Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 5 (1). Основы конституционного строя РФ
24.11.2017, 13:00

План:

Вопрос 1. Понятие и теоретические основы конституционного строя.

Вопрос 2. Права и свободы человека как высшая ценность.

Вопрос 3. Правовое государство.

Вопрос 4. Федеративное государство.

Вопрос 5. Демократическое государство.

Вопрос 6. Социальное государство.

Вопрос 7. Республиканская форма правления.

Вопрос 8. Светское государство.

Вопрос 9. Суверенитет.

Вопрос 10. Разделение властей.

 

Вопрос 1. Понятие и теоретические основы конституционного строя.

Понятие "основы конституционного строя", закрепленное в главе 1 Конституции Российской Федерации, является новым для конституционного права нашего государства, так как прежняя аналогичная глава, содержащаяся в Конституции РСФСР 1978г., называлась "основы общественного строя и политики". В настоящее время существуют различные мнения по поводу данного понятия, приведем некоторые из них:

Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного закона система основополагающих общественных отношений.

(доктор юридических наук, профессор А.И.Коваленко)

Конституционный строй - порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

(доктор юридических наук, профессор М.В.Баглай)

Конституционный строй - совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства.

(доктор юридических наук, профессор В.Г.Стрекозов)

Представляется возможным дать производное, унифицированное определение:

Конституционный строй - закрепленная нормами основного закона система основополагающих общественных отношений, характеризующих российское общество и государство.

Понятие конституционный строй выступает составной частью более широкой категории - конституционализм. Последний означает верховенство и определяющую роль конституции в правовой системе, прямое действие конституции в конституционной регламентации государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правовой характер взаимоотношений гражданина и государства. Важное значение для утверждения идей конституционализма имеет психологический фактор. Реализация самых прогрессивных, гуманистических конституций требует адекватного их отражения сознанием общества. Мировой опыт, да и советский 30-40-х годов в том числе, свидетельствует, что может действовать самая демократическая конституция по формальным признакам, и в то же время существовать реакционные порядки, нарушаться права и свободы граждан. В таких случаях конституция просто игнорируется. Признание высокого авторитета конституции, утверждение в обществе адекватного конституционного сознания есть необходимый элемент конституционализма. Таким образом, можно сказать, что понятие конституционный строй, тесно связанное с понятиями конституционализм, конституционное сознание, аккумулирует весь спектр многообразия механизма создания, действия и реализации Основного закона государства.

Особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции и всей системы действующего законодательства в целом. Это говорит о том, что другие главы Конституции содержат нормы, которые развивают и конкретизируют основы конституционного строя. Так, например, устанавливается порядок формирования и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, формулируются конституционные права и обязанности граждан, а также юридические и иные гарантии их обеспечения, порядок принятия и вступления в силу законов и других нормативных актов.

Одной из особенностей является юридическое верховенство не только по отношению к другим главам Конституции, но и законам Российской Федерации, актам Президента и Правительства. Как закреплено в ч.2ст.16, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. В случаях установления несоответствия каких-либо норм основам и признания их неконституционными они немедленно утрачивают силу. Верховенство основ конституционного строя распространяется не только на нормативно-правовые акты, но и на действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Конституция Российской Федерации закрепила невозможность отмены, внесения изменений и дополнений в положения главы 1 иначе, как в усложненном порядке, установленном Конституцией. Согласно ст.135, основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такая усложненная процедура направлена только на достижение одной цели: сделать основы конституционного строя как можно стабильными.

 

Вопрос 2. Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность.

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории "человек", "личность", "гражданин".

Понятие "человек" характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие "личность" характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие "гражданин" характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов. Это универсальная категория, вытекающая из самой природы человека возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования. Права человека — общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни и окружающей среды;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

• их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (в отличие от этого права человека не всегда выступают как юридические категории; они могут существовать и как моральные, социальные понятия независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной).

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений.

Положение личности определяется разнообразными социальными нормами (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют ее связи с обществом в целом. Все это характеризует собой общественное положение личности. Частью этого положения является правовой статус, который характеризует отношения личности только с государством.

Под правовым статусом личности, понимается юридически закрепленное положение человека, в обществе, его права, свободы, и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус (конституционный) - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.

Специальный правовой статус - это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие); он позволяет осуществлять специальные  функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус — это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством — основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым, все остальные статусы производны от него или дополняют его.

Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности — ст. 64 Конституции РФ. Понятие "основы" отражает систему взаимоотношений государства и личности. Она включает в себя следующие элементы:

1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как наличие гражданства данного государства является условием полной правосубъектности лица:

2) общие принципы правового статуса личности:

• всеобщность;

• равенство;

• непосредственное действие;

• гарантированность, защищенность государством;

3) основные права и обязанности, составляющие важнейший институт конституционного права;

4) гарантии прав и свобод граждан;

5) ограничения прав и свобод.

 

Вопрос 3. Правовое государство

Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Родоначальником доктрины правового государства признается И.Кант, однако ее отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Цицероном), а также другими известными философами (Спинозой, Монтескье, Руссо, Гегелем). В доктрине воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Вот, например, как определял правовое государство Б.А.Кистяковский: "Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав".

Впервые цель построения правового государства была провозглашена в Декларации о государственном суверенитете, принятой на первом съезде народных депутатов России 12 июня 1990г. Для создания правового государства недостаточно только его провозглашения, необходимо пройти очень долгий путь до его построения. С принятием Конституции 1993г. начался лишь процесс создания правового государства в России. Понятие правового государства очень обширно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные принципы (тем более что в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается):

1. В правовом государстве должны действовать только справедливые законы.

2. Правовое государство прочно связывает себя с законами.

3. Организация государственной власти должна строиться на принципе разделения властей.

4. Правовое государство гарантирует неотчуждаемость прав и свобод граждан.

5. В правовом государстве личность и государство равноправны и несут взаимную ответственность.

Говоря о приоритете прав и свобод человека и  гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву, следует сказать, что правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. "Все, что не запрещено, то дозволено" - важнейший принцип правового государства.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Данное положение прямо закреплено в Конституции РФ ст.15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Следовательно, государство прочно связывает себя с правом, а любой выход должностных лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина и недозволенное вмешательство в жизнь общества.

Также как и государство народ обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, но для этого необходимо знать законы и правильно их толковать. Поэтому Конституция закрепила, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовое акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", принятого Государственной Думой 25 мая 1994 г., где в ст.4 говорится, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

Вышеупомянутые принципы правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод, и невмешательство государственных органов в деятельность средств массовой информации, и законность методов работы силовых структур, и приоритет правил международных договоров, и многое другое.

Провозглашенная Конституцией правовым государством, Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона.

В Российской Федерации существует эффективная норма защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.

Помимо объективных сложностей переходного периода это во многом объясняется тем, что государственные и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из них все еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом.

Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в отношении защиты прав граждан, а государственные и муниципальные органы не оказывают необходимой помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. Поэтому построение в России правового государства потребует больших усилий со стороны и государства, и всех его граждан в деле преодоления всех этих трудностей и недостатков.

 

Вопрос 4 Федеративное государство.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Конституционный строй, отражает сущностные признаки государственности, без него не может существовать правовое государство. Принцип федерализма - это не просто один из принципов ее государственно- территориального устройства. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации. Федерализм - это юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик.

С точки зрения формы их государственного устройства все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора. Но добровольное объединение государств не означает, что субъекты Российской Федерации, в том числе и республики, независимые государства, так как в ином случае данный союз представлял бы собой конфедерацию. Конституция закрепила федерализм, объединяющий 89 равноправных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов, но ничего не сказала к какому типу федерации относится Россия. Вообще в мире существуют федерации, которые строятся по национальному (этническому, религиозному, языковому) принципу, так называемые национальные федерации, примером может служить бывший СССР, Чехословакия, Югославия (Босния и Герцеговина), территориальные федерации, в основе построения которых лежат экономические характеристики субъектов, например, США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия, Австрия и др., а также смешанные федерации, как Россия, в которой 32 субъекта организовано по национальному принципу (республики, автономная область, автономные округа) и 57 субъектов по территориальному принципу. Такое большое количество субъектов Российской Федерации связано прежде всего с двумя факторами, во-первых, территория России составляет 17 млн. кв. км., расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями, во-вторых, на этой огромной территории проживает более 140 национальностей и народностей, поэтому закрепление равенства всех граждан особенно важно, так как доля титульных наций, проживающих в республиках составляет менее половины населения.

Конституционные основы государственного устройства России включают в свое содержание закрепление в нормах гл. 1 Конституции РФ: распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

В нормах главы 3 Конституции РФ "Федеративное устройство", где  более детально установлены конституционные основы государственного устройства, закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в федерацию и образование новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Следует отметить, что общественные отношения в сфере государственного устройства России регулируются не только конституционными нормами, но и нормами Федеративного договора - договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Весь круг предметов ведения и полномочий, принадлежащих исключительно Российской Федерации, должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А это может быть достигнуто только при едином правовом регулировании в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будет гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечить их эффективную деятельность.

Вообще весь перечень полномочий Российской Федерации перечислен в ст.71 Конституции, причем ранее действовавшие конституции не устанавливали исчерпывающего перечня полномочий федерации.

В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т. е. одно, единое) принято называть простым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно- территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т. д.}, из которых складывается его административно-территориальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, для него характерны — одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, одна система высших судебных органов, единственное гражданство.

Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем Союзе ССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации унитарными государствами являются все республики в составе Российской Федерации. Унитарными государствами являются также большинство государств мира.

Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства.

Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение, федерация является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность.

Вместе с тем утверждение, что федерация является государственно- правовым союзом в отличие от международно-правового союза — конфедерации, совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственное образование, исключает возможность поддерживать какие- либо международно-правовые отношения с зарубежными государствами и международными организациями для входящих в нее государств или других образований. Наоборот, многие конституции федеративных государств, в том числе и Конституция Российской Федерации, показывают, что такая возможность вполне допускается.

Имея в своем составе другие государства, федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной конституцией и законодательством в них могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств. Наряду с наличием высших государственных органов, гражданства, территории федерации, включающей территории вошедших в ее состав государств, эти государства сохраняют и систему своих высших государственных органов, собственное гражданство, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут также иметь свои государственные символы.

 

Вопрос 5. Демократическое государство.

Демократия в дословном переводе с греческого означает народовластие. Демократический режим - широкое участие населения в организации государственной власти и местного самоуправления, а также широкий спектр прав и свобод граждан и их гарантированность. Народовластие находит свое отражение в закрепленных в Конституции нормах, например, ст. 2, где говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г. Также демократический характер Российского государства проявляется в ст.3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Если мы говорим, что многонациональный народ России является носителем суверенитета, а не часть населения проживающая на территории субъекта федерации, можно заключить, что Конституция РФ закрепляет принцип неделимости суверенитета. Поэтому волеизъявление части населения проживающего на территории Российской Федерации или решения органов государственной власти субъекта нашего государства, которые не закреплены волей всего народа должны быть признаны неконституционными.

С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства.

Государственная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяются конституцией и законами. Органы государственной власти наделены властными полномочиями, имеют свое функциональное назначение и действуют на основе собственной компетенции.

Орган государственной власти может носить коллегиальный характер (парламент, правительство), а может персонифицироваться в одном лице (президент). Президент республики - тоже орган государственной власти. Органом государственной власти выступает также судья, если он по закону разрешает дело единолично. Не является органом власти лица, возглавляющие такие органы (Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства и др.), они вправе представлять эти органы и действовать в пределах предоставленных им полномочий. Конституция может предусматривать внутри органа государственной власти специальные органы (например, Уполномоченный по правам человека, назначенный Государственной Думой, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой). Функции и порядок работы такого органа определяются в Российской Федерации федеральным конституционным законом или федеральным законом. Однако эти органы подотчетны по отношению к органам, их создавшим, они не могут выступать от имени государства. От этих органов коренным образом отличаются предусмотренные Конституцией органы, которые образуются Федеральным Собранием (например, Конституционный Суд, назначаемый Советом Федерации по представлению Президента).

Перечень федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации является исчерпывающим, т.е. не допускается созданием каких-либо других органов без изменения гл.1 Конституции.

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

- Правительство Российской Федерации;

- суды Российской Федерации.

Поскольку, согласно ст.1 Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В субъектах Российской Федерации сложились разнообразные системы организации государственной власти: в некоторых республиках существует должность президента, а в других ее нет; различаются полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования, организация деятельности и т.д. Конституция допускает такое многообразие. Согласно ст.77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Содержание ч.3 ст.11 Конституции имеет особое значение для нашего государства, поскольку оно по своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. В соответствии с данной статьей разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации проводится, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором, в-третьих, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Конституции разграничение предметов ведения в ст.71, 72 и 73. В ст.71 указано все, что отнесено к ведению Российской Федерации; в ст.72 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст.73 перечень предметов ведения субъектов Федерации не приводится. В ней указано, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Обращаясь к распределению предметов ведения и полномочий, которое было осуществлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., следует учитывать, что в соответствии с ч.1 раздела "Заключительные и переходные положения" в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции России.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия.

Идеология - это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между ними.

Идеологическое разнообразие означает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений. А это предполагает отсутствие в стране государственной или общеобязательной идеологии. Поэтому в статье 13 Конституции РФ было сформулировано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т.д. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую либо идеологию.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией. В этом случае должностные лица законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить "идеологическим языком" и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям.

В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиозные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию.

Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч.3 ст.13).

Демократическое правовое государство не может нормально функционировать без политического многообразия жизни, основу которой составляет политический плюрализм. Последний есть проявление политической свободы человека.

Одним из проявлений политического плюрализма выступает многопартийность. Это есть форма общественного управления, выступающая как механизм использования расхождения интересов, инакомыслия и разномыслия в целях общественного прогресса.

Под политическим разнообразием понимается наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений, формирований, действующих в рамках Конституций государства. Ныне политическое многообразие становится реальностью политической жизни России. Только на начало 1992 года Министерством юстиции России было зарегистрировано 820 общественных организаций, в том числе 25 партий.

Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.

Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных компаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст.30 Конституции РФ). Отношения государства с партиями бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству - парламентскую и внепарламентскую. Но это не может стать основанием для какого бы то ни было ограничения деятельности отдельных партий, а тем более их запрещения.

В России, по смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает, как минимум, две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагаясь на естественную саморегуляцию общества, гарантировать возможность создания партий и их деятельность.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, в уставе, положении или ином основополагающем акте общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура и территория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.

Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

В ч. 2 ст. 3 Конституции говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное выражение воли народа является высшим выражением народовластия, путем проведения референдума и свободных выборов. Но при принятии ежедневных решений по управлению страной невозможно участие всего населения, поэтому создаются постоянно действующие органы государственной власти, которые осуществляют политику государства на федеральном уровне, в субъектах федерации, а также решают вопросы местного значения.

К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления.

Под местным самоуправлением понимается система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения решающих вопросы местного значения.

В ХIХ в. сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:

англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий (выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству);

французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей или в других формах;

германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

В России развитие местного управления, неоднократно преобразовывавшегося в ХVII-XVIII вв., привело к земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформам, которые создали децентрализованную систему местного самоуправления. Социалистическое государство упразднило местное самоуправление, установив жесткую централизованную систему управления.

Возрождение местного самоуправления началось с принятием в 1990 г. союзного, а в 1991 г. российского Законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были изданы Указы Президента России по этому вопросу, утвердившие "Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (26 октября 1993 г.) и "Основные положения о выборах в органы местного самоуправления" (29 октября 1993 г.). 28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который регулирует все основные вопросы образования и деятельности соответствующих органов. Cогласно  этого закона, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно- правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность установленную законом.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов. Говоря о гарантированности местного самоуправления, Конституция имеет в виду прежде всего государственные гарантии. Смысл их в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление. Материально-финансовые условия, в частности, предполагают наделение субъектов местного самоуправления муниципальной, в том числе земельной, собственностью, обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления достаточными финансовыми ресурсами. Правовые условия включают  судебную защиту прав местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а это означает, что местное самоуправление отделяется от государственной власти с точки зрения структурно- организационной. Формирование органов местного самоуправления - дело самого населения соответствующего города, села или иного муниципального образования. Одни из этих органов могут быть непосредственно избраны населением, другие - сформированы выборными органами. Но при всех условиях они не могут назначаться "сверху", их состав не должен согласовываться с вышестоящими государственно-властными инстанциями или утверждаться ими.

Экономическая основа.

В отличие от прежних советских конституций Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других форм, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

- единство экономического пространства;

- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- поддержка конкуренции.

Законодатель, сформулировав принцип единства экономического пространства, не разъяснил что под ним следует понимать. По всей видимости, это стремление народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. В п. "ж" ст.71 Конституция выражает эту мысль достаточно определенно, когда говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится "установление правовых основ единого рынка". Дальнейшее более конкретное содержание этого понятия будет зависеть от развития законодательства Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ч.1 ст.74 Конституции свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств не должно наталкиваться на таможенные границы, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вывоз, других барьеров. Следует отметить, что в данной статье под финансовыми средствами имеются ввиду не только денежные знаки, но и документы, подтверждающие безналичное перемещение денежных средств. Последние представляют собой важнейшую форму финансовых отношений в сфере банковской и иной коммерческой деятельности.

Поддержка государством конкуренции - лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция тем эффективнее, чем  меньше принуждения и вмешательства со стороны властей и разного рода монополизма, особенно государственного.

Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это, прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности.

Свобода экономической деятельности - другой основополагающий принцип рыночной экономики. Она обуславливается пределами вмешательства государственной власти в сферу гражданского общества. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности , если она не противоправна, не только не враждебно интересам общества, но как раз служит этим интересам.

Собственность.

В тоталитарном государстве господствуют государственная и кооперативная формы собственности. Правовое государство обязано признать право каждого человека на частную собственность.

Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч.2 ст.8 Конституции:

1) признаются: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

2) все формы собственности защищаются равным образом.

Частная собственность это не то же самое, что личная собственность, она является гораздо более широким понятием. В это понятие включаются не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности и пр.), но также промышленные, финансовые и торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты. В государственной собственности находятся заводы, торговые предприятия, железные дороги, судоходные компании и др.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм собственности (государственной, частной и иных). В муниципальной собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.

Упомянутые в Конституции "иные формы собственности" включают собственность общественных объединений, профсоюзов, политических партий, различных общественных организаций. Это могут быть значительные объекты. Профсоюзы, например, владеют гостиницами, административными зданиями, автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отдыха и профилакториями. Под "иными формами собственности" подразумеваются также такие разновидности коллективной собственности, как общая, совместная , общая долевая. Они отличаются от других по субъекту, но по существу выступают как все та же частная собственность юридических лиц.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ