увольнения служили три прогула или опоздания на работу в течение месяца. Наиболее жестокие меры за трудовые правонарушения предусматривал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Указ, наряду с увеличением рабочего времени, предусматривал жестокие наказания за прогулы и одновременно прикреплял работника к предприятию. Увольнения разрешались только с согласия руководителя предприятия, причем лишь в исключительных случаях: при болезни, выходе на пенсию, зачислении на учебу.

Активно развивалось уголовное законодательство, направленное на охрану социалистической собственности, однако наиболее известным и применяемым стал Закон от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности". За хищение социалистической собственности предусматривался расстрел с конфискацией всего имущества, а при смягчающих вину обстоятельствах – не менее 10 лет лишения свободы.

Аналогичные наказания предусматривал знаменитый Указ "За измену Родине" от 8 июня 1934 г., который ввел новое понятие в уголовное право – ЧСИР (члены семей изменников Родины).

Уголовную ответственность для подростков 12-летнего возраста устанавливал Закон "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних".

С конца 20-х до 40-х гг. резко расширилась сфера применения уголовного права, а само право приобрело ярко выраженный репрессивный характер.

7. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 Г.

Принятие новой Конституции было вызвано рядом обстоятельств, в полной мере проявившихся к середине 30-х гг.

1. Произошли крупные социально-экономические изменения: уничтожены частная собственность и жившие за счет ее эксплуатации классы; коллективизация разрушила наиболее многочисленный российский класс – крестьянство; политика "рывка вперед", проводимая с конца 20-х гг., сопровождаемая ухудшением условий жизни подавляющей массы рядовых граждан, не привела к серьезному сопротивлению. Наоборот, население продемонстрировало если не поддержку, то лояльность режиму.

2. Складывавшееся несоответствие содержания Конституции 1924 г. новым реалиям, в том числе и в области государственного строительства.

3. Использование правящим режимом испытанного приема социальной демагогии.

Отмеченные обстоятельства в основном обусловили содержание Конституции 1936 г. В I главе "Общественное устройство" определялось, что экономическую основу СССР составляет социалистическая собственность, существующая в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Вместо термина "частная собственность" вводилось понятие "личная собственность", которая использовалась не для получения доходов, а шла исключительно на потребление. Причем для обозначения правового статуса приусадебного участка земли применялся термин "личное пользование" (ст. 7), что исключало многие гражданские сделки, например, куплю-продажу, залог. Ст. 9 заявляла об исчезновении эксплуатации чужого труда, что также серьезно ограничивало рост личной собственности.

В целом статьи Конституции, касающиеся собственности (социалистической, личной) укрепляли этот институт, охраняли его. Конституция 1936 г. подробно рассматривала государственное устройство СССР, давала характеристику союзным и республиканским органам государственной власти и управления, определяла их компетенцию и порядок взаимоотношений. Высшим законодательным органом страны становился Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Таким образом, съезды Советов упразднялись, а система выборов видоизменялась. Выборы во все Советы депутатов трудящихся (от сельского и городского до Верховного) становились прямыми (ст. 139). Статьи о суверенных правах союзных республик не претерпели серьезных изменений по сравнению с Конституцией 1924 г. Вместе с тем в новой Конституции было зафиксировано сложившееся к этому времени государственное устройство: возросло число союзных республик и автономных образований внутри них.

Конституция 1936 г. была не только юридическим документом, но и пропагандистским актом. Наиболее наглядно это прослеживается в статьях об основных правах и обязанностях граждан. Гражданам СССР гарантировались право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, свобода слова, печати, собраний, уличных шествий и т.п. Большинство провозглашенных прав действительно гарантировалось, хотя колхозники не имели оплачиваемых отпусков и пенсий, демократическими правами можно было пользоваться только в целях укрепления социалистического строя (ст. 125). Избирательное право становилось всеобщим, равным, прямым при тайном голосовании,  однако лишение избирательных прав сохранялось (ст. 135), хотя только по решению суда.

Конституция СССР 1936 г. содержала нормы, которые обычно не входят в конституционное законодательство, а служат прерогативой отраслевого права, в частности уголовного. Например, ст. 131 гласила, что лица, покушающиеся на социалистическую собственность, являются врагами народа. Ст. 133 называла наиболее тяжким злодеянием измену Родине. В целом Конституция укрепляла советское государство, отвергая распространенный в 20-е гг. марксистский тезис об отмирании государства после построения социализма. Процедура принятия Конституции – многочисленные обсуждения проекта в течение пяти месяцев, масса предложений и дополнений – развивали миф о демократизме советской системы и советском человеке как хозяине своей страны.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ