Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций

Лекция 7. Система органов государственной власти РФ. Президент РФ. Правительство РФ
31.01.2012, 17:04

7.1. Понятие органа государственной власти.

7.2. Виды органов государственной власти.

7.3. Президент РФ.

7.4. Правительство РФ.

7.1. Понятие органа государственной власти

Государство осуществляет свои функции при помощи государ­ственного аппарата, определенной совокупности органов государ­ственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государ­ственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для науки конституционного права имеет характеристика признаков органа государственной власти. По этому вопросу в литературе можно найти различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государ­ственной власти является его принадлежность к государственному аппарату, так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако подобное утверждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно у органа государственной власти наличие государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив,— идею организации, подчеркивая, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая, помимо властных полномочий, имущественной обособленностью.

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки:

1. В традиционном понимании это, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей, родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, то есть закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами  и способами, в которых наиболее отчетливо выражается его назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения и принуждения.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, соподчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органов подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный (технический) персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государ­ственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Действующее законодательство характеризует Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Федерации, некоторых других выборных должностных лиц единоличными органами власти.

На основании изложенного резюмируем: орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы). Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа, и иных работников (служащих).

7.2. Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения властей можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государств субъектов федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяют: высшие, к которым относятся Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ (орган конституционной юрисдикции), Верховный суд РФ (высший судебный орган общей юрисдикции), Высший арбитражный суд (высший судебный орган по разрешению хозяйственных споров); центральные (министер­ства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов федерации.

По способу формирования выделяют: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные /представительные/ органы субъектов федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); назначаемые в распорядительном порядке (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые Конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов федерации (министерства, ведомства).

По составу: единоличные (Президент РФ, главы субъектов федерации), коллективные (правительства, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (законодательные органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяют: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов. Система федеральных органов  государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государ­ственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центробанк РФ с его отделениями на местах, органы Прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных/уставных судов субъектов федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Однако они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими  принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральными законами. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления), конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы общей (представительные /законодательные/ органы, глава государства, Правительство) и специальной (министерства, ведомства, Счетная палата) компетенции.

7.3. Президент РФ

Термин «президент» в переводе с латинского буквально означает «сидящий впереди». Сегодня президент — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства считаются США, чья Конституция 1787 года установила принцип выборности населением главы государства.

В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 года. Статус Президента РСФСР определялся специальным законом, основные положения которого затем были включены в текст Конституции. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента регулируются гл. 4 Конституции РФ 1993 года.

Конституция РФ (ст. 81, 82) определяет срок полномочий Президента, условия и порядок его избрания, вступления в должность. Конституционные нормы об избрании Президента РФ развиваются в Федеральном законе от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации».

Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ избирается сроком в четыре года. Срок полномочий первого Президента России был определен в пять лет.

Конституция РФ установила ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента РФ. Во-первых, Президентом РФ может быть избран только гражданин России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства (для сравнения: по Конституции США Президентом страны может быть лишь человек, ставший гражданином США по рождению); во-вторых, он должен постоянно проживать на территории страны не менее десяти лет (Конституция не уточняет, непрерывно или нет); в-третьих, Президент не может быть моложе 35 лет.

Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Эти акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам, то есть они носят подзаконный характер.

7.4. Правительство РФ

Правительство РФ является органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 110 Конституции РФ). Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Общее число членов Правительства зависит от числа должностей заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств, государственных должностей министров, вводимых указами Президента. Состав Правительства имеет юридическое значение для определения компетентности принимаемых им решений.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Назначение нового Председателя Правительства и, соответственно, формирование нового Правительства происходит каждый раз после:

а) вступления в должность вновь избранного Президента (это может быть лицо, ранее замещавшее должность Президента и переизбранное на новый срок);

б) отставки Правительства.

Президент не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства. Государственная Дума в течение недели обязана рассмотреть представленную кандидатуру и принять постановление о даче согласия на назначение или о ее отклонении. Порядок рассмотрения данного вопроса и принятия постановления регулируется Регламентом Государственной Думы. Президент или его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляют кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат на должность, в свою очередь, представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. Обсуждение проходит гласно, выступают представители фракций и депутатских групп, высказываясь за или против выдвинутой кандидатуры. Согласие Государственной Думы считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы. В случае отклонения представленной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит новое предложение. Президент при внесение в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять  одного и того же кандидата дважды, трижды, либо представлять каждый раз нового кандидата.

При троекратном отклонении Государственной Думой представленных кандидатур вступает в силу специальный порядок формирования Правительства. Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. При этом Президент может назначить любую кандидатуру, как предлагавшуюся им ранее Думе, так и новую. После выборов нового состава Думы Председатель Правительства, назначенный Президентом в специальном порядке, продолжает работать без прохождения процедуры согласования.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ