Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 13. Конституционный статус Правительства РФ. Правовой статус органов исполнительной власти, их функции и виды
24.11.2017, 13:48

План:

1. Правовой статус органов исполнительной власти, их функции и виды.

2. Порядок деятельности Правительства РФ.

3. Компетенция Правительства РФ.

4. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ.

 

Вопрос 1. Правовой статус органов исполнительной власти, их функции и виды.

Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти — законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присущи только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.

Другими важнейшими функциями органов исполнительной власти являются:

• охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности,

• регулятивно-управленческая, связанная с руководством отраслями производственной и социально-культурной сферы;

• обеспечение прав и свобод граждан. Однако данные функции не могут быть реализованы без наличия следующих вспомогательных функций:

• нормотворческой, заключающейся в издании органами исполнительной власти нормативных актов;

• оперативно-исполнительной, состоящей в том, что указанные органы обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах;

• юрисдикционной, воплощающейся в том, что органы исполнительной власти могут применять административные, материальные, дисциплинарные и финансовые санкции к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения.

Кроме того, осуществление указанных задач и функций предполагает взаимодействие, сотрудничество всех институтов власти.

Выделяют органы общей компетенции, которые могут решать практически любые вопросы государственного управления (Правительство РФ и администрации); органы, отраслевой компетенции, которые обеспечивают специализированное управление определенной частью однородных предприятий, учреждений, организаций (например, Министерство юстиции, Министерство культуры); органы межотраслевой компетенции, которые отвечают за состояние и развитие порученной им сферы управления (например, Министерство труда и социального развития, Министерство науки и технологий); органы внутриотраслевой компетенции, которые руководят в рамках отраслей порученными участками работы (например, территориальные органы федеральных министерств). По организационно-правовым формам различаются:

• правительства; советы министров, имеющие статус правительств; министерства; государственные комитеты; комитеты; комиссии; службы; агентства; главные управления и управления; надзоры; департаменты; администрации (мэрии); отделы; другие органы, разнообразные по их организационно-правовым формам.

В зависимости от формы управления различают единоначальные органы, коллегиальные и смешанные,

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Коллегиальные органы — это организационно и юридически  объединенные группы должностных лиц или руководителей, которым принадлежит приоритет принятия решения по всем вопросам компетенции данных учреждений.

Органы, где единоначалие сочетается с коллегиальностью, отличает всестороннее и квалифицированное коллегиальное обсуждение и решение стратегических и оперативных вопросов, но им присуще и единоличное проведение принятых решений в жизнь руководителем соответствующего органа. К последним относятся, например, министерства, в которых существуют коллегии.

 

Вопрос 2. Порядок деятельности Правительства РФ.

Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 14 мая 1997 года с изменениями от 31 декабря 1997 года Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти России. Деятельность Правительства подзаконна, связана жесткими рамками правовых ограничений. Но это не означает, что оно полностью выведено из законотворческого процесса и должно только исполнять предписанное. В некоторых вопросах, по которым законодатель принимает решения, наибольшей компетенцией обладает именно Правительство. Последнее обязано давать свои заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны.

Принципами деятельности Правительства являются: верховенство Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов; народовластие: федерализм: разделение властей; ответственность: гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В состав Правительства РФ входят Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия нижней палаты парламента Государственной Думы в следующие сроки:

• не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;

• не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства РФ;

• в течение недели со дня отклонения внесенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение Государственной Думы.

Государственная Дума имеет право дважды без каких-либо для себя правовых последствий отклонить кандидатуру Председателя Правительства, предложенную Президентом РФ. Если же Государственная Дума в третий раз не утвердит представленную кандидатуру, то Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров.

Ограничения статуса членов Правительства связаны с реализацией принципа разделения властей и направлены на минимизацию возможности злоупотребления своим должностным положением. Поэтому закон запрещает членам Правительства:

• быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборных органов местного самоуправления;

• занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской и научной;

• быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

• использовать в неслужебных целях информацию, средства материально- технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

• получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства;

• получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

• принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

• выезжать в служебные командировки за пределы российской территории за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Наибольший объем полномочий сосредоточен в руках Председателя Правительства РФ, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; представляет Президенту РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий или об их поощрении; распределяет обязанности между своими заместителями: подписывает акты Правительства.

 

Вопрос 3. Компетенция Правительства РФ.

Наиболее важными полномочиями Правительства РФ являются:

• реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации;

• регулирование социально-экономической сферой;

• обеспечение единства системы исполнительной власти в России;

• формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

• право законодательной инициативы.

Контроль за деятельностью Правительства РФ существенно ограничен. Правительство обязано отчитываться перед законодателями только за исполнение бюджета. Кроме того, в исключительных случаях Государственная Дума может рассмотреть вопрос о доверии Правительству. Депутаты имеют право обратиться с запросом к любому члену Правительства и самому Правительству, на который им обязаны дать ответ.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом РФ:

• по заявлению Председателя Правительства об отставке;

• в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Освобождение от должности Председателя одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства либо освобождения от должности его обязанности исполняет один из заместителей Председателя.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов федерации может передавать им осуществление части своих полномочий.

Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, именуются распоряжениями. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской федерации. Датой официальной публикации постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

 

Вопрос 4. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ.

Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов, или что оно немедленно прекращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ. Правительство может по собственному решению, принимаемому коллегиально, подать в отставку. Президент РФ единолично решает, принять или отклонить просьбу Правительства.

Согласно Конституции РФ Дума может выразить недоверие Правительству, однако, Президент РФ решает вопрос, отправить ли Правительство в отставку или не согласиться с решением Государственной Думы.

Но Государственная Дума вправе повторно в течение трех месяцев выразить недоверие Правительству РФ. И тогда Президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента РФ опять же может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правительству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предположение, что Председатель вправе совершить эту акцию без коллегиального решения Правительства.

Во всех этих случаях, как и при сложении полномочий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Этим закрепляется объективная необходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ