Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 5 (2). Основы конституционного строя РФ
24.11.2017, 13:00

Вопрос 6. Социальное государство.

Социальное государство - государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, которое основывается на закрепленных правом принципах социального равенства и взаимной ответственности, а социальной политикой - часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, а также изменением благосостояния и образа жизни граждан.

Российская Федерация, закрепляется в ст.7 Конституции РФ, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. По успехам в социальной политике государства можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни. Социальное государство стремиться приблизительно к равномерному содействию благополучия всех граждан. Любое социальное государство берет на себя в объеме соответствующем его возможностям обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворении их материальных и духовных потребностей.

Государство способствует материальному благополучию человека и не создает препятствий для осуществления трудовой и предпринимательской деятельности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому социальное государство принимает и последовательно проводит специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев общества.

Конституция нам указывает, что государство стремиться обеспечить достойную жизнь, но не говорит какими мерками она измеряется и каким образом это стремление достигается, хотя ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет 5 конституционных обязанностей государства в социальной сфере:

1. Охрана труда и здоровья людей.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

3. Обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым гражданам.

4. Развитие системы социальных служб (учреждения для сирот, инвалидов и т. д.).

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

А также социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые различные слои населения и включает в себя: 1) борьбу с безработицей;

2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда; 3)общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры. Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям. Следует отметить, что конституционное положение о социальной помощи малоимущим достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

И тем не менее деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действительной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.

 

Вопрос 7. Республиканская форма правления.

Республика (от лат. res publica - общественное дело) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства на определенный срок, именуемого иногда президентом.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве: ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных цепей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод, формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии — республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

В статье 1 Конституция Российской Федерации делает четкий выбор из двух форм правления: республики и монархии. Россия провозглашена республикой, но не сказано к какому виду республик она относится. Между тем выделяют 3 вида республик.

Парламентская республика. Президент является главой государства, но не является главой исполнительной власти. Главой исполнительной власти становится глава партии или коалиции партий, победившей на выборах. Примером может служить Италия.

Президентская республика. Президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Пример: США.

Смешанная республика. Президент является главой государства, но не является главой исполнительной власти, однако, у президента есть полномочия позволяющие ему определять состав правительства и направления его деятельности. Примеры: Франция, Россия.

Республика является одним из механизмов народного суверенитета, где все высшие органы государственной власти либо избираются всенародно, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Суверенные права на власть признаются за всеми дееспособными гражданами либо за большинством их, а управление осуществляется на основе народного представительства. И только народ в лице своих представителей с решающим голосом может установить или изменить форму правления.

 

Вопрос 8. Светское государство

Светский характер Российского государства означает отделение церкви от государства и разграничение сфер их влияния. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция в ст.14 раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Противоположность светскому государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством была, например, Монголия до 1921 года, а сегодня является Ватикан.

Чаще встречается клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Примером может служить Иран.

В ст.4 Федерального закона Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года закреплено, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства оно:

- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не участвует в выборы в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Закон определил, что каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Такие жесткие рамки для изучения религии и распространения ее на еще неокрепший разум детей определены для того, чтобы такие секты как: Мормоны, Свидетели Иеговы, Церковь Христова, Церковь Муна, Белое Братство, Богородичный Центр, Армия Спасения, Аум синрике и другие, которые зачастую используют гипноз и зомбирование, психотропные и наркотические средства для привлечения новых членов в свои ряды, не могли покупать души русских людей путем бесплатной раздачи литературы, гуманитарной помощи, приглашений за границу.

 

Вопрос 9. Суверенитет Российской Федерации

Только суверенное государство может выражать волю народа и в полном объеме обеспечивать его права и интересы. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства. Суверенное государство признает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.

Уже на I съезде народных депутатов России, состоявшемся 12 июня 1990 года, была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Она как бы подвела итог тому факту, что Россия уже тогда фактически, как и все бывшие союзные республики, стала независимым государством.

Суверенитет, как один из основополагающих принципов конституционного права, имеет 2 формы:

- народный суверенитет (ст. 3 Конституции)

- государственный суверенитет (ст. ст. 4, 67 Конституции)

Народный суверенитет означает, что народ является основой государственности и источником государственной власти. Государственный суверенитет означает, что государственная власть основанная на суверенной воли народа, независима от кого либо ни было во внутренних делах и международных отношениях. В настоящее время государственный суверенитет не рассматривается как абсолютно не ограниченный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими принципами конституционного права:

- в сфере внутренних отношений государственный суверенитет не должен вступать в противоречие с правами человека;

- в международных отношениях государственный суверенитет ограничен общепризнанными принципами международного права.

Суверенитет Российской Федерации характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур. Действуя на основе издаваемых ею правовых предписаний, она определяет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных отношений, имеющих юридическую значимость.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур  государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ.

Народовластие как проявление суверенитета народа имеет 2 формы:

- прямое (непосредственное) народовластие - прямое волеизъявление народа или его участие в непосредственном решении им вопросов государственной или общественной жизни.

Разновидности прямого народовластия:

- референдум и выборы;

- всенародное обсуждение;

- митинги, шествия, демонстрации и пикетирования.

Референдум - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Порядок проведения референдумов в Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", подписанным Президентом РФ 10 октября 1995г., Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписанным Президентом РФ 19 сентября 1997г., законодательством субъектов РФ. Так инициатива проведения референдума принадлежит 2 миллионам граждан Российской Федерации при условии, что на территории одного субъекта Федерации проживает не более 10% от инициаторов. Также референдум может быть проведен по инициативе Конституционного Собрания.

Референдум в РФ назначает Президент РФ. До принятия решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд с запросом. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, Президент обязан назначить не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения суда.

Закон запрещает выносить на референдум ряд вопросов: изменение статуса субъектов РФ, досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также вопросы проведения их досрочных выборов. Также на референдум нельзя выносить вопросы, связанные с принятием и изменением федерального бюджета, изменением и отменой федеральных налогов и сборов, вопросы амнистии и помилования и принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

- представительное народовластие - это осуществление народом власти через своих представителей.

Представительное народовластие осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это подкрепляется несколькими конституционными нормами, например, правом граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, правом граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, правом обжаловать действия органов власти в суде, доступ к государственной службе и ряд других норм.

 

Вопрос 10. Разделение властей.

Разделение властей - создание определенной системы "сдержек и противовесов", невозможность концентрации в одних руках всей совокупности государственной власти, определенная гарантия от произвола авторитарных тенденций и стремления к узурпации власти.

Теория разделения властей в зачаточном состоянии присутствовала еще во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Впервые на законодательном уровне принцип разделения властей был закреплен в Конституции США 1787 г., Франции 1789 г. Затем мировая практика развития демократических государств совершенствовала данный принцип, доведя до нас то что мы имеем. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция РФ 1993 г. закрепляет данный принцип как одну из основ конституционного строя. В ст.10 говорится, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Положение ст.10 Конституции относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией РФ (п. "н" ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Иными словами, Президент РФ обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Поскольку в ст.10 Конституции говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной или главе государства или парламенту;

- между законодательной и исполнительной властью должен быть обеспечен баланс полномочий;

- судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

- ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

- споры о компетенции должны решаться только Конституционным Судом;

- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ