Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 1. Конституционное право - ведущая отрасль российского права
24.11.2017, 12:27

План:

1. Общая характеристика конституционного права, как отрасль права (понятие, предмет, метод).

2. Понятие и предмет науки конституционного права.

3. Нормы конституционного права их виды и особенности.

4. Конституционно-правовые отношения их субъект, объект и виды.

5. Источники конституционного права.

 

1. Общая характеристика конституционного права, как отрасль права (понятие, предмет, метод).

Термин "конституционное право" можно понимать в трех смыслах: как отрасль права, как науку, как учебную дисциплину.

Конституционное право как отрасль права — это упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Конституционное право как наука — совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права.

Конституционное право как учебная дисциплина — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях науки.

Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, поскольку имеют общий источник — единую сферу базовых, исходных общественных отношений.

Конституционное право является одной из отраслей российского права, при этом ведущей отраслью. Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью его национальной правовой системы, занимая в ней ведущее положение. Отличительная особенность конституционного права от других отраслей права, воздействующих на общественные связи в какой-либо одной области жизни, заключается в регулировании отношений, складывающихся во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.).

Предметом конституционного права России являются те отношения, которые регулируются его нормами:

а) отношения между человеком и государством;

б) основы конституционного строя;

в) устройство государства;

г) форма правления;

д) основы правового статуса личности;

е) систему государственной власти;

ж) организацию местного самоуправления.

Для разграничения отраслей права немаловажное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

В конституционном праве эти методы разнообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:

• императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);

• диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).

В свою очередь они подразделяются на следующие способы воздействия:

1) дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов);

2) обязывание (касается организации власти, исполнения долга гражданина перед государством);

3) запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, общественные интересы).

В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования общественных отношений основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется значительно реже. Их особенностью является достаточно часто встречающееся неравенство сторон — участников конституционного правоотношения, подразумевающее подчинение одной стороны другой. Например, возложение государством на гражданина конституционных обязанностей.

 

2. Понятие и предмет науки конституционного права.

Конституционное право, ранее носившее название государственного права, всегда было в центре внимания отечественной юридической науки. Это объясняется прежде всего тесной связью этой отрасли права с политической жизнью страны где национальный менталитет ориентирован на сильное государство. Нельзя забывать и о ведущей роли конституционного права в системе российского права как юридического фундамента для всех других отраслей права.

Конституционное право относится к числу отраслевых юридических наук. Отраслевой она называется потому, что в системе российского права имеется самостоятельная отрасль — конституционное право. Нормы отрасли и выступают специфическим источником познания науки конституционного права.

К предмету науки российского конституционного права относится следующее:

1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России;

3) практика реализации норм конституционного права;

4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России — это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

• исследование соответствующего понятийного аппарата;

• учение о Конституции России в ее историческом развитии;

• сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;

• системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;

• изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;

• анализ формы правления и государственного устройства Российской Федерации.

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и других), которые носят методологический характер, тесно связана с наукой "История государства и права России", изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права, с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно Конституции РФ) включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутригосударственным законодательством.

 

3. Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права.

Нормы конституционного права являются исходными для других отраслей права, представляя собой основу для их развития.

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой.

Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы конкретизируются в других статьях Конституции, законов и подзаконных актов (например, базовый принцип разделения властей). Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли.

По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

2. Источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе — в Конституции Российской Федерации.

3. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

4. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

При этом, учитывая многообразие конституционных норм, следует их классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой.

3. По территории действия. По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. От способа воздействия на субъекты права - управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст. 71-73, 83-90 Конституции Российской Федерации).

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а так же все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Так, например, ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т. п. Так, например, ст. 13 Конституции Российской Федерации предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания, границ и рамок правообязанностей субъектов регулируемых отношений.

5. По методу правового регулирования. По этому признаку различают

императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивныв нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 Закона «О гражданстве Российской Федерации». Пункт 2 содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Пункт 3 закрепляет императивную норму, в соответствии с которой выход из гражданства не допускается при указанных в норме условиях.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты.

Институт конституционного права — это совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции РФ, законах, подзаконных актах.

Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комплексные институты включают в себя подинституты. Например, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным институтом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, системанародного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конституционного права, подинститутов (например, институт главы государства, правительства и т. д.).

По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права, хотя существуют и другие мнения.

 

4. Конституционно-правовые отношения: их субъект, объект и виды.

Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак, как массовость. Конституционно-правовые отношения, целями которых выступают социально- экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права.

Всю систему конституционно-правовых отношений можно разбить на две большие группы.

В первую из них входят отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Они регулируются конституционным правом не в полном объеме, а только в своих основах, более детальное и конкретное их регулирование происходит в других, отраслях права.

Вторую группу составляют общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы человека и гражданина, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов государственной власти. Отношения, складывающиеся в названной сфере, находят проявление в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения, то есть отношения в связи с осуществлением власти. В отличие от первой группы они регулируются конституционным правом не в основных чертах, а в полном объеме.

Конституция РФ 1993 года значительно повлияла на содержание категории "субъект конституционного права", расширив и обновив перечень субъектов. В настоящее время субъекты отрасли конституционного права подразделяются на три большие группы: физические, лица, государственные образования и негосударственные объединения. К физическим лицам oтнoсятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане;

3) лица с двойным гражданством (бипатриды);

4) лица без гражданства (апатриды);

5) участники избирательного процесса как лица со специальной правоспособностью.

Конституционная правоспособность физических лиц определяется нормами Конституции, устанавливающими основные права и свободы (например, право участвовать в управлении делами государства). К государственным образованиям относятся:

1) государство в целом (Российская Федерация — Россия);

2) субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область;

3) органы государственной власти — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

К негосударственным объединениям относятся:

1) общности людей — народ Российской Федерации, народы субъектов Федерации, малочисленные коренные народы Севера, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований;

2) органы местного самоуправления;

3) ассоциации граждан — политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения и др.;

4) группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых — в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во вторых — права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Таким образом, юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие — связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

 

5. Источники конституционного права.

Сложность и многообразие конституционных норм обусловливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источником конституционного права обычно понимается правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе, образуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные). Признание нормативного акта источником конституционного права влечет за собой важные юридические последствия.

Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период времени правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.

Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей (максимальной) юридической силой.

Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на 1 Съезде народных депутатов РСФСР 12июня 1990 года).

Особое значение в системе источников российского конституционного права имеют федеральные конституционные законы. Они обладают следующими сущностными чертами:

• развивают и дополняют Конституцию РФ;

• принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Основным Законом;

• обладают большей юридической силой, чем обычный закон;

• подготавливаются в особом сложном порядке;

• не могут быть отклонены Президентом РФ. Конституция РФ установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, обладающих особой юридической природой (всего их должно быть не менее 18).

В настоящее время юридически оформлена возможность появления законов о поправках к Конституции РФ (поправки к главам 3—8). Порядок их принятия идентичен порядку принятия федерального конституционного закона, но они вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ