Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций

Лекция 5. Гражданство Российской Федерации. Беженцы и вынужденные переселенцы
31.01.2012, 16:39

5.1. Понятие и принципы российского гражданства.

5.2. Приобретение гражданства.

5.3. Прекращение гражданства.

5.4. Беженцы и вынужденные переселенцы.

5.1. Понятие и принципы российского гражданства

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, характеризующаяся их взаимными правами и обязанностями.

Отношения гражданства регулируются ФЗ-62 от 31 мая 2002 года «О гражданстве РФ» (вступил в силу 1 июля 2002 года).

От гражданства следует отличать подданство, которое, как правило, вводится в монархиях.

К числу принципов гражданства относятся следующие:

1) принцип единого гражданства (гражданин России одновременно является гражданином субъекта РФ, у всех граждан субъектов единое российское гражданство);

2) принцип допущения двойного гражданства;

3) принцип экстерриториальности, то есть сохранения гражданства за лицами, проживающими или пребывающими за рубежом;

4) принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации;

5) принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса;

6) принцип сокращения числа лиц без гражданства;

7) принцип равного гражданства (независимо от расы, национальности, состояния в российском гражданстве);

8) принцип недопустимости лишения гражданства.

5.2. Приобретение гражданства

Приобретение гражданства по рождению. Данный способ еще называют филиацией. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению:

1. Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо от того, где он родился (в России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения российское гражданство. Это правило исходит из принципа крови.

2. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места рождения. Здесь также действует прин­цип крови.

3. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на территории РФ, либо в противном случае он станет лицом без гражданства. Используется как принцип крови, так и принцип почвы.

4. Если родители, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится российским гражданином тогда, когда родился на территории Российской Федерации либо в ином случае он станет лицом без гражданства. В таком случае используется как принцип крови, так и принцип почвы.

5. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся  в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило исходит из принципа почвы.

В перечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Оформление российского гражданства по рождению производится органами записи актов гражданского состояния, органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел.

Прием в гражданство в общем порядке. Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в России в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законодательными рамками. Суть ограниченного разрешительного порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство России при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая решение, должен ориентироваться на требование законодательства о гражданстве.

Данный порядок не ущемляет право индивидов на гражданство. Право каждого человека на гражданство не означает возможность получения гражданства любым желающим. Оно включает: во-первых, право человека на обращение за гражданством даже в случае, когда ему ранее было в этом отказано; во-вторых, обязанность государства закреплять в законодательстве основания отказа в приеме.

Одним из критериев правомерности приема является добровольность со стороны обращающегося лица. Она выражается в подаче заявления о приеме в гражданство по собственной воле лица. С точки зрения международного права противоправными считаются односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданам иностранных государств, например после аннексии чужой территории.

Законодательство большинства государств закрепляет определенные предпосылки приема в гражданство. В ряде государств, например, на основе доктрины «эффективной связи лица с государством» предпосылкой приема является «домицилий», или, иначе, ценз оседлости. В некоторых странах условие оседлости считается выполненным, если ходатайствующий о приеме человек послужит некоторое время на судах заграничного плавания конкретного государства (как в Швеции) или в действующей армии (как в США).

Эффективная связь лица с государством подразумевает его фактическое укоренение в государстве и обществе, когда человек, не будучи гражданином, постоянно и на законных основаниях проживает и работает в данной стране, имеет здесь недвижимость и иную собственность, участвует в общественно-политической жизни в допустимых формах и т. д.

Российский законодатель также вводит ценз оседлости и называет ряд иных условий приема в гражданство. По общему правилу  с заявлениями о приеме в гражданство вправе обращаться иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, проживающие на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны не более чем на три месяца в течение одного года.

Пятилетний срок непрерывного проживания сокращается до одного года при наличии одного из следующих оснований:

а) высокие достижения лица в области науки, техники и культуры, обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем.

Помимо ценза оседлости также требуется, чтобы заявитель взял на себя обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, имел законный источник средств существования, обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства, владел русским языком.

Прием в гражданство в упрощенном порядке. Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести российское гражданство без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке.

Без соблюдения общих условий о сроке проживания на территории РФ вправе приобрести гражданство РФ лица, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, имеющие хотя бы одного родителя — российского гражданина, проживающего на территории РФ; лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие на территории государств, входивших в состав СССР; не получившие гражданство этих государств граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 года; иностранцы и лица без гражданства, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР либо состоящие в браке с гражданином СССР не менее трех лет или являющиеся нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, достигших 18 лет и являющихся гражданами РФ.

Без соблюдения общих условий о сроке проживания в Россий­ской Федерации и без предоставления вида на жительство вправе приобрести гражданство РФ нетрудоспособные иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года.

Без соблюдения тех же общих условий, а также условия отказа от гражданства иного государства и предоставления вида на жительство вправе приобрести гражданство РФ ветераны Великой Отече­ственной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.

В упрощенном порядке приобретают российское гражданство являющиеся иностранцами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет российское гражданство,— по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя, если этот ребенок проживает вне Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет российское гражданство,— по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство,— по заявлению опекуна, попечителя, имеющего российское гражданство.

Упрощенный прием в гражданство производится в уведомительном порядке органами внутренних дел внутри страны, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями —  за рубежом.

Заявления о приеме в гражданство производится в уведомительном порядке органами внутренних дел внутри страны, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями —  за рубежом. Заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке и принятие по ним решений рассматриваются в срок до шести месяцев. При этом не требуются ценз оседлости (общий или сокращенный), наличие законного источника существования, владение русским языком. У несовершеннолетних детей, недееспо­собных лиц, кроме того, не требуется обязательство соблюдать  Конституцию РФ и российское законодательство. Не обязательно также представление документов о прекращении иного гражданства ребенка, недееспособного лица или документа об отказе от такого гражданства. Вместе с тем прием в российское гражданство ребенка от 14 до 18 лет производится с его письменного согласия.

Восстановление в гражданстве (ренатурализация, повторное укоренение) — предоставление российского гражданства лицам, ранее им не обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство,— в общем порядке, указом Президента РФ, за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Отклонение заявлений о приеме в гражданство. Заявления  о приеме в гражданство в общем, упрощенном порядке, о восстановлении в гражданстве отклоняются в случаях:

а) выступления лица за насильственное изменение основ кон­ституционного строя страны или иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

б) выдворения лица за пределы страны в течение пяти лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство (восстановлении в гражданстве);

в) использования при приеме в гражданство подложных документов или сообщении о себе ложных сведений;

г) состояния лица на военной службе, на службе в органах без­опасности или правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми федеральным законом;

е) преследования лица в уголовном порядке компетентными органами России, иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждения лица и отбывания им наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Иные основания приобретения гражданства. Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах.

Одно из таких обстоятельств — оптация — когда два государ­ства или более договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.

К числу иных оснований приобретения российского граждан­ства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, следовании гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей. Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ) либо в  упрощенном порядке (органами внутренних дел, органами Мини­стерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях следования его гражданству родителя требуется письменное согласие ребенка.

5.3. Прекращение гражданства

Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства РФ с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства. Закон о гражданстве в каче­стве оснований прекращения гражданства предусматривает: выход из гражданства; отмену решения  о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами, случаи следования гражданства детей гражданству родителей, опекунов, попечителей.

Выход из гражданства (добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина,  ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства.  По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса остается за Президентом.

Выход из гражданства не допускается, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.  

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

5.4. Беженцы и вынужденные переселенцы

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу вполне обоснованных опасений стать жерт­вой преследований по признаку расы, вероисповедания, граждан­ства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться ее защитой; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Итак, для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам, перечисленным выше.

Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть:

— иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;

— лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;

— иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка.

Вынужденными переселенцами признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

Кроме граждан России, вынужденными переселенцами признаются и иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, оговоренным выше,  а также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца и утратившие его.

Беженцами и вынужденными переселенцами не могут быть признаны лица:

— совершившие преступление против мира и человечества или другие тяжкие преступления;

— покинувшие место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для получения статуса беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответ­ствующий орган Федеральной миграционной службы России. Таким органом может быть:

— дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации;

— пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсут­ствии орган пограничного контроля федерального органа исполнитель-ной власти;

— орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации;

— территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.

После того как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:

— ходатайство предварительно рассматривается;

— принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством;

— ходатайство рассматривается по существу;

— принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

— выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.

Лицо, заинтересованное в приобретении статуса беженца, обязано предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится установленная федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.

Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых (родителей, опекунов и т. д.).

Ходатайство по существу рассматривают:

— федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;

— территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства.

Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен уполномоченными на то органами, но не более чем на три  месяца.

Решение о признании либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе или его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет,  выдается удостоверение установленной формы. Оно является  документом, удостоверяющим личность лица, признанного  беженцем. Удостоверение действительно на всей территории  Российской Федерации. Лицо признается беженцем на срок до трех лет и может продлеваться на каждый последующий год. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем,  а именно:

— лицо обращается с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Такое ходатайство можно направить и до оставления места жительства. В этом случае обращаться следует с ходатайством в федеральный орган миграционной службы, либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения, либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания;

— решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления;

— далее принимается решение о признании лица временным переселенцем; его выносит территориальный орган миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства.

Лицу, претендующему на статус беженца, может быть отказано в регистрации ходатайства по указанным законом обстоятельствам, а именно:

— если в отношении него возбуждено уголовное дело;

— при отсутствии обстоятельств в стране местожительства для признания его беженцем;

— в случае получения лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств — участников Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года, если законодательство о признании беженцем в нем не противоречит российскому;

— в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем;

— если лицо покинуло государство местожительства не по указанным законом обстоятельствам и опасается понести наказание за незаконный выезд или совершенное правонарушение на территории указанного государства;

— если лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения с ходатайством, установленный законом;

— в случае отказа сообщить сведения о себе и об обстоятель­ствах прибытия в РФ;

— в случае нахождения в браке с гражданином РФ и имеющейся возможности получения разрешения на постоянное проживание в РФ;

— если упомянутое разрешение на постоянное проживание  в РФ уже имеется у указанного лица.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство о признании его беженцем и находящемуся вне территории РФ, в рассмотрении ходатайства по существу ФМС в течение пяти дней направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение решение об отказе, после чего в течение трех дней данному лицу вручается уведомление об отказе с указанием причин отказа, порядка обжалования решения и разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство в пункте пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трех дней со дня получения уведомления.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления.

Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них  определенных обязанностей.

Как беженцы, так и вынужденные переселенцы имеют следующие права:

— на пользование услугами квалифицированного переводчика;

— на проживание в центре временного размещения;

— на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения и провоза багажа;

— на единовременное денежное пособие;

— на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;

— на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно совпадают, это:

— соблюдать Конституцию РФ, действующее законодательство РФ;

— соблюдать правила проживания в центре временного размещения и установленные санитарно-гигиенические нормы;

— пройти медицинское освидетельствование в полном объеме, установленном законодательством;

— сообщать соответствующему органу ФМС достоверные  сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса.

В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако есть и различия. Прежде всего это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами РФ. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане России. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством. Так, в отличие от временных переселенцев беженцы не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных и морских судов.

Беженцы как не являющиеся гражданами РФ ограничены и в некоторых политических правах:

— на мирные митинги, шествия, демонстрации (ст. 31 Конституции РФ);

— на участие в управлении делами государства;

— избирать и быть избранными в органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления;

— на участие в референдуме, на доступ к государственной службе, на участие в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ).

Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности обязанности несения воинской службы.

Для вынужденных переселенцев предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству на новом месте жительства на территории Российской Федерации. Это касается  в первую очередь приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включения вынужденных переселенцев в списки на получение государственного или муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ.

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственно-сти, а в случае невозможности этого выплачивать им компенсацию за утрату имущества.

Порядок утраты статусов беженца и вынужденного переселенца:

1. Лицо утрачивает статус беженца после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации.

2. Если снова добровольно воспользовалось защитой государ­ства своей гражданской принадлежности.

3. Если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело.

4. Если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности.

5. Если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по признаку расы, вероисповедания, граждан­ства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

6. Если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть вследствие вышеперечисленных обстоятельств, в связи с тем что данные обстоятельства больше не существуют.

7. Если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи  с тем, что обстоятельства, перечисленные в пункте 5, в данном государстве более не существуют.

Что же касается оснований утраты статуса как меры наказания за неправомерные действия, то они едины — для беженца и для вынужденного переселенца:

— лицо лишается указанного статуса, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

— если оно сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем или вынужденным переселенцем, либо допустило иное нарушение положений федерального закона.

Уведомление о лишении или об утрате статуса беженца вручается лицу в течение трех дней с момента принятия решения об этом.  В таком случае удостоверение беженца признается недействительным и подлежит сдаче в соответствующий орган ФМС.

Лицо, утратившее или лишенное статуса беженца, может обжаловать данное решение в судебном порядке или в вышестоящем органе в течение одного месяца со дня получения уведомления о лишении или утрате статуса. До принятия решения по жалобе за лицом сохраняются все предусмотренные законом права и обязанности. Если жалоба не будет удовлетворена, лицо обязано вместе с членами семьи покинуть территорию РФ в течение трех дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу, если у лица нет иных законных оснований для пребывания в РФ.

Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца в связи  с истечением срока действия, сохраняет за собой право на получение компенсации за утраченное имущество, если ранее такая компенсация не была получена.

Лицо, утратившее или лишенное статуса, может обжаловать данное решение в вышестоящий орган или в суд.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ