Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ПРАВОВЕДЕНИЕ » Конституционное право: курс лекций

Лекция 4. Конституционный статус личности
31.01.2012, 16:28

4.1. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности.

4.2. Принципы конституционного статуса личности.

4.3. Конституционные права, свободы и обязанности — основной элемент конституционного статуса личности.

4.4. Юридические гарантии конституционных прав и свобод.

4.5. Конституционный статус личности как предпосылка формирования гражданского общества.

4.1. Понятие и основные элементы  конституционного статуса личности

Конституционный (конституционно-правовой) статус лично­сти — это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве. Он состоит из следующих элементов:

1) конституционные права, свободы и обязанности — это ядро правового статуса личности;

2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей;

3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод обязанностей личности, а также условий их реализации.

4.2. Принципы конституционного статуса личности

Принципы конституционного положения личности позволяют глубже раскрыть характер взаимоотношений людей друг с другом, отдельного человека с обществом и государством.

Принцип приоритета интересов личности в отношениях с государством является одним из ключевых, так как определяет исходное начало в важнейшей сфере жизнедеятельности личности — ее взаимоотношениях с государством. Данный принцип проявляется в конституционном закреплении интересов человека в качестве цели государ-ства. Государство, создаваемое человеком, призвано служить ему. Направленностью на удовлетворение интересов личности характеризуется и положение о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Принцип сочетания личных и общественных интересов проистекает из известного философского постулата — жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Он выражается посредством провозглашения Конституцией:

— совместных обязанностей индивида и государства в экономической, социальной и политической областях, ограничения прав и свобод человека в целях общей пользы (например, изъятие частной собственности за соразмерное вознаграждение и на основании закона в интересах общества);

— совместных ценностей человека, общества и государства (жизни и здоровья человека, благоприятной окружающей среды).

Принцип единства прав и обязанностей вытекает из необходимости сбалансирования поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных отношений и формально-юридического равенства индивидов. Правам и свободам отдельного лица корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами, сообществом людей или государ­ством.

Принцип законности проявляется через систему специальных требований к правовому регулированию прав, свобод и обязанно­стей человека.

Принцип равноправия личности пронизывает содержание многих конституционных норм, регулирующих права, свободы, обязанности личности. Суть данного принципа — признание прав, свобод и обязанностей за каждым членом общества в равной мере.

4.3. Конституционные права, свободы и обязанности — основной элемент конституционного статуса личности

В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающие правомочия личности. И право, и свобода личности представляют собой установленную Конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни и т. п.), конкретным действием (право участвовать в управлении делами государства  и пр.), указанием определенного субъекта («каждый», «граждане Российской Федерации» и т. д.). Свобода личности чаще всего увязывается с полномочиями, очерчивающими сферу самостоятельно­сти личности или защищающими от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, конституционное признание или, наоборот, запрещение ограничения либо отрицания свободы в определенной сфере чаще всего безымянно (например, гарантируется свобода массовой информации, деятельности общественных объединений и т. д.). Достаточную условность различия между правом и свободой можно обнаружить в российской Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности. Например, согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно эта условность зача­стую дает основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные права личности».

Конституционные права, свободы составляют основу прав, свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права. Они имеют всеобщий характер, поскольку закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов. Также они обеспечены повышенной защитой государства.

Таким образом, конституционные права, свободы — неотъемлемые основные полномочия человека, гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями развития общества, признаваемые в качестве естественных, принадлежащих каждому от рождения, или производных, принадлежащих каждому гражданину Российской Федерации.

По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются личные (гражданские, основные; ст. 19—28), политические (29—33), социально-экономические (34—42) и духовно-культурные (43—44) права и свободы человека и гражданина.

Личные права, свободы направлены на защиту индивидов как физических существ на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод — право на жизнь, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, право на свободный выезд за ее пределы и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести и вероисповедания и др.

Политические права и свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем отправления функции народовластия, участия в деятельности государства, политической системы, в форме само­управленческой активности. К политическим правам, свободам относят: право выборов и референдумов, право нормотворческих инициатив, право на местное самоуправление, свободу мысли, слова, право на информацию, свободу массовой информации, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Социально-экономические права, свободы призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы правомочий. На первое место ставились социально-экономические права (право на труд, отдых, на пенсионное обеспечение). Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права. Видимо, и сегодня, развивая всю совокупность индивидуальных прав, необходимо заботиться о социально-экономических правах. Однако в рамках этой группы прав важно сместить акценты по сравнению с советской моделью социально-экономических правомочий граждан. Вместо привычной точки отсчета — диады «право на труд — право на отдых» — на первое место выдвигается конституционное закрепление прав, позволяющих индивидам входить в экономическую сферу общества само­стоятельно, помимо государства. Первостепенное значение здесь принадлежит праву индивидуальной собственности, включая интеллектуальную собственность и производительную собственность на орудия, средства производства. Такой подход нашел отражение в современной российской Конституции: право частной собственно­сти закрепляется не только в специальной главе о правах и свободах человека и гражданина, но и в ее первой главе, учреждающей основы конституционного строя.

Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, свобода экономической деятельности. Право на труд означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,  выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд.

Духовно-культурные права, свободы нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В числе этих прав — право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, свобода преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В последние годы стали говорить о так называемых «коллективных правах». К ним относят права народов и права меньшинств.  К первым принадлежат право на выбор государственного устрой­ства, право на выбор формы правления, даже так называемое «пра-во на революцию» и т. д. Ко вторым — право на выбор территориального устройства, право на сохранение самобытности, право на защиту от ассимиляции и т. д.

Конституционные обязанности человека и гражданина — это установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью ядра конституционного положения личности. Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, то есть посредством закрепления юридиче­ских обязанностей в широком смысле.

Конституция РФ устанавливает следующие обязанности: обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3  ст. 38); обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43); обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44); обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

4.4. Юридические гарантии  конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии — условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно согласно ст. 64 неотъемлемой частью основ правового положения личности.

Можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные.

Общие конституционные гарантии. Особое место в ряду кон­ституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ.  Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека  и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы.

Еще одна общая гарантия — незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой.  При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ.

Также к числу общих конституционных гарантий относится и положение о том, что Российская Федерация является демократическим государством.

Специальные конституционные гарантии. Их можно условно разделить на внесудебные и судебные.

К внесудебным относится запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15), обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) и др.

В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 года отводит судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридиче­ским средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности.

4.5. Конституционный статус личности  как предпосылка формирования гражданского общества

Известно, что понятие гражданского общества является для отечественной правовой науки одним из наиболее трудноопределимых. Как в научной, так и в учебной литературе встречаются различные термины, характеризующие данный феномен. Так, например,  В. Д. Перевалов определял гражданское общество как свободное  демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нрав­ственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля  за деятельностью государства. П. Г. Щекочихин сформулировал следующее определение гражданского общества: «Гражданское общество — это своеобразное социальное пространство, взятые в единстве экономические, политические, социально-культурные и другие коллективы и ассоциации, в рамках которых реализуются индивидуальные и коллективные интересы людей — членов российского  общества».

Равноправное существование данных определений позволяет выделить два основных направления в исследовании гражданского общества — изучение соотношения государства и гражданского  общества и исследование проблем становления, развития, а также законодательного воплощения институтов гражданского общества.  На данных направлениях существует множество сходных моментов и общих проблем; можно даже говорить о том, что проблемы закрепления институтов гражданского общества в значительной мере обусловлены спорными моментами соотношения государства и гражданского общества.

Относительно первого направления исследования нужно отметить, что в науке пока не сложилось единого взгляда на комплекс вопросов, возникающих при рассмотрении взаимоотношений государства и гражданского общества. Объясняется это различными подходами к определению самой сути и предназначения государ­ства. Традиционно сложились две точки зрения на сущность государства: либеральная и консервативная. Суть первой заключается  в том, что государство рассматривается как гарант жизнедея­тельности человека, обеспечивающий возможности его свободы. Суть второй сводится к рассмотрению государства как инструмента, направленного на ограничение произвола, защиту устоев  общества.

В литературе встречается утверждение, что к непременным признакам существования гражданского общества относится невмешательство власти в частную жизнь и одновременно защита ею частной жизни. Такая формулировка видится несколько некорректной и неопределенной. Действительно, столько существует обстоятельств, допускающих либо прямо диктующих необходимость вмешатель­ства государства в частную жизнь; и столько существует объективных причин для устранения от ее защиты…

Проблемным является вопрос о мере защиты (или поддержки) государством частной жизни, соблюдения и гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина. Не секрет, что зачастую утрачивается баланс между действительной защитой прав и свобод и акциями сугубо благотворительного характера, направленными на защиту прав отдельных категорий граждан, часто в ущерб остальному населению.

Вывод об отрицательной роли излишнего государственного  регулирования подтверждает и опыт социал-демократических правительств некоторых «благополучных» стран (Испания, Норвегия, Швеция). Завышенные социальные услуги со стороны государства (разного рода социальные пособия и др.), которые превышали вклад тех или иных социальных групп в развитие общества и для реализации которых государство, по существу, не имело экономических возможностей, а также популистские лозунги приводили к бегству капитала, массовой безработице, социальной напряженности и, как следствие, к поражению социал-демократов на очередных выборах в парламент.

Становление гражданского общества в целом, как и отдельных его институтов, тоже является чрезвычайно обширным и проблемным исследовательским полем, и взгляды на данный процесс также не отличаются многообразием. Любопытный взгляд на эволюцию гражданского общества и его последующую интеграцию содержится в «Русской правде» П. И. Пестеля: гражданские общества, «будучи устроены и в порядок приведены… получают названия государств»; то есть конечной целью гражданского общества является,  в соответствии с такой трактовкой, не противостояние государству, а фактическое растворение в государственноподобном образовании.

Проблемным видится процесс конституционно-правового  оформления института политической системы гражданского общества. Казалось бы, принятие закона «О политических партиях» и нового закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исчерпывающим образом решило эту проблему. Однако у нее существует еще один аспект, и касается он непосредственно гражданского общества. Данный аспект нужно соотнести с утратой партиями признака публичности, огосударствления партий всероссийского масштаба, имеющих весомую долю представительства в парламенте и превращения мелких, «карманных» партий в олигархически-клановые структуры.

Получается, что партии, создаваемые, по мысли законодателя, как одна из основ гражданского общества, этой своей функции не выполняют. В связи с этим уместно предложить внесение в законодательство (в частности, в ФЗ от 13 июня 2001 года «О политиче­ских партиях» и ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») норм, содержащих положения о необходимо­сти проведения в течение определенного срока (до начала периода предвыборной агитации) акций благотворительного характера.

Проблемным является и законодательное оформление такого института гражданского общества, как средства массовой информации. Практически невозможно решить, что лучше: отсутствие всякой цензуры или же определенное ограничение информационных потоков, поскольку критерии ограничения здесь весьма расплывчаты.

Представляется, что освещение данных спорных моментов должно найти отражение в будущих нормативных актах конституционно-правового характера.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0