Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 2. Конституционно-правовые нормы и институты
24.11.2017, 12:34

1. Конституционно-правовые нормы и институты

Правовое регулирование конституционно-правовых отношений осуществляется нормами конституционного права (конституционно-правовыми нормами). Конституционно-правовые нормы содержатся в источниках конституционного права.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие признаки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли. Нормы конституционного права РФ — правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:

- регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы");

- являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации");

- редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;

- часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом");

- иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").

Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

- Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.

- Источниками, в которых они выражены. Наиболее значимые, обладающие высшей юридической силой нормы содержатся в Конституции Российской Федерации.

- Характером регулятивного воздействия на общественные отношения.

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).

Учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний. Особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъектов Российской Федерации). Специфическими особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы). Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.

 

2. Виды конституционно-правовых норм

Конституционно-правовые нормы многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.

В зависимости от объекта правового регулирования (по содержанию):

» устанавливающие правовой статус личности ("каждый имеет право на образование");

» закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации");

» регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы принимаются Государственной Думой");

» регулирующие порядок реализации местного самоуправления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно");

» регулирующие законодательный процесс ("законопроекты вносятся в Государственную Думу");

» регулирующие порядок изменения и пересмотра Конституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием").

По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.

- конституционные нормы;

- нормы федеральных конституционных законов;

- нормы федеральных законов;

- нормы законов субъектов РФ;

-нормы подзаконных актов;

- нормы актов органов местного самоуправления и другие.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

~ действующие на всей территории Российской Федерации,

~ в субъектах Федерации,

~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление.

По времени действия:

постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел второй Конституции РФ "Заключительные и переходные положения").

По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в норме различают:

a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации");

b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия");

c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения");

d) Устанавливающие или определяющие ("Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации");

По характеру регулятивного воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов:

- нормы-принципы ("труд свободен").

- нормы-дефиниции,

- нормы-задачи.

По степени  определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного правила ("новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации").

Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").

По назначению в механизме правового регулирования принято различать:

- Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта,

- Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.

Таким образом, конституционное право - это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система конституционного права Система или отрасль конституционного права состоит из групп правовых норм. Каждая из этих групп несколько обособленна, поскольку регулирует какие-то однородные, взаимосвязанные конституционно- правовые отношения. Конституционно-правовые нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты.

Отрасль конституционного права - не простая совокупность норм. Между конституционно-правовыми нормами существуют сложные системные связи, обусловливающие внутреннее строение данной отрасли права, её систему. При этом системообразующим признаком выступает специфика отдельных групп общественных отношений, образующих в совокупности предмет регулирования конституционного права. Такие группы конституционно-правовых норм называют подотраслями или правовыми институтами конституционного права. Система конституционного права - это его внутреннее строение, которое выражается, во-первых, в единстве и согласованности конституционно- правовых норм, что отграничивает их от норм других отраслей права, во- вторых, в разделении отрасли на относительно обособленные части. Основным элементом отрасли является правовой институт как наиболее крупная совокупность правовых норм, обладающая определенным внутренним единством, но отличающаяся от других. Правовой институт выступает обособленным структурным подразделением отрасли. Он объединяет нормы, которые регулируют лишь часть, самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права. Эти близкие по содержанию конституционно- правовые нормы действуют в составе отрасли, хотя и отличаются от других отраслевых норм определенной спецификой. В правовой теории и практике часто применяется расширительное толкование и использование понятия правового института. Так, говорится об институте гражданства, хотя образующие его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности. Систему конституционного права составляют следующие институты: Основы конституционного строя - занимает ведущее место в системе отрасли институт, так как в его нормах содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов. Основы правового статуса человека и гражданина - стоит на втором месте, поскольку человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве, а их обеспечение и гарантии являются главной целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

Федеративное устройство государства - определяет принципы российского федерализма, устанавливает систему национально-государственных и государственно- территориальных образований, в соответствии с которой строится система органов государства. Система государственной власти и система местного самоуправления – определяет порядок формирования органов управления в государстве, их задачи и полномочия. Другие группы взаимосвязанных норм, выступающие структурными подразделениями отрасли конституционного права, образуют другие институты.

Таким образом, конституционно-правовой институт - это обособленная группа взаимосвязанных правовых норм, являющихся частью отрасли конституционного права и регулирующих самостоятельный вид однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли. Система конституционного права характеризуется не только разделением отрасли на правовые институты, но и их соотношением, местом каждого из них в системе отрасли. Это обусловлено тем, что между институтами конституционного права объективно существуют взаимосвязь и взаимодействие, в силу которых нормы одного института создают  необходимые предпосылки для действия норм другого. Источники конституционного права Под источниками конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

 

3. Источники конституционного права образуют определенную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим, действуют на всей территории России или имеют сферу действия, ограниченную территорией конкретного субъекта Федерации, муниципального образования.

Современный подход к проблеме источников права, помимо юридических форм выражения, относит к ним естественное право. В частности М.В. Баглай подчеркивает, что право вообще нельзя сводить только к писаной его части, к устанавливаемому и охраняемому государством праву. Кроме позитивного правового регулирования, всегда подверженного опасности авторитарных решений, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Эти представления относятся к вечным ценностям и служат главным критерием демократизма любой системы права.

В нынешней Конституции Российской Федерации общечеловеческие идеалы получили совершенно определенное правовое выражение. В ней, например, четко закреплены все основные, естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это означает, что позитивное право все больше воспринимает естественное право как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления. Однако реальная жизнь объективно порождает тенденцию к ограничению естественной свободы человека. Поэтому демократия нуждается в постоянном напоминании государству о существовании неотъемлемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. «Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, постоянно присутствовать в процессе применения позитивного права». Пока же трактовка правового государства как полного и точного соблюдения всеми субъектами правоотношений писаного права объективно препятствует его демократизации, укреплению прав и свобод человека. В правовом государстве, прежде всего, должен последовательно и неуклонно осуществляться принцип: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.

К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного права, относятся:

1. Конституции. Конституция Российской Федерации - главный источник конституционного права России. Она регулирует широкий круг наиболее важных, коренных конституционно- правовых отношений и обладает среди всех других правовых актов высшей юридической силой. В России федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории России (ст. 4 Конституции Российской Федерации), поэтому конституции республик не должны противоречить ей. Аналогичной юридической силой на соответствующей территории обладают уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Это вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, установленного ч.1. ст.5 Конституции Российской Федерации.

2. Законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую устанавливается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция Российской Федерации устанавливает два вида законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, по затрагиваемым в них вопросам, по порядку принятия, а также по возможности их отклонения Президентом Российской Федерации. Конституцией указывается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч.З. ст.76), обладающим более высокой юридической силой. Федеральные конституционные законы принимаются по важнейшим вопросам, предусмотренным самой Конституцией (таких вопросов пятнадцать), в особом, более усложненном порядке и не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации. Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами соответствующих субъектов Федерации.

3. Договоры и соглашения. Различаются международные договоры и соглашения Российской Федерации и внутренние договоры и соглашения. Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из этих положений следует, что ратифицированный международный договор по юридической силе стоит выше, чем закон, так как его нормы не могут отменять нормы или противоречить нормам международного права. Из числа внутренних договоров важнейшим источником конституционного права является Федеративный Договор от 31 марта 1992г., в котором закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов. В 1994 г. заключен договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. В дальнейшем такие договоры были заключены не только с республиками, но и с другими субъектами Российской Федерации. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно-правовые нормы.

4. Декларации - как особая форма источников конституционного права выражают принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития. В декларациях, как правило, определяются новые концепции развития государственности, формулируются принципы всей политики в той или иной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство. Принятые Съездом народных депутатов или Верховным советом РСФСР Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит упоминания о декларациях, об их юридической силе и порядке принятия. Однако принятие деклараций не исключено, и поэтому можно сделать вывод, что Федеральное Собрание вправе их принимать без соблюдения обычной законодательной процедуры.

5. Регламенты палат Федерального Собрания. Источниками конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждой палатой для организации своей деятельности, не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента и имеют узкую сферу применения (прежде всего осуществление законодательного процесса: создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.).

6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации - издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, будучи подзаконными актами, отменяются в результате принятия соответствующих законов.

7. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральные министерства, госкомитеты и ведомства правомочны принимать правовые акты по своим направлениям деятельности. При этом юридическую силу имеют только акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликованные в официальных изданиях.

8. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. К числу источников конституционного права относятся постановления, в которых устанавливается соответствие Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, а также дается толкование конституции. Любые акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

9. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из них являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или пока не будет принято заменяющее их законодательство. «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

10. Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовые акты, аналогичные указам Президента РФ, издают для своих территорий президенты и главы администраций республик и других субъектов Российской Федерации. Формами установления конституционно- правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются постановления и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

11. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляя публичную власть, издают в пределах своих полномочий правовые акты. Источниками конституционного права являются те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ