Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 4. Конституционно-правовые отношения. Конституционно- правовая ответственность
24.11.2017, 12:52

План:

1. Понятие и участники конституционно-правовых отношений: субъекты и объекты.

2. Юридические факты как предпосылки возникновения конституционно-правовых отношений.

3. Содержание ответственности по конституционному праву как вида юридической ответственности.

 

Вопрос 1. Конституционно-правовые отношения: их субъект, объект и виды.

Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак, как массовость. Конституционно-правовые отношения, целями которых выступают социально- экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права.

Конституционно-правовым отношениям свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право; юридическая обязанность), но отличаются своим объектом субъектным составом и сложным характером юридических связей между субъектами.

Всю систему конституционно-правовых отношений можно разбить на две большие группы.

В первую из них входят отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Они регулируются конституционным правом не в полном объеме, а только в своих основах, более детальное и конкретное их регулирование происходит в других, отраслях права.

Вторую группу составляют общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы человека и гражданина, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов государственной власти. Отношения, складывающиеся в названной сфере, находят проявление в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения, то есть отношения в связи с осуществлением власти. В отличие от первой группы они регулируются конституционным правом не в основных чертах, а в полном объеме.

Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ).

К числу субъектов конституционного права относятся индивиды, организации, сообщества, которые участвуют в политической деятельности государства. Таким образом, субъектами конституционного права являются все те, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают конституционные обязанности и предоставляют соответствующие права.

Конституция РФ 1993 года значительно повлияла на содержание категории "субъект конституционного права", расширив и обновив перечень субъектов. В настоящее время субъекты отрасли конституционного права подразделяются на три большие группы: физические, лица, государственные образования и негосударственные объединения. К физическим лицам oтнoсятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане;

3) лица с двойным гражданством (бипатриды);

4) лица без гражданства (апатриды);

5) участники избирательного процесса как лица со специальной правоспособностью.

Конституционная правоспособность физических лиц определяется нормами Конституции, устанавливающими основные права и свободы (например, право участвовать в управлении делами государства). К государственным образованиям относятся:

1) государство в целом (Российская Федерация — Россия);

2) субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область;

3) органы государственной власти — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

К негосударственным объединениям относятся:

1) общности людей — народ Российской Федерации, народы субъектов Федерации, малочисленные коренные народы Севера, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований;

2) органы местного самоуправления;

3) ассоциации граждан — политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения и др.;

4) группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные порядок реализации правовых действий.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых — в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во вторых — права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Таким образом, юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие — связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Вопрос 2. Важным элементом конституционно-правовых отношений, на примере которого наиболее рельефно прослеживается причинно-следственная сущность этих правоотношений, являются юридические факты (лат. Factum- сделано, событие, поступок). Под юридическим фактом в конституционном праве традиционно принято понимать определенные гипотезой конституционно-правовой нормы конкретные обстоятельства (условия), с наступлением которых возникают, изменяются или прекращаются конституционно-правовые отношения. То есть конституционный юридический факт.

Но такое определение юридического факта не раскрывает его назначения в системе конституционно-правовых отношений, сводит роль и место юридического факта к точке отсчета конституционно-правовых отношений. Юридические факты как обязательный элемент конституционно-правовых отношений является не только причинами (условиями, обстоятельствами), приводящие к наступлению конституционно-правовых отношений, но и последствиями существующих конституционно-правовых отношений, ведущих к изменению или прекращению этих правоотношений. То есть дуализм правовой природы конституционных юридических фактов заключается в том, что они могут быть как причиной, так и следствием конституционно-правовых отношений.

Учитывая то, что конституционные юридические факты по своему волевым началом могут иметь как субъективный, так и объективный проявление в действиях и событиях, можно утверждать, что предусмотрена конституционно-правовыми нормами целенаправленная волевое поведение субъектов конституционно-правовых отношений , что проявляется в деятельности и поведении этих субъектов, присуща только части конституционно-правовых отношений. Тогда как другая часть конституционно- правовых отношений - события - не зависит от волевой деятельности или поведения уполномоченных субъектов, выступая объективными проявлениями бытия (стихийное бедствие, рождение ребенка, достижение совершеннолетия и т.п.).

В соответствии с указанным выше, конституционный юридический факт - это предусмотренные или санкционированные конституционно-правовой нормой причина или следствие деятельности или поведения субъектов конституционно-правовых отношений, или действия объективных обстоятельств, обусловливающих возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений.

Для конституционных юридических фактов свойственны такие квалифицирующие признаки: во-первых, конституционный юридический факт является разновидностью общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются на основе конституционно-правовых норм. Во- вторых, конституционные юридические факты являются обязательным, существенным элементом конституционно-правовых отношений. Без конституционного юридического факта конституционно-правовые отношения не могут ни возникнуть, ни измениться, ни прекратиться. В-третьих, по своим сущностью и содержанием конституционные юридические факты могут быть как целенаправленной волевой деятельностью или поведением субъектов конституционно-правовых отношений, так и действиями природных явлений, которые происходят независимо от воли соответствующих субъектов. В- четвертых, по влиянию на конституционные правоотношения юридические факты могут выступать как причиной, так и следствием, результатом этих правоотношений. В-пятых, юридические факты свойственны конституционным правоотношениям на всех их стадиях - возникновение, изменение, прекращение конституционно-правовых отношений. К тому же один и тот же конституционный юридический факт может быть обязательным элементом различных конституционно-правовых отношений. В то же время отдельный вид конституционно-правовых отношений может иметь в своем составе не единичный конституционный юридический факт, а целую систему таких юридических фактов, получила в юридической науке название "фактического (юридического) состава" правоотношений, в частности в виде статуса отдельных субъектов.

Конституционные юридические факты как элемент конституционно- правовых отношений различаются в каждом конкретно взятом случае. Они достаточно разнообразны по сути и содержанию, функциями, способами и средствами воздействия на конституционные правоотношения, формой проявления и закрепления т. То есть конституционные юридические факты подлежат классификации по определенным критериям.

Основными критериями классификации конституционных юридических фактов есть; сущность и содержание конституционных юридических фактов; назначения в механизме конституционно-правового регулирования (функции); условия существования и тому подобное.

По сути и содержанию юридические факты в конституционном праве ученые-правоведы традиционно разделяют на юридические события, юридические действия и правовые состояния (режима). К юридическим событий в конституционном праве относят факты, не зависят от волеизъявления субъектов конституционно-правовых отношений. Примером может быть достижение гражданином определенного возраста для того, чтобы быть кандидатом на пост Президента Украины, народного депутата Украины, судьи Конституционного Суда Украины и др. То есть события в конституционном праве, по мнению ученых, создают условия для наступления конституционно-правовых отношений.

В зависимости от влияния волеизъявления субъекта, его целенаправленного влияния на возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений, следует различать юридические факты, являющиеся результатом субъективной деятельности или поведения участника конституционных правоотношений, а также конституционные юридические факты, существующие независимо от субъективной деятельности или поведения участника конституционных правоотношений и является результатом объективных природных явлений. То есть по сути и содержанию конституционные юридические факты делятся на субъективные конституционные юридические факты и объективные конституционные юридические факты.

Субъективные конституционные юридические факты - это предусмотренные конституционно-правовой нормой причины или последствия деятельности или поведения субъектов конституционно-правовых отношений, которые проявляются в возникновении, изменении и прекращении конституционно-правовых отношений. Они являются следствием целенаправленной волевой деятельности участников конституционных правоотношений, оказывается в их субъективных правах и юридических обязанностях. Примерами субъективных юридических фактов можно считать голосования граждан Украины на выборах и референдумах (ч. 1 ст. 38 Конституции Украины), принятие решения о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента (ст. 111 Конституции Украины) и другие.

Объективные конституционные юридические факты - это определенные установлены конституционно-правовой нормой причины или последствия влияния объективных явлений на возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений. Примером таких юридических фактов является достижение гражданином Украины возраста с которого он может избираться народным депутатом Украины (ч. 2 ст. 76 Конституции Украины), Президентом Украины (ч. 2 ст. 103 Конституции Украины), быть кандидатом в судьи Конституционного Суда Украины ( ч. ст. 148 Конституции Украины), настенные условиях чрезвычайного положения (п. 1 ст. 4 Закона Украины "О чрезвычайном положении" от 26 июня 1992) и др.

При этом субъективные юридические конституционные факты (действия) могут быть правомерными и неправомерными. Правомерны ли действия предусматривают деятельность или поведение, сущность и содержание которой заключается в том, что участник конституционно-правовых отношений должным образом придерживается выполняет определенные конституционными нормами правила деятельности или поведения в обществе и государстве, согласовывая их результаты с интересами других легитимных участников конституционно-правовых отношений .

Неправомерные субъективные юридические конституционные факты (конституционные деликты) - это деятельность или поведение участников конституционно-правовых отношений, выражающийся в нарушении деликтоспособным субъектами конституционного права правил деятельности или поведения, определенных в конституционно-правовой норме, или в ненадлежащем выполнении этих правил. Примером конституционного деликта может быть нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

По назначению в механизме конституционно-правового регулирования, то есть по функциям конституционные юридические факты следует подразделять на причинные (правообразующие) и следственные (правоизменяющие, правоприпинюючи).

По условиям существования конституционные юридические факты делятся на единичные (разовые) и множественные. Единичные конституционные факты - это установленные или санкционированные конституционно-правовой нормой причины или последствия деятельности или поведения субъектов конституционно-правовых отношений, или же других объективных природных явлений, которых достаточно в разовой количества для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений . Примером определения единичных конституционных юридических фактов может быть нормативное положение ч. 3 ст. 79 Конституции Украины: "Полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принесения присяги". То есть для наступления конституционных правоотношений, связанных с приобретением лицом, избранным в Верховную Раду Украины, конституционно-правового статуса народного депутата Украины необходимо наличие юридического факта составления таким лицом присяги.

Для возникновения или прекращения других конституционных правоотношений одного конституционного юридического факта не всегда бывает достаточно. Как правило, для возникновения или прекращения сложных конституционно-правовых отношений необходима совокупность (множество) конституционных фактов. Это множество конституционных юридических фактов имеет упорядоченный, системный характер. Они взаимосвязаны и взаимообусловленными и образуют систему конституционных юридических фактов. Примером множественных юридических фактов в конституционно- правовых отношениях являются требования к судье Конституционного Суда Украины, определенные ч. 3 ст. 148 Конституции Украины: "Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, достигший на день назначения сорока лет, имеет вуза юридическое образование и стаж работы по специальности не менее десяти лет, проживает в Украине в течение последних двадцати лет и владеющий государственным языком". То есть лицо приобретает правосубъектности кандидата на должность судьи Конституционного Суда Украины только при условии существования определенной соответствующей статьей Конституции Украины системы конституционных юридических фактов.

Система конституционных юридических фактов - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных определенных или санкционированных конституционно-правовой нормой причин или последствий деятельности или поведения субъектов конституционно-правовых отношений, или же других объективных природных явлений, проявляющихся в возникновении, изменении и прекращении конституционно-правовых отношений.

 

Вопрос 3. Конституционная ответственность - это принудительное применение законодательно закрепленных конституционных санкций к субъектам конституционно-правовых отношений в случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) ими своих конституционных обязанностей(полномочий) или за злоупотребление конституционными правами (полномочиями).

Юридический факт как основание возникновения юридической ответственности

Необходимым элементом основания конституционно-правовой ответственности является наличие вины. Однако здесь требуется правильное понимание таких ее психологических форм, как умысел и неосторожность. Используя в конституционном праве эти категории, конечно, противоестественно говорить, например, о «неосторожном» неудовлетворении требований, предъявляемых к деятельности должностного лица, о «неосторожном» отсутствии контроля и т.п. Однако вполне естественно было бы сказать о неполноценности или нерадивости должностного лица, которое неумышленно допустило в своей деятельности  очевидные  нарушения, т.е. совершило действия или бездействие, которые в других отраслях права как раз и признаются неосторожными.

Так, согласно Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3). Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. В ч. 4 ст. 13 Конституции РФ указывается: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Такого рода запреты на совершение тех или иных деяний требуют установления юридической ответственности в различных отраслях права. Они детализируются в Уголовном кодексе РФ и других нормативных актах. Поэтому противоправное деяние, нарушающее эти запреты, нарушает одновременно два вида правоотношений: конституционно- правовое и конкретное правоотношение другой отрасли права, детализирующее конституционно-правовое отношение. Однако эти нарушения влекут за собой применение той меры ответственности, которая установлена законодательством. Такая мера всегда определяется той отраслью права, которая конкретизирует конституционно-правовой запрет.

Что же касается самого запрета, то он лишь указывает на безусловную необходимость правовой реакции государства, привлечения виновного субъекта к правовой ответственности. Все это, разумеется, не означает, что конституционно-правовая ответственность всегда обеспечивается только каким-либо иным видом ответственности. Конституционная ответственность является одним из важных способов. Если такие виды юридической ответственности как уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско- правовая, материальная можно признать достаточно исследованными концептуально, то системное изложение конституционной ответственности продолжает относиться к числу малоизученных проблем. Это частично обусловило тот факт, что российское законодательство обстоятельно закрепляет все виды юридической ответственности, за исключением конституционной ответственности, которая весьма фрагментарно и непоследовательно прописана в Конституции РФ и законах. Отсутствует как конституционное, так и законодательное обеспечение института конституционной ответственности. В Конституции РФ даже не употребляется понятие «конституционная ответственность», хотя в ней содержатся отдельные положения конституционной ответственности .

Вышеназванные недостатки не позволяют в полной мере использовать конституционную ответственность для осуществления её многофункционального назначения. Это обусловливает как актуальность концептуального исследования конституционной ответственности, так и необходимость выдвижения системных предложений о путях её законодательного закрепления. Одновременно характерной чертой современного российского законодательства является увеличение количества законов, регулирующих конституционную ответственность в некоторых областях. Особенно интенсивно в законодательстве отражаются меры конституционной ответственности органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц. Так, развитию федеративных отношений способствовало введение законодательно закрепленных мер конституционной ответственности в отношении органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц. В 2000 году в Федеральный закон от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» были внесены изменения и дополнения. Предусматривалась возможность применения таких мер конституционной ответственности, как предупреждение, и после этого отстранение от должности высшего должностного лица субъекта РФ, роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Закрепление в федеральном законе, а не в Конституции РФ мер конституционной ответственности вызвало многочисленные дискуссии среди юристов. Важно, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. было признано, что положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающие названные меры федерального воздействия, соответствуют Конституции РФ. Конституционный Суд РФ также указал на необходимость принятия адекватных мер федерального воздействия в целях защиты Конституции РФ, обеспечения ее высшей юридической силы, верховенства и прямого действия.

В 2003 году в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» была ведена, в частности, такая мера, как временное возложение отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ на федеральные органы государственной власти. Процесс законодательного закрепления санкций в отношении органов государственной власти субъектов РФ и некоторых иных субъектов конституционной ответственности продолжается. В то же время в условиях отсутствия целостной теории конституционной ответственности развитие её в качестве института идёт отрывочно, несистемно. Этим определяется необходимость соответствующего концептуального обоснования, что во многом обусловливает актуальность настоящего исследования.

Пример:

Прочитайте диспозиции следующих статей УК РФ: ст. 159 «Мошенничество», ст. 160 «Присвоение и растрата», ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им  преступления», ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 196 «Преднамеренное  банкротство»,  ст. 197 «Фиктивное банкротство»,  ст. 19 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», ст. 199 «Уклонение   от  уплаты  налогов и (или) сборов с  организации»,  ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента», ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Перед эмиссией акций ОАО «Старбанк» основная часть его топ- менеджеров берет в ОАО «Старбанке» крупные суммы кредитов на льготных условиях. На данные кредиты покупаются акции «Старбанка». При этом именно топ-менеджерами принимается решение о некотором занижении первоначальной цены на акции банка для того, чтобы в покупке акций могли принять участие рядовые граждане. Через определенное время акции выросли в цене в 3 раза. Руководители «Старбанка» частично продают свои пакеты акций, чтобы вернуть кредиты. В результате данных действий топ-менеджмент без вложений в банк существенно расширяет свои уже имеющиеся пакеты акций. Действия топ-менеджеров «Старбанка» являются незаконными. За эти действия топ-менеджеры подлежат ответственности по п. «б» ч. 3 и ч. 4 ст. 174.1  «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления». Ущерб считается исходя из количества похищенных денежных средств банка, с учетом упущенной выгоды банка. Ущерб может быть либо обычным либо в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 174 УК РК, финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в ст. 174 УК РК, а также в статье 174.1 УК РК признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую шесть миллионов рублей.

Место и роль конституционно-правовой ответственности в общей системе юридической ответственности государства. Юридическая ответственность - важнейший институт любой правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности занимает одно из центральных мест как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках, включая и конституционное право. Конституционно-правовая ответственность - это прежде всего отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, должностного лица и туда., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы. Наряду с общими признаками, свойственными всем другим видам ответственности, конституционно-правовая ответственность имеет свои особенности, не свойственные ни одному другому виду юридической ответственности. Эти особенности обусловлены специфическими свойствами предмета конституционного права. Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие содержание всех других общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Оно устанавливает не только принцип безусловной наказуемости всех деяний, нарушающих общественные отношения, но и общие запреты на совершение тех или иных деяний.

Господствующей в литературе о юридической ответственности является ее трактовка как меры государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий в форме ограничений (лишений) личного или имущественного порядка. Поскольку юридическая ответственность является одним из важнейших средств организации правильного (должного) исполнения предписаний правовых актов, предупреждения и пресечения нежелательного с точки зрения закона поведения субъектов общественных отношений, она является категорией, свойственной всем отраслям права, включая и конституционное.

В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и  строго обусловленные этими целями меры. Публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. Чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения. Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно- правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

Принуждение как общий признак юридической ответственности является государственно-властным способом подавления отрицательных волевых устремлений отдельных субъектов для обеспечения их подчинения нормам права [3]. В праве используются самые разнообразные способы принуждения, объективно обусловленные основаниями и целями их применения. Используя принуждение, государство не только воздействует на правонарушителей, но и осуществляет меры, направленные на предупреждение правонарушений. Конституция Российской Федерации - основной источник осуществления конституционно-правовой ответственности. Особенность конституционного права, как отмечалось ранее, состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения.

Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Именно в этих сферах общественной жизни конституционно- правовая ответственность и применяется, так сказать, в «чистом» виде, как особый вид юридической ответственности. Правда, и здесь не исключено положение, когда государство вынуждено для защиты определенных общественных отношений прибегать к мерам не только конституционно-правовой, но и иных видов юридической  ответственности. Использование иных видов юридической ответственности в этих случаях связано с тем, что все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, являются базовыми, основополагающими. Они образуют фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Все они являются системообразующими, оформляющими целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ