Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » История государства и права зарубежных стран: курс лекций (СИБИТ)

ЛЕКЦИЯ 1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
04.11.2017, 15:53

План

1. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока.

2. Законы Хаммурапи и Ману.

3. Древние Афины и Спарта.

4. Государственный строй Древнего Рима.

5. Римское право.

1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Переход к государству от родоплеменного строя был связан с появлением земледельческих и скотоводческих племен. В зависимости от почвы и климата в одних районах мира преобладало земледелие, в других – приручение животных. Можно полагать, что в ранней истории цивилизации Древнего Востока земледелие играло преобладающую роль .Однако только с появлением упряжки, бывшей результатом скотоводческой культуры, стало возможно распространение и упрочение самого земледелия. Вслед за отделением скотоводства от земледелия большое влияние на переход от родоплеменного строя к государству оказало отделение ремесла от земледелия, вызванное успехами в обработке металлов. Рабство, носившее прежде спорадический характер, становится существенной составной частью общественной системы. Возникает производство непосредственно для обмена. Пахотная земля переходит в частную собственность отдельных семей. Усиливается власть военного начальника, она становится наследственной, закладываются основы наследственной знати. Исчезает родовой строй, в родовых поселках появляется пришлое население, сами родичи начинают делиться на бедных и богатых. Такое общество могло существовать только в постоянной борьбе между классами или под господством третьей силы в лице государства, которая, стоя над борющимися классами, подавляла их открытые столкновения.

На рубеже тысячелетий складывается государство в Древнем Египте, там появляются «40 номов», или областей. Во главе каждого нома стоял царь, он же верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Впоследствии они объединяются в два отдельных царства – Верхний и Нижний Египет. В период с 30 по 28 вв. до н.э. вследствие победы Верхнего Египта они были объединены в так называемом Раннем царстве. В дальнейшем Египет пережил периоды Древнего царства (28 – 24вв. до н.э.), Среднего царства (конец III тысячелетия – 16 век до н.э.), Нового царства (XVI – XII вв. до н.э.). В III тысячелетии до н.э. появляются государства Ур, Шумер, Лагаш в междуречье Тигра и Евфрата, они постоянно борются между собой за господство над Двуречьем, пока царь Вавилона Хаммурапи (1792 – 1750) не подчинил себе земли от Персидского залива до верхнего течения реки Тигр.

В XVIII веке до н.э. возникло государство в Древнем Китае, во втором тысячелетии до н.э., после прихода ариев, возникает государство в Древней Индии.

Господствующий класс древнеегипетского общества составляли жрецы и рабовладельцы. Положение жреца или рабовладельца определялось следующими условиями: 1) древностью рода; 2) величиной землевладения; 3) значением занимаемой должности. В конце периода Древнего царства (XXVII – XXIV вв.) светская аристократия в Древнем Египте добивается почти полной независимости, что привело даже к распаду царства. В Среднем царстве (с 3 тыс. 16 вв.) многие титулы и должности становятся у аристократов наследственными. В период Нового царства (XVI – XII вв. до н.э.) значение аристократии (светской) постепенно падает, усиливается жречество, а также власть фараона.

Основная масса сельского населения Древнего Египта жила в деревнях сельскими общинами, сохраняя личную свободу. Земля в общине являлась коллективной собственностью, отчуждать ее можно было только с согласия членов общины. Каждая семья владела определенным пахотным участком, а луга, леса были в общем пользовании. В условиях Древнего Египта не произошел распад сельской общины, так как земледелие здесь было орошаемым и могло развиться только как коллективное. Постепенно в период Среднего и Нового царства крестьяне-общинники становятся царскими людьми, всем необходимым их снабжает государство. Полученные урожаи подлежали строгому учету и большая часть их отбиралась. В этот же период произошло насильственное прикрепление людей к определенным профессиям. Платой за труд служили выдачи продовольствия и одежды. Постепенно произошло стирание граней между свободными и рабами.

Во все периоды Древнего Египта его главой был фараон, хотя египтяне предпочитали не называть ни его имени, ни даже титула. Они говорили: «Во дворце решили», «Во дворце сказали». Фараон причислялся к богам и был как бы посредником между небом и землей. Власть фараона была наследственной, вполне легитимным считался только тот, кто родился от брака между принцем и принцессой (т.е. брак с сестрой был в Египте обыкновенным делом).

Власть фараона была в принципе неограниченной. Она осуществлялась через чиновников, среди которых выделялись:

- визирь («фиати» по-египетски);

- казначей, начальник работ (следил за ирригационной системой);

- чиновник, отвечающий за комплектование и снабжение армии.

Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Ядро армии составляли профессионалы-наемники, однако в период больших войн в состав армии включалось ополчение. Полиция была тайной и явной, кроме того, в ее состав входили пограничная стража, охранные отряды, телохранители. */ Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высший суд находился в ведении специального учреждения шести палат, главой которых был визирь. Все судебные дела решались коллегиально. Местное управление осуществляли руководители областей – номархи.

Подобно египетскому было общество Древнего Междуречья. Различие было в том, что свободные в Древнем Вавилоне делились на две категории: 1) авилум; 2) мушкенум. Первые были семитами, вторые – шумерийское население. В политическом отношении авилум обладали более существенными привилегиями.

Наибольшего расцвета Древний Вавилон достиг при Хаммурапи, его власть была неограниченной. Чиновники и судьи действовали по его поручению и от его имени. Старший из них носил название «нубанды», что значит «меньший человек». Местное управление осуществляли также чиновники, наделенные административными и судебными полномочиями. Армия была профессиональной, воины наделялись за службу землей, которая являлась для них платой за службу. Значительным своеобразием отличался общественный строй Древней Индии. Это своеобразие было связано с существованием особых сословий – варн (каст). Их было 4: 1) брахманы (жрецы) – высшие из людей, наиболее привилегированная варна; 2) кшатрии (воины). Эти две варны были господствующими; 3) вайшьи – крестьяне, ремесленники, торговцы; 4) шудры – полусвободные, но еще не рабы. Принадлежность к варне определялась рождением, переход из одной в другую был строго воспрещен.

После завоевания Индии Александром Македонским там в IV в. до н. э. создается государство Маурья, глава которого Чандрагупта стал основателем династии. Власть монарха в Древней Индии была также практически неограниченной. Огромную роль в управлении государством играли брахманы. Местное управление строилось на десятичной системе, в основе которой лежало объединение семей в десятки, сотни, тысячи.

Несколько иным, начиная с IV в. до н.э. был общественный строй Древнего Китая, где по инициативе сановника Шан Яна была разрешена свободная покупка и продажа земли, а страна была разделена на уезды. Однако круговая порука населения была сохранена. Каждые пять семей составляли пятидворку, глава которой – староста – отвечал за поведение каждого из своих людей. Пять пятидворок составляли деревню и так далее до областей. Принцип пятидворок, связанный с круговой порукой, был перенесен на армию и уголовное право (за провинность одного отвечали все пять).

Древний Китай (как и другие вышеперечисленные государства) – наиболее яркий пример восточной деспотии. Вмешательство Вана (царя) и его чиновников в дела местного управления было повсеместным. Налоговое обложение отличалось необыкновенной разнообразностью (в Китае впервые начали выпускать металлическую монету). В Китае существовала система продажи должностей и система повышения должностей после сдачи экзаменов (II в. до н. э. – II в. н. э. – Ханьская династия).

Особенностью стран Древнего Востока было то, что форма государственной власти и политический режим принимают форму восточной деспотии, для которой характерно: 1) неограниченная власть царя; 2) объединение светской и духовной власти в одном лице; 3) наличие огромного бюрократического аппарата; 4) отсутствие всяких свобод и подавление личности. Своеобразие восточной деспотии объясняется сельской общиной и, как правило, тесно связано с ирригационной системой. В государствах восточной деспотии можно выделить три главных ведомства: 1) военное; 2) финансовое; 3) публичных работ, которые составляют государственный бюрократически организованный аппарат власти, в свою очередь нуждающийся в связующем звене, каковым и является царь (фараон, Ван, Патеси и др.).

 

2. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ И МАНУ

В 1901г. археологами к востоку от г. Вавилона был обнаружен базальтовый столб, покрытый клинописью. Это был древнейший на земле свод законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи в XVIII в. до н.э. Законник состоит  из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247.

Свод законов имеет казуальную форму изложения (от слова «казус» – случай). В нем нет различия между уголовным, гражданским или процессуальным правом. Его нельзя назвать всеохватывающим, там не упоминаются многие виды преступлений.

Главным источником кодекса была судебная практика. Законник Хаммурапи свидетельствует о динамичном развитии хозяйственной жизни вавилонского общества. Он знает сделки купли-продажи, аренды, займа, причем исполнение обязательств было непременным для обоих сторон. Изменить договор можно было только при обоюдном согласии сторон.

В древневавилонской семье господствовал муж. Отец имел право своих детей, в случае крайней нужды, жену, которая «расточает» имущество мужа или позорит его, выгнать из дома или оставить на положении рабыни и жениться вторично.

Для мужа не существовало препятствий для развода. Жена могла подать на развод лишь в случае прелюбодеяния мужа, оставления им дома или в случае неосновательного обвинения в супружеской неверности. Однако жена была все-таки наделена некоторыми существенными правами.

Закон различал два вида наследования – no завещанию и по закону. Однако завещательная свобода была еще в зачаточном состоянии. Так, дети наследовали в равной доле: братья получали столько же, сколько и сестры (такое было только у семитов). Усыновленные наследовали на равных основаниях с законными детьми.

Законник отличается значительной суровостью. Смертная казнь предусмотрена в 30-ти случаях. Система наказаний базируется на принципе талиона (т.е. наказание-возмездие за вину должно быть равным преступлению). Этот принцип применялся прямолинейно, поэтому исключалась субъективная сторона действия (умысел, неосторожность, случайность). В кодексе распространено объективное вменение (ответственность без вины). Следует заметить, что в судебнике уже нет обычая кровной мести, ее заменяет денежный штраф в строго определенных размерах. Величина его определялась тяжестью преступления и социальным положением сторон. Законник знает коллективную ответственность крестьян-общинников (как дикая вира на Руси).

Законник Хаммурапи не знает различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями и т.д.), не различаются и стадии преступления (приготовление, покушение и т.д.).

Крайне скудные сведения дает судебник о судебном процессе. Судоговорение осуществлялось публично на паперти храма. Функции судьи осуществлялись, как правило, специальными чиновниками или старейшинами. Жрецы участвовали в процессе тогда, когда принималась клятва свидетелей. Дело возбуждалось по частной инициативе потерпевшего. В качестве доказательств выступали главным образом свидетельские показания. Смертная казнь полагалась за лжесвидетельство. В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов. Судья не мог изменить уже вынесенное решение. Высшей судебной инстанцией считался царь.

Законы Ману были составлены в I в. до н.э. Их авторами были жрецы- брахманы (названы в честь Ману – мифического прородителя человека). Они состоят из 2 685-ти статей, написанных на санскрите ритмической прозой. Законы Ману трактуют не только право, но и политику, мораль и религию. Правовая санкция часто дополняется в них угрозой неблагоприятного последствия в потустороннем мире.

Законы Ману регламентировали договорные отношения, причем вводили важное правило – считали недействительными сделки, которые заключены с безумными, пьяными, малолетними, или сделки, заключенные с помощью насилия или обмана. Непременным условием каждого договора была его публичность. Много внимания уделяется договорам займа, займ дифференцирован (2 % в месяц для брахмана, 5 % для шудры). Займ обеспечивался либо залогом, либо поручительством другого лица. Невозможность уплаты долга приводила к рабству.

Браки заключались по воле родителей; когда умирал муж, вдова должна была стать женой деверя. Муж, если он терял жену, женился на сестре жены. Развод был возможен только для мужа, причем если жена была «сварливой» – немедленно. В то же время супружеская верность поддерживалась суровыми карами.

Наследство, согласно законам Ману, делилось поровну между сыновьями.

Дочерям наследство выделялось лишь в виде приданного.

В уголовном праве, как оно представлено в законах Ману, уже различаются умысел и неосторожность, вводится понятие рецидива. Наказания дифференцировались в зависимости от социального положения потерпевшего и правонарушителя. Очень сурово наказывалось воровство. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно. В особый состав преступления был введен грабеж – открытое хищение имущества, совершенное в присутствии потерпевшего, кража – тайное.

Талион не был характерен для древнеиндийского права. Наказанием за убийство была, как правило, смертная казнь. Изнасилование, мошенничество, вымогательство карались телесным наказанием. Смерть полагалась за государственные преступления, под которыми понималось всякое посягательство на государственный строй.

Согласно законам Ману судебные решения принимались, как правило, коллегиально. Главными средствами установления судебной истины были показания свидетелей и ордалии. В оценке показаний свидетеля господствует критерий качества свидетеля.

Существенной чертой законов Ману является правовой формализм. Независимо от имеющихся доказательств и даже без их рассмотрения истец мог проиграть дело, если оказывалось, что его свидетель запутывался в показаниях, или заболевал после показаний, или с ним случалось несчастье от огня и воды – в этом видели кару богов.

 

3. ДРЕВНИЕ АФИНЫ И СПАРТА

На рубеже VIII – VI вв. до н.э. на территории Балканского полуострова родовой строй стал уступать свое место классовому обществу. Население Древней Греции (Аттики) делилось на филы (племена), фратрии и роды. Однако земли общинников постепенно переходили в собственность родовой знати, происходила дифференциация общества. Органы власти и управления носили первоначально патриархальный характер. Они состояли из Совета cтарейшин, который формировался из представителей знатных родов,  базилевса (племенной царь) и народного собрания, которое созывалось для одобрением криком решений Совета cтарейшин.

Образование Афинского государства началось с проведения реформ царя Тезея. При нем произошло слияние 12-ти обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Свободное население Афин разделилось на 3 группы:

1) эвпатридов – родовой знати;

2) геоморов – земледельцев;

3) демиургов – ремесленников.

Вместо базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия 9-ти архонтов, которая ведала военными и судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Одновременно Аттика была поделена на 48 территориальных округов. Каждый округ снаряжал корабль и 2-х вооруженных всадников.

В начале VII в. до н.э. в Афинах появляются первые законы. Их составителем был Драконт. Любой проступок наказывался смертной казнью. (Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью).

Решающее значение для оформления государства в Афинах имели реформы первых архонтов Солона и Клисфена (VI в. до н.э.). Солон отменил долговую кабалу и установил максимум земельного надела. Он разбил граждан на 4 разряда по имущественному цензу. Военачальниками и архонтами могли избираться только лица из первого разряда Из представителей второго формировалось конное войско (всадники) , из остальных – пехота. Был также утвержден «Совет четырехсот» – по сто человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем «Совет четырехсот» оттеснил на второй план ареопаг. Кроме того, Солон учредил суд присяжных – гелиэю, причем в ее состав допускались граждане всех разрядов.

Продолжателем дела Солона считают Клисфена. Клисфен вместо прежних 4 племенных фил образовал 10 территориальных и тем самым положил конец делению граждан по родам. (Каждая фила снаряжала 5 судов, подразделение пехоты и конницы). Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот» – по 50 человек от каждой филы. Вместо коллегии аронтов была создана коллегия стратегов, которая занималась внешними сношениями и военными делами.

Высшим органом власти по-прежнему было народное собрание граждан мужского пола в возрасте не моложе 20-ти лет. Собрание созывалось 2 – 3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы, голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности.

По своему государственному строю от Афин резко отличалась Спарта. В VI в. до н.э. после длительных войн Спарта захватила Мессению, а ее коренных жителей превратила в государственных рабов. В страхе перед их восстанием спартанцы жили «общиной равных». Число спартанцев вместе с семьями составляло около 10 % от общего числа населения. Земля считалась собственностью государства, каждая семья получала участок (клер), который обрабатывали илоты. Спартанцы жили военно-лагерным строем. Дети с 7-ми лет воспитывались в гимназиях по суровым правилам, осуждалась роскошь. Спартанцев воспитывали в духе беспрекословного подчинения законам, властям и старшим. С 20-ти до 60-ти лет они считались военнообязанными. Не позже 30-ти лет спартанец должен был жениться. Давать приданое девушке не разрешалось. Свободными гражданами кроме спартиадов были периойки, но они не имели политических прав. Коренные жители-илоты являлись рабами. Умных и сильных илотов убивали без всякого повода. Иногда устраивали массовые убийства илотов – криптии. Во главе Спарты стояли два царя, власть которых передавалась по наследству. Во время войны власть царей была абсолютной. В мирное время они выполняли жреческие и судебные функции. Для ограничения власти царей существовала коллегия эфоров в составе 5-ти человек, которая ежегодно избиралась народным собранием. Эфоры созывали совет старейшин и народное собрание. Власть эфоров была близкой к диктатуре.

В совет старейшин (герусию) входило 28 человек, которых избирало народное собрание пожизненно из числа заслуженных граждан в возрасте не моложе 60-ти лет. Герусия обсуждала дела, которые выносились на народное собрание, и готовила проекты решений, она являлась главным судом по уголовным и государственным преступлениям.

В народное собрание (апелла) входили спартиады, достигшие 30-летнего возраста. Голосование осуществлялось криком. Результаты на слух определяли «счетчики». Однако все меры по укреплению военно-лагерного строя Спарты оказались неэффективны. К моменту подчинения Спарты А. Македонским полноправных спартанцев было всего 1 тыс. мужчин-воинов. Во II в. Спарта стала частью Римской империи.

В отличие от Древнего Востока институт частной собственности на землю в Афинах получил широкое распространение. В руках государства были лишь рудники. Однако несмотря на высокий уровень гражданского права, в законах нет детальных предписаний о правах собственника. Вероятно, пробелы в этом основном институте права восполнялись обычаем. Рабы были объектом права, говорящим орудием. Обязательственное право знало договоры товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма, подряда поклажи (хранения) и т.д.

В Древней Греции официально признавалась моногамная семья. Однако для нее было характерно господство отца и мужа. Женщины не могли от собственного имени заключать сделки. При наличии сыновей дочь не получала наследства. В уголовном праве были заметны пережитки родового строя. Допускалась кровная месть. Дела об убийстве возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер государственного и частного. Государственными преступлениями считались: измена, обман народа и оскорбление богов. Всякий, кто выступал против демократии, считался врагом народа. При наказании смертной казнью осужденному предлагалось самому исполнить приговор, ему давали на выбор яд, кинжал или веревку. Применялось лишение или ограничение гражданских прав, конфискация имущества и штраф.

 

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА

История Древнего Рима восходит к VII – VI вв. до н.э. Мы с Вами условно разобьем историю права им государства историю римского права и государства Древнего Рима на три периода:

1) раннеримское право и государство (VI в. до н.э. – I в. до н.э.);

2) классическое римское право и государство (I в. до н.э. Принципат – III в. н.э.);

3) постклассическое право и государство (III – VI вв. доминат).

Ранний Рим – небольшой город-государство, земля в нем принадлежала всей общине, государству. Пахотные земли находились в индивидуальном пользовании, а пастбища, луга и леса – в коллективном. Обработка земли велась членами больших патриархальных семей. Во главе каждой стоял домовладыка, власть которого распространялась на детей, жену, внуков, клиентов и рабов. Основным производителем был свободный мелкий земледелец и ремесленник. Характерным было деление свободных на патрициев и плебеев. По мнению исследователей большинство плебеи-потомки живущих вблизи Рима племени. К свободным относились также клиенты. История раннего Рима изобилует фактами борьбы плебеев за равные права с патрициями. В 494 г. до н.э. плебеи в полном вооружении ушли из Рима с угрозой основать собственный город. Плебеи после этих событий были включены в состав римского народа. Под давлением плебеев было зафиксировано обычное право – «Законы 12-ти таблиц».

Государственный строй раннего Рима был связан с религией, характерным для него была недифференцированность государственных служб. В VI в. до н.э. была осуществлена реформа Сервия Тулия. Согласно ей каждый римлянин, начиная с 17-ти летнего возраста считался военнообязанным. Патриции и плебеи были разделены на 193 центурии (сотни), которые стали и видом народных собраний (центуриальные комиции). Большую роль в государственной жизни играли жреческие коллегии. Так, коллегия авгуров путем гадания (по внутренностям животных, полету птиц) давала заключение о угодности или неугодности божествам государственных мероприятий. Коллегия фецианов ведала международными отношениями: в частности, фецианы совершали акт объявления войны – бросали копье с окровавленным концом на территорию врага.

В древнейший период истории в Риме существовала царская власть, она была выборной и ограничивалась народным собранием и советом старейшин. После свержения царской власти в Риме устанавливается республика, во главе которой стояли магистраты в лице двух консулов и их заместителей, а также помощников-преторов. Большую роль в управлении играли сенат и народные собрания.

Постепенно в качестве нового сословного образования в раннеримский период выделяется патрицианско-плебейская верхушка – нобилитет. Параллельно образовывались сословия сенаторов и всадников. Все другие римские граждане стали называться плебеями, т.е. этот термин потерял свое первоначальное значение. Значительную группу населения Древнего Рима составляли латины и перегрины. Латины не обладали всей полнотой прав римских граждан, но могли заключать сделки, выступать в суде, а в некоторых случаях даже выступать в народных собраниях и вступать в брак с римлянами. Перегринами называли жителей захваченных территорий, которые пользовались своим местным правом, а затем получили защиту в развившемся позднее преторском праве. Во второй (классический) период истории римского права и государства закрепляется республиканская форма правления.

Формально высшим государственным органом считались народные собрания. Однако фактически все повседневные дела, а также финансы, внешняя политика – все сосредотачивалось преимущественно в руках сената и контролируемых им магистратов. Элементы демократизма государственного строя получили проявление в праве народных собраний принимать или отвергать законы (народные собрания были и высшей судебной инстанцией) и в положении магистратов – они избирались в народных собраниях. Особую роль в период республики приобрела должность народного (плебейского) трибуна. Трибун мог накладывать вето на решение народных собраний, запрещать исполнение приказов магистратов. В классический период изменился принцип комплектования римской армии от ополчения к регулярной армии. В I в. до н.э. произошел кризис римской республики, который привел к крушению ее институтов. Была ограничена роль народных собраний, сената и магистратур. Резко возросла в политической жизни Рима роль армии, возникают военные диктатуры (Мария, Суллы, Цезаря).

В классический период римское право не признавало за рабами обладания какими-либо гражданскими или политическими правами, раб включается в инвентарь имения, становится собственностью, не субъектом, а объектом права. В этот период римской истории заметна тенденция к уравнению прав групп свободного населения. Сословные различия ослабевают, а принадлежность к сословиям определялась уже не только происхождением, но и богатством. В I в. до н.э. все латины, проживающие в Италии, получили права граждан, а в 212 г. н.э. император Каракалла наделил гражданскими правами всех свободных жителей империи. Государственный строй в Риме в постклассическую эпоху закреплял установление империи. Империя насаждала единовластие при бюрократической централизации и не рассуждающей покорности исполнителей. Весьма примечательно в этом отношении широкое использование в государственном управлении рабов императора. Наблюдается милитаризация государства.

Государственный строй Римской империи характеризовался прежде всего сосредоточением верховной власти в руках единоличного главы государства – императора. Установленного законом порядка замещения престола не существовало, переход власти от одного императора к другому юридически оформлялся сенатом. Император обладал обширными полномочиями. В его распоряжении находились казна, он командовал армией, осуществлял управление провинциями, принимал акты, обладавшие высшей юридической силой, руководил внешней политикой, был высшей судебной инстанцией. Высшим должностным лицом после императора считался начальник преторианской гвардии – префект претория. Личным слугам императора зачастую давались государственные поручения. Из друзей императора формировался особый совещательный орган – консилиум.

Бюрократический аппарат в постклассический период – это целая армия чиновников, которые получали жалование от государства, имели специальную форму одежды и т.д. Многочисленные должности были объединены в сплошную иерархическую систему, во главе которой находился подчиненный императору государственный совет – консисторий. Развивается специализация отдельных групп чиновников, устанавливается четкий порядок прохождения службы. Не имея реальной возможности непосредственно управлять многочисленными провинциями, императоры наделяли назначаемых туда чиновников высшей военной и гражданской властью. На органы местного самоуправления возлагались обязанности по выполнению государственных повинностей (сбор податей, поставка рекрутов и пр.).

В постклассическую эпоху наблюдалась тенденция усиления правовой дифференциации и ограничения политических прав подавляющей части свободного населения. Следует отметить, что в период домината власть господина над рабом все более становится властью над человеком, а не над вещью. Значительную группу населения начинают составлять колоны. Большинство из которых по своему отношению к средствам производства и правовому положению стали приближаться к феодально-зависимым крестьянам. Формирование сословия колонов происходило при одновременном сближении правового положения рабов, колонов и низших свободных.

 

5. РИМСКОЕ ПРАВО

Квиритское (квириты – жители Рима), или цивильное, право, подобно праву других раннеклассовых обществ, характеризовалось внутренней недифференцированностью, переплетением с религией и простыми нормами нравственности, неразвитостью правовых понятий и отраслей права. В праве сохранялись коллективистские, общинные начала. Характерным для него был формализм, консерватизм, замкнутость, узкая сфера действия, казуальность норм, а также сословное деление и ярко выраженный национальный характер. Связь права с религией проявлялась, в частности, в том, что его применение сопровождалось произнесением сакраментальных слов и совершением ритуальных действий. Яркий пример формализма права – обряд манципации, применявшийся в сделке купли-продажи. Он состоял в том, что приобретатель в присутствии пяти свидетелей произносит определенную формулу (речь). Затем он ударял куском меди по чашке весов и передавал этот кусок меди отчуждателю вместо покупной цены. Передача денег совершалась вне самого обряда манципации. Без соблюдения обряда манципации собственность на вещь не переходила к приобретателю.

Существенной чертой квиритского права была казуальность норм (невысокая степень обобщения). Отсутствовали общие правовые решения, т.е. правила поведения, пригодные для большинства сходных ситуаций. Право возникало из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное действие, не охватывая всего круга однородных отношений. Сфера действия права была сравнительно узкой.

Собрание зафиксированных норм обычного права представляли собой «Законы 12-ти таблиц». Главное место в них занимали нормы гражданского, семейного, уголовного права, судебного процесса, а также правила о погребении. Гражданское право еще не выделилось в обособленную отрасль; не было и достаточно четкого разграничения его на вещное (право собственности, владения, сервитуты) и обязательственное. Не сложился также центральный институт гражданского права – частной собственности. (Здесь мы наблюдаем так называемую квиритскую собственность.)

В Риме существовало деление всех вещей на две категории. К первой категории относились: земля, рабы и рабочий скот, ко второй – мелкий скот, предметы домашнего обихода и т.д. Легко заметить, что первая категория – основные средства производства и недвижимость. Основное различие между вещами этих категорий лежало в способе отчуждения. Если отчуждение движимого имущества не требовало каких-либо формальностей, то для отчуждения недвижимости требовался обряд манципации. В условиях неразвитой частной собственности особое значение имел институт владения. Исторически владение предшествовало праву собственности и составляло начальную ступень его развития. Владелец был ограничен в праве распоряжения (продажа, обмена, дарение). Наряду с владением в квиритском праве получает развитие сервитут – правовой институт, предусматривающий пользование чужой вещью в каком-либо отношении (например, проехать через участок соседа).

Важным институтом римского гражданского права стал институт обязательственного права. Если вещное право закрепляло принадлежность имущества данному лицу, то обязательственное право обязывало к совершению определенных действий или воздержанию от них. Оно, например, распространялось на получение имущества во владение, наем услуг, возмещение ущерба. Для раннего состояния обязательственного права было типично то, что оно еще не в полной мере отделилось от вещного и уголовного. Преобладали также односторонние обязательства, по которым кредитор наделялся только правами, а должник – только обязанностями.

На данной ступени развития в обязательствах из деликтов (обязательства из правонарушений) еще сохраняются черты расправы потерпевшего с лицом, причинившим ущерб или обиду. Взыскание при неисполнении обязательства обращалось не только на имущество, но и на личность обязанного лица. На действительности договора не отражалось наличие угрозы или обмана при его заключении, так как сами эти понятия в римском праве еще не сложились. Следует отметить строго личный характер обязательства – оно не распространялось на третьих лиц. В древнейшем римском праве появляются уже наряду с вербальными литтеральные обязательства, которые записываются в определенных приходно-расходных книгах. В уголовном праве еще не сложилось четкого понимания преступления как правонарушения, представляющего общественную опасность. Поэтому, например, кража, телесные повреждения считались частными деликтами (обязательства из правонарушений, т.е. гражданское право, а не уголовное). Был довольно широк круг религизионных преступлений (нарушение клятвы и присяги, околдование посевов и т.п.). Жестоко карались преступления, которые в той или иной мере считались выступлениями против нравственности. Пережитком прошлого были случаи узаконения самосуда. К пережиткам также относится установление ответственности по принципу талиона. Не сложилось в уголовном праве в полной мере понятие вины. Покушение еще не отличалось от законченного преступления. Решающим основанием ответственности считалось само действие, причинившее ущерб (объективное вменение). Допускалась возможность наказания не только людей, но и животных, даже неодушевленных предметов.

В раннеримский период существовала состязательная форма процесса, которая характеризовалась активностью сторон и относительной пассивностью государства. Обвинитель должен был собрать и представить суду доказательства, обеспечить явку свидетелей. В ходе суда стороны  имели равные права. Если обвинитель отказывался поддерживать обвинение, дело прекращалось. Для гражданских дел был характерен легисакционный процесс. В нем активность сторон сочеталась со строгим формализмом. Первая стадия процесса протекала с участием претора. Обязательным было присутствие сторон и наличие спорной вещи. Стороны поизносили строго определенные слова, касаясь палкой (vindikta) предмета спора. Затем претор передавал дело  на рассмотрение суда. После этого начиналась вторая стадия процесса с участием судей, которые назначались претором. Судьи выслушивали выступления сторон, оценивали представленные им доказательства и выносили решение. Малейшее нарушение стороной установленной формы процесса вело к проигрышу дела.

Римское право в классический период приобретает светский характер, строится на рационалистических основаниях. Его отличительные черты – индивидуализм, мобильность, высокая развитость структуры и институтов, четкость изложения правовых норм. Наблюдается закрепление в праве наиболее абсолютного права частной собственности, а также тенденция к нивелированию прав сословий и смягчению жесткости наказаний. Освободившись от родоплеменной и религиозной замкнутости, римское право распространяется на гражданско-правовые отношения римлян с иностранцами.

На римское право этого периода оказало значительное влияние учение о естественном праве, а также принципы справедливости и гуманизма, которые возникли под греческим влиянием.

Естественное право понималось римскими юристами как то, что соответствует естественному разуму, началам нравственности и справедливости, устанавливающим общие черты в жизненном порядке всех народов. В соответствии с ним все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманности означал уважительное отношение к личности.

В классический период проводится четкое разграничение гражданского  права на вещное и обязательственное. Произошло утверждение в вещном праве наиболее абсолютного права частной собственности. Собственник обладал тремя правополномочиями:

1) владения – держать вещь в своих руках;

2) пользования – извлекать хозяйственную выгоду;

3) распоряжения – решать судьбу вещи.

Индивидуализм римского классического права получил яркое выражение в преторской (бонитарной) собственности. Она возникла в деятельности претора в связи с необходимостью регулировать товарно-денежные отношения, т.е. собственность, которая признавалась в качестве таковой не квиритским, а преторским правом и не требовала манципации. Характерно, что при столкновении права квиритской и преторской собственности, первая уступала последней.

В классический период развивается институт владения. Владение, в понимании римских юристов, проистекало из фактического господства лица над вещью и воли владеть ею. Владельцем считалось лицо, осуществляющее реальную власть над вещью, собственник которой не заявлял протеста, безвестно отсутствовал либо не был известен. Владение было четко отграничено от собственности с точки зрения способов и средств защиты.

Значительное развитие получило также сервитутное право. Сервитуты ущемляли и ограничивали права отдельных собственников, в то же время они, регламентируя пользование собственностью, делали право собственности более полным.

Наиболее важное значение среди гражданско-правовых способов защиты частной собственности имели виндикционный иск, с помощью которого собственник мог истребовать свою вещь из чужого незаконного владения, и негаторный иск, служивший для устранения каких-либо помех в пользовании собственником своей вещью.

Значительные изменения в классический период произошли и в обязательственном праве. Систему обязательств по-прежнему составляли обязательства из деликтов и договоров. Однако главной формой становятся последние. Обязательство определялось римскими юристами как «правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнять согласно законам государства».

Появились новые виды договорных обязательств: реальные – обязанность исполнения и ответственность наступают с момента передачи вещи, консенсуальные – когда ответственность наступала с момента заключения соглашения. Решающим в обязательственном праве становится не словесное выражение договора, а действительная воля сторон. Считался недействительным договор, заключенный под влиянием обмана или насилия.

Условием действительности договора становится также соответствие правовым нормам, закону. В классический период была установлена имущественная ответственность должника взамен его личной ответственности. Кроме того, получают распространение двусторонние договоры, по которым права и обязанности приобретались и должником, и кредитором. В качестве основного принципа римские юристы признавали незыблемость договора. Особое значение среди консенсуальных договоров имел договор купли- продажи. Если ранее он был облачен в сложную форму манципации, то теперь купля-продажа могла быть совершена при осутствии сторон (через посредников) и даже в том случае, когда продаваемой вещи не было в природе (будущий урожай). Не менее детализированную разработку имели договоры найма, товарищества, поручения. Так, классическое римское право различало три отдельных договора найма: найма вещей, услуг, договор подряда. Значительное развитие получили также обязательства из противоправного причинения вреда, из деликтов, проводится и более четкое разграничение между частными и публичными деликтами. Род деликтов (грабеж, кража со взломом, ночная кража) переводятся из частных деликтов в публичные. Они фактически становятся областью уголовного права.

По сравнению с успехами римского частного права достижения в области уголовного права и процесса носили более скромный характер, хотя на рассматриваемом этапе уголовное право выделилось в самостоятельную и довольно развитую отрасль права. Происходит разработка основных правовых понятий (преступление, вина, умысел, неосторожность и т.д.), проводится различие между покушением и совершенным деянием, возникают понятия соучастия, вменяемости, необходимой обороны. В области наказаний наблюдалась их исключительная жесткость по отношению к рабам. Однако в уголовном праве сохранялись черты неразвитого состояния. Отсутствовал систематический перечень преступлений и наказаний, что расширяло рамки усмотрения судей, в частности при определении наказаний.

Судебное разбирательство в классический период еще не отделилось от административных функций: народные собрания, сенат, магистраты сохраняли полномочия по отправлению правосудия. Однако появляются уже и специальные судебные органы. Для разбора уголовных дел были созданы постоянные комиссии, состоявшие из 30 – 40 присяжных и претора. Гражданские дела рассматривались судьями, назначенными по усмотрению сторон либо претором. Расширяется роль государственных органов в возбуждении дел, их расследовании и судебном разбирательстве, складывается обвинительно-состязательная форма процесса. Судопроизводство строится на началах активности и равенства прав сторон. Уголовное дело возбуждалось по требованию обвинителя, но обязательно с согласия магистрата большое значение приобрел институт адвокатуры. В области гражданских правоотношений на смену легисакционному процессу приходит формулярный. При такой форме процесса происходит расширение роли претора. Он был уже не простым наблюдателем действий сторон, а составлял формулу иска, давал юридическую квалификацию спора.

В постклассический период окончательно теряет значение деление права на квиритское и право народов. Значительным фактом развития права стала его систематизация в законодательстве Юстиниана, завершившая процесс создания универсального права для всего населения империи. Соответственно прекращается также деление собственности на квиритскую, преторскую и провинциальную. В постклассический период вновь утверждается государственная собственность на землю и общинное землевладение, возобновляется контроль государства над состоянием земельного фонда, император тем самым присваивал себе право наблюдать за распоряжением и использованием земли частными лицами. Право распоряжения у собственника земельного участка постепенно ослабевает. Ограничение наиболее абсолютного права частной собственности проявлялось также и в расширении прав владельцев, даже их противопоставлении правам собственников. Понятие

«владение» подчас приближалось к фактической собственности. Возможна была и продажа земельных участков собственности государства, города или частных лиц – теми, кто имел на эти земли всего лишь владельческие права. Право законного владельца защищалось и от собственника. Если собственник насильно изымал вещь у владельца, то он лишался права собственности на нее, обязан был вернуть вещь ее владельцу. Классическое понятие собственности преображается в «собственность без права отчуждения», в «Собственность на определенное или неопределенное время». Так, если ранее за собственником жилого дома в принципе признавалась возможность делать со своим домом все, вплоть до его разрушения, то теперь собственник ограничивается в этом праве. Ему запрещается не только разрушение дома, но и уничтожение или хотя бы даже перенесение в другое место каких-либо связанных с домом частей. В постклассическую эпоху появляется такой институт гражданского права, как эмфитевсис – долгосрочная аренда невозделанных земель с обязательностью их обработки.

Путем предоставления эмфитевту предоставлялись исключительно широкие права на арендуемый участок земли вплоть до права его наследования, залога и продажи. Расширилось вмешательство государства в регулирование хозяйственной жизни страны. Государству стало принадлежать большое количество ремесленных мастерских, сельскохозяйственных имений, были установлены монополии на производство оружия, шелка, хлеба, внешнюю торговлю.

В поздней империи в основном сохранялась система обязательств, выработанная в классический период. Однако под влиянием христианства вводятся ограничения на размеры взимаемых кредитором процентов (6 – 8 % в год), запрещается получение процентов на проценты. Аналогичный характер имело установление ограничения в оценке убытков от неисполнения обязательств; т. е. не более двойной стоимости предмета обязательства. В споре о безденежности займа должник мог требовать через суд освобождения от уплаты суммы долга, обозначенной в выданной им расписке, по причине фактического неполучения денег. В этом случае на кредитора возлагалось бремя доказывания факта платежа денег.

В постклассическую эпоху в связи с социальной нестабильностью в римском обществе уголовное право приобретает ярко выраженный террористический характер. Это проявлялось в возрастании жестокости и произвола в наложении наказаний. В отдельные периоды римской истории императоры совершали столь ужасные деяния, что вполне можно усомниться в их психической нормальности. Главной целью наказания становилось устрашение.

Изменения в уголовном праве выразились также в дальнейшем расширении круга деяний, квалифицируемых как преступления. Уголовная репрессия устанавливается за некоторые частные деликты – все виды кражи. Вводятся новые составы преступлений – неосторожное убийство, богохульство, отступничество от христианской веры. Расширяются составы старых преступлений. Чрезвычайно широким и весьма расплывчатым был состав такого преступления, как «оскорбление величества». Смертная казнь грозила даже за оскорбление статуи императора. Понятие государственной измены было сформулировано в столь общих и туманных выражениях, что давало самый широкий простор произволу.

В период поздней империи большое значение приобретают такие составы преступлений, как взяточничество, вымогательство, хищение казенных денег. Вооруженное нападение на дома знати рассматривалось как публичное насилие и каралось смертной казнью. Широкий размах приобретает конфискация имущества, с помощью которой пополнялась государственная казна. Особенно жестокими были наказания, применявшиеся к рабам. Раб подлежал сожжению даже в том случае, если он лишь замышлял убийство господина или отказался оказать помощь и не спас своего господина.

Уголовное право стало приобретать сословный характер. Наказания все в большей мере стали определятся сословной принадлежностью виновного. За такие преступления, как грабеж, насилие, захват чужих владений, для высших сословий наказанием была ссылка, а для низших – принудительные работы на рудниках. После принятия христианства имела место тенденция некоторого смягчения наказаний: ограничивалось применение таких наказаний, как распятие на кресте, клеймение, отдача на растерзание диким зверям.

В судопроизводстве развивается сословное начало. В качестве свидетелей рекомендовалось привлекать лиц из высших сословий. Их показаниям следовало оказывать большее доверие, нежели показаниям свидетелей из низших разрядов. Появляются специальные суды (для придворных, солдат, духовенства, специальный суд существовал для рабов и колонов). В постклассический период высшей судебной инстанцией становится император. Отправляли правосудие назначенные императором чиновники.

Происходит ограничение состязательных начал, активности сторон и, наоборот, возрастает роль государственных органов в борьбе с преступностью, что приводит к появлению инквизиционного процесса. Т.е. происходит соединение судебных и следственных начал. Дело начиналось по инициативе судьи-чиновника, он же вел предварительное расследование и судебное разбирательство, выносил приговор.

На смену публичности и гласности пришел секретный характер производства. Обвиняемому не сообщались материалы предварительного расследования. Типичным для инквизиционного процесса было широкое применение пыток не только к обвиняемым, но порой и к свидетелям. Существовали правила оценки доказательств: предпочтение отдавалось письменным доказательствам и свидетельским показаниям представителей высших сословий, свидетельство одного лица не считалось «полным доказательством». Рабы и иноверцы не могли быть свидетелями, ограниченное значение имели свидетельские показания женщин.

Институт адвокатуры сохранился, но адвокаты находились под надзором особых чиновников.

Широкое распространение получила форма экстраординарного гражданского процесса. Он не делился на две стадии, дело велось одним судьей. Судья (чиновник императора) назначал дело к слушанию, проводил судебное разбирательство, а также выносил решение, которое, правда, могло быть обжаловано в вышестоящую инстанцию.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ