Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти РФ
24.11.2017, 13:45

План:

Вопрос 1. Понятие и признаки органа государственной власти в Российской Федерации. Виды органов государственной власти.

Вопрос 2. Конституционные принципы построения и деятельности системы государственных органов РФ.

Вопрос 3. Система органов государственной власти РФ.

Вопрос 4. Организация государственной власти в субъектах РФ.

 

Вопрос 1. Понятие и признаки органа государственной власти в Российской Федерации.

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти.

Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его признаков, а именно он:

• создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;

• действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

• выполняет свойственные только ему задачи и функции;

• обладает собственной компетенцией;

• характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

• наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающие комплексом вышеуказанных признаков.

Система органов государственной власти состоит из тех, которые определены Конституцией Российской Федерации, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяются последними самостоятельно.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

• органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;

• органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых - исполнительно-распорядительная;

• органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

• органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности.

По срокам полномочий органы государства делятся на:

• постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

• временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы, образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

• Конституции РФ;

• федеральных конституционных законов, федеральных законов;

• указов Президента РФ;

• постановлений Правительства РФ;

• законодательных актов субъектов Российской Федерации.

 

Вопрос 2. Конституционные принципы построения и деятельности системы государственных органов РФ.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти в РФ — это закрепленные в российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов. Такими принципами выступают:

• приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

• народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

• федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

• разделение властей (ст. 10, II Конституции РФ);

• законность (ст. 15 Конституции РФ);

• деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ):

• светское отношение (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации между собой равноправны.

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной и контрольной корреспондируют соответствующие органы государства. С целью предотвратить злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. Разделение властей действует как по горизонтали (федеральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные органы РФ — прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти — органы государственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболее последовательно  проявляется на федеральном уровне.

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны: противоречить общефедеральной Конституции, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ н ее субъектов.

Принцип деидеологизации в деятельности органов государственной власти имеет лаконичную конституционную формулу: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Органы государственной власти не вправе насильственно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

Принцип светского отношения означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя", которая может быть изменена только путем принятия новой общероссийской Конституции. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность, как федеральных органов власти, так и органов власти субъектом Федерации.

 

Вопрос 3. Система органов государственной власти РФ.

В своей совокупность государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что она основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что отдельные ее составные части сами образуют единые системы органов.  Так, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Как уже ранее отмечалось, государственная власть в российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция Российской Федерации (ст. 10) предусматривает наличие органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов Российской Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. Федеральные — это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть также подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом — государственные комитеты.

Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные — это Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти — Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126) Верховный Суд Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в объектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации (ст. 129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан; за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; за соответствием закону судебных актов; за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом: за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав личности потерпевшего от преступного посягательства. Она участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 129) Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 было утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, в соответствии, с которым в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации был преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в  федеральных округах.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента Российской Федерации.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему.

Перечень Федеральных округов:

Центральный федеральный округ. Центр федерального округа - г. Москва.

Северо - Западный федеральный округ. Центр федерального округа - г. Санкт - Петербург.

Южный федеральный округ. Центр федерального округа - г. Ростов - на -Дону. Приволжский федеральный округ. Центр федерального округа - г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ. Центр федерального округа - г. Екатеринбург, Сибирский федеральный округ. Центр федерального округа - г. Новосибирск. Дальневосточный федеральный округ. Центр федерального округа - г. Хабаровск.

 

Вопрос 4. Организация государственной власти в субъектах РФ.

Представительные (законодательные) органы власти республик в составе Российской Федерации

Представительными и законодательными органами республик в составе Российской Федерации являются их парламенты, пришедшие на смену Верховным Советам этих республик. Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собрание, Государственный Совет, Парламент и т. д.}, все они являются представительными органами соответствующих республик.

Вместе с тем все они являются законодательными органами соответствующих республик, обладающими полной и ничем не ограниченной в рамках своих полномочий компетенцией в сфере законодательства, означающей, что ни один закон республики в составе Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года или на 5 лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав парламентов республик в составе Российской Федерации определяется конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов.

Надо сказать, что некоторые положения конституций республик в составе Российской Федерации, касающиеся компетенции парламентов этих республик, противоречат Конституции Российской Федерации. Так, в Конституции Башкортостана устанавливается, что его парламент определяет размер взносов в бюджет Российской Федерации, хотя согласно Конституции Российской федерации (ст. 71) вопросы формирования федерального бюджета находятся в ведении Российской Федерации. В Конституции Тувы (ст. 78) указывается, что Верховный Хурал по представлению Президента принимает решения по вопросам войны и мира. Между тем Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит эти вопросы к исключительному ведению Российской Федерации. Конституция Республики Саха (Якутия) предусматривает право Государственного Собрания республики ратифицировать законы и другие нормативные акты Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха, хотя из действующей Конституции Российской Федерации такая ратификация не вытекает.

Большинство республиканских парламентов являются однопалатными. Исключение составляют Государственное Собрание Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, парламент Кабардино-Балкарии, а также Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), состоящие из двух палат.

Порядок деятельности парламентов республик в составе Российской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.

Парламенты или их палаты избирают председателей, которые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Парламенты избирают также заместителей председателя парламента (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также другие обязанности в соответствии с Регламентом парламента.

Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания парламентов проводятся открыто. В случаях, предусмотренных регламентом, парламент вправе проводить закрытые заседания.

Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют постоянные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов: контроль за исполнением законов и иных решений парламента. Порядок их деятельности устанавливается парламентом. В необходимых случаях могут создаваться следственные, ревизионные и другие комиссии по вопросам, отнесенным к ведению парламента.

Согласно законодательным актам субъектов федерации депутатом парламента может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, проживающий в республике определенное количество лет и имеющий право участвовать в выборах. Впрочем, такой набор условий избрания гражданина депутатом парламента характерен не для всех республик в составе Российской Федерации.

Депутаты парламентов обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Прокурора республики ее парламентом.

Депутаты парламентов объединяются в депутатские фракции или группы с учетом их политических и профессиональных интересов. Полномочия депутатских фракций и групп, формы их участия в деятельности парламентов определяются регламентами парламентов.

Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законодательную деятельность парламентов.

Акты, принятые парламентом, подписывает его председатель (председатель палаты). Законы, принятые парламентом, направляются для подписания и опубликования Президенту республики или иному лицу, на которое возложена эта процедура (например, председателю Государственного Совета в Дагестане и т. п.).

Представительные (законодательные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т. д. этих субъектов федерации (например, Московская Государственная Дума; Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т. д.). Они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Порядок работы представительных (законодательных) органов власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов определяется их регламентами. Они избирают из своего состава председателей, которые руководят их работой и ведают их внутренним распорядком, а также заместителей председателей, которые исполняют обязанности председателей в случае их отсутствия, невозможности осуществления ими своих обязанностей или по их поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом представительного (законодательного) органа.

Представительные (законодательные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются постоянно действующими органами и работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительных (законодательных) органов власти из числа их депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты). Структура, полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий (комитетов) определяются представительными (законодательными) органами самостоятельно в принимаемых ими регламентах.

Законодательство края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа составляют принятые в надлежащем порядке законодательные акты, действующие в полном соответствии с законодательством Российской Федерации в дополнении к нему или самостоятельно. Согласно уставам субъектов федерации в систему законодательства этих субъектов входят сами уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам субъекта федерации; законы субъекта федерации; постановления (указы) главы правительства субъекта федерации, а также нормативные приказы руководителей структурных подразделений правительства субъекта федерации.

Законодательство субъекта федерации, принятое в пределах компетенции этого субъекта, обязательно для исполнения всеми организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, находящимися на его территории.

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Ингушетии), в других — правительство или его глава (например, в Карелии).

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами этих республик о Президенте. Согласно этому законодательству в большинстве республик Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

Президент не может быть депутатом представительных (законодательных) органов в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения; назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Правительство республики в составе Российской Федерации решает вопросы государственного управления, отнесенные к ведению республики, поскольку они не входят согласно конституции и законам республики в ведение Президента и парламента республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Правительство ответственно перед Президентом и парламентом.

Правительства республик в составе Российской Федерации во исполнение законов этих республик и других решений их парламентов, указов и распоряжений Президентов республик, а также законов Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура Правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами республик в составе Российской Федерации, с государственными органами Российской Федерации, других субъектов Федерации определяются Законом о Правительстве республики.

Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Руководство деятельностью администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (администрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливается с учетом исторических, национальных и других условий и традиции соответствующим представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о главе администрации области, автономного округа Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. глава администрации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации обязан подать в отставку в случае избрания его депутатом представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также при выполнении им любой иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа является членом постоянно действующего координационно- консультативного Совета глав администраций при Президенте Российской Федерации.

Глава администрации в целях социального и экономического развития соответствующей территории, в интересах ее населения взаимодействует с органами представительной (законодательной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.

Он обладает правом законодательной инициативы в представительном (законодательном) органе края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации. Проекты законодательных (правовых) актов, внесенные главой администрации, рассматриваются представительным (законодательным) органом в первоочередном порядке.

Глава администрации подписывает и обнародует законы, принятые представительным (законодательным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации. Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в законодательный орган края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации, глава администрации обязан его подписать в установленном порядке.

Глава администрации вправе опротестовать решение представительного (законодательного) органа в судебном порядке. Действие решения в этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения.

Глава администрации подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Глава администрации вправе вносить проекты постановлений Правительства Российской Федерации, которые подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации.

Глава администрации взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению.

Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.

В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, уставами и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

При осуществлении своих полномочий глава администрации принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации имеет право получать ответы на свои обращения к Президенту и членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти не позднее чем через месяц со дня получения ими соответствующего обращения.

Глава соответствующей администрации (правительства) формирует состав администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Администрация осуществляет иные исполнительно- распорядительные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правовыми (законодательными) актами представительных (законодательных) органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает положение об этих органах.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ