Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 14. Конституционный статус Федерального Собрания РФ
24.11.2017, 13:50

План:

1. Правовой статус Федерального Собрания РФ.

2. Полномочия, структура и порядок деятельности Совета Федерации.

3. Полномочия, структура и порядок деятельности Государственной Думы. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

4. Законодательная деятельность Федерального Собрания.

5. Счетная палата Российской Федерации.

 

Вопрос 1. Правовой статус Федерального Собрания РФ.

Федеральное Собрание — парламент — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

Деятельность Федерального Собрания связана с тремя основными парламентскими функциями: представительной, основанной на выражении воли народа; законодательной, обеспечивающей правовое регулирование общественных отношений; контрольной, заключающейся в проверке деятельности государственных органов.

Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет федерации является органом представительства всех субъектов Российской федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех российских граждан независимо от места их жительства, а также интересы политических партий, имеющих всероссийский статус.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь для заслушивания:

• посланий Президента России;

• посланий Конституционного Суда РФ;

• выступлений руководителей иностранных государств.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат федерального Собрания;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов. Различный характер состава и компетенции палат Федерального Собрания обусловливает их различную структуру.

 

Вопрос 2. Полномочия, структура и порядок деятельности Совета Федерации.

Полномочия Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными).

Совет Федерации, называемый верхней палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению важных вопросов жизни государства и общества.

К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. Так же как и Государственная Дума, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.

 

Вопрос 3. Полномочия, структура и порядок деятельности Государственной Думы. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, 225 депутатов из которых избираются по одномандатным избирательным округам и 225 депутатов — избираются по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства.

В Российской Федерации состоялись три избирательные кампании по выборам депутатов в Федеральное Собрание в 1993, 1995 и 1999 годах. Хотя ст. 96 Конституции РФ закрепляет правило, что Государственная Дума избирается сроком на 4 года, в связи с тем, что первые выборы в Государственную Думу 1993 года проходили в весьма сложной политической обстановке, было предусмотрено, что Государственная Дума и Совет Федерации первого созыва избираются сроком на два года. После декабря 1995 года Россия вошла в обычный 4-летний выборный цикл депутатов Государственной Думы.

Кроме основной законодательной деятельности Государственная Дума вправе решать и другие вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ее ведению. К таким вопросам относятся:

• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, а также Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

• дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решение вопроса о доверии Правительству РФ;

• объявление амнистии;

• выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

1) в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 

Вопрос 4. Законодательная деятельность Федерального Собрания

Деятельность парламента по принятию законодательных актов государства называется законодательной деятельностью. Во всех демократических государствах, и в России в том числе, установлен строгий регламент разработки, обсуждения, принятия и введения в действие закона. Этот регламент называется законодателъным процессом.

Процесс создания норм права цивилизованных государств основывается на демократических принципах и направлен на издание совершенных нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективное регулирование социальных отношений и связей. Выделяются четыре стадий законодательного процесса:

1 — осуществление права законодательной инициативы;

2 — рассмотрение законопроекта;

3  — принятие закона;

4  — его опубликование.

Отправной точкой законодательного процесса является законодательная инициатива, то есть официальное предложение парламенту проекта закона, влекущее правовые последствия. Согласно Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Проекты законов, предлагаемые общественными организациями и гражданами, могут быть внесены только через вышеперечисленных субъектов права законодательной инициативы. Ведь право законодательной инициативы означает, что, если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект. В 1998 году Президентом РФ было внесено 4% законопроектов, Правительством РФ — 18%, Советом Федерации и его членами — 13%, субъектами Российской Федерации — 17%, высшие судебные органы внесли всего лишь 1% законопроектов. Больше всего законопроектов было внесено Государственной Думой и ее депутатами — 47%.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу в следующих формах:

1) законопроектов и поправок к ним;

2) законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

3) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Законопроект, подлежащий рассмотрению, вносится Государственной Думой в соответствующий комитет палаты либо в несколько комитетов, один из  которых считается головным по данному законопроекту. Для работы над проектами законов комитеты создают рабочие группы, куда могут входить представители государственных и общественных органов, научных учреждений, специалисты, ученые. По решению головного комитета, ответственного за подготовку законопроекта, он направляется на научную экспертизу, на заключение Правительства (в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Проект закона со всеми необходимыми материалами направляется головным комитетом на рассмотрение Государственной Думы.

Рассмотрение проектов законов Российской Федерации, внесенных в Государственную Думу, осуществляется в трех чтениях. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять одно из следующих решений:

• принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;

• отклонить законопроект;

• принять закон в целом.

Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроектов, принятых в первом чтении, что в настоящее время ею и практикуется.

В ходе второго чтения проекта закона в Государственной Думе с докладом выступает представитель комитета, ответственного за его разработку, который сообщает о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Проект принимается за основу и происходит обсуждение поправок к нему.

В результате второго чтения Государственная Дума принимает закон или  отклоняет его. После этого законопроект отправляется на экспертизу на предмет отсутствия внутренних противоречий, на предмет правильности взаимосвязи статей ввиду изменений текста при втором чтении.

Голосование законопроекта в целом — третье чтение — производится в специально отведенные для этих целей Государственной Думой дни. При этом не допускается внесение поправок и возвращение к обсуждению как законопроекта в целом, так и отдельных его статей, разделов, глав.

Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (226 голосов), а Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Текст закона, принятого Государственной Думой в течение пяти дней направляется в Совет Федерации для одобрения.

Совет Федерации компетентен одобрить или отклонить принятый Думой закон. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае если в установленные сроки Совет Федерации не рассмотрел федеральные законы, принятые Государственной Думой, то по истечении двадцати дней со дня принятия Государственной Думой этих законов они направляются Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Это правило не распространяется на принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительные комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При повторном голосовании, в случае не достижения согласия между палатами, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

После принятия федерального закона он направляется в течение пяти дней Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат.

Конституция не обязывает Президента автоматически подписывать все законопроекты, принятые Государственной Думой. Право главы государства отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его называется правом вето. Существуют два вида вето: абсолютное и отлагательное.

Вето считается абсолютным в том случае, когда глава государства, отказываясь от утверждения законопроекта, тем самым окончательно отклоняет его (данный вид вето по преимуществу принадлежит монархам). Вето называется отлагательным, если глава государства, отказываясь утвердить законопроект, обязан вернуть его парламенту для нового рассмотрения, и законопроект, принятый вновь с соблюдением указанных в конституции условий, становится законом и без утверждения главы государства (таким видом вето располагают президенты). Это право вето относится и к российскому Президенту.

Если после отклонения Президентом принятого парламентом федерального закона при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

Право вето Президента РФ применяется только в отношении федеральных законов и неприменимо к федеральным конституционным законам.

Согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации" от 14 июня 1994 года с изменениями от 23 апреля 1999 года на территории Российской Федерации применяются только те законодательные акты, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления в силу.

Если Верховный Совет Российской Федерации, впервые избранный демократически в мае 1990 года, примерно за 3 года своей работы принял немногим более 300 законов, вступивших в силу, то такого же результата Федеральное Собрание достигло лишь за 2 года своей деятельности. В 1995—1999 гг. Государственная Дума приняла 1036 законов, но из них вступило в силу только 715.

 

Вопрос 5. Счетная палата Российской Федерации

В компетенцию Федерального Собрания РФ входит формирование постоянно действующего органа государственного финансового контроля — Счетной палаты. Российской Федерации, деятельность которой основана на принципах законности, объективности и гласности. В ее задачи входит:

• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• анализ выявленных отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России:

• регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах контрольных мероприятий.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ